Тема: Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста.
консультация (средняя группа)

Алексеева Светлана Николаевна

 

Цель: Ознакомление родителей с системой методов и

Приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение стихов методом мнемотехнике.

Ознакомление и последующие применение родителями мнемотаблиц дома.

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»

Ушинский К.Д.

Одним из направлений развития речи детей является разучивание стихотворений. Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Не все дети любят учить стихи, у кого-то заучивание стихотворений вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.

Какие проблемы могут возникнуть при заучивании стихотворений?

  • Потеря слова, искажение смысла стихотворения.
  • Изменение порядка слов, что нарушает художественную форму.
  • Длительность процесса заучивания (запоминания).
  • Припоминание, а при припоминании текста, теряется интонационная выразительность.

Существует множество методов и приемов способствующих заучиванию стихотворений.

Одной из актуальных, высоко эффективных методик для запоминания, сохранения и воспроизведения информации является мнемотехника.

Мнемоника, или мнемотехника - система различных приёмов, которая облегчает запоминание и увеличивает объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, позволяет организовывать учебный процесс в виде игры. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

     

 Мнемотехника помогает развивать:

- ассоциативное мышление;

- зрительную и слуховую память;

- зрительное и слуховое внимание;

- воображение.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов.

image   Мнемоквадрат – это одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.  Например, для слова «зима», «выпал снег» дается его символическое обозначение.

   Затем задание усложняется, демонстрируя детям мнемодорожку – ряд картинок (3-5), по которым можно составить небольшой рассказ в 2-4 предложения.  «Наступила зима. Деревья и дома укрыло снегом.  Дети тепло оделись и вышли на прогулку. Они слепили

снеговика». image

   И, наконец, самая сложная структура мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стих, сказка и т.п.). В данном случае представлено стихотворение А. Барто «Я знаю, что надо придумать»

image

Я знаю, что надо придумать,                           Смотрю я в стекляшку
Чтоб не было больше зимы,                            Зеленого цвета,
Чтоб вместо высоких сугробов                       И сразу зима
Вокруг зеленели холмы.                                  Превращается в лето.

Для детей 3-5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – жёлтое, небо – синее, трава - зеленая. В старшем дошкольном возрасте можно давать детям – чёрно-белые мнемотаблицы, цветом выделяются только сложные или важные моменты. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребёнка. Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком. Основные приемы запоминания мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности.

Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста, но рациональнее вводить её в занятия с 4-5 лет, когда у детей накоплен основной словарный запас.

Мнемосхемы можно использовать для обогащения словарного запаса, при пересказе художественной литературы, обучении составления рассказов, отгадывании и загадывании загадок, заучивания стихотворений.

.

Описание методики

1.Выразительное чтение стихотворения, сообщение о том, что дети будут учить его наизусть;

2.Беседа по содержанию стихотворения, выяснение основной мысли, словарная работа;

3.Дети рассказывают стихотворение, опираясь на придуманные образы

4. Дети рассказывают стихотворение без помощи мнемотаблицы.

 

В овладении приемами работы с мнемотаблицами, мы не только заучиваем стихотворение наизусть, но и тем самым развиваем и речь, и основные психические процессы - память, внимание, образное мышление. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания стихотворений в нашем случае более простым, интересным, творческим. Я предлагаю Вам   выполнить следующие задания 

Составить мнемотаблицу по стихотворению

Нины Найдёновой «Наши игрушки»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx50.71 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста.

Цель: Ознакомление родителей с системой методов и

Приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение стихов методом мнемотехнике.

Ознакомление и последующие применение родителями мнемотаблиц дома.

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»

Ушинский К.Д.

Одним из направлений развития речи детей является разучивание стихотворений. Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Не все дети любят учить стихи, у кого-то заучивание стихотворений вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.

Какие проблемы могут возникнуть при заучивании стихотворений?

  • Потеря слова, искажение смысла стихотворения.
  • Изменение порядка слов, что нарушает художественную форму.
  • Длительность процесса заучивания (запоминания).
  • Припоминание, а при припоминании текста, теряется интонационная выразительность.

Существует множество методов и приемов способствующих заучиванию стихотворений.

Одной из актуальных, высоко эффективных методик для запоминания, сохранения и воспроизведения информации является мнемотехника.

Мнемоника, или мнемотехника - система различных приёмов, которая облегчает запоминание и увеличивает объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, позволяет организовывать учебный процесс в виде игры. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

     

 Мнемотехника помогает развивать:

- ассоциативное мышление;

- зрительную и слуховую память;

- зрительное и слуховое внимание;

- воображение.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов.

C:\Users\Юлия\Desktop\в.PNG   Мнемоквадрат – это одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.  Например, для слова «зима», «выпал снег» дается его символическое обозначение.

   Затем задание усложняется, демонстрируя детям мнемодорожку – ряд картинок (3-5), по которым можно составить небольшой рассказ в 2-4 предложения.  «Наступила зима. Деревья и дома укрыло снегом.  Дети тепло оделись и вышли на прогулку. Они слепили

снеговика». C:\Users\Юлия\Pictures\Снимока.PNG

   И, наконец, самая сложная структура мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стих, сказка и т.п.). В данном случае представлено стихотворение А. Барто «Я знаю, что надо придумать»

C:\Users\666\Desktop\Снимок.JPG

Я знаю, что надо придумать,                           Смотрю я в стекляшку
Чтоб не было больше зимы,                            Зеленого цвета,
Чтоб вместо высоких сугробов                       И сразу зима
Вокруг зеленели холмы.                                  Превращается в лето.

Для детей 3-5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – жёлтое, небо – синее, трава - зеленая. В старшем дошкольном возрасте можно давать детям – чёрно-белые мнемотаблицы, цветом выделяются только сложные или важные моменты. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребёнка. Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком. Основные приемы запоминания мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности.

Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста, но рациональнее вводить её в занятия с 4-5 лет, когда у детей накоплен основной словарный запас.

Мнемосхемы можно использовать для обогащения словарного запаса, при пересказе художественной литературы, обучении составления рассказов, отгадывании и загадывании загадок, заучивания стихотворений.

.

Описание методики

1.Выразительное чтение стихотворения, сообщение о том, что дети будут учить его наизусть;

2.Беседа по содержанию стихотворения, выяснение основной мысли, словарная работа;

3.Дети рассказывают стихотворение, опираясь на придуманные образы

4. Дети рассказывают стихотворение без помощи мнемотаблицы.

В овладении приемами работы с мнемотаблицами, мы не только заучиваем стихотворение наизусть, но и тем самым развиваем и речь, и основные психические процессы - память, внимание, образное мышление. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания стихотворений в нашем случае более простым, интересным, творческим. Я предлагаю Вам   выполнить следующие задания 

Составить мнемотаблицу по стихотворению

Нины Найдёновой «Наши игрушки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей "Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста"

Приятно, когда ребенок с удовольствием сначала учит и потом декламирует стихи перед любой аудиторией. Но что делать, когда надо выучить стихотворение обязательно, а ребенок не соглашается на это «ни з...

Использование мнемотехники для заучивания стихотворений с детьми дошкольного возраста

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и, конечно, развитие речи....

презентация " Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста

.Цель: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание стихотворений.Задачи:- популяризация инновационных идей, технологий, находок педагога;- повышени...

Выступление на педагогическом совете "Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста"

Реализовать задачу интеллектуального развития детей дошкольного возраста позволяет использование современных педагогических технологий. Одной из таких технологий является мнемотехника. Мнемотехника - ...

«Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста»

В настоящее время у детей наблюдаются такие проблемы, как скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, не совершенность логического мышления. А ведь они – результат плохо...

«Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста»

Сегодня одна из важнейших задач – это стимулирование развития всех видов памяти ребенка.Поэтому необходимо учить детей запоминанию поэтических произведений, а поможет в этом мнемотехника....

Презентация "Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста"

Презентация из опыта работы по теме "Использование мнемотехники при заучивании стихотворений  с детьми дошкольного возраста"...