Пластилинография, как средство развития творческих способностей у старших дошкольников
консультация (старшая группа)

Кенжегулова Гульмира Рахметуллаевна

/

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plastilinografiya.docx19.17 КБ

Предварительный просмотр:

Пластилинография, как средство развития творческих способностей у старших дошкольников.

1. Введение.
Желание творить — внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Дети рисуют, лепят, экспериментируют. Все необычное их удивляет, они открывают много нового и интересного. У ребят развивается вкус к познанию нового, к исследованиям. Дети задают вопросы педагогу, друг другу, тем самым у них обогащается и активизируется словарный запас.
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.
Рисование имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора. Отмечу, что рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастеров, но и пластилином.
Рисование пластилином – это пластилиновая живопись (пластилинография). В пластилиновой живописи пластилин используется в виде «краски», как изобразительный материал, а инструментом для работы с этим материалом служат ладошки и пальчики ребенка.
Пластилинография – один из видов декоративно-прикладного искусства, редко практикующихся в дошкольном учреждении. А в пластилиновой живописи заложены колоссальные воспитательные резервы, огромные педагогические возможности, которые влияют на формирование и развитие художественно-эстетического и образно-пространственного восприятии окружающего мира детьми дошкольного возраста.
Авторы, исследующие проблему эффективной работы с пластилином и его влияние на творческие способности детей (Н.Б. Халезова, Б.Б. Косминская, Н. П. Саккулина, Т. С. Комарова и др.. Они  отмечают наличие тесной взаимосвязи между тонкой двигательной координацией и уровнем работоспособности, и  степенью овладения техническими навыками и успешностью, качеством выполнения работы.
Процесс рисования пластилином в изобразительной деятельности вовлекает в работу движения рук (ладоней, пальцев), зрительное восприятие. Этот процесс также развивает такие психические процессы, как внимание, память, мышление, воображение, речь (Л.А. Венгер, В.С. Мухина, Р. С. Немов и др.)
   Таким образом, организация работы по созданию продуктов детского творчества в технике пластилинография способствует всестороннему развитию личности ребёнка.
В игровой форме дети учатся выделять в своих художественных работах главный замысел и оттенять второстепенные детали. Дошкольники получают знания, умения навыки, знакомятся с миром предметов в процессе частичного использования бросового материала. При этом расширяются возможности изобразительной деятельности детей, раскрываются методы обучения основным правилам, приёмам и средствам композиции.
Такая техника, как пластилинография демонстрирует необычные сочетания материалов и инструментов, ее технология выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку именно поэтому нетрадиционная методика очень привлекательна детям, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний, самовыражению в целом.

2. Актуальность.
Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит и не реализованными в будущей жизни. Наличие развитого воображения в зрелые годы обуславливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека. Поэтому творчество и развитие творческих способностей – одно из главных задач дошкольного образования. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников.
Дошкольное детство - прекрасный и неповторимый период в жизни ребенка. Именно в этот момент каждый ребенок стремится творить, а такая простая вещь, как пластилин, может при грамотном подходе сыграть немалую роль в том, чтобы дети выросли всесторонне развитыми.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста, заметила: дети очень любят рисовать, старательно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами, осваивают приемы и способы рисования, но при создании собственных работ изобразительные и выразительные навыки остаются на среднем уровне, многие композиции выделяются скудностью содержания, штампами. Нет «своих», искренних рисунков, отсутствует творческий подход.
Зачастую дети повторяют представленный образец художественно – творческой деятельности педагога, даже если затем педагог, согласно методике убирает анализируемый образец. Художественно – творческая деятельность по представлению успешно получается лишь у небольшого количества детей, которые проявляют способности к изобразительным видам деятельности. Пластилинография позволяет избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с материалами, инструментами. Это дает толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности.
Таким образом, возникла необходимость создать такой комплекс образовательной деятельности по пластилинографии.
Техника рисования пластилином проста в исполнении, дети легко усваивают новые приемы, быстро достигают хорошего качества работ и занимаются с удовольствием. Детям очень нравится смешивать цвета для получения нужного оттенка. Этот процесс особенно привлекает детей, так как они очень любят экспериментировать. Пластилин – материал волшебный и любую ошибку можно исправить. Неудачное изображение очень быстро и просто счищается стекой, потом снова добавляется фон. Возможность легко исправить ошибку, особенно привлекательна для детей. Необходимо, чтобы ребенок радовался полноценному творческому процессу, чтобы ему было психологически комфортно во время занятия.
Пластилинография хороша тем, что она доступна детям, позволяет быстро достичь желаемого результата, делает выполнение работы более увлекательной и интересной.

3. Цель и задачи.
Цель: Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами пластилинографии.
Задачи.
Продолжать обучать основным приёмам пластилинографии (отщипывание, надавливание, размазывание, скатывание) в создании индивидуальных и коллективных работ.
Учить детей находить оригинальные способы для создания художественного образа, в том числе композиционные.
Учить детей свободно экспериментировать с художественным материалом и инструментами (предметами – заместителями); обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.
Привлекать родителей к совместной творческой деятельности и обучать доступным в домашних условиях приёмам пластилинографии средствами педагогического просвещения.

4. Образовательная деятельность с детьми
Современная педагогика уже не сомневается в том, что учить творчеству возможно. Вопрос, по словам И.Я. Лернера, состоит лишь в том, чтобы найти оптимальные условия для такого обучения.

Этапы введения пластилинографии как средства развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
На начальном этапе рассмотрели картины и иллюстрации, выполненные в технике пластилинография. Отметили, что работы яркие, рельефные, выпуклые.
- Обсудили с детьми, какие материалы и инструменты нужны для создания пластилиновых картин, что нужно для того, чтобы пластилиновая картина не потеряла форму.
-Узнали,что рисовать пластилином можно на стекле, на картоне, на пластиковых крышках, обсудили, что выполнить работу можно как из целого куска пластилина, так и из кусочков (частей). Виды пластилиновой аппликации представлены и рассмотрены в приложении 2
- Обсудили с детьми, что сюжетом творческой работы, может быть, послужить любой рисунок из книги, сюжет из сказки, рассказа, стихотворения, а также придуманный или выдуманный.
- Выстроили четкий план выполнения заданной работы, (для начала перенести рисунок на основу, (картон, пластик) карандашом или маркером, заполнить каждый участок картинки пластилином соответствующего цвета, используя изученные приемы: отщипывание, скатывание, придавливание, и т. д…… )
- Поговорили, о том, что картину можно сделать рельефной, используя стеку, палочки, карандаш, и т.д….., а так же украсить, используя различные материалы: бусинки, бисер, пайетки, ниточки, и даже бросовый мелкий материал.
- Обговорили, как подготовить рабочее место для работы с пластилином, как сделать пластилин мягким, готовым к работе.

Рекомендации по организации работы в технике пластилинография представлены в приложении 3.
- Разобралиправила техники безопасности при работе с пластилином, с инструментами: стеками, палочками, трубочками, крышечками, представлены в приложении 4
- Поговорили о том, что после работы следует навести порядок на столе.
- Поиграли с пластилином, вспомниливсе известные приемы пластилинографии: (отщипывание, прищипывание, оттягивание, придавливание, надавливание, размазывание, и другие….) попробвалиотщипывать пальчиками, раскатывать, надавливать на пластилин подушечкой указательного пальца; размазывать пластилин по поверхности основы от центра к краям контура, смешивать цвета, пробовать выполнить простые, знакомые элементы, заготовки, для получения деталей, заготовок.
- выполняли работы по образцу, на заданную тему

На основном этапе работы, детям предложили темы для творчества с усложнением выполнения творческой работы и сюжета. Для этого использовали образец, потом его убрали, чтобы дети могли проявить свою фантазию и творчество.
- Предложили детям продумать сюжет своей работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Продуктивная изобразительная деятельность как средство развития творческих способностей у старших дошкольников"

Статья о изобразительной деятельности старших дошкольников как средства развития у них творческих способностей. Предназначена для работников дошкольных и школьных образовательных учреждений....

Презентация: "Пластилинография - как средство развития творческих способностей старших дошкольников".

Презентация: "Пластилинография - как средстворазвития творческих способностейстарших дошкольников"....

Мастер-класс «Пластилинография - как средство развития творческих способностей старших дошкольников»

Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей. Они способствуют:1. Развитию психических процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения.2. Раз...

Пластилинография, как средство развития творческих способностей у старших дошкольников.

Пластилинография, как средство развития творческих способностей у старших дошкольников...

Консультация "Пластилинография как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи котор...

Семинар-практикум "Пластилинография- как средство развития творческих способностей старших дошкольников"

Пластилинография – это один из видов нетрадиционной изобразительной деятельности. Представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых полу-объемных объектов на гори...