Проект семейного клуба "Мы вместе" «Формироване семейных ценностей воспитанников ДОУ»
проект (старшая группа)
Из опыта работы по формированию семейных ценностей воспитанников ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty_semeynye_tsennosti.doc | 225.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение города Нягани «Детский сад №5 «Дубравушка»
Обобщение опыта
«Формированию семейных ценностей воспитанников ДОУ»
Разработал воспитатель:
Виноградова Наталья Сергеевна
г. Нягань
Из опыта работы по формированию семейных ценностей воспитанников ДОУ
Дом – это основа истинной добродетели. Если правильным ценностям не научат в семье, то, вероятно, им не научат совсем.
Гордон Б. Хинкли
Одним из важнейших положений Стандартов второго поколения является ориентация содержания образования на формирование семейных ценностей, составляющих культурное, духовное и нравственное богатство российского народа. В условиях введения ФГОС исключительно важной становится роль родителей.
С одной стороны, родители выступают как заказчики образовательной услуги и эксперты образовательной реальности, существующей для ребенка, а педагог – как исполнитель заказа и объект экспертизы. С другой стороны, педагог и родитель являются партнерами по проектированию, организации и исполнению образовательного проекта. Но так как значительная часть родителей – непрофессиональные воспитатели, не имеют специальных знаний в области педагогики и психологии, испытывают трудности в установлении контактов с детьми, в выборе методов воспитания, классный руководитель должен совместно найти наиболее эффективный способ решения этой проблемы.
В связи с этим, я разработала проект работы по формированию семейных ценностей воспитанников.
Характеристика проекта
Вид проекта – творческий
По содержанию – педагогический
По числу контактов - совместная деятельность воспитанников, детского сада и родителей.
По продолжительности: долгосрочный
Цель проекта:
- Приобщение родителей к жизнедеятельности детского сада через изучение положительного семейного опыта и истории своей семьи;
- Создание условий для активизации воспитательных функций родителей через вовлечение их в единое образовательно-воспитательное пространство.
Задачи:
Обобщить и систематизировать теоретические сведения о формах и принципах взаимодействия семьи и детского сада.
Определить основные проблемы во взаимодействии семьи и детского сада.
Разработать принципы эффективного взаимодействия семьи и детского сада.
Формировать представление о семейных ценностях через реализацию совместного досуга.
Срок реализации: сентябрь 2022 г. – май 2023г.
Участники проекта:
- воспитатель
- воспитанники
- родители
Условия взаимодействия:
· добровольность,
· равноправие сторон,
· уважение интересов друг друга,
· соблюдение законов и иных нормативных актов.
Актуализация и описание проблемы:
В группе накоплен немалый опыт взаимодействия с семьей. Активное вовлечение родителей в жизнедеятельность детского сада происходит через совместные познавательные, творческие, спортивные мероприятия. Создан и работает родительский комитет. Взаимодействие детского сада и семьи – целенаправленная деятельность, в результате которой создаются благоприятные условия для развития личности ребенка. Чем выше уровень этого взаимодействия, тем эффективнее решаются проблемы воспитания. Чтобы повлиять на семейное воспитание с учетом интересов ребенка, необходимо выбрать оптимальные формы взаимодействия с семьями воспитанников.
Смысл педагогического взаимодействия семьи и детского сада находим в создании условий для нормальной жизни ребенка, для развития его индивидуальности.
Направления взаимодействия с семьями :
- изучение условий семейного воспитания. Составление характеристик семей обучающихся;
- просвещение по вопросам психологии и педагогики;
- взаимодействие с родительским комитетом;
- информирование родителей о ходе и результатах воспитания и обучения детей;
- формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательному пространству;
- совместная деятельность родителей и учащихся.
Формы взаимодействия педагогов и родителей:
· тематические родительские собрания;
· тематические беседы;
· консультации для детей и родителей;
· праздники семьи и группы;
· спортивные состязания;
· походы выходного дня, экскурсии, викторины;
· открытые занятия для родителей с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя.;
· выставки семейного творчества;
· лектории для родителей.
Условия реализации проекта:
· Установление партнерских отношений с семьей, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.
· Создание системы просветительской деятельности с родителями и семьями учащихся.
· Насыщение проекта различными формами совместной деятельности обучащиюхся, родителей, педагогов.
· Уважительное общение педагогов с родителями с учетом их культурной, религиозной и национальной принадлежности.
· Обеспечение прав родителей на участие в управлении ДОУ.
· Активное включение в работу с семьей администрации ДОУ, педагога-психолога
Гипотеза:
Активное вовлечение родителей в жизнь детского сада и группы будет способствовать приобретению нового взгляда на отношения в семье; поможет родителям познать своего ребенка, его способности и интересы вне семьи; будет способствовать успешному личностному развитию детей, повышению качества знаний; интересу к истории своей семьи, формированию индивидуальности ребенка.
Этапы реализации проекта
· Организационно-подготовительный- составление характеристик семей обучающихся; определение задач проекта; составление предварительного плана; выбор родительского комитета. Установление контактов. Проведение подготовительной работы с участниками проекта.
· Основной- активное сотрудничество для решения поставленных задач; выбор наиболее эффективных методов и форм работы; выполнение мини-проектов.
· Итоговый - отчет о проделанной работе, защита проекта, рефлексия.
· Организация полезного досуга
· Создание системы массовых мероприятий с родителями (с опорой на план воспитательной работы), работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и обучающихся;
· пропаганда здорового образа жизни;
· включение семей в воспитательный процесс.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
· У обучающихся и их родителей сформируется потребность больше времени проводить вместе.
· Обучающиеся узнают историю своей семьи, традиции, увлечения. Будут стремиться сохранять семейные ценности.
· Новая деятельность привлечет внимание обучающихся и родителей к организации жизнедеятельности детского сада, создание новых школьных и семейных традиций.
· Повысится ответственность ребенка перед своими родителями.
Возрастет сотрудничество семьи и ДОУ.
Основные направления сотрудничества семьи и ДОУ:
· Согласованность действий (законы, защищающие семью и ребенка, знание обеими сторонами психологических особенностей ребенка).
· Взаимодополнение влияний (авторитет родителей, личность педагога, единая трактовка влияния улицы, средств массовой информации).
· Преодоление недостатков в формировании личности (работа с детьми, находящимися в особо трудных условиях, психологическая коррекция).
· Совместная работа по закреплению и развитию успехов ребенка.
· Повышение педагогической культуры родителей.
· Различные формы сотрудничества с родителями.
Практическая направленность проекта:
Из опыта работы с семьёй предлагаю следующие мероприятия проведенные мною:
Праздники – вечера:
Друзья моего ребенка.
Праздники нашей семьи.
"Можно" и "нельзя" в нашей семье.
Дни рождения нашей семьи. Как мы их празднуем?
Особенности здоровья ребенка,
Его увлечения, интересы;
Предпочтения в общении в семье;
Поведенческие реакции;
Особенности характера;
Моральные ценности семьи.
Тематические консультации:
Адаптация ребенка в ДОУ.
Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?
Как развивать плохую память ребенка?
Как развивать внимание и внимательность?
Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.
Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления.
Грубость и непонимание в семье.
Правда и ложь.
Беседы:
Если ребёнок лжёт?
Детская неблагодарность.
Мой ребёнок и его друзья.
На чём основано взаимопонимание.
Детская агрессия.
Тревожность детей. К чему она может привести?
Что нужно знать о леворукости ребёнка?
Конференции:
Книга и её роль в жизни.
Вредные привычки и как с ними бороться.
Культура общения со сверстниками и взрослыми.
Права и обязанности ребенка в семье, в социуме.
·Лектории:
Воспитание сознательной дисциплины и ответственности у детей.
Семейные традиции и праздники.
Трудовое воспитание в семье.
Телевизор в жизни семьи.
Диспуты:
· О разумной родительской любви.
· Как вырастить ребёнка нравственным.
· Режим дня в жизни дошкольника.
· Поощрение и наказание как методы воспитания.
· Нужно ли воспитывать в ребёнке патриотизм?
Результаты моей работы:
Повысилась активность родителей: на наши праздники в конце года приходят всей семьей: и родители, и бабушки с дедушками, и братья с сестрами.
У родителей появилась инициатива в определении содержания наших праздников. Свои праздники мы строим с учетом пожеланий, предложенных родителями.
У детей сформировалось понимание ценности семьи, ее значимости в жизни ребенка.
Положительная динамика состояния здоровья обучающихся, снижение заболеваемости.
Реализация творческого потенциала детей (и родителей тоже!)
Овладение коммуникативными навыками, бесконфликтным стилем поведения всеми участниками образовательного процесса.
Повышение активности участия родителей в управлении жизнедеятельностью ДОУ.
Развитие социального интеллекта.
Динамика личностного роста обучающихся.
Формирование социально- активной жизненной позиции обучающихся.
Вывод: Считаю, чем активнее будет сотрудничество детей и родителей в учебной и внеурочной деятельности, тем меньше проблем в работе с семьей встретит педагог в своей профессиональной деятельности. Это – незыблемое правило работы с семьей, которого должен придерживаться творческий классный руководитель.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бедерханова В.В. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых // целостный учебно-воспитательный процесс: исследование продолжается. Материалы методологического семинара памяти профессора B.С. Ильина. – выпуск № 5. – Волгоград, 2001.– с. 95-100.
2. Данилъчук в.и. гуманитарная парадигма в проектировании педагогического образования. // Развитие личности в образовательных системах Южно-российского региона. – Ростов н/д, 1998.
3. Мостовая С.В. Психолого-педагогические условия эффективного взаимодействия учителя и родителей в начальной школе.// Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/psikhologo-pedagogicheskie-usloviya-effektivnogo-vzaimodeistviya-uchitelya-i-roditelei-v-nac#ixzz2E09ZfOIj
4.Фридман И.Ребенок между семьей и обществом//Семья и школа.-2002.-№11-12.-С.2-4.
5. Фридман Л.М. Школа и родители//Классный руководитель.-1998.-№5.-С.39-44.
6. Хорошая школа: желаемая и реальная: Аналитический отчет по материалам опроса родителей//Директор детского сада: Экспресс-опыт.-2000.-№8.-С.38-46.
7.Школа и родители //Начальная школа: плюс-минус.-2001.-№3.
8. Семенов ГС. Организация воспитательной работы в школе. М. “Школьная пресса”, 2002.
Виноградова Наталья Сергеевна, воспитатель
МАДОУ г. Нягани «Детский сад №5 «Дубравушка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста в ходе реализации проекта «Семейный альбом»
Создание семьи и ее сохранение это великий подвиг и труд. Родить, дать новую жизнь не так трудно. Но вложить в ребенка понятия любви, веры, совести, ответственности — задача не из простых и невы...
Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста в ходе реализации проекта «Семейный альбом»
Создание семьи и ее сохранение это великий подвиг и труд. Родить, дать новую жизнь не так трудно. Но вложить в ребенка понятия любви, веры, совести, ответственности — задача не из простых и невы...
Презентация проекта на тему "Создаем традиции в стилях семейного воспитания" (Формирование семейных ценностей)
Проект, направленный на повышение уровня знаний детей о своей семье, родственных отношениях, семейных ценностях и традициях....
Отчёт по проекту "Формирование семейных ценностей у дошкольников, сохранение и укрепление здоровья детей, их физического развития, через совместную деятельность с семьями воспитанников"
Сохранение и укрепление здоровья детей через совместную деятельность с семьями....
Проект «Формирование семейных ценностей воспитанников ДОУ»
Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца. В.А.СухомлинскийЦель проекта: формирование нравственн...
Информационно-творческий проект «Формирование семейных ценностей у дошкольников через совместную деятельность с семьями воспитанников»
Повышение внимания к проблемам социально-личностного развития детей связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся сит...
Формирование семейных традиций посредством духовно-нравственных ценностей у младших дошкольников
Современное общество находится в эпохе глобальных перемен и новых возможностей, позволяющих инновационными способами сделать нашу жизнь более качественной, разнообразной и насыщенной. Вместе с тем, се...