Проект семейного клуба "Мы вместе" «Формироване семейных ценностей воспитанников ДОУ»
проект (старшая группа)

Виноградова Наталья Сергеевна

Из опыта работы по формированию семейных ценностей воспитанников ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_raboty_semeynye_tsennosti.doc225.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение города Нягани «Детский сад №5 «Дубравушка»

Обобщение опыта

«Формированию семейных ценностей воспитанников ДОУ»

Разработал воспитатель:

Виноградова Наталья Сергеевна

 

 

 

 

г. Нягань

Из опыта работы по формированию семейных ценностей воспитанников ДОУ

Дом – это основа истинной добродетели. Если пра­вильным ценностям не научат в семье, то, вероятно, им не научат совсем.

Гордон Б. Хинкли

Одним из важнейших положений Стандартов второго поколения является ориентация содержания образования на формирование семейных ценностей, составляющих культурное, духовное и нравственное богатство российского народа. В условиях введения ФГОС исключительно важной становится роль родителей.

С одной стороны, родители выступают как заказчики образовательной услуги и эксперты образовательной реальности, существующей для ребенка, а педагог – как исполнитель заказа и объект экспертизы. С другой стороны, педагог и родитель являются партнерами по проектированию, организации и исполнению образовательного проекта. Но так как значительная часть родителей – непрофессиональные воспитатели, не имеют специальных знаний в области педагогики и психологии, испытывают трудности в установлении контактов с детьми, в выборе методов воспитания, классный руководитель должен совместно найти наиболее эффективный способ решения этой проблемы.

В связи с этим, я разработала проект работы по формированию семейных ценностей воспитанников.

Характеристика проекта

Вид проекта – творческий

По содержанию – педагогический

По числу контактов - совместная деятельность воспитанников, детского сада и родителей.

По продолжительности: долгосрочный

Цель проекта:

- Приобщение родителей к жизнедеятельности детского сада через изучение положительного семейного опыта и истории своей семьи;

-    Создание условий для активизации воспитательных функций родителей через вовлечение их в единое образовательно-воспитательное пространство.

Задачи:

Обобщить и систематизировать теоретические сведения о формах и принципах взаимодействия семьи и детского сада.

Определить основные проблемы во взаимодействии семьи и детского сада.

Разработать принципы эффективного взаимодействия семьи и детского сада.

Формировать представление о семейных ценностях через реализацию совместного досуга.

Срок реализации: сентябрь 2022 г. – май 2023г.

Участники проекта:

- воспитатель

- воспитанники

- родители

Условия  взаимодействия:

·        добровольность,

·        равноправие сторон,

·        уважение интересов друг друга,

·        соблюдение законов и иных нормативных актов.

Актуализация и описание проблемы:

В группе накоплен немалый опыт взаимодействия с семьей. Активное вовлечение родителей в жизнедеятельность детского сада происходит через совместные познавательные, творческие, спортивные мероприятия. Создан и работает родительский комитет. Взаимодействие детского сада и семьи – целенаправленная деятельность, в результате которой создаются благоприятные условия для развития личности ребенка. Чем выше уровень этого взаимодействия, тем эффективнее решаются проблемы воспитания. Чтобы повлиять на семейное воспитание с учетом интересов ребенка, необходимо выбрать оптимальные формы взаимодействия с семьями воспитанников.

Смысл педагогического взаимодействия семьи и детского сада находим в создании условий для нормальной жизни ребенка, для развития его индивидуальности.

Направления  взаимодействия с семьями :

- изучение условий семейного воспитания. Составление характеристик семей обучающихся;

- просвещение по вопросам психологии и педагогики;

- взаимодействие с родительским комитетом;

- информирование родителей о ходе и результатах воспитания и обучения детей;

- формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательному пространству;

- совместная деятельность родителей и учащихся.

Формы взаимодействия педагогов и родителей:

·        тематические родительские собрания;

·        тематические беседы;

·        консультации для детей и родителей;

·        праздники семьи и группы;

·        спортивные состязания;

·        походы выходного дня, экскурсии, викторины;

·    открытые занятия для родителей с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя.;

·        выставки семейного творчества;

·        лектории для родителей.

Условия реализации проекта:

·        Установление партнерских отношений с семьей, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.

·        Создание системы просветительской деятельности с родителями и семья­ми учащихся.

·        Насыщение проекта различными формами совместной деятельности обучащиюхся, родителей, педагогов.

·        Уважительное общение педагогов с родителями с учетом их культурной, религиозной и национальной принадлежности.

·        Обеспечение прав родителей на участие в управлении ДОУ.

·        Активное включение в работу с семьей администрации ДОУ, педагога-психолога

Гипотеза:

Активное вовлечение родителей в жизнь детского сада и группы будет способствовать приобретению  нового взгляда на отношения в семье; поможет родителям познать своего ребенка, его способности и  интересы вне семьи; будет способствовать успешному личностному развитию детей, повышению качества знаний; интересу к истории своей семьи,  формированию индивидуальности ребенка.

Этапы реализации проекта

·        Организационно-подготовительный- составление характеристик семей обучающихся; определение задач проекта; составление предварительного плана; выбор родительского комитета. Установление контактов. Проведение подготовительной работы с участниками проекта.

·        Основной- активное сотрудничество для решения поставленных задач; выбор наиболее эффективных методов и форм работы; выполнение мини-проектов.

·        Итоговый - отчет о проделанной работе, защита проекта, рефлексия.

·        Организация полезного досуга

·       Создание  системы  массовых  мероприятий  с  родителями (с опорой на план воспитательной работы), работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и обучающихся;

·        пропаганда здорового образа жизни;

·        включение семей в воспитательный процесс.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

·        У обучающихся и их родителей сформируется потребность больше времени проводить вместе.

·       Обучающиеся узнают историю своей семьи, традиции, увлечения. Будут стремиться сохранять семейные ценности.

·        Новая деятельность привлечет внимание обучающихся и родителей к организации жизнедеятельности детского сада, создание новых школьных и семейных традиций.

·        Повысится  ответственность  ребенка  перед  своими   родителями.

          Возрастет сотрудничество семьи и ДОУ.

Основные направления сотрудничества семьи и ДОУ:

·        Согласованность действий (законы, защищающие семью и ребенка, знание обеими сторонами психологических особенностей ребенка).

·        Взаимодополнение влияний (авторитет родителей, личность педагога, единая трактовка влияния улицы, средств массовой информации).

·        Преодоление недостатков в формировании личности (работа с детьми, находящимися в особо трудных условиях, психологическая коррекция).

·        Совместная работа по закреплению и развитию успехов ребенка.

·        Повышение педагогической культуры родителей.

·         Различные формы сотрудничества с родителями.

Практическая направленность проекта:

Из опыта работы с семьёй предлагаю следующие мероприятия проведенные мною:

Праздники – вечера:

Друзья моего ребенка.

Праздники нашей семьи.

"Можно" и "нельзя" в нашей семье.

Дни рождения нашей семьи. Как мы их празднуем?

Особенности здоровья ребенка,

Его увлечения, интересы;

Предпочтения в общении в семье;

Поведенческие реакции;

Особенности характера;

Моральные ценности семьи.

Тематические консультации:

Адаптация ребенка в ДОУ.

Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?

Как развивать плохую память ребенка?

Как развивать внимание и внимательность?

Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.

Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления.

Грубость и непонимание в семье.

Правда и ложь.

Беседы:

Если ребёнок лжёт?

Детская неблагодарность.

Мой ребёнок и его друзья.

На чём основано взаимопонимание.

Детская агрессия.

Тревожность детей. К чему она может привести?

Что нужно знать о леворукости ребёнка?

Конференции:

Книга и её роль в жизни.

Вредные привычки и как с ними бороться.

Культура общения со сверстниками и взрослыми.

Права и обязанности ребенка в семье, в социуме.

·Лектории:

Воспитание сознательной дисциплины и ответственности у детей.

Семейные традиции и праздники.

Трудовое воспитание в семье.

Телевизор в жизни семьи.

Диспуты:

·        О разумной родительской любви.

·        Как вырастить ребёнка нравственным.

·        Режим дня в жизни дошкольника.

·        Поощрение и наказание как методы воспитания.

·        Нужно ли воспитывать в ребёнке патриотизм?

Результаты моей работы:

Повысилась активность родителей: на наши праздники в конце года приходят всей семьей: и родители, и бабушки с дедушками, и братья с сестрами.

У родителей появилась инициатива в определении содержания наших праздников. Свои праздники мы строим с учетом пожеланий, предложенных родителями.

У детей сформировалось понимание ценности семьи, ее значимости в жизни ребенка.

Положительная динамика состояния здоровья обучающихся, снижение заболеваемости.

Реализация творческого потенциала детей (и родителей тоже!)

Овладение коммуникативными навыками, бесконфликтным стилем поведения всеми участниками образовательного процесса.

Повышение активности участия родителей в управлении жизнедеятельностью ДОУ.

Развитие социального интеллекта.

Динамика личностного роста обучающихся.

Формирование социально- активной жизненной позиции обучающихся.

Вывод: Считаю, чем активнее будет сотрудничество детей и родителей в учебной и внеурочной деятельности, тем меньше проблем в работе с семьей встретит педагог в своей профессиональной деятельности. Это – незыблемое правило работы с семьей, которого должен придерживаться творческий классный руководитель.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 1. Бедерханова  В.В.  Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых //  целостный учебно-воспитательный процесс: исследование продолжается. Материалы методологического семинара памяти профессора B.С. Ильина. – выпуск № 5. – Волгоград, 2001.– с. 95-100.

2. Данилъчук  в.и.  гуманитарная парадигма в проектировании педагогического образования. // Развитие личности в образовательных системах Южно-российского региона. – Ростов н/д, 1998.

3. Мостовая С.В. Психолого-педагогические условия эффективного взаимодействия учителя и родителей в начальной школе.// Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/psikhologo-pedagogicheskie-usloviya-effektivnogo-vzaimodeistviya-uchitelya-i-roditelei-v-nac#ixzz2E09ZfOIj

4.Фридман И.Ребенок между семьей и обществом//Семья и школа.-2002.-№11-12.-С.2-4.

5. Фридман Л.М. Школа и родители//Классный руководитель.-1998.-№5.-С.39-44.

6. Хорошая школа: желаемая и реальная: Аналитический отчет по материалам опроса родителей//Директор детского сада: Экспресс-опыт.-2000.-№8.-С.38-46.

7.Школа и родители //Начальная школа: плюс-минус.-2001.-№3.

8. Семенов ГС. Организация воспитательной работы в школе. М. “Школьная пресса”, 2002.

Виноградова Наталья Сергеевна, воспитатель

МАДОУ  г. Нягани «Детский сад №5 «Дубравушка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста в ходе реализации проекта «Семейный альбом»

Создание семьи и ее сохранение это великий подвиг и труд. Родить, дать новую жизнь не так трудно. Но вложить в ребенка понятия любви, веры, совести, ответственности — задача не из простых и невы...

Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста в ходе реализации проекта «Семейный альбом»

Создание семьи и ее сохранение это великий подвиг и труд. Родить, дать новую жизнь не так трудно. Но вложить в ребенка понятия любви, веры, совести, ответственности — задача не из простых и невы...

Презентация проекта на тему "Создаем традиции в стилях семейного воспитания" (Формирование семейных ценностей)

Проект, направленный на повышение уровня знаний детей о своей семье, родственных отношениях, семейных ценностях и традициях....

Проект «Формирование семейных ценностей воспитанников ДОУ»

Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца. В.А.СухомлинскийЦель проекта:  формирование нравственн...

Информационно-творческий проект «Формирование семейных ценностей у дошкольников через совместную деятельность с семьями воспитанников»

Повышение внимания к проблемам социально-личностного развития детей связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся сит...

Формирование семейных традиций посредством духовно-нравственных ценностей у младших дошкольников

Современное общество находится в эпохе глобальных перемен и новых возможностей, позволяющих инновационными способами сделать нашу жизнь более качественной, разнообразной и насыщенной. Вместе с тем, се...