консультация "Терапевтический эффект музыки"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Консультация для родителей "Терапевтический эффект музыки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_s_sotsiakulturn.istok_.docx20.74 КБ
Файл terapevticheskiy_efekt_muzyki.docx20.09 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с народными праздниками, традициями.

автор: воспитатель Хромцова С.А.

     Дошкольный возраст – особенно важный и ответственный период в жизни ребенка, в этом возрасте формируется личность, и закладываются основы здоровья. Благополучное детство и дальнейшая судьба каждого ребенка зависит от мудрости воспитателя, его терпения, внимания к внутреннему миру ребенка.

     К сожалению, за последние годы педагогическая компетентность не только родителей, но и специалистов- практиков, работающих с детьми дошкольного возраста, снижается. Это выражается в смещении акцентов в развитии детей в сторону ранней интеллектуализации, однако природные

закономерности свидетельствуют, что возраст от рождения до 7 лет сенситивный период для развития сенсорной, эмоциональной и нравственной сфер. Именно в этом возрасте создаются представления о добре и зле, нравственных эталонах и нормах поведения, и взаимоотношениях.

     Проработав в сфере дошкольного образования более 30 лет, я пришла к твердому убеждению, что воспитание детей без духовно-нравственной основы неполноценно. Более того, такое воспитание вредно как для детей, которых мы выпускаем из детского сада без четких представлений о добре и зле, так и для нас, взрослых, потому что совершаем большой грех, не радея о самом важном в развитии ребенка – его душе. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование.

Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества.

       Духовно-нравственное становление нового поколения, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни — важнейшее условие развития России. Разрешение проблем нравственного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных. Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является введение его в мир народной культуры посредством знакомства с пословицами, поговорками, сказками, народными праздниками и т.д.

       Русская педагогика, еще более ста лет назад, отзывалась о народном наследии не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Народные сказки, пословицы, поговорки представляют богатый материал для нравственного

воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира.

      Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о народном творчестве настолько высокого мнения, что включил его в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка.

Работая в детском саду в коррекционной группе, используя разные технологии и методы, я поставила перед собой задачи:

- воспитывать уважение к народному наследию;

- воспитывать послушание родителям, воспитателю, уважение к старшим;

- учить осознавать ответственность за свои поступки, анализировать причины тех или иных поступков, оценивать их с точки зрения традиционных ценностей отечественной культуры;

- формировать способность справедливого оценивания поступков других детей;

- учить ориентироваться в системе нравственных и культурных ценностей;

- формировать коммуникативную культуру, культуру чувств и мышления, культуру речи.

     Основными принципами реализации этих задач являются систематичность работы по воспитанию положительного отношения к духовно-нравственным ценностям, взаимосвязь работы на занятиях со

свободной, игровой деятельностью. Начиная работу с вновь поступившими детьми с большим

вниманием следила за общением детей между собой. Отмечала случаи агрессивности, неумение договориться друг с другом, не желание уступить другому в процессе различной деятельности. В работе открыла для себя, что использование пословиц часто помогает разрешить конфликтные ситуации (Ссора до добра не доводит, глупые ссорятся, а умные договариваются…).

     Оказалось, что использование таких пословиц оказывало огромное воздействие на поведение не только конфликтующих, но всех остальных детей, которые старались принять участие в разрешении конфликта. В данной ситуации я старалась быть не наставником, а становилась на позицию равноправного партнера, давая возможность детям самим сделать нужные выводы.

      Также, хочу отметить большую роль народной сказки в воспитании нравственности у детей. Основоположник российской этнопедагогики Г. Н. Волков, анализируя роль сказки в формировании личности ребенка, делает вывод, что «духовный заряд, накопленный народом тысячелетиями, может служить человечеству еще очень долго. Более того, он будет постоянно возрастать и станет еще более могучим. В этом - бессмертие человечества.

       В этом — вечность воспитания, символизирующая вечность движения человечества к своему духовному и нравственному прогрессу». Сказки и былины о храбром богатыре Илье Муромце, о Добрыне Никитиче учат детей любить и уважать свой народ, с честью выходить из трудных положений, преодолевать препятствия. В споре народного героя с отрицательным персонажем решается вопрос о торжестве добра и наказании зла. Сказка учит мечтать, заставляет творчески мыслить и любить будущее человечества. Для того чтобы максимально эффективно использовать сказку с целью воспитания нравственных качеств детей, необходимо знать особенности сказки как жанра. Многие сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение этого средства.

     В. А. Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души,

сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». Работа со сказкой имеет различные формы: чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое. Все это послужило тому, что свою работу я постаралась построить по тематическому принципу. Основными темами выбирала следующие: «Имя», «Семья», «Совесть», «Добро и зло», «Благодарность и недовольство», «Сдержанность и вольность», «Щедрость и жадность», «Правда и ложь», «Милосердие и жестокость», «Прощение и обида»,

«Послушание и упрямство», «Родина и чужбина», «Дружба и вражда», «Трудолюбие и лень», «Память», «Верность и предательство». Каждая тема предполагала обращение к литературному и зрительному ряду, играм, а также многократные упражнения в положительных поступках, т. е. задачи решались в комплексе. Это способствовало разрешению противоречия, сложившегося в традиционной системе воспитания, когда дети формально знают нравственные нормы и правила, но не всегда поступают в соответствии с ними.

     Работа была разделена на несколько этапов:

1-й этап. Его цель – создание атмосферы доброжелательности, доверия и любви. Формы его проведения – круг, пожелания и благодарения, приветствия, игры-шутки. На этом этапе мы начинали формирование у детей любви к своим близким, прежде всего к своей матери, через художественную литературу (пословицы, поговорки, песни, стихи, загадки, сказки).

2-й этап. Здесь главной целью становилось осмысление того или иногонравственного понятия, обогащение социального опыта. На этом этапе происходило знакомство детей (чтение, рассказывание, беседы, театрализации) с историями, сказками, притчами, содержание которых

соответствует теме и задачам данного занятия. Этот процесс сопровождался демонстрацией иллюстраций, репродукций, звучанием музыки. Предлагались вопросы для обсуждения, помогающие более глубоко вникнуть в смысл темы.

3-й этап предполагал через игры, разыгрывание нравственных этюдов, небольших сценок, проблемных ситуаций побуждение ребенка к положительным поступкам.

     Свою дальнейшую работу я старалась выстраивать в соответствии с народным календарем, используя постепенное знакомство детей одновременно в единой цепочке с русской речью, обычаями, праздниками, обрядами, ремеслами, историей, культурой (Осенины, наступление Нового

года, Рождество, приход весны и т.д.). При ознакомлении детей с каким-либо народным праздником, работа начиналась задолго до наступления самого праздника. В книжном уголке выставлялись иллюстрации и книги определенной тематики (например: «Чудо, чудо Рождество», автор Першина, «Добрый дедушка (сказание о Деде Морозе)», автор Балакшин), а после закреплялось в продуктивных видах деятельности (аппликация – рождественская звездочка, лепка – пасхальный кулич, рисование – пасхальное яйцо). Динамика и яркость впечатлений обеспечивалась использованием народных подвижных игр и игр-хороводов, используемых как на занятиях, так

и во время прогулок.

          Большую помощь в работе мне оказала авторская программа «Культура и творчество в детском саду» Аллы Валентиновны Бородиной, включающая в себя демонстрационный и наглядный материал «Основы православной культуры». Для достижения этих целей необходимо было заинтересовать родителей и найти в их лице поддержку для дальнейшей работы. Для этого

создавались информативные памятки для родителей, проводились индивидуальные консультации, а также вечера вопросов и ответов.

       В процессе совместной работы на основе народных традиций с детьми мы видели, как постепенно оттаивают сердца детей и взрослых, так как народная культура и народная педагогика обладает удивительной способностью буквально у нас на глазах вытягивать из души ребенка самые скрытые положительные качества, родовые корни, память предков. В процессе работы каждый ребенок раскрывался как цветок, а родители начинали интересоваться народной педагогикой, культурой и искусством, видя изменения в своем ребенке. Формирование нравственных понятий –это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей. А результативность педагогического процесса достигается в ходе систематической работы по формированию здорового образа жизни, созданию соответствующей предметно-развивающей среды и

взаимодействию всех участников образовательного процесса.

 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. «Азбука в пословицах русского народа».- М., 2009. Рождественские рассказы о Грише и Тане. – М.: Дом Покров. 2002;

2. Бахревский В. О братцах ежиках и других малышах. – М. 2009.

3. Бородина А.В. Культура и творчество в детском саду. – М.: Основы православной культуры, 2007.

4. Бородинова Т.А. Воспитание у детей любви к матери // Справочник старшего воспитателя. № 4, 2007.

5. Бородина А.В. Рождественские рассказы о Грише и Тане. – М.: Дом Покров, 2002.

6. Данилова О.В. Духовно-нравственное воспитание в ДОУ в условиях модернизации образования //Воспитатель ДОУ. № 10, 2010.

7. Зернышки. Добрые истории для малых ребят – Рязань: ООО Зерна, 2004.

8. Карнаухова И. Былины и героические сказки (в пересказе для детей) – М.: Махаон, 2009.

9. Ломтева Е.А. Знакомство дошкольников с культурой православия // Воспитатель ДОУ. № 5, 2010.

10. Лукашевич К. Первое словечко. Хрестоматия для детей – М., 2002.

11. Михаленок Е. Чудесная свечка. – Минск, 2005.

12. Майорова Н. Моя первая книга. Русская история. – М.: Белый город, 2005.

13. Нечаев Л.Е. Старший брат. – М.: Отчий дом. 1998.

14. Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. учебное пособие – М., 2005.

15. Родина Л.П. По заслугам и честь: Притчи, сказки, русские народные пословицы. – Саратов: ОАО Приволжское книжное издательство, 2005.

16. Родина Л.П. Приобретай друзей. – Саратов: ОАО Приволжское книжное издательство, 2005.

17. Рудометкина Н. Маленькие рассказы о большой любви. – М., 2007.

18. Першина О. Какой у нас сегодня праздник, мама? – М.: 1992.

19. Чинякова Г.П. Чудо Святого Георгия о Змие. – М. Новая книга, 1997.



Предварительный просмотр:

ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ МУЗЫКИ

История оставила немало фактов, свидетельствующих об успешном использовании с древних времен терапевтических возможностей музыкального искусства. О целебных свойствах музыки человечество узнало из Библии. Первым, кто научно объяснил эффект музыки, был Пифагор. Выдающийся психоневролог академик В.М. Бехтерев считал, что музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет усталость и придает бодрость. С 1969 г. в Швеции существует музыкально - терапевтическое общество. Благодаря сотрудникам этой организации всему миру стало известно, что звуки колокола, содержащие резонансное ультразвуковое излучение, за считанные секунды убивают тифозные палочки, возбудителей желтухи и вирусы гриппа.

Духовная, религиозная музыка восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя. Если сравнивать музыку с лекарствами, то духовная музыка—анальгетик, она облегчает боль. Пение веселых песен помогает при сердечных заболеваниях, способствует долголетию. Но самый большой эффект на человека оказывают музыка В.А. Моцарта. Этот музыкальный феномен, до конца еще не объясненный, так и назвали «эффект Моцарта».

Медики установили, что струнные инструменты наиболее эффективны при болезнях сердца. Кларнет улучшает работу кровеносных сосудов, флейта оказывает положительное воздействие на легкие и бронхи, а труба эффективна при радикулитах и невритах.

Начиная с XIX в. наука накопила немало жизненно важных сведений о воздействии музыки на человека, полученных в результате экспериментальных исследований. Научно доказано, что музыка может укреплять иммунную систему, что приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ и, как следствие, стимулирует восстановительные процессы.

В начале XX в. Было экспериментально доказано, что музыкальные звуки заставляют вибрировать

каждую клетку нашего организма, электромагнитные волны воздействуют на кровяное давление, частоту сердечных сокращений, ритм и глубину дыхания.

Музыкальная терапия используется для лечения сахарного диабета: установлено, что между уровнем сахара в крови и психическим состоянием существует прямая связь.

Исследования под руководством директора московского детского Центра восстановительного лечения М.Л. Лазарева показали, что музыка оказывает благотворное влияние на весь организм, особенно на костную структуру, щитовидную железу, массирует внутренние органы, достигая глубоко лежащих тканей, стимулирует кровообращение. Она повышает способность организма к

высвобождению эндорфинов — мозговых биохимических веществ, помогающих справляться с болью и стрессом.

Целебная музыка.

Музыка, занимающая немаловажное место в жизни человека, не только облагораживает его, но и обладает способностью оказывать воздействие на психическое и физическое состояние.

Музыкальная терапия.

Если вы полагаете, что музыкотерапия - новомодное «чудо-средство», предлагаемое всякого рода шарлатанам своим доверчивым пациентам, то ошибаетесь. О применении музыки в лечебных целях говорится в древнейших памятниках письменности, дошедших до нашего времени. Например: выдающиеся представители античности, такие как Пифагор и Аристотель, Платон, советовали с помощью музыкальных звуков восстанавливать гармонию в человеческом теле. Известно, что Авиценна (Ибн Сина), живший около 980- 1037гг., будучи ученым, философом, врачом, лечил музыкой правителей Средней Азии и Ирана от нервных и психических заболеваний. Его энциклопедия в пяти томах «Канон врачебной науки» в средние века был

руководством к действию для всех медиков Европы. В начале 19 века некоторые европейские врачи стали использовать музыку для восстановления здоровья пациентов психических клиник. До определенного времени применение музыки в медицине носило преимущественно эмпирический характер. В 20 веке особенно во второй его половине, когда музыкальная терапия научное обоснование и признание ученых, она стала широко практиковаться в различных странах мира.

Воздействие музыки.

Бесспорно, музыка обладает большой силой эмоционального воздействия

и целительными свойствами, она влияет на многие функции, состояния и процессы человеческого организма.

Концентрация внимания.

Некоторые из нас относятся к такой категории людей, о которых говорят, что они  ”растекаются мыслью по древу”, ”грезят наяву”. Иногда кто-то не в силах сосредоточиться, чтобы завершить работу над докладом, статьей, романом, картиной. Установлено, что определенная музыка создает динамичный баланс между более логичным левым и более интуитивным правым полушариями мозга. Если вы послушаете музыку Моцарта в течении 10-15 минут, это поможет

вашему сознанию обрести четкость и повысит уровень умственной организации.

Дыхание.

Человек дышит ритмично. Если он прибывает в умиротворенном состоянии, то как правило делает 25-35 вздохов в минуту. Глубокое, медленное дыхание способствует покою и контролю над эмоциями, активизирует мышление и улучшает обмен веществ. Прерывистое дыхание путает мысли, приводит к аналогичному поведению, то есть провоцирует ошибки. Если прослушать спокойную мелодию, можно углубить и замедлить дыхание, дать

возможность мозгу успокоиться. Иногда быстрая и громкая музыка создает эффект, когда становится трудно дышать. В качестве примера такого «физиологического» воздействия музыки приводят сочинения Вагнера.

Сердечный ритм.

Оказывается, даже работу сердца можно регулировать с помощью музыки. В зависимости от частоты, ритма и громкости музыкального произведения ускоряется или замедляется движение сердца, меняется кровяное давление. Чем быстрее музыка, тем быстрее бьется сердце; чем медленнее музыка, тем медленнее ритм сердечных сокращений. Все это, конечно, в разумных

пределах. Как и ритм дыхания, более медленное сердцебиение успокаивает мозг и помогает организму самому себя исцелять. Поэтому музыку и называют «естественным миротворцем».

Температура тела.

Неожиданный скрип двери, вой собаки и другие неприятные звуки вызывают испуг и чувство страха, когда как говорится, мурашки бегут по телу. Нередко создатели фильмов в сценах ожидания опасности используют раздражающую диссонансную музыку. И зритель чувствует, что его бросает, то в жар, то в холод. Доказано, что некоторые звуки, включая музыкальные,

оказывают влияние на температуру тела и, следовательно, на адаптацию к теплу и холоду. Громкая музыка с сильными ритмами способна повысить температуру тела на несколько градусов, мягкая музыка со слабовыраженными ритмами - снизить ее.

Стресс и боль.

Нередко в условиях стресса мы принимаем фармакологические средства. Оказывается, в некоторых случаях музыка может заменить лекарства. Уровень гормонов стресса в крови значительно уменьшается у тех, кто регулярно слушает расслабляющую спокойную музыку. Кроме того, существует теория, согласно которой музыкальное удовольствие, ощущение подъема, который вызывает прослушиванием музыки, является результатом высвобождения эндорфина - вырабатываемого мозгом «собственного опиума». В результате исследования было обнаружено, что женщинам, которые слушали определенную музыку при родах, не требовалась анестезия. Музыкальная стимуляция увеличивает выделение эндорфина и тем самым снижает потребность в лекарствах.

Восприятие времени.

Мы все замечали, как музыка стимулировала к активности или приводила нас в состояние пассивности. Например, бравурная музыка марша может ускорить шаг. Классическая музыка эпохи барокко провоцирует замедление всех движений. Мелодии романтизма помогают смягчить напряженную атмосферу. В некоторых случаях такая музыка может заставить время остановится, продлить какие-то мгновения. С другой стороны, в ситуации тягостного ожидания, когда минуты кажутся часами, яркая живая музыка может ускорить бег времени.

Подсознание.

«Мне под влиянием музыки кажется, что я чувствую то, что я собственно не чувствую, что я понимаю то, чего я не понимаю, что могу то, чего не могу», - писал Л. Н. Толстой. Музыка уводит человека в лабиринты памяти и область подсознательного. Музыка улучшает восприятие символики - деятели искусства прекрасно это понимают. Музыкальное сопровождение любого творческого действа способно значительно повысить интерес к тому, что происходит на экране, сцене, в выставочном зале. Музыка пробуждает ассоциации, взывая к подсознанию зрителя. Некоторые психоаналитики используют расслабление в сочетании с музыкой для «прорыва» в подсознательную область пациента.

Лекарство есть лекарство.

Как любое лекарство, музыка - не панацея от всех недугов. «Применять» ее следует избирательно, осмотрительно, в определенных  «дозах», а главное – по совету специалиста. К сожалению, пока в нашей стране таких врачей мало. Однако при желании в большом городе можно найти музыкального терапевта или способ познакомиться со специальным научным исследованием.

Предположим у вас нет музыкального образования, вы редко слушаете музыку, так сказать, специально- для успокоения, поднятия настроения получения наслаждения и т.д. Если вы захотите, то сможете превратить свое общение с музыкой в более продуктивное. Прослушайте несколько произведений разных времен и народов, сочинения композиторов, представляющих различные музыкальные стили. Может быть, вы откроете для себя то самое, что действует на вашу психику и тело наиболее эффективно. Следует также иметь ввиду, что в рамках каждого жанра существует несколько стилей. Возможно, вам нравятся джазовые композиции. Быстрый джаз заставит вашу кровь активнее циркулировать, повысит пульс и вызовет избыточное выделение гормонов, в то время как медленный джаз способен снизить кровяное давление, перевести мозг в режим успокоения и «увести» от проблем. Важно учитывать, что у каждого человека есть личные музыкальные предпочтения. Поэтому ваша любимая целительная музыка не должна звучать слишком громко. «Лекарство» предназначено только для вас, а не для всех ваших домочадцев и соседей.

К вашему сведению:

Зарубежные музыкальные терапевты рекомендуют:

Григорианские песнопения, использующие ритмы естественного дыхания, позволяют ощутить состояние расслабленности. Они хорошо подходят для неторопливых занятий, медитации и снятия стресса.

Религиозная музыка способна успокоить и привести в состояние умиротворения.

Медленная музыка Баха, Генделя, Вивальди, привносит безопасности, создает стимулирующую среду для занятий или для работы.

Элегантная музыка Гайдна и Моцарта способна повышать концентрацию внимания и активизировать память.

Музыка Шуберта, Шумана, Чайковского, Шопена и Листа пробуждает страстные чувства любви и симпатии.

Музыка Дебюсси и Равеля, основанная на свободно текущих музыкальных настроениях, вызывает в памяти приятные образы, дает творческие импульсы.

Джаз, блюз, регги и другие музыкальные и танцевальные формы, основанные на африканских мелодиях, поднимают настроение, рассеивают печаль, обостряют чувство юмора и повышенную общительность.

Румба маранга, макарена - ритмичные и импульсивные - ускоряют биение сердца, делают дыхание частым и глубоким, заставляют все тело двигаться.

Самба обладает уникальным свойством - она возбуждает и успокаивает одновременно.

Народные мелодии провоцируют тело совершать движения, создают

ощущения благополучия.

Рок-музыка пробуждает чувства, стимулирует активные движения, снимает напряжение. Эта музыка в то же время способна спровоцировать у человека стресс и вызвать боль.

Музыка в стилях панк, рэп, хип-хоп и т.п. возбуждает и повышает активность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оздоровительный эффект музыки

«Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка — целитель здоровья». Бехтерев В....

Оздоровительный эффект музыки.

laquo;Музыка не только фактор облагораживающий,воспитательный.Музыка — целитель здоровья».Бехтерев В....

Терапевтический эффект музыки

Терапевтический эффект музыки...

Консультация для родителей "Терапевтический эффект музыки"

Консультация для родителей "Терапевтический эффект музыки"...

Консультация для воспитателей:"Терапевтический эффект музыки"

Учёными доказана уникальная возможность некотой мелодии воздействоват на людей действительно с террапевтическими свойствами....

Консультации для родителей " Терапевтический эффект музыки"

Музыкотерапия – психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии му-зыки на психику человека. Музыкотерапия является системой психосоматической регуляци...

терапевтический эффект музыки

терапевтический эффект музыки...