Консультация для родителей "Сотрудничество в работе с детьми логопеда и родителей"
консультация

Консультация для родителей "Сотрудничество в работе с детьми логопеда и родителей"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_no1.docx18.68 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Сотрудничество в работе с детьми логопеда и родителей

Одной из наиболее актуальных проблем логопедической работы на сегодняшний день является организация работы с семьей, имеющей ребенка с речевыми нарушениями. Дети с нарушениями речи – это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи очень многообразны. Они проявляются в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.

На сегодняшний день отмечается большое увеличение количества детей с речевыми нарушениями. Особенно это отмечается среди детей дошкольного возраста. Поэтому, если не уделить должного внимания этой проблеме в детском саду, при обучении в школе у детей могут возникнуть в овладении письменной речью, чтением, сложности в понимании заданий по учебным предметам, а также проблемы в общении со сверстниками.

В нашем Боровском детском саду «Журавушка» оказывается логопедическая помощь по принципу логопедического кабинета, деятельность которого направлена на выявление детей, имеющих нарушение речи, на коррекционную и профилактику речевых нарушений, а также на подготовку воспитанников с нарушениями речи к школьному обучению.

Многолетний опыт работы показывает, что успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько чётко организуется взаимодействие в работе логопеда и родителей. Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребёнка, а во –вторых, у родителей есть возможность закреплять формируемые навыки в процессе непосредственного общения с ребёнком. Однако многие  родители не  компетентны  в  вопросах психического  и  речевого  развития  детей  и  поэтому   необходимо  тесное сотрудничество логопеда с семьёй. Успешное, эффективное взаимодействие учителя-логопеда с семьёй предполагает следующие этапы: (по В.А. Петровскому):

1-й этап: «Трансляция родителям положительного образа ребенка». Педагог  никогда  не  жалуется  на  ребенка,  даже  если  он  что-то  натворил. Беседа проходит под девизом: "Ваш ребенок лучше всех".

2-й этап: «Трансляция родителям знаний о ребенке, которых они бы не могли получить в семье». Логопед сообщает об успехах и развитии ребенка, особенностях общения его с другими детьми, результатами учебной деятельности.

3-й  этап:  «Ознакомление  логопеда  с  проблемами  семьи  в  воспитании  и обучении ребенка». На  данном  этапе  активная  роль  принадлежит  родителям. Логопед  только поддерживает диалог, не давая оценочных суждений.

4-й этап: «Совместное исследование и формирование личности ребенка». Только на этом этапе педагог, завоевавший доверие родителей, при успешном проведении предыдущих этапов, может начинать осторожно давать советы родителям.

В  условиях  современных  технологий  дошкольного  образования  более актуальными  являются  такие  формы  работы,  которые  обеспечивают  решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально. Именно поэтому в настоящее время  востребованным  является  такое  взаимодействие  логопеда  с  родителями, которое  предполагает  обмен  мыслями,  чувствами,  переживаниями;  оно  так  же направлено  на  повышение  педагогической  культуры  родителей,  т.е.  сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков.

Начинается работа с диагностики, т.е. с выявления особенностей воспитания и  обучения  ребенка  в  семье,  составления  перспективного  планирования  работы логопеда  с  родителями,  а  затем  осуществляется  контроль  выполнения поставленных задач. Для того, чтобы партнерство логопеда и семьи было наиболее действенным, необходимо четко определить задачи логопедической работы:

  приобщить  родителей  к  коррекционной  работе,  ознакомить  с  приемами обучения и развития речи;

  помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка, или наоборот;

  убедить в успешности освоения им определенных знаний и умений;

  убедить родителей в том, что необходимо закреплять изученный материал

в домашних условиях.

Информационное просвещение предполагает знакомство:

  с  возрастными особенностями становления детской речи;

  с результатами  логопедического обследования;

  с методами коррекционно-развивающего воздействия.

Обучающее просвещение включает в себя:

  обучение  родителей  приемам  коррекционно-развивающей  работы  с

ребенком-логопатом;

  привлечение  родителей  к  активному  участию  в  коррекционном  процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка;

  формирование  у  родителей  и  детей  представления  о  готовности  к обучению в школе.

Формы работы логопеда с родителями в ДОУ по преодолению речевых недостатков.

  Тестирование  и  анкетирование  – позволяет  выявлять  наиболее актуальные проблемы для родителей).

  Дни  открытых  дверей  – родители  посещают  индивидуальные  и подгрупповые  занятия,  смотрят,  как  дети  занимаются,  что  им  необходимо закрепить дома, над чем еще поработать.

  Родительские  пятиминутки  –  родители  получают  возможность  кратковременной  личной консультации.

  Консультации-практикумы  – совместно  с  детьми  родители  малыми подгруппами  разучивают  артикуляционную  гимнастику,  учатся  выполнять задания вместе с детьми в логопедических тетрадях.

  Родительские  собрания  –  «Знакомство  родителей  с  задачами  и содержанием  коррекционной  работы»,  «Совместная  работа  детского  сада  и родителей  по  подготовке  ребенка  к  обучению  в  школе»,  «Развитие  мелкой моторики и подготовка руки к письму», «Итоги коррекционной работы за год».

 Домашние задания  – логопед предоставляет родителям возможность изучить индивидуальные  тетради  детей,  чтобы  они  могли  проследить  динамику  их обучения,  организовать  их  участие  в  выполнении  домашнего  задания;  а  также домашние задания вывешиваются на стенде для родителей.

 Домашние  игротеки - знакомит  родителей  с  простыми,  но очень  интересными,  а  главное  полезными  играми  для  детей,  в  нее  входят описание  игр,  способствующих  развитию  речи  ребенка,  в  которые  родители могли  бы  поиграть  с  ребенком  в  любое  удобное  для  них  время: "На  кухне",  "По дороге в детский сад", "В свободную минутку".)

 Выпуск  газет  для  родителей «Веселая  семейка»  – освещаются  события детей, даются практические советы родителям.

 Организация выставок «Как умелые ручки язычку помогали» –представляются только те экспонаты, которые дети сделали дома вместе с родителями.

 Размещение информации на сайте ДОУ.

Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию педагогами  и родителями  доверительных  отношений,  осознание  родителями  роли  семьи  в обучении  и  воспитании  ребенка.  Логопед  помогает  определить  формы организации домашних занятий с ребенком - логопатом. Преимущество  новых  форм  и  методов  взаимодействия  педагогов  с  родителями неоспоримы и многочисленны:

 Положительный  эмоциональный  настрой  педагогов  и  родителей  на совместную работу. Родители  всегда  уверены  в  том,  что  педагоги  всегда  помогут  в  решении педагогических  проблем.

 Учет индивидуальности ребенка.  Педагог,  постоянно  поддерживает  контакт  с  семьей,  знает  особенности каждого  ребенка  и  учитывает  их  при  работе,  что,  в  свою  очередь,  ведет  к повышению эффективности педагогического процесса.

 Укрепление внутрисемейных связей. В  настоящее  время,  к  сожалению,  является  проблемным  вопросом  в педагогике и психологии на сегодняшний день.

 Возможность  реализации  единой  программы  воспитания  и  развития ребенка в ДОУ и семье.

При  новом  подходе  взаимодействия  с  семьей  удается  избежать  тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей. Анализ результатов своего труда радует и детей и конечно, их родителей. Они начинают сами интересоваться успехами своих детей, предлагают помощь, контролируют и нацеливают на красивую, правильную речь. Доверительно-партнерские  отношения  между  всеми  участниками коррекционного  процесса,  успешно  преодолевают  не  только  собственно нарушения  речи,  психических  процессов,  поведения  у  ребенка,  но  и  решают многие внутриличностные  конфликты и проблемы детей и родителей, благодаря чему  создается  благоприятный  психоэмоциональный  климат  в  семьях  детей  с особенностями в развитии, формируются детско-родительские отношения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

Консультация "Игровые сеансы в работе с детьми и родителями дошкольной образовательной организации"

Консультация «Игровые сеансы в работе с детьми и родителями в дошкольном образовательной организации»Ребенок на этапе завершения дошкольного периода должен усвоить нормы и правила принятые в обществе,...

16 игр с мячом для коррекционной работы с детьми логопеда, дефектолога, психолога

   Игры с мячом способствуют развитию речи ребенка. В головном мозге проекция кисти руки расположена рядом речевой зоной и занимает треть всей площади двигательной проекции коры. Когд...

Консультация учителя-логопеда для родителей «Сотрудничество в работе с детьми логопеда и родителей»

Взаимодействие логопеда и семьи, является одной из приоритетных задач, и осуществляется с использованием структурно-функциональной модели, которая состоит из трех блоков: информационно-аналитичес...

«Сотрудничество в работе с детьми логопеда и родителей»

Проблема взаимоотношений и сотрудничества логопеда с родителями в литературе освещена мало. Только в некоторых методических разработках даны подобные отдельные рекомендации, но их ...