Консультация для родителей «Развитие движений пальцев и кисти ребенка как один из методов развития речи»
консультация

Гурбанова Юлия Борисовна

Консультация для родителей «Развитие движений пальцев и кисти ребенка как один из методов развития речи»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Развитие движений пальцев и кисти ребенка как один из методов развития речи»

Многие со школьных лет помнят немудреные слова: «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали». Небольшая гимнастика помогала расслабиться рукам и продолжить работу. А известно ли вам, что, выполняя простые движения кистями и пальцами, мы снимаем напряжение и с языка, губ? Оказывается, пальцы рук могут помогать учиться говорить, особенно тем детям, у кого трудности с речью.

Специальными исследованиями установлено: уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. К четырем годам «зрелый» ребенок должен уметь напрягать по желанию одну руку, оставляя другую свободной. По-научному это называется дифференцированно управлять напряжением и расслаблением.

Но если у малыша проблемы с речью (задержка психомоторного развития), общее напряжение остается на долгие годы, что мешает учиться, гибко мыслить, переключать внимание. А замечали, как у 4—6-летних детей напрягаются пальчики, когда трудно выговорить слово: сжимаются в кулачки или, наоборот, вытягиваются веером? Развивать моторику пальцев, а значит — улучшать работу артикуляционного аппарата и развивать детскую речь по силам всем родителям.

Проявите терпение и настойчивость! Для начала научите ребенка играм с пальчиками. Малыш 2—3 лет с удовольствием слушает потешки, улавливает их ритмы, повторяет слова. Сначала сами покажите, что нужно делать. Не получается? Возьмите руки ребенка в свои и осваивайте упражнения вместе. Самое главное — четко соблюдать заданный ритм и стремиться к естественности и легкости движений.

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации — прикосновения. Ему необходимо все трогать, хватать, гладить и даже пробовать на вкус! Если взрослые поддерживают это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные и т. д.), тряпочки, предметы для исследования, он получает необходимый стимул для развития. Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Поэтому, если вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки!

Для детишек до года достаточно предлагать предметы и игрушки с различной поверхностью, листы бумаги, которые можно рвать и мять, мягкие игрушки.        

Для малышей после 1 года очень полезны специальные пальчиковые краски (ребенок опускает в краску руку или пальчик и «рисует» на большом листе бумаги), пластилин (под присмотром взрослого) — его можно пока просто мять и разрывать на кусочки.

Освоение ножниц — тоже большая нагрузка для пальчиков. Уже с 3-х лет можно предложить ребенку что-нибудь резать (бумагу резать проще, ткань, нитки — сложнее).

После 3-х лет обязательно приобретите ребенку мозаику (сначала самую крупную), пазлы для малышей (большие кусочки); интересны вкладыши типа Монтессори, нанизывание крупных бус и, конечно, рисование (карандашами, красками с кисточкой).

Все эти игры приносят детям радость и развивают ручки, а через них — мышление, речь, внимание и т. д. Для того чтобы движения рук ребенка стали еще более совершенными, предоставьте ему возможность манипулировать со всевозможными предметами, разными по форме, фактуре материала, поверхности (флаконы, пузырьки, камешки, крупа, фольга, полиэтилен и т. д.).

Детям даются задания:

  1. застегивание пуговиц;
  2. завязывание и развязывание узлов (хорошо использовать различные шнуровки);
  3. переливание воды из емкости с узким горлышком в емкость с широким горлышком.

Полезным и увлекательным занятием будет доставание игрушек из бассейна с крупой. Для изготовления такого бассейна надо насыпать крупу (горох, фасоль, пшеницу, перловку) в таз, на дно тазика положить различные игрушки (желательно не очень крупные) и предложить малышу отыскать игрушки в этом бассейне. Такое игровое упражнение не только способствует развитию мелкой моторики, но и массирует руку вашего малыша, развивает его тактильные ощущения.

Предлагаем вашему вниманию упражнения для пальчиков. Для достижения результата выполнять упражнения необходимо ежедневно по 5—7 минут. Начинать работу лучше с упражнений, которые содержат элементы массажа.

«ШАЛУН»

Наша Маша варила кашу

Кашу сварила, малышей кормила.

На первые две строчки чертить круговые линии на ладошке малыша.

Этому дала, этому дала, Этому дала, этому дала,

На следующие две строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов.        

А этому — не дала.        

Он много шалил, свою тарелку разбил.        

Со словами последней строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать.

«БЕЛОЧКА»

(по мотивам народной песенки)

Сидит белка на тележке, Продает свои орешки; Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке косолапому, Заиньке усатому.

Поочередно разгибать все пальцы, начиная с большого.

«ПАСТУШОК»

Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду,

Пальцы обеих рук сложены колечком и поднесены ко рту, имитировать игру на трубе.

А я дудочку нашла,

Пастушку я отдала.

Хлопки в ладоши.

Ну-ка, милый пастушок,

Ты спеши-ка на лужок,

Там Буренка лежит,

На теляток глядит.

А домой не идет,

Молочка не несет.

Надо кашу варить,

Деток (можно произносить имя вашего малыша)

кашей кормить.

Указательным пальцем одной руки круговые движения по ладошке другой руки.

Упражнением «Пастушок» желательно заканчивать пальчиковую гимнастику, так как оно содержит элементы массажа. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребенка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Развитие движений пальцев и кисти ребёнка как один из методов развития речи

Дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки!Для того, чтобы продолжить подготовку руки вашего ребенка к письму, предлагаем задания по формированию графических навыков. Но прежде, чем приступить к зан...

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ И КИСТИ (ТОНКАЯ МОТОРИКА)

ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ТОНКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ОТ 1,5 ДО 2 ЛЕТ...

Консультации для родителей «Развитие движений пальцев и кисти ребёнка как один из методов развития речи»

Данный материал будет полезен, как родителям. так и воспитателям в ДОУ....

Консультации для родителей «Развитие движений пальцев и кисти ребёнка, как один из методов развития речи»

Данный материал поможет родителям дошкольников понять, почему так важно развивать мелкую моторику рук ребенка....

развитие движений пальцев и кисти ребенка- как средство развития речи

Развитие пальцев и кисти ребенка- как средство развития речи...

СООБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ "РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ И КИСТИ (ТОНКАЯ МОТОРИКА)"

Развитие тонкой моторики у детей с 9мес. до 2 лет...