Проблемы и нарушения сенсорного развития и их причины
консультация (младшая группа)

Сизова Ирина Евгеньевна

В последние десятилетия наблюдается тенденция к росту количества детей с гиперактивным, плохо контролируемым поведением. Неврологи, психиатры связывают это с трудностями выработки адаптивного ответа на сенсорные раздражители, искаженное и(или) неселективное их восприятие.

Нарушение сенсорной интеграции-- это неврологическое расстройство, характеризующееся неправильной обработкой сенсорной информации, идущий от органов чувств к различным центрам головного мозга. Проявляется разнообразными симптомами: повышенной чувствительностью к свету, звуку, прикосновениям, трудностями координации, гиперактивностью. Для диагностики применяются стандартизированные тесты, включающие серии проб на исследование сенсорных функций разных модальностей. Лечение проводится с помощью психокоррекции, в частности методом сенсорной интеграции.

  • Осложнения беременности, родов, недоношенная беременность. Вирусные или инфекционные заболевания, которые были у матери во время беременности, а также другие патологические состояния.
  • Генетические патологии.
  • Дефицит сенсорного опыта.
  • Нейродегенеративные заболевания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемы и нарушения сенсорного развития и их причины

Консультация для родителей. Подготовила воспитатель Сизова И.Е.

В последние десятилетия наблюдается тенденция к росту количества детей с гиперактивным, плохо контролируемым поведением. Неврологи, психиатры связывают это с трудностями выработки адаптивного ответа на сенсорные раздражители, искаженное и/или неселективное их восприятие.

Нарушение сенсорной интеграции – это неврологическое расстройство, характеризующееся неправильной обработкой сенсорной информации, идущей от органов чувств к различным центрам головного мозга. Проявляется разнообразными симптомами: повышенной чувствительностью к свету, звуку, прикосновениям, трудностями координации, гиперактивностью. Для диагностики применяются стандартизированные тесты, включающие серии проб на исследование сенсорных функций разных модальностей. Лечение проводится с помощью психокоррекции, в частности методом сенсорной интеграции.

Причинами данного расстройства являются:

•        Осложнения беременности, родов, недоношенная беременность. Вирусные или инфекционные заболевания, которая были у матери во время беременности, а также другие патологические состояния. инфекционные заболевания, перенесённые ребёнком во внутриутробный период. Поражения ЦНС плода/новорожденного приводят к нарушению восприятия сигналов от рецепторов. Интегративная дисфункция диагностируется при детском церебральном параличе, раннем детском аутизме, синдроме дефицита внимания и гиперактивности. А также травмы спины или головы, травмы, полученные во время родов (гипоксия, защемления и т. д.).

•        Генетические патологии. Расстройство обработки информации от органов чувств диагностируется при синдроме Дауна, синдроме Вильямса. В таких случаях неврологические симптомы связаны с измененной структурой генов.

•        Дефицит сенсорного опыта. Дезинтеграция сигналов от органов чувств может быть спровоцирована пребыванием ребенка в условиях с недостаточной тактильной, визуальной, аудиальной стимуляцией (пример: дети из домов малютки, долгое время находящиеся одни в кроватке без игрушек).

•        Нейродегенеративные заболевания. У пожилых людей сенсорная дезинтеграция обусловлена патологиями, при которых происходит гибель нервных клеток. К ним относятся болезнь Пика, лобно-височная деменция.

Также нарушения сенсорного развития всегда сопутствуют таким диагнозам, как ДЦП, синдром Дауна, СДВГ, аутизм, слепота, глухота, умственная отсталость, параличи и парезы.

Существует ряд признаков-сигналов, которые говорят о нарушениях в сенсорном развитии. Обратите внимание, если ребенок:

•        боится или вздрагивает от громких звуков, закрывает уши руками;

•        боится яркого света;

•        часто падает и бьётся головой, неуклюж и плохо держит равновесие;

•        избегает прикосновений;

•        не может определить, откуда исходит звук;

•        не понимает инструкций, которые дают родители;

•        путает лево и право;

•        не чувствует дискомфорта, если одежда на нём надета неправильно или испачкана;

•        не определился с ведущей рукой после 5 лет (левша или правша);

•        не может усидеть на месте или, сидя на стуле, раскачивается;

•        поворачивается всем телом к источнику звука вместо того, чтобы повернуть только голову;

•        не удерживает взгляд на движущемся предмете;

•        избегает общества других детей, любит играть один;

•        имеет проблемы с обучением.

Как улучшить восприятие

Профилактика заключается в организации разнообразного взаимодействия ребенка с окружающей средой: занятия спортом, манипуляции предметами с различными текстурами, игры на дифференциацию звуков, зрительных образов.

Если у малыша подтвердилось нарушение сенсорного развития, обратитесь за помощью в специализированный центр. Там подскажут, как эффективно выстраивать занятия для налаживания сенсорного восприятия. Перед тем, как составить для ребёнка образовательный маршрут, специалисты сначала проведут диагностику. Она определит все сильные и слабые стороны малыша, покажет, на что именно делать упор и какие сферы восприятия нужно развивать в первую очередь. Задача родителей – следовать указаниям и рекомендациям специалистов и помочь ребёнку как можно быстрее достичь прогресса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в процессе сенсорного развития детей "

Актуальность и формы взаимодействия воспитателя детского сада с родителями...

Нарушения речевого развития у детей. Причины и виды

Как своевременно распознать проблему в речевом развитии малыша? Что делать? Как помочь? Ответы на эти вопросы здесь....

Консультация для родителей «Норма речевого развития раннего возраста. Отклонения от нормы. Причины нарушений речевого развития» 10.04.2019г.

Специалисты считают возраст с двух до трех лет критическим в плане речевого развития и рекомендуют совершить первый визит к логопеду для ответа на вопрос «все ли хорошо с речью?»...

Нарушения речевого развития у детей. Причины и виды.

Если малыш в 1 год не говорит слов, или к 2-м годам говорит лишь отдельные слова и понять его очень трудно, то родители, а порой и врачи, зачастую считают, что нет повода для беспокойства. В бол...

Презентация: "Проблемы речевого и сенсорного развития раннего возраста"

Проблемы речевого и сенсорного развития раннего возраста...

Нарушение пищевого поведения у дошкольников. Причины и способы решения проблемы.

Нарушение пищевого поведения у дошкольников. Причины и способы решения проблемы....

«Сенсорное развитие. Причины сенсорных нарушений.»

Ознакомление с формой, величиной, пространственными и иными характеристиками предметов невозможно без интеграции движения рук и глаз.Чтобы ребенок начал разнообразно действовать с предметами эти дейст...