Тема самообразования: «Взаимодействие с семьями воспитанников в ДОО»
методическая разработка

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobr._roditeli.docx26.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Возовский  детский  сад «Светлячок» Поныровского района Курской области

Тема самообразования:

 «Взаимодействие с семьями воспитанников в ДОО»

Воспитатель:

Верёвкина Г. С.

2020 г.

Актуальность.

 Ребёнок, получивший образование

                                                             Только в учебном заведении, -

                                                      Необразованный ребёнок.

(Джордж Сантояни)

Я выбрала эту тему не случайно, так как на сегодняшний день достаточно остро стоит проблема взаимодействия детского сада и семьи. И наше дошкольное учреждение не исключение. С одной стороны, родители доверяют детскому саду и соглашаются с формами, методами и приемами воспитания своих детей в момент пребывания их в детском саду. А с другой – не готовы воспринимать воспитателей как партнеров и придерживаться с ними единой педагогической линии за пределами детского сада. Также и педагоги чаще видят в родителе не субъекта совместной деятельности, а очередной объект воспитания.

Семья играет важную роль в формировании личности ребёнка. Воспитывать своего ребёнка – великое искусство, так как сам процесс воспитания – это непрерывная работа сердца, разума и воли родителей. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Это может происходить по разным причинам.

Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Им надо научиться взаимодействовать в интересах ребёнка. Я считаю главным в этом направлении установление доверия между семьёй и детским садом, которое позволит корректировать воспитательные позиции родителей и самих педагогов.

 Задачи воспитания и развития решаются успешно только в том случае, когда дошкольное учреждение поддерживает связь с семьей и вовлекает ее в свою работу. Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка.

Цель:

Повышение профессиональной компетенции по данной теме.

Задачи:

 1. Изучить педагогические, психологические, методические литературные источники по проблеме.

2. Создать необходимых условий для развития и установления доверительных, ответственных отношений между воспитателем и семьями воспитанников.

3. Использовать традиционные и нетрадиционные формы работы с семьями воспитанников в современных условиях.

4. Формировать ответственное отношение к здоровью и безопасности жизнедеятельности.

 5. Вовлечь родителей в разнообразные формы деятельности в воспитании детей дошкольного возраста.

6. Просвещать родителей посредством ознакомления с педагогической, нормативно - правовой литературой, информационно-коммуникационными технологиями.

7. Реализовать единый подход к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе ФГОС.

Нормативные документы, регулирующие работу с родителями

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании».
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
  3.  Конвенция о правах ребенка.
  4. Концепция дошкольного воспитания.
  5. Семейный кодекс Российской Федерации.

Этапы:

  1. Информационно - аналитический
  2. Практический
  3. Заключительный

Формы работы:

  1. Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями
  2. Анкетирование родителей
  3. Мероприятия по обмену опытом
  4. Мастер-классы
  5. Консультации, памятки
  6. Советы и рекомендации 

Ожидаемые результаты:

  1. Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.        
  2. Повышение уровня осознанного отношения детей и родителей к сохранению здоровья и безопасности. 
  3. Создание системы использования активных нетрадиционных форм.
  4. Активизация родителей в решении воспитательных задач.
  5.  Укрепление дружеских и партнёрских отношений между детьми и их родителями.

Подборка сайтов для родителей воспитанников детского сада

  1. «Солнышко» – развлекательный и помогающий развитию ребенка сайт. Если хочется провести время перед компьютером вместе с ребенком, это самое то. Как ребенку самому приготовить бутерброды, салаты? Загляните в рубрику "Кулинария". В "Игротеке" веселые конкурсы, игры on-line, много кроссвордов, раскрасок, логических упражнений. На сайте можно прочитать более 400 пословиц, посмотреть мультфильмы, поучаствовать на различных конкурсах вместе со своим чадо, а также посоветоваться с психологом и логопедом.
  2.  7я.ru – здесь можно прочитать о беременности, о воспитании и психологии ребенка, об образовании детей, о семейных отношениях, о любви, а также как отдыхать всей семьей, как вести хозяйство. Можно получить ответы на многие интересующие Вас вопросы. Здесь проводятся различные конкурсы, в том числе и фотоконкурс. Также очень хороший форум для родителей. Форум родителей
  3.  Ребенок.ru – обсуждаются волнующие родителей вопросы: здоровье во время беременности, как и чем кормить детей, диеты, как ухаживать за собой, религиозные вопросы, взаимоотношения с родными, сами же участники форума предлагают интересные тесты, обсуждают книги, которые читали и многое другое.
  4. Сайт «Материнство» -  на форумах обсуждается тема кормления, прививок, роды, на сайте можно прочитать о варикозе при беременности, о детских снах, о том, как красить пасхальные яйца. Не знаете, как порадовать своего ребенка, какие подарки выбрать для него – интернет магазин игрушек www.toys-for-kids.ru Вам поможет спокойно, в домашней обстановке, обдуманно сделать выбор. Здесь Вы найдете игрушки, конструкторы, умные наборы для развития ребенка, для его игр. Ведь в играх ребенок учится взрослой жизни.
  5.  «Академия родителей» – сайт для любящих мам и пап, где собрана различная информация, о воспитании и развитии детей. Здесь вы найдете советы связанные с физическим и психо-эмоциональным развитием малыша, познакомитесь с развивающими играми и творческими приемами. Одно из направлений сайта – детская дефектология.
  6.  «Семейка» – ежедневный интернет-журнал для всей семьи SADIC.RU детский садик, все о детях, всё о детских садиках.

Используемая литература:

 1.  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155.

 2. Арнаутова Е.П. Практика взаимодействия семьи и современного детского сада/Детский сад от А до Я. – 2004. - №4. – с. 23-35. – в этом пособии дано теоретическое и практическое обоснование необходимости тесного взаимодействия детского сада с семьёй воспитанников, представлены практические рекомендации.

 3.Глебова С.В. Детский сад - семья: аспекты взаимодeйствия. - М.: "Учитель", 2008 - в данной брошюре представлена воспитательная система работы с родителями и педагогическим коллективом, затрагивающая различные сферы деятельности дошкольника. Издание содержит материалы, рассчитанные на воспитателей с целью структурирования работы с родителями (I блок), и материалы, предназначенные для родителей с целью информативного и обучающего просвещения по подготовке детей к школе в домашних условиях (II блок).Представлены примерные конспекты мероприятий с участием родителей.

4. Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Проекты в работе с семьёй. М.: ТЦ Сфера, 2012. 128 с. - в методическом пособии раскрыты основные направления проектирования как формы активной работы с родителями в детском саду, обобщен опыт работы дошкольных образовательных учреждений по проектной деятельности, представлены разработки по семейным проектам, проектам выходного дня, краткосрочные и долгосрочные проекты в работе с родителями.

 5. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями / Дошкольное воспитание. 2004. N 1. - С. 60 - 68.  - современные родители. Какие трудности они испытывают при воспитании детей? Подготовка педагогического коллектива к работе с родителями по повышению их правовой культуры .Основные направления работы дошкольного образовательного учреждения по повышению психолого-педагогической культуры родителей.

6. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. М.: Сфера, 2005. 80 с. - в настоящем пособии раскрываются новые подходы в общении с родителями на современном этапе. Автором пособия подробно освещаются основные этапы оказания методической помощи: раскрывается содержание работы, определяются ее формы и методы.Кроме этого, в книге представлена краткая история взаимодействия ДОУ с семьей ребенка. К пособию прилагаются анкеты для родителей и педагогов, сценарии мероприятий, программа оказания методической помощи воспитателям и другой практический материал.

6.Козлова А.В., Дешеулина Р.П. « Работа с семьей в ДОУ», Творческий центр, Москва, 2005.щ Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, сценарии, мониторинг - пособие содержит материалы по диагностике, тематические планы, конспекты лекций, консультации, сценарии, мониторинг, - все то, что может быть использовано в работе воспитателей и специалистов ДОУ при работе с семьей.

7. Майер А. А., Воронина Н. В., Давыдова О. И. « 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада» М.: ТЦ Сфера, 2012 - в пособии систематизированы и обобщены идеи вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ. Представлен принципиально новый подход к работе с родителями: "от семьи, с семьей, для семьи", где ведущими субъектами взаимодействия с педагогами становятся сами родители.

 8. Свирская Л. Работа с семьей – необязательные инструкции. М.: Линка-Пресс, 2007. 178 с. Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений - как привлечь семьи к участию в жизни детского сада? Как сделать так, чтобы от этого процесса получали удовольствие и дети, и педагоги, и сами родители? Как научиться слушать родителей и помочь им стать партнерами и единомышленниками? В данном издании можно найти не только ответы на все эти вопросы, но и получить конкретные практические рекомендации по проблемам взаимодействия семьи и ДОУ, в том числе оригинальные, нестандартные способы информирования родителей и изучения их запросов. В пособие включены готовые к использованию бланки, примеры объявлений, писем и т. п. Все это необходимо для организации работы в дошкольных учреждениях заведующим, педагогам, будет полезно студентам педагогических учебных заведений и, конечно, родителям.

10. Свирская Л. Шпаргалки для родителей // Детский сад со всех сторон. 2002 – в  книге кратко описываются самые распространенные проблемные ситуации, возникающие при общении взрослых и детей или детей между собой (что делать, если ребенок не хочет делиться, закатывает истерики, дерется и т. п.), и даются педагогически и психологически грамотные варианты выхода из таких ситуаций. 

11. Сайт « Воспитатель» -  ориентирован на воспитателей детских садов и молодых родителей. На страницах сайта собрано множество познавательных статей, конспектов занятий в детском саду, полезных советов и рекомендаций. Эта книга – «скорая помощь» для родителей, воспитателей, педагогов и других специалистов, работающих с детьми дошкольного возраста.

Электронные ресурсы:

1. http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/roditelskii-universitet-klub 21.53.24.05.2013

2. http://planetadetstva.net/ 20.57.24.05.2013

3. http://doshvozrast.ru/rabrod/konsultacrod45. htm 21.35 24.05.2013

4. http: /detsad37. ucoz.ru›trening_s_roditeljami. doc 22.01.24.05.2013

5. http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/scenariy-semeynoy-igry-moya-semya 23.40.24.05.2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: «Организация взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС дошкольного образования»

На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Поэт...

Доклад и презентация на тему: "Формы взаимодействия с семьями воспитанников".

...Как заинтерисовать родителей в совместной работе? Сделать их участниками воспитательного процесса. Обо всём этом читайте в этом материале....

План самообразования ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОО И СЕМЬИ В ВОСПИТАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

 Актуальность  воспитания у детей дошкольного возраста  начал безопасного  поведения в быту и социуме содержит в необходимости подготовки детей  к  безопасной жизн...

Отчет по самообразованию "Взаимодействие ОУ и семьи по вопросам здоровьесбережения"

В данной презентации представлены мероприятия по здоровьесбережению детей старшей группы....

Отчет по теме самообразования «Взаимодействие педагога – психолога образовательного учреждения с семьями воспитанников»

Семья для ребенка - это источник общественного опыта, здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение....

Тема самообразования: «Взаимодействие с семьёй в ДОУ с целью создания единого образовательного пространства».

     Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных, тем более с переходом на новые российские стандарты – ФГОС....

сертификат за предоставление педагогического опыта на ГМО «Организация взаимодействия с семьями воспитанников в современных условиях» по теме: «Организация взаимодействия с семьями воспитанников по развитию финансовой грамотности».

сертификат за предоставление педагогического опыта на ГМО «Организация взаимодействия с семьями воспитанников в современных условиях» по теме: «Организация взаимодействия с семь...