Консультация для родителей средней группы №1 «Медвежата» Как научить ребенка сочинять рассказы по картинкам? 01.02.2024 г.
занимательные факты (средняя группа)

Татьяна Олеговна Дернова

В дошкольном возрасте сказка-это наиболее любимый литературный жанр, но в современном обществе сказки уходят на второй план. Они заменяются многочисленными энциклопедиями и обучающей литературой. На самом деле сказка должна входить в жизнь ребёнка с самого раннего возраста, сопровождая его до конца дошкольного возраста и оставаться с ним на всю жизнь. Сказка является универсальным, развивающим средством, обеспечивая богатую языковую среду, развивает фантазию, воображение, мышление, воспитывает добрые чувства, сострадание и сопереживание за сказочного героя. Сказка будит любознательность, развивает интеллект, помогает понять самого себя, свои желания и эмоции, а также эмоции других людей. Маленький человек учится сочувствовать, становится более внимательным и усидчивым. Маленьким детям лучше не читать, а рассказывать и показывать им картинки, рассматривая их вместе.

Первый этап, с которого всегда начинаем — договаривание фраз. Взрослый задает начала фраз, а малыш их заканчивает. Например: «Жила — была (говорит мама или педагог) …. (ребенок заканчивает). Однажды она (слова мамы, малыш завершает фразу) … И решила Маша…. Вдруг…. Маша подумала…» и так далее.  Эти начала фраз   помогают ребенку научиться связывать предложения в тексте и строить его логично, последовательно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_knigi.docx189.43 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей средней группы №1 «Медвежата»

Как научить ребенка сочинять рассказы по картинкам?

В дошкольном возрасте сказка-это наиболее любимый литературный жанр, но в современном обществе сказки уходят на второй план. Они заменяются многочисленными энциклопедиями и обучающей литературой. На самом деле сказка должна входить в жизнь ребёнка с самого раннего возраста, сопровождая его до конца дошкольного возраста и оставаться с ним на всю жизнь. Сказка является универсальным, развивающим средством, обеспечивая богатую языковую среду, развивает фантазию, воображение, мышление, воспитывает добрые чувства, сострадание и сопереживание за сказочного героя. Сказка будит любознательность, развивает интеллект, помогает понять самого себя, свои желания и эмоции, а также эмоции других людей. Маленький человек учится сочувствовать, становится более внимательным и усидчивым. Маленьким детям лучше не читать, а рассказывать и показывать им картинки, рассматривая их вместе.

Первый этап, с которого всегда начинаем — договаривание фраз. Взрослый задает начала фраз, а малыш их заканчивает. Например: «Жила — была (говорит мама или педагог) …. (ребенок заканчивает). Однажды она (слова мамы, малыш завершает фразу) … И решила Маша…. Вдруг…. Маша подумала…» и так далее.  Эти начала фраз   помогают ребенку научиться связывать предложения в тексте и строить его логично, последовательно.

Так можно придумывать не только рассказы по картинкам, но и инсценировки с игрушками или сочинять сказку по пути в магазин, в детский сад или в очереди.

К концу этапа (он может занять от нескольких недель до нескольких месяцев) Вы заметите, что малыш стал сам без проблем связывать предложения в тексте, т.е. Ваша помощь ему больше не нужна.

Второй этап — рассказывание по вопросам.  Рассматриваем с малышом картинки в их последовательности, обсуждаем что случилось и чем закончилось, почему это произошло, придумываем название рассказу.

После этого малыш рассказывает, а Вы помогаете ему уточняющими вопросами: «Где всё случилось? Расскажи, с чего всё началось? Что было дальше? Что сказал медведь? А что ему ответили звери? Почему ежик рассердился? Что сделал ежик? Чем всё закончилось?». Иногда будет требоваться подсказка в виде начала фразы.

Если ребенок не знает, как продолжать — продолжите сами, подсказав свою идею, а малыш разовьет ее. Но не навязывайте ему свой сюжет.

К концу этапа в помощь ребенку будет достаточно трех вопросов — поясняющих фраз: «Расскажи, с чего всё началось, что случилось и чем закончилось?». Эти три фразы очень важны, т.к. любой рассказ всегда состоит из трех частей:

- зачин (место и время действия, герои),

- развитие действия и какой-то интересный случай (кульминация — если говорить научным языком)

- конец рассказа (финал, развязка).

Третий этап — творческое рассказывание. Ребенок уже умеет сочинять рассказы, с удовольствием рассматривает картинки в книжке.  Поэтому можно:

Идея 1. Придумать вместе продолжение приключений героев (Маша и Наташа в деревне, Маша и Наташа в зоопарке, Маша и Наташа в «Детском мире»).

Идея 2. Попросить ребенка продиктовать Вам его рассказ (ребенок диктует предложение, а Вы его записываете и так до конца рассказа). Затем вместе еще раз прочитать, что получилось, и изменить слова, где это необходимо — сделать текст более выразительным и образным, веселым и интересным. Сделать книжку — малышку или нарисовать картинки к сочиненному рассказу.

Идея 3. Есть еще один увлекательнейший прием рассказов по веселым картинкам — это… поменять местами картинки.

Например, серия картинок из книжки выглядит так. Первая картинка (1) — мальчик с сачком видит на заборе две красных бабочки. Вторая картинка (2) — бабочки в другом месте забора, мальчик за ними бежит. Третья картинка (3) — из-за забора вышли Маша с куклой Наташей. Оказывается, это были не бабочки, а красные бантики Маши и Наташи.

Делаем ксерокопию картинок, вырезаем и… переставляем их местами так: 3-2-1. То есть получается, что сначала мальчик увидел Машу и Наташу, идущую мимо, а потом бабочек! И бабочки перелетали с места на место! И это получается совсем другой рассказ! О чем могут придумать дети? Например, дети придумали, что за забором шла подружка Наташи со своей куклой и это были их бантики (по аналогии). Или что это действительно были бабочки. Еще одна детская идея — это были бумажные бантики для котят — малыши играли с котятами за забором. Идей может быть очень много.

Данный вариант задания развивает воображение и творчество, учит ребенка находить выходы из нестандартных ситуаций, позволяет преодолеть шаблоны и стереотипы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ПОСТОЯТЬ ЗА СЕБЯ».

Дети скоро пойдут в школу. И детям, и родителям очень важно, что бы дети чувствовали себя уверенно....

Как научить ребенка сочинять рассказы по картинкам?

Как научить ребенка сочинять рассказы по картинкам?...

Консультация для родителей средней группы на тему: «Как одеть ребенка осенью в сад»

Консультация для родителей средней группы на тему:«Как одеть ребенка осенью в сад» Многих родителей волнует вопрос о том, как одевать ребенка осенью в сад. Возникает он не на пустом м...

Консультация для родителей средней группы на тему: «Как одеть ребенка осенью в сад»

Консультация для родителей средней группы на тему:«Как одеть ребенка осенью в сад»[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24645655","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}...

Консультация для родителей средней группы «Медвежата» по теме: «Особенности развития детей 5 лет» 01.02.2024 г.

К 5 годам у ребенка уже достаточно хорошо развита координация движений и умение держать равновесие. Кроме того, пятилетних детей можно эффективно обучать сложным двигательным навыкам, требующих хороше...

Консультация для родителей средней группы №1 «Медвежата» Организация питания в ДОУ 01.04.2024 г.

Одним из важных факторов здоровья ребенка является организация рационального питания и отражение ее в воспитательно-образовательном процессе.  Правильное питание – это основа длительно...