Доклад по инновационной теме на 2020 - 2021 г. «Развитие связной речи детей 5 – 6 лет через анализ противоречивых ситуаций в литературных произведениях»
методическая разработка (старшая группа)

Ельцова Ирина Владимировна

Анализ литературного произведения трудная, но интересная работа. Наиболее полно эта тема раскрыта педагогами, которые используют в своей работе методы ТРИЗ-технологии. Целью данной темы формирование  у детей умение воспринимать и анализировать содержание литературного произведения,  находить противоречие и формулировать проблему, решать ее разными способами и определять идеальное решение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

           Хочу Вам показать  - Работу с применением ТРИЗ - технологии, «Развитие связной речи  детей 5 – 6 лет через анализ противоречивых ситуаций в литературных произведениях». Данная работа поможет вашим детям в речевом развитии

          Речевое развитие включает: владение речью как средством общения и культуры.  Обогащение активного словаря. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.  Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы и т. д.  

         Одним из действенных методов развития творческого мышления детей является разрешение проблемных ситуаций. В проблемной ситуации всегда присутствует противоречие, которое дети должны решить, а решив его, они тем самым решают и творческие задачи.

        Противоречие  это предъявление к одному объекту противоположных требований. Например: один и тот же  объект хороший и плохой,  большой и маленький, крепкий и некрепкий, горячий и холодный и т.п.

       Приемы разрешения противоречий – объяснение, как один объект может обладать противоположными признаками.

 Я познакомлю Вас с начальным и этапами работы  с противоречиями :  

1 Этап.  Это обучение детей находить слова-антонимы

      Игра "Наоборот” или "перевертыши” (проводится с мячом).

В этой игре мы познакомим детей  с приемом разрешения противоречий «наоборот»; активизируем  словарный запас путем использования антонимов.

        Взрослый бросает мяч ребенку и называет слово, а ребенок отвечает словом, противоположным по значению и возвращает ведущему мяч (хороший – плохой, строить - разрушать выход – вход …)

      "Черное - белое" Взрослый, стоя перед  ребенком, держит в одной руке черный круг, в другой - белый. Поднимая черный круг, предлагает назвать отрицательные качества какого-либо объекта или явления, а поднимая белый круг - положительные.

         Еще один вариант игры «Черное – белое»

          Взрослый поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика и дети перечисляют отрицательные качества. (Пример: “Книга”. Хорошо – из книг узнаешь много интересного.. . Плохо – они быстро рвутся.. . и т. д.)

 Поиграем в  Игру "Черное-белое”

Взрослый  поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта Книга”.

Хорошо – из книг узнаешь много интересного

Книга – развивает речь

Книга – избавляет от скуки

Книга- узнаешь много интересного

Книга –передает знания

Книга – дает советы

Читать книги – это хорошо

Плохо

Они быстро рвутся

Плохо рассматривать книгу лежа

Плохо рать книгу

Плохо не читать книги

Плохо кидать книги.  

         Игра «Хорошо – плохо»  

         Цель игры . Найти противоречие.

Для игры выбирается объект. Попробуйте проанализировать объект и назвать его положительные и отрицательные качества (что в нем «хорошо», а что в нем плохо»)

Пример.  Роза – хорошо, потому что красивая и приятно пахнет, а плохо потому, имеет колючие шипы.

Лампа – хорошо – она освещает комнату, а плохо – ее свет может мешать спать.

Шнур – хорошо – благодаря ему  к  электроприбору от сети поступает электричество, а плохо – об него можно споткнуться и упасть.

Попробуйте теперь сами назвать, что хорошего, а что плохого  в следующих объектах: молоток,  колесо, голубь, краски, скамейка.

         Говорить – значит пользоваться устной речью, выражать свои мысли словами. Таким образом, результативность проводимой работы по использованию приемов ТРИЗ - технологий в процессе формирования связной речи у детей дошкольного возраста соответствует высказыванию Л. С. Выготского о том, что «педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет вызвать к жизни те процессы развития, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития».

        Спасибо за внимание, данные умения помогут вашим детям овладеть определенным запасом слов, активно пользоваться им,   строить высказывания, формулировать свою мысль, понимать речь окружающих, уметь слушать и быть внимательным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по инновационной теме на 2020-2021г.

Тема моего  инновационного педагогического маршрута: «Развитие у детей умения использовать  и  рифмовать признаки объекта при составление загадок».Цель: Формирование у детей...

Доклад по инновационной теме на 2020-2021г.

Тема моего  инновационного педагогического маршрута: «Развитие у детей умения использовать  и  рифмовать признаки объекта при составление загадок».Цель: Формирование у детей...

Доклад по инновационной теме на 2020-2021г.

Тема инновационного педагогического маршрута: «Воспитание морально-нравственных качеств дошкольников 6-7 лет в процессе решения творческих задач».Цель: Формирование морально-нравстве...

Доклад по инновационной теме 2019-2020

Тема инновационного педагогического проекта «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с возможностями органов восприятия человека».Цель: Развитие умения...

Доклад по инновационной теме на 2020-2021 г.

Уважаемые родители вы верите в волшебство?У нас в группе тоже живут свои  «волшебники». У них есть сои волшебный домик в нашем уголке «Познавайкин мир». А вы знаете, что д...

Доклад по инновационной теме за 2020 - 2021

Данный доклад представляет работу с применением ТРИЗ – технологии «Развитие связной речи  детей 5 – 6 лет через анализ противоречивых ситуаций в литературных произведениях»...

Доклад по инновационной теме на 2019 - 2020 "Развитие связной речи через анализ литературных произведений с помощью ТРИЗ – ОТСМ"

Предложенная технология анализа литературного произведения формирует у детей умение воспринимать и анализировать содержание произведения, выделять и называть героев, определять свойства их характера, ...