Доклад по инновационной теме на 2019 - 2020 "Развитие связной речи через анализ литературных произведений с помощью ТРИЗ – ОТСМ"
методическая разработка (средняя группа)

Ельцова Ирина Владимировна

Предложенная технология анализа литературного произведения формирует у детей умение воспринимать и анализировать содержание произведения, выделять и называть героев, определять свойства их характера, называть причины, которые ему мешали добиться желаемого результата, давать совет литературному герою. Развивает у детей познавательную активность, связную речь, фантазию, творческое воображение; воспитывает читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие героям книги.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад мастер-класса для родителей, выступление с презентацией

Ельцова  Ирина  Владимировна

Воспитатель

Тема. Развитие связной речи через анализ литературных произведений с помощью ТРИЗ – ОТСМ.

Здравствуйте, уважаемые родители!

Начать свое выступление я хочу словами: «Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка»

Моя тема. «Развитие связной речи через анализ литературных произведений с помощью ТРИЗ – ОТСМ»

«Анализ литературного произведения по технологии ОТСМ – ТРИЗ» 

Как же стоит вопрос о развитии связной речи в современном дошкольном образовании?  Согласно ФГОС общеобразовательной программы дошкольного развитию дошкольников уделяется большое значение. Развитие связной речи у дошкольников, выступает одной из сторон коммуникационно – речевого развития ребенка. Исследователи отмечают, что развитие в дошкольном периоде творческих способностей, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем, поэтому формирование связной речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание являются одной из главных задач речевого развития

дошкольников. Это обусловлено прежде всего ее социальной значимостью и

ролью в формирование личности. Однако слабо разработанными остаются

вопросы внедрения новых технологий в дошкольников. Именно в связной

речи коммуникативная функция языка и речи.

Что такое связная речь?

Связная речь – это умение ребенка излагать свои мысли живо, последовательно, без отвлечения на лишние детали. По мнению исследователей, существуют две разновидности устной связной речи - диалог и монолог, которым присущи свои особенности:

Диалогическая речь - речь поддерживаемая, имеющая собеседника, она более простая, в ней могут присутствовать интонации, жесты, паузы, ударения. Для нее характерно использование разговорной лексики и фразеологии.

Монологическая речь - длительное, последовательное, связное изложение мыслей, знаний одним лицом, протекающее относительно долгого времени и не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Для нее характерна литературная лексика, развернутые высказывания, законченность и логическая завершенность.

Одним из условий развития речи в широком смысле является культурно-языковая среда. Культура речи детей неразрывно связана с культурой речи воспитателя и всех окружающих. Развивать речь следует не столько путем методических приемов и указаний, сколько путем примера и образца. Одним из основных методов речевого развития является обучение, определенным кругом речевых навыков и умений. Развитие речи осуществляется также на занятиях по другим разделам программы детского сада. Например, художественная литература является важнейшим источником средством развития всех сторон речи детей, и уникальным средством воспитания.

 Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, для развития которой необходимо применять различные дидактические игры, занятия, в том числе различные технологии, в частности ТРИЗ.

Основными целями ТРИЗ - образования для дошкольников являются:

формирование связной речи на основе активизации творческого мышления

для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательской

деятельности; развитие творческих способностей; формирование качеств

творческой личности.

        В своей работе я использую ТРИЗ технологию для решения проблемы формирования связной речи у дошкольников.

«Анализ литературного произведения по технологии ОТСМ – ТРИЗ»

Цель. Создать условия для усвоения обобщенной модели анализа литературного произведения. Научить анализировать литературные тексты, исходя из способов решения проблем героями.

Предложенная технология анализа литературного произведения формирует у детей умение воспринимать и анализировать содержание произведения, выделять и называть героев, определять свойства их характера, называть причины, которые ему мешали добиться желаемого результата, давать совет литературному герою. Развивает у детей познавательную активность, связную речь, фантазию, творческое воображение; воспитывает читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие героям книги.

 Работу по анализу художественного произведения начинают с младшего возраста.                                                                                                                

Условия:

  • Текст должен быть хорошо знаком детям (чтение заранее);
  • По длительности занятие должно быть коротким и динамичным;
  • Во время проведения занятия использовать двигательные паузы, тренинги, этюды (превратиться в героев, повторить действия, показать характер);
  • Занятие должно быть эмоционально насыщенным.

      С детьми проводится предварительная работа:

-выразительное прочтение детям литературного произведения;

-обыгрывание сказки с помощью игрушек,

- разыгрывание этюдов;

- моделирование проблемной ситуации.

Анализ литературного произведения в младшем дошкольном возрасте

Задаются вопросы:

Кто?

Что хотел?

Что для этого делал?

Что из этого вышло?

Какой совет дадим герою сказки?

Со 2 полугодия 2 младшей группы возможно усложнение базового алгоритма при помощи заполнения морфологической таблицы (одной или нескольких строчек). Таблица заполняется при помощи картинок или условных обозначений.

Со старшего возраста базовый алгоритм расширяется при помощи увеличения параметров анализа в морфологической таблице. (Добавляются графы «Что мешало?» и «Определение свойств характера»).

Анализ литературного произведения в старшем дошкольном возрасте

Заполнение таблицы «Анализ сказки» при помощи условных обозначений

КТО?

ЧТО ХОТЕЛ?

ЧТО МЕШАЛО?

ЧТО ДЕЛАЛ?

ЧТО ПОЛУЧИЛОСЬ?

КОПИЛКА МУДРОСТИ

КАКИЕ СВОЙСТВА ХАРАКТЕРА ЕСТЬ У ГЕРОЕВ?

    О

?

?

images (1)

?

smile-emoticon_21102868

Сейчас я предлагаю вам рассмотреть сказки через дидактические игры с 

элементами ТРИЗ - технологии. Это не только полезно, но еще и очень интересно.

В дошкольном возрасте у детей бурно развивается воображение, которое ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений. Особенно детям дошкольного возраста нравятся сказки.

Сказка занимает настолько прочное место в жизни ребёнка, что некоторые исследователи называют дошкольный возраст «возрастом сказок».

Сказка учит детей мечтать, подчёркивать главное, индивидуальное в образе, обобщать существенные признаки, усиливает мыслительную деятельность. Сказочный вымысел всегда педагогичен. Он используется как средство воспитания лучших человеческих качеств. Сказка обогащает внутренний мир детей.  А для того, чтобы работа в этом направлении стала более эффективной, я использую дидактические игры.

Очень интересна для детей дошкольного возраста игра «Загадочные круги».

Цель игры: закреплять знание текстов знакомых сказок, учить изменять текст сказки в зависимости от введения новых объектов; развивать интерес, мышление, воображение, речь.

Начинать играть можно уже с детьми 4 года жизни. Для работы с детьми четвертого года жизни целесообразно брать только два круга разного диаметра с 4 секторами на каждом. В работе с детьми пятого года жизни используют два-три круга (4-6 секторов на каждом). Дети седьмого года жизни вполне справляются с заданиями, в которых используются три-четыре круга с 6-8 секторами на каждом. Работу целесообразно проводить вне занятий в качестве игровых упражнений (индивидуально или с подгруппами детей). На сектора прикрепляются иллюстрации сюжетов сказок, героев, сказочных предметов, мест действия.

Работа состоит из двух частей: 1) уточнение имеющихся знаний в определенных областях (реальное задание - РЗ);

2) упражнения на развитие воображения (фантастическое задание - ФЗ).

Рассмотрим несколько вариантов.

Вариант 1: здесь кругов только два. На них по 6 секторов. На первом изображены герои сказки «Теремок», а на другом- иллюстрации из других сказок, в которых тоже встречаются эти герои. Это вариант для средней группы.

На втором - иллюстрации из других сказок, где встречаются эти герои, на третьем - предметы, которые могут принадлежать этим героям. Это вариант для старшей - подготовительной групп.

Реальное задание: в первом варианте - в какой сказке встречается этот герой?

Во втором варианте - в какой сказке встречается этот герой и какой предмет ему принадлежит?

Фантастическое задание: раскручиваем круги и смотрим, что оказалось под стрелкой. В сказку «….» попал новый сказочный герой. Измените сюжет 

сказки… .

Заключение.

Развитие связной речи у детей – не стихийный процесс. Он требует целенаправленных действий взрослого. Наша задача – помочь ребенку вырасти образованным человеком, с грамотной речью.

Используемая литература:

Сидорчук Т.А. «Я познаю мир» стр. 87

Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. «Методика формирования  у дошкольников

классификационных навыков»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию Тема: ««Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью ТРИЗ и РТВ технологии» на 2016-2018 учебный год

План по самообразованию Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста  с помощью ТРИЗ и РТВ технологий»на 2016-2018 учебный год...

Доклад по инновационной теме на 2019-2020г.

laquo;Формирование логического мышления у детей младшего дошкольного возраста через освоение способов наблюдения».Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией р...

Доклад по инновационной теме на 2019-2020г.

Тема Инновационного плана «Формирование познавательного  мышления у детей младшего дошкольного возраста через освоение способов наблюдения».Наблюдение – это то, с чег...

Доклад по инновационной теме на 2019-2020г.

Тема: Составление математических лимериков, как средство закрепления представлений о числах у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по формированию элементарных математических представлений....

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью ТРИЗ и РТВ технологий»

Создание условий развития связной речи и творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста; внедрить современные ТРИЗ – технологии по развитию связной речи дошкольников; повысить личную...

Доклад по инновационной теме на 2019-2020 г.

Хочу представить вашему вниманию тему моей инновационной деятельности: «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с возможностями органов восприятия человека&r...

Доклад по инновационной теме на 2021 - 2022 г. «Развитие связной речи детей 6 - 7 лет через освоение решения проблем литературных героев с помощью ТРИЗ – ОТСМ».

Данная работа представлена родителям с применением ТРИЗ – технологии по теме «Развитие связной речи детей 6 - 7 лет через освоение решения проблем литературных героев с помощью ТРИЗ &ndash...