ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью ТРИЗ и РТВ технологий»
материал (старшая группа)

Поливанова Алена Сергеевна

Создание условий развития связной речи и творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста; внедрить современные ТРИЗ – технологии по развитию связной речи дошкольников; повысить личную компетентность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx50.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 27»

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью ТРИЗ и РТВ технологий»

Сроки реализации: сентябрь 2021г – май 2023г

Учитель - логопед:

Поливанова

Алена Сергеевна

п. Красногвардейский

2021г.

ФИО: Поливанова Алена Сергеевна___________________________________                                                                    

Специальность: учитель - логопед____________________________________

Место работы: МБДОУ № 27________________________________________

Стаж: _______5 месяцев_________   Категория ________________________

Образование: среднее профессиональное, ГБОУ СПО СО «Ирбитский гуманитарный колледж», дошкольное образование (г. Ирбит), 2014г

Дата начала работы над темой: ______________01.09.2021______________

Предполагаемая дата окончания работы: _____май 2023_______________

Тема по самообразованию: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью ТРИЗ и РТВ технологий»_______________

Возраст: Старший дошкольный ______________________________________

Цель:

Создание условий развития связной речи и творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста; внедрить современные ТРИЗ – технологии по развитию связной речи дошкольников; повысить личную компетентность.

Задачи самообразования:

  1. Повысить собственный уровень знаний путем самообразования и изучения методической литературы по проблеме развития речи дошкольников; 
  2. Ознакомиться с инновационными и  развивающими технологиями, использовать их в работе по развитию речи у дошкольников, ТРИЗ и РТВ – технологии;
  3. Создать предметно-развивающую среду для применения инновационных и развивающих технологий (картотеки, дидактические игры) по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста
  4. Создать благоприятные условия для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
  5. Апробировать и использовать разработанный материал на занятиях развития речи с детьми старшего дошкольного возраста и в совместной деятельности;
  6. Организовать взаимодействие с родителями по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста (родительские собрания, семинары, консультации, буклеты);
  7. Поделиться опытом работы с коллегами на муниципальном, региональном уровне и в сети Интернет.

Планируемый результат:

у детей:

  • активизация познавательной деятельности дошкольников;
  • развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления;
  • развитие системного мышления;
  • развитие образной выразительности речи детей;
  • развитие и улучшение качества речи;
  • совершенствование грамматически правильной монологической и диалогической речью, развитие речевого творчества;
  • обогащение словарного запаса;
  • формирование положительных эмоций от творческой и игровой деятельности;

у воспитателя:

  • умение анализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме;
  • повышение своего теоретического познания в области развития связной речи;
  • повышение мотивационной заинтересованности в использовании новых, более эффективных технологий, методов и приемов;
  • пополнение РППС инновационными и развивающими технологиями.

Введение

Развитие речи – основа полноценного развития личности. Оно является одним из важнейших направлений образовательной работы ДОО, обеспечивающее своевременное психическое и личностное развитие ребенка.

Речевое развитие предполагает овладение словарным запасом языка, грамматически правильной монологической и диалогической речью, развитие речевого творчества. Чем богаче, выразительнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми.

Для полноценного развития связной речи детей старшего дошкольного возраста необходимо использование наиболее эффективных, целесообразных, интересных, методов и приёмов, средств, направленных на формирование речевых умений и навыков.

Как известно, развитие речевой деятельности теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения (творческие способности).

Сегодня, на мой взгляд, одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ – теории решения изобретательских задач; РТВ – развитие творческого воображения; ТРИЗ и РТВ – мышление нового поколения.

 Многие методы ТРИЗ – РТВ (составление загадок, метафор, лимериков, сказок и мн. др.) как раз и становятся «пусковым» механизмом в становлении речи детей.

Таким образом, данная технология актуальна в настоящие дни. Использование РТВ и ТРИЗ – технологий являются весьма интересными, познавательными и эффективно влияют на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста, способствуют формированию словаря, лексико-грамматических категорий, развивают умение детей строить предложения разнообразных конструкций.

Формы работы по самообразованию на 2021-2022 учебный  год.

Этапы

Действия.

Мероприятия

Уровень

Сроки

Предполагаемый результат

1

Изучение научной и  методической литературы.

Изучение научно-методической и учебно-методической литературы.

Изучение периодической печати.

Посещение библиотек.

Знакомство с работами других педагогов

(посещение сайтов Maam, NS – portal и т.д.)

ДОУ

Региональный

Всероссийский

Сентябрь-Ноябрь 2021г

Повышение  теоретического, научно-методического уровня.

2

Ознакомление с передовым опытом педагогов ДОУ работающих по данной теме

Консультация с педагогами ДОУ, изучить материал по педагогическим наработкам в интернет источнике, КПК

ДОУ

Региональный

Октябрь- Май

2021-2022гг

Повышение компетентности, перенять опыт педагогов работавших по данной теме

3

Подготовить конструкт НОД с учётом ФГОС

Проведение открытой НОД

2 раза в год

ДОУ

Декабрь 2021г

Май 2022г

Поделиться опытом работы

4

Разработка долгосрочного проекта по теме самообразования «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью ТРИЗ и РТВ технологий»

Утверждение на педагогическом совете

ДОУ

Ноябрь 2021г

Повышение профессионального мастерства и компетентности

5

Изучение, внедрение РТВ, ТРИЗ–технологий

1. Пройти КПК по данной теме.

2. Самообразование при помощи интернет-источников.

3. Внедрить метод проектной деятельности

ДОУ

Ноябрь-Май

2021-2022гг

Повышение компетентности

6

Разработать и реализовать краткосрочные проекты:

1. «Помогай – ка»

2. «Путешествие в страну красивой и грамотной речи»

Составление плана по реализации проекта

ДОУ

Ноябрь 2021 Март 2022г

Повышение профессионального мастерства и компетентности

7

Разработка картотек дидактических игр; оформление наглядно-иллюстративного материала, пополнение речевого уголка

Пополнение предметно-развивающей среды

(Мнемотаблицы «Расскажи- ка",

«Кольца Луллия»

«Подбери рифму» «Чем отличаются слова?»)

Группа ДОУ

Логопункт

В течение года

Использование материалов в дальнейшей работе с детьми

8

Работа с родителями Оформление папок передвижек, консультаций, буклетов, размещение в ватцапе

1. Проведение индивидуальных консультаций и бесед;

2. Общение через интернет-ресурсы:

  • консультации;
  • задания для родителей и

детей;

  • презентации

3. Проведение консультаций для родителей:

  • «Использование мнемотехники для развития связной речи детей»
  • « ТРИЗ в детском саду и дома»
  • «Использование загадок как средство формирования выразительности речи»
  • «Раскрытие творческих способностей детей»

4. Оформление папки-передвижки «Речевые игры для детей 6-7 лет»

5. Проведение опросов, анкетирование: «Речевое развитие ребенка»

6. Проведение родительского собрания « Играем вместе с детьми, развиваем связную речь детей»

7. Акция «Вместе с ребенком» - создание мнемотаблиц по теме «Любимое стихотворение»

8. Памятки для родителей по обучению связной речи.

9. Рекомендации для родителей «Обучение дошкольников пересказу»

10.Участие родителей в изготовлении игр, пополнении РППС, открытые мероприятия.

ДОУ

В течение года

Повышение компетентности родителей

9

Консультация для педагогов ДОУ

Выступление на педагогическом совете

Публикации в социальных сетях работников образования

ДОУ

Февраль 2022г

Поделиться теоретическими и практическими знаниями по данной теме с педагогами  ДОУ и на личном сайте

10

Доклад и презентация по теме

Выступление на семинаре-практикуме

ГМО

УО

АГО

Апрель 2022г

Поделиться опытом работы с педагогами ДОУ района по данной теме

11

Подготовить документы к муниципальному конкурсу

Участие в конкурсе «За нравственный подвиг учителя и др)

УО

Региональный

По плану УО

Участие в профессиональных конкурсах

12

Мастер-класс для родителей по теме /родительское собрание/семинар/клуб по интересам

Разработка и проведение мастер-класса для родителей «Дидактические игры на развитие связной речи детей, предлагаемые ТРИЗ – технологией»

ДОУ

Март 2022г

Повышение компетентности родителей и привлечения их к участию в данной программе

13

Анализ плана по самообразованию

Круглый стол

ДОУ

Май-июнь 2022

Оценка деятельности

14

Повышение квалификации

Аттестация

ДОУ

Март

Повышение компетентности

Форма отчета о реализации плана

Аналитический отчет май 2022г

Приложение 1

Работа с картинами

Работу с картиной можно условно разделить на четыре этапа.

I этап – подготовительный

II этап – Знакомство с картиной в НОД

III этап – Приемы ТРИЗ – технологии для более детального осмысления содержания картины;

IV этап – составление рассказа по картине.

На первом этапе необходимо подготовить детей к восприятию картины, а именно – обогатить их интеллектуальный и сенсорный опыт яркими впечатлениями.

Использование приема «Вхождение в картину» дает возможность детям воспринимать картину через разные органы чувств. Дети «входят» в пространство картины и, с помощью волшебников «Я слышу», «Я ощущаю», прислушиваются, вдыхают запахи, дотрагиваются рукой до предметов, отражают возможные ощущения в речи.

Следующий прием ТРИЗ – «Превращения» позволяет определить состояние, настроение героев картины. Предложить ребенку вжиться в образ персонажа и составить рассказ от первого лица.

Например, шофер снегоуборочной машины напевает песенку и думает: «Хорошо мне в кабине, тепло».

III этап

Следующие приемы ТРИЗ-технологии использую для более детального изучения картины, установления взаимосвязей и отношений между изображенными предметами, объектами.

Прием «Живые картинки» - учить детей ориентироваться в двухмерном и трехмерном пространстве, отвечать развернутыми предложениями на вопросы о местонахождении объекта. Эта игра развивает умение ориентироваться в пространстве.

Каждый ребенок «превращается» в один из объектов на картине, объясняет словами свое местонахождение в двухмерном пространстве относительно других объектов, изображенных на картине, а затем моделирует его в трехмерном пространстве (на ковре) .

Прием «Подзорная труба» упражняет детей в умении выделять конкретные объекты, изображенные на картине, и давать им соответствующие названия. Так же это упражнение позволяет фокусировать внимание детей в определенной части картины и активизировать в речи пространственные ориентировки: центр картины, вверху, внизу, правый верхний угол, правый нижний угол, справа, слева и т. д.

Каждый ребенок по очереди рассматривает картину в «подзорную трубу» и называет только один объект. Например: многоэтажный дом, фонари на столбе, синяя машина, гора снега и т. д.

Прием «Кто в кружочке живет», учит детей производить замену выделенных объектов схемами. Это упражнение развивает мышление, начальные приемы моделирования.

Каждый ребенок на своем листе бумаги фломастером схематично зарисовывает обнаруженный с помощью подзорной трубы предмет или объект и обводит в кружок, а затем называет, кто из персонажей картины живет в кружочке. В этом упражнении действует игровое правило: в кружке должен находиться только один объект.

Прием «Ищу родственников» формирует умение классифицировать объекты на картине и активизировать словарь обобщающими понятиями. Предложить детям найти однородные объекты по заданному классификационному принципу:

1) Нерукотворный мир - рукотворный мир;

снег, вьюга, люди – природный (нерукотворный ) мир;

одежда людей, дома, машины – рукотворный мир;

2) живая - неживая природа;

3) целое - часть;

Руки, ноги, голова- часть, люди– целое; колеса, кабина, кузов– часть, машина – целое и т.д.

4) по месту нахождения;

В центре картины – снегоуборочная техника, в ней люди;

Дальний план – дома и т. д.

Прием «Ищу друзей (недругов)» способствует установлению эмоционально-духовных связей и взаимодействий между изображенными объектами, а так же упражняет в использовании предложений со сложноподчинительной связью.

Заключительный этап работы с картиной – это составление сюжетного рассказа по картине. Предложить детям стать авторами рассказа и написать книгу.

Для понимания детьми структуры связного рассказа можно использовать модель «Домик», которая символизирует структурные части текста – «начало», «середину», «конец».

Затем вместе с детьми определили, что сюжет картины относится к середине рассказа.

Для того, чтобы узнать, что было раньше, чем закончилась история, на воображаемой машине Времени отправляемся в прошлое, затем в будущее. Этот прием называется «Преобразование объектов во времени», он формирует у детей умение представлять выбранный на картине объект с точки зрения его прошлого или будущего и придумывать рассказ.

Приложение 2

Примерное планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию связной речи

Тема, цель.

Содержание деятельности

Сроки

1. Вводное.

Создание сравнений.

Цель: обучение детей созданию образных характеристик объектов.

Активизация словаря, подготовительная работа к составлению сравнений:

Игра «Цепочка»

Игра «Я назову признак, а вы перечислите его значения»

Игра «Угадай по описанию»

Октябрь 2021

2. Составление

загадок по модели «Какой – что бывает таким же».

Цель: развитие образной выразительности речи детей.

Упражнение «Что такое же» по цвету, по форме и т.п.

Обучение составлению загадок по модели «Какой? – что бывает таким же».

Октябрь 2021

3. Составление

загадок «Что делает, кто делает так же».

Цель: развитие образной выразительности речи детей.

Упражнение «Назови признаки и их значения»

Повторение составления загадок по модели «Какой – что бывает таким же».

Обучение составлению загадок «Что делает, кто делает так же»

Октябрь 2021

4. Составление загадок «На что похоже - чем отличается».

Цель: развитие образной выразительности речи детей.

Упражнение «Увеличиваем предложение».

Обучение составлению загадок по модели «На что похоже, чем отличается».

Октябрь 2021

5. Обобщающее.

Составление загадок.

Цель: закрепление технологии обучения детей составлению загадок.

Активизация словаря.

Игры «Цепочка», «Я назову признак, а вы перечислите его значения».

Повтор моделей составления загадок:

Самостоятельное составление загадок по изученным моделям.

Коллективное отгадывание.

Ноябрь

2021

6. Будущее предметов.

Цель: формирование навыков мыслительных операций.

 Упражнение «Что потом?»

Активизация внимания, игра «Съедобное- несъедобное»

Фантазирование «Что дальше» по цепочке.

Ноябрь

2021

7. «Системный оператор».

Цель: формирование системного мышления.

Знакомство с моделью «пятиэкранки» (или «системного оператора»).

Развитие внимания, игра «вверх- вниз- вперёд- назад».

Путешествие по «пятиэкранке».

Ноябрь

2021

8. «Системный

оператор» (обобщающее)

Цель: систематизация объектов с помощью таблицы.

Анализ противоречий, игра «хорошо - плохо».

Работа с «системным оператором», игра «Прокати игрушку».

Ноябрь

2021

9.Использование ресурсов для сочинения сказки.

Цель: обучение детей творческому рассказыванию, фантазированию.

Сочинение загадок про ежика и колобка.

Игра «Колючий - неколючий».

Сочинение сказки с опорой на вопросы воспитателя.

Декабрь

2021

10.Прием фантазирования «Дробление - объединение».

Цель: формирование умения делать фантастические преобразования реальных объектов.

Упражнение на дробление и соединение.

Игры: «Раздели - соедини», «Какую сказку разделил волшебник».

Коллективное фантазирование сказки из частей.

Декабрь

2021

11.Прием фантазирования «Увеличение - уменьшение».

Цель: формирование умения делать фантастические преобразования реальных объектов.

Знакомство с волшебником «Увеличение - уменьшение».

Решение проблемных ситуаций

Подвижная игра «Великаны - крошки».

Декабрь

2021

12. Прием фантазирования «Оживление»

Цель: формирование умения делать фантастические преобразования реальных объектов.

Знакомство с волшебником «Оживление».

Проблемный диалог «Признаки живого».

Подвижная игра «Замри - отомри»

Фантазирование. Придумывание сказки с приёмом «Оживление».

Декабрь

2021

13. Прием фантазирования «Волшебник Времени».

Цель: формирование умения делать фантастические преобразования реальных объектов.

Беседа «Быстро-медленно».

Фантазирование с использованием приёма «Изменение времени».

Подвижная игра «Времена года».

Январь

2022

14. Прием фантазирования «Волшебник Времени»

(продолжение).

Цель: формирование умения делать фантастические преобразования реальных объектов.

Беседа о часах.

Обсуждение «Было так, стало наоборот»

Игра на внимание «Наоборот».

Упражнение «Путаница Времени».

Январь

2022

15.Прием фантазирования «Наоборот».

Цель: формирование умения делать фантастические преобразования реальных объектов.

Упражнение «Антонимы».

Игра «Перевёртыши».

Подвижная игра «Наоборот».

Фантазирование по приёму «Наоборот».

Февраль

2022

16. Прием фантазирования

Цель: формирование умения делать фантастические преобразования реальных объектов.

Упражнение «Волшебный мешочек».

Подвижная игра «Руки - ноги».

Рисование иллюстрации к придуманной сказке.

Февраль

2022

17. Прием фантазирования

(объект: велосипед)

Цель: формирование умения делать фантастические преобразования реальных объектов.

Игра «Да-нетка».

Игра на внимание «Стоп, машина».

Практическая работа. Нарисовать придуманный велосипед.

Февраль

2022

18.Морфологический анализ.

Цель: обучение детей составлению текстов сказочного содержания.

Игра «Да-нетка».

Обсуждение рисунка «Новый дом». Знакомство с частями.

Фантазирование с использованием морфо-логического анализа.

Март

2022

19.Прогнозирование: объект «самолет».

Цель: закрепление технологии обучения детей составлению загадок.

Сочинение загадок с использованием разных моделей про самолёт.

Противоречия в объекте «самолёт».

Игра на внимание «слово - действие».

Обсуждение «Самолёт будущего».

Март

2022

20.Анализ сказки по «системному оператору».

Цель: развитие системного мышления.

Упражнение «Какую сказку загадали».

Анализ сказки по модели «системный оператор».

Подвижная игра «Лиса и колобок»

Фантазирование «Чем может закончится сказка?»

Март

2022

21. «Раскадровка» текста.

Цель: формирование навыков осознанного пересказа литературного текста.

Чтение сказки про Незнайку.

Выделение последовательности событий.

Коллективный пересказ сказки с опорой на картинки.

Март

2022

22. Игры со сказкой «Что за чем», «Раньше-позже».

Цель: закрепление умений осознанного пересказа.

Игры со сказкой «Что за чем?»

Подвижная игра «Что? когда?»

Игры со сказкой «Раньше -позже».

Апрель 2022

23. Игры со сказкой: «Поймай ошибку», «Что потерялось».

Цель:закрепление умений осознанного пересказа.

Дидактическая игра «Собери по порядку».

Игры со сказкой «Поймай ошибку».

Игра ос сказкой «Что потерялось».

Апрель 2022

24. Рассказ по картине: аналитико-синтетические виды работы.

Цель: описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств.

Дидактическая игра «Проверка памяти».

Работа по картине «Кто что делает».

Игра на внимание «Уши, глаза, нос».

Апрель 2022

25. Рассказ по картине: «системный оператор».

Цель: построение причинно-следственных цепочек.

Дидактическая игра «Что изменилось?»

Работа по картине «Что было? Что будет?»

Игра на внимание «Было, будет, сейчас».

5.Рассказ по картине с использованием «мнемотехники»

Апрель 2022

26. Рассказ по картине:

выразительные

средства речи.

Цель:составление сравнений по признакам объектов.

Упражнение «Комплименты».

Работа по картине: признаки и сравнения признаков.

Упражнение «Разукрась картину словами»

Май

2022

27.Обобщающее занятие «Рассказ по картине».

Цель: закрепление навыков составления рассказа по картине.

Повтор приёмов рассказывания по картине.

3. Конкурс на лучший рассказ по картине (по подгруппам).

Май

2022


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию Тема: ««Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью ТРИЗ и РТВ технологии» на 2016-2018 учебный год

План по самообразованию Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста  с помощью ТРИЗ и РТВ технологий»на 2016-2018 учебный год...

План работы по самообразованию «Развитие связной речи детей старшего дошкольного через использование приемов мнемотехники».

Цель:Развитие связной речи детей с помощью приемов мнемотехники, повышение уровня речевой активности детей.Задачи:-Изучить педагогические условия использования приемов мнемотехники как средства развит...

«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотехники»

Работая с детьми старшего возраста в группе компенсирующей направленности, я столкнулась с проблемами развития речи у детей. В детской речи множество проблем: трудности в построении монолога, плохая д...

План работы по самообразованию «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста»

Речь ребенка является ключевым моментом в его развитии.                                        ...

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования современных интерактивных образовательных технологий.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования современных интерактивных образовательных технологий.Автор: Сухова Юлия Владимировна. Аннотация. Статья посвяще...

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью методического комплекса РЕЧЬ:ПЛЮС, реализуемого в рамках основной образовательной программы «Вдохновение"

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью методического комплекса РЕЧЬ:ПЛЮС, реализуемого в рамках основной образовательной программы «Вдохновение»....

Методическая разработка «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр»

Структура дидактических игр по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы: обогащения и активизации словаря, работы над смысловой стороной слова, формирования г...