Консультация для родителей на тему: «ПРИРОДА В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ, РЕЧЕВОМ И ЭСТЕТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА»
консультация (младшая группа)

       Предметный мир, социальная жизнь и природа -  вот основные источники формирования детских ощущений восприятий и представлений. Мир природы удивителен и прекрасен.

       Однако, далеко не все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм, разнообразие оттенков красок неба, воды, листьев. Умение "смотреть" и "видеть", "слушать" и "слышать", не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается.

       С первых дней жизни у детей формируется начало экологической культуры.

       Именно в семье ребенок получает первые знания о природе, об окружающем мире, в семье ребенок получает представления о добре и зле.

       Дети видят дома, как мама ухаживает за комнатными растениями, кошкой, собакой. Они сами тянутся ко всему живому, им хочется погладить животного и полюбоваться красивым цветком.

       Задача взрослых – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе в ответе за природу нашей планеты Земля.

       Природа повседневно воздействует на ребенка. Но малыш много не замечает, порой его восприятия бывает очень поверхностным. И все же здесь, в царстве природы, он имеет первый чувственный опыт, накапливает ощущения, от самой жизни. Здесь он первооткрыватель, исследователь, а порой и неудачник. Не сразу удается перейти через канавку, перешагнуть через ручеек, так как, нет опыта, нет умения оценить расстояние "на глазок". И не от рождения мы знаем, что крапива "кусается", а репейник "пристает".

        В этом сложном познании мира природы велика роль взрослого, он должен сам "видеть" и "слышать" природу и учить этому ребенка. Рассказывайте о том, как богата и прекрасна наша планета и о том, что у нее есть свои законы: смена дня и ночи, сезонные изменения, изменения погоды, что солнце бывает разным (зимой далекое, холодное, а летом жаркое), а луна не всегда круглой.

       В ранние годы ребенок, видя отдельные явления природы, воспринимает их как само собой разумеющееся данность, не задумываясь над объективной реальностью,  разворачивающейся перед ним картины мира. Задачи родителей помочь малышу обрести сугубо "человеческое ведение" мира.

       Ребенок в самом раннем детстве копирует эмоции и поступки  близких ему людей. Уже в начале второго года жизни он  "изучает" поведение мамы, бабушки, брата, сестры, отца в той или иной ситуации. Значит, в отношении к природному окружению ре6енок повторяет поступки взрослых. Только человек способен видеть, создавать и беречь красоту, способен испытывать радость от общения с ней.

       Наслаждаться «братьями нашими меньшими»,  видом родных пейзажей, восходом солнца, красотой моря, гор и т. п. Эти истины  ребенок усваивает в раннем  детстве не только через слово, но главным образом, через поступки взрослых. Они  "открывают" малютке духовные, чисто человеческие ценности своим  восприятием мира.

       Важно для формирования экологического сознания вызвать интерес у ребенка к природе, к растениям, животным, к явлениям неживой природы. Нужно доступно объяснять ребенку, почему нужно любить и беречь природу. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь.

       Экологическое воспитание в семье – это, прежде всего, наш с вами пример. Мы, взрослые сами должны бережно относиться к природе и обращать внимание ребенка на это. Важно научить ребенка:

- беречь растения;

- любить животное;

- не бросать мусор.

       В воспитании у ребенка бережного отношения к природе не может быть мелочей. Сорванный цветок, пойманная бабочка, растоптанный жучок может привести к крайне нежелательным последствиям.

       Восхищаться красотой природы, быть благодарным ей – может научить только семья. При первой возможности в любое время года – в лес, парк, к реке, чтобы увидеть красоту природы. Отнесите гостинцы лесным зверям.

       Большое значение в воспитании детей имеют книги о природе, жизни животных. Книги для чтения детей 3-4 лет: «Репка», «Цыпленок», К. Чуковского, книжки Сутеева – «Под грибком», «Палочка выручалочка», и др. Русские народные сказки о животных: «Хвосты», «Кот и лиса», «Заюшкина избушка» и др.

       Большое значение имеет художественно-творческая деятельность:

- лепка из глины, теста, пластилина.

-аппликация, конструирование с применением крупы, природного материала.

- рисование с помощью растительных элементов.

       Природа - это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Ребенок радуется травке, восхищается необыкновенной окраски крыльев бабочки, прыгает и хлопает в ладоши, увидев радугу.

   Главное, научить замечать необыкновенное в обыкновенном, сопровождать чувственное познание словом, развивать ориентировку в предметах живой и неживой природы.

   Давать возможность полнее воспринять природный объект, отметить цвет, запах, форму, красоту цветка, ветки, листочка и т.п. Вызвать доброе чувство к рассматриваемому природному объекту. Разговаривать с объектом живой природы (с березкой, травкой, елочкой), наделяя его человеческими качествами и "ответным чувством" к доброму поступку малыша.

      Вводить в наблюдение элементы поэзии и детского фольклора, рассказывать о добром отношении человека к природе восхищаясь ее красотой.  Отождествляя природный объект с человеком,  ласково обращаться к нему. Например, березонька - красавица, травушка - муравушка, зайчик - побегайчик и т.п.

       Вводить элементы игры, побуждая малыша к игровому взаимодействию с природными объектами,  например, покажи, как качаются березки, какой елочка была маленькой и какой она стала, когда выросла и т.п.

    В присутствии малыша не допускать неблаговидного  поведения по отношению к природе со стороны других людей, осуждать их действия словами: "Это не красиво", "Так нельзя».

    Развивая сенсорную культуру, родителям следует правильно соотносить чувственный опыт со словом. Речь взрослого должна быть немногословной, но точной, яркой и доступной пониманию ребенка. Важно, чтобы ощущения малыша связывались со словом.

    Каждое время года имеет свои неповторимые особенности. Летом обратите внимание детей на многообразие цветов, оттенков зелени, запахов; осенью - сравните листья по форме, подметьте оттенки желтого цвета; зимой рассмотрите строение ветвей деревьев, заметить различные свойства снега, формы снежинок. В любое время года находите материал в природе для сезонного, умственного и эстетического развития малыша.

Передайте ребенку свою способность

тонко чувствовать природу.

       Воспитывайте у детей сострадания, учите видеть  красоту окружающего мира. И это не пройдет даром.

       Дети будут внимательны не только к окружающему миру, но и к вам, родителям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx18.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №16»

Консультация для родителей на тему:

«ПРИРОДА В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ,  РЕЧЕВОМ

И  ЭСТЕТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ  РЕБЕНКА»

подготовила воспитатель

 высшей квалификационной категории

Балахонова И.П.

с.Сотниковское

2023 – 2024 уч.г.

       Предметный мир, социальная жизнь и природа -  вот основные источники формирования детских ощущений восприятий и представлений. Мир природы удивителен и прекрасен.

       Однако, далеко не все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм, разнообразие оттенков красок неба, воды, листьев. Умение "смотреть" и "видеть", "слушать" и "слышать", не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается.

       С первых дней жизни у детей формируется начало экологической культуры.

       Именно в семье ребенок получает первые знания о природе, об окружающем мире, в семье ребенок получает представления о добре и зле.

       Дети видят дома, как мама ухаживает за комнатными растениями, кошкой, собакой. Они сами тянутся ко всему живому, им хочется погладить животного и полюбоваться красивым цветком.

       Задача взрослых – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе в ответе за природу нашей планеты Земля.

       Природа повседневно воздействует на ребенка. Но малыш много не замечает, порой его восприятия бывает очень поверхностным. И все же здесь, в царстве природы, он имеет первый чувственный опыт, накапливает ощущения, от самой жизни. Здесь он первооткрыватель, исследователь, а порой и неудачник. Не сразу удается перейти через канавку, перешагнуть через ручеек, так как, нет опыта, нет умения оценить расстояние "на глазок". И не от рождения мы знаем, что крапива "кусается", а репейник "пристает".

        В этом сложном познании мира природы велика роль взрослого, он должен сам "видеть" и "слышать" природу и учить этому ребенка. Рассказывайте о том, как богата и прекрасна наша планета и о том, что у нее есть свои законы: смена дня и ночи, сезонные изменения, изменения погоды, что солнце бывает разным (зимой далекое, холодное, а летом жаркое), а луна не всегда круглой.

       В ранние годы ребенок, видя отдельные явления природы, воспринимает их как само собой разумеющееся данность, не задумываясь над объективной реальностью,  разворачивающейся перед ним картины мира. Задачи родителей помочь малышу обрести сугубо "человеческое ведение" мира.

       Ребенок в самом раннем детстве копирует эмоции и поступки  близких ему людей. Уже в начале второго года жизни он  "изучает" поведение мамы, бабушки, брата, сестры, отца в той или иной ситуации. Значит, в отношении к природному окружению ре6енок повторяет поступки взрослых. Только человек способен видеть, создавать и беречь красоту, способен испытывать радость от общения с ней.

       Наслаждаться «братьями нашими меньшими»,  видом родных пейзажей, восходом солнца, красотой моря, гор и т. п. Эти истины  ребенок усваивает в раннем  детстве не только через слово, но главным образом, через поступки взрослых. Они  "открывают" малютке духовные, чисто человеческие ценности своим  восприятием мира.

       Важно для формирования экологического сознания вызвать интерес у ребенка к природе, к растениям, животным, к явлениям неживой природы. Нужно доступно объяснять ребенку, почему нужно любить и беречь природу. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь.

       Экологическое воспитание в семье – это, прежде всего, наш с вами пример. Мы, взрослые сами должны бережно относиться к природе и обращать внимание ребенка на это. Важно научить ребенка:

- беречь растения;

- любить животное;

- не бросать мусор.

       В воспитании у ребенка бережного отношения к природе не может быть мелочей. Сорванный цветок, пойманная бабочка, растоптанный жучок может привести к крайне нежелательным последствиям.

       Восхищаться красотой природы, быть благодарным ей – может научить только семья. При первой возможности в любое время года – в лес, парк, к реке, чтобы увидеть красоту природы. Отнесите гостинцы лесным зверям.

       Большое значение в воспитании детей имеют книги о природе, жизни животных. Книги для чтения детей 3-4 лет: «Репка», «Цыпленок», К. Чуковского, книжки Сутеева – «Под грибком», «Палочка выручалочка», и др. Русские народные сказки о животных: «Хвосты», «Кот и лиса», «Заюшкина избушка» и др.

       Большое значение имеет художественно-творческая деятельность:

- лепка из глины, теста, пластилина.

-аппликация, конструирование с применением крупы, природного материала.

- рисование с помощью растительных элементов.

       Природа - это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Ребенок радуется травке, восхищается необыкновенной окраски крыльев бабочки, прыгает и хлопает в ладоши, увидев радугу.

   Главное, научить замечать необыкновенное в обыкновенном, сопровождать чувственное познание словом, развивать ориентировку в предметах живой и неживой природы.

   Давать возможность полнее воспринять природный объект, отметить цвет, запах, форму, красоту цветка, ветки, листочка и т.п. Вызвать доброе чувство к рассматриваемому природному объекту. Разговаривать с объектом живой природы (с березкой, травкой, елочкой), наделяя его человеческими качествами и "ответным чувством" к доброму поступку малыша. 

      Вводить в наблюдение элементы поэзии и детского фольклора, рассказывать о добром отношении человека к природе восхищаясь ее красотой.  Отождествляя природный объект с человеком,  ласково обращаться к нему. Например, березонька - красавица, травушка - муравушка, зайчик - побегайчик и т.п.

       Вводить элементы игры, побуждая малыша к игровому взаимодействию с природными объектами,  например, покажи, как качаются березки, какой елочка была маленькой и какой она стала, когда выросла и т.п.

    В присутствии малыша не допускать неблаговидного  поведения по отношению к природе со стороны других людей, осуждать их действия словами: "Это не красиво", "Так нельзя».

    Развивая сенсорную культуру, родителям следует правильно соотносить чувственный опыт со словом. Речь взрослого должна быть немногословной, но точной, яркой и доступной пониманию ребенка. Важно, чтобы ощущения малыша связывались со словом. 

    Каждое время года имеет свои неповторимые особенности. Летом обратите внимание детей на многообразие цветов, оттенков зелени, запахов; осенью - сравните листья по форме, подметьте оттенки желтого цвета; зимой рассмотрите строение ветвей деревьев, заметить различные свойства снега, формы снежинок. В любое время года находите материал в природе для сезонного, умственного и эстетического развития малыша.

Передайте ребенку свою способность

тонко чувствовать природу.

       Воспитывайте у детей сострадания, учите видеть  красоту окружающего мира. И это не пройдет даром.

       Дети будут внимательны не только к окружающему миру, но и к вам, родителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему"Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста"

Когда у В. Бианки спрашивали, почему он пишет про лес, поле, зверей и птиц, он вспоминал детство. Зоологический музей, куда его водил отец, и мучительное желание найти волшебные слова, которые р...

Консультация для родителей на тему: «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Консультация  предназначена для формирования экологических  знаний родителей, а также для обогащения сознания взрослых новым содержанием нравственных представлений в воспитании детей п...

Консультация для родителей на тему «Природа и нравственное воспитание детей».

В работе с родителями по данной теме педагог должен решить следующие задачи:1.    Раскрыть перед родителями роль семьи в воспитании интересов и положительного отношения дошкольника к пр...

Консультация для родителей на тему «Природа и нравственно-экологическое воспитание детей дошкольного возраста»

Взаимосвязь этического и эстетического способствует формированию действенной любви к природе....

Консультация для родителей на тему: «Природа в познавательном, речевом и эстетическом развитии ребенка».

Предметный мир, социальная жизнь и природа – вот основные источники формирования детских ощущений, восприятий и представлений. Мир природы удивителен и прекрасен. Однако, далеко не все способны видеть...

Консультация для родителей на тему: «ПРИРОДА В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ, РЕЧЕВОМ И ЭСТЕТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА».

Консультация для родителей на тему:  «ПРИРОДА В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ,  РЕЧЕВОМ  И  ЭСТЕТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ  РЕБЕНКА»....