«Развитие пространственно –временных представлений и алгоритмического мышления у детей с ЗПР дошкольного возраста»
консультация (старшая, подготовительная группа)

Видюшкина Лариса Борисовна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx19.92 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа №22
городского округа Чапаевск Самарской области
структурное подразделение детский сад №28 «Ёлочка»

Консультация-практика

«Развитие пространственно –временных представлений и алгоритмического мышления у детей с ЗПР дошкольного возраста»

Подготовил:

учитель-дефектолог

Видюшкина Л.Б.

г.о. Чапаевск, 2024год

Особенно актуальна проблема освоения пространства и времени детьми с ЗПР, так как развитие пространственно-временных представлений у этой категории детей происходит на фоне органической, функциональной или социальной недостаточности.

Пространственно-временные представления – это представления о пространственно-временных свойствах и отношениях: величине, форме, расположения объектов.

Детям данной категории сложно усвоить пространственно-временные понятия, а тем более оперировать ими в реальной жизни.

Именно алгоритмы помогают ребенку объяснить сложные явления в доступной форме, воспроизводить необходимую информацию (перекодировать информацию, преобразовать ее из абстрактных символов в образы); развивают такие психические процессы как память, внимание, образное мышление.

Работа по формированию пространственных представлений осуществляется поэтапно:

1 этап. Ориентировка “на себе”.

Знакомство с пространственными направлениями следует начать с изучения собственного тела. Наиболее трудным для ребенка является понимание расположения правых и левых частей тела. Сначала следует проделать упражнения по соотнесению частей тела с правой и левой рукой.

Освоение ребенком «схемы собственного тела» должно подкрепляться различными маркерами, важно, чтобы ребенок научился быстро и точно выполнять движения различными частями тела по словесной инструкции («подними вверх левое плечо», «прикрой левый глаз правой ладонью»). Следует использовать приемы, предлагаемые игры-имитации: И.Н. Садовниковой и Л.А. Пепик.

2 этап. Развитие ориентировки в окружающем пространстве.

      Умение ориентироваться “на себе” — предпосылка, необходимая для перехода к следующей ступени — учить детей ориентироваться на другом человеке, на предметах.

Важно научить детей правильно воспринимать пространственные характеристики человека, располагающегося напротив него, что вызывает у детей с ЗПР значительные затруднения. Необходимо закрепить у ребенка представления, что у человека, стоящего напротив, все наоборот: право — где у меня лево, а лево — где право.

На индивидуальных занятиях работа проводится перед зеркалом,

затем через прощупывания, с закрытыми глазами.

- Показ по инструкции взрослого

- Использование в речи (узнай у себя, у соседа, назови правильно)

- Работа с иллюстрациями.

3 этап. Развитие ориентировки в двумерном пространстве. 

Учить детей ориентироваться на странице тетради (верх, низ, слева, справа, середина), обводить заданное количество клеток.

Сначала дети работают по подражанию, затем по устной инструкции. Как показывает практика, вначале дети не видят клетки. Это можно выявить, попросив ребенка «нарисовать» квадрат на листе бумаги в клетку. Если при рисовании он не использует клетки, то требуется дополнительная работа для формирования умения видеть клетки на листе бумаги. Для этого используем готовые прописи. Работа проводится в готовых прописях и в простой тетради. Можно использовать тетради с более крупной клеткой: продолжи узор. В сложных узорах дети учатся определять закономерность изменения рисунка.  

Графический диктант эффективно способствует развитию и внимания, памяти, самоконтроля, функций мелкой моторики руки.

Работа по формированию временных представлений тоже

осуществляется поэтапно.

Для детей среднего возраста необходимо:

 1.Познакомить со смыслом слов: утро, вечер, день, ночь.
2.Упражнять в умении ориентироваться в контрастных частях суток: день-ночь, вечер-утро.
3.Дать общие представления о временах года.

Для развития представлений о времени существуют различные виды алгоритмов и календарей: простые и сложные, плоские и объемные, круговые и линейные. Все они могут служить наглядными пособиями. Знакомство с понятием год. Для этого использую круговой календарь.  

Модель и календарь — это своеобразный способ “материализации* времени, отражение его в наглядной, условно-схематизированной форме. Их предназначение — помочь детям легче освоить последовательность и зависимость между разными временными категориями. 

Символом года может быть круг, разделенный на 4 равные части – времена года.  и окрашенные в определенные цвета: Каждая из 4 частей круга делится на 3 части число месяцев в сезоне. При ознакомлении с временами года необходимо познакомить детей с названиями месяцев, с их последовательностью и дать представления о том, что двенадцать месяцев составляют год. 

Далее от понятия месяца переходим к понятию неделя.  Что в каждом месяце практически 4 недели. В неделе 7 дней. И у каждого свое название. Чтобы быстрее дети запомнили можно каждому дню присвоить цвет, либо по счету.

Как только усвоили водим понятие сутки. Утро, день, вечер, ночь- это части целого- суток. Что один день это 24 часа, это сутки.

Начинать с контрастных частей суток: день- ночь, утро- вечер. А затем

знакомить со сменой двух частей суток: утро-день, вечер-ночь.

Постепенно задания усложняются и даются в словесной форме без

использования картинок.

Коррекционно-развивающая работа в данном направлении должна проводиться не только на занятиях. Важно включать игры и задания на формирование пространственно-временных представлений в совместную деятельность ребенка с педагогом, в режимные моменты, в повседневную жизнь (ребёнок - родитель). Отдельные приемы необходимо использовать на каждом занятии, сочетая их с изучением программного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Значение игр по развитию пространственно-временных представлений для дошкольников при подготовке детей в школу.

В данной статье коротко описаны причины нарушения пространственного гнозиса и к чему эти нарушения приводят. Указаны этапы формирования пространственно-временных отношений, приведены некоторые игры и ...

Презентация "Развитие пространственно-временных представлений у дошкольников как залог формирования грамотной связной речи и профилактика дисграфии и дислексии в школьном возрасте."

В презентации описан план развития пространственно-временных представлений с учетом их формирования в онтогенезе, широко представлены игры и задания на формирование данных представлений у детей дошкол...

Методика работы по формированию у детей с задержкой психического развития пространственно-временных представлений и их реализации в лексико-грамматических средствах языка.

Как формировать пространственно-временные представления и учить реализовывать полученные навыки в лексико-грамматических средствах языка....

Программа "Развитие пространственно-временных представлений детей с ОВЗ"

Программа "Развитие пространственно-временных представлений детей с ОВЗ"...

Мастер – класс для сотрудников образовательной организации «Развитие пространственных представлений и алгоритмического мышления у детей 5 лет с использованием мини-роботов «Умная пчела»

Актуальность: формирование у ребенка пространственных представлений – одно из важнейших условий его успешного развития. В настоящее время создано множество игр, направленных на обогащение чувств...

Развитие пространственно - временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Способность ориентироваться в пространстве и времени играет исключительную роль в формировании целостной картины мира ребенка и осознании им своего места в нем....

Программа занятий по развитию пространственно-временных представлений у детей дошкольного возраста

В настоящее время встречается все больше детей, у которых вызывает трудности ориентация в пространстве, квазипростанстве, а также временных интервалах, их особенностях и последовательности. В связи с ...