Статья " Влияние речевых нарушений на школьное обучение"
консультация (старшая группа)

Бахмина Марина Ивановна

 Рекомендации для родителей, игры, упражнения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение МДОУ « Детский сад № 144»

г. Магнитогорск

                           Статья

 « Влияние речевых нарушений на школьное обучение»

                     

                                                                                                      Воспитатель: Бахмина М.И  . 2024 г                                                                                  

Не все дошкольники могут самостоятельно освоить правильное

произношение отдельных звуков, а взрослые не всегда придают этому значение, полагая, что с возрастом эти недостатки сами собой исправятся, а в результате, проходит время и ребёнок идёт в школу…

При отсутствии у родителей правильных представлений о речевой готовности к школьному обучению, дети часто приходят в школу с недостатками произношения звуков, у 60% не развита устная речь, у 35-40% -мелкая моторика. У 70% не сформировано умение организовать свою деятельность.

До недавнего времени считали, что дети учатся читать в школе. Сегодня, благодаря исследованиям ученых, мы знаем, что запас знаний, который необходим для того, чтобы выучиться читать, ребенок получает до школы.

Для успешного овладения грамотой ещё до начала обучения у ребёнка должны быть сформированы необходимые для этого предпосылки. В чём же конкретно заключаются эти предпосылки?

 Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, мы должны решать следующие задачи:

  1. Воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты: слуховое внимание (умение определять на слух то или иное звучание и его направление), фонематический слух, способность воспринимать данный темп и ритм.
  2. Развивать артикуляционный аппарат.
  3. Работать над речевым дыханием, т.е. воспитывать умение проводить короткий вдох и продолжительный плавный выдох, чтобы иметь возможность свободно говорить фразами.
  4. Воспитывать умение регулировать громкость голоса в соответствии с условиями общения.
  5. Формировать правильное произношение всех звуков родного языка.
  6. Вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в целом, т.е. хорошую дикцию.
  7. Формировать нормальный темп речи, т.е. умение произносить слова, фразы в умеренном темпе, не убыстряя и не замедляя речь, тем самым, создавая возможность слушающему отчетливо воспринимать её.
  8. Воспитывать интонационную выразительность речи, т.е. умение точно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодий, темпа, ритма и тембра.
  9. К ним относятся следующие:

Полноценность владения речевыми звуками (сюда мы относим правильное произношение и умение различать звуки на слух, а также определять наличие и место заданных звуков в слове).

Произносительная система очень сложно организована. Даже при нормальном речевом развитии ребенок не сразу овладевает правильным произношением. Длительность этого процесса обусловлена сложностью самого материала, то есть звуков речи, которые ребенок должен научиться воспринимать и воспроизводить. Следовательно, для того, чтобы усвоить буквы, необходимо очень чётко ориентироваться в звуках. Достаточность словарного запаса словарный запас ребёнка старшего дошкольного возраста должен составлять не менее 2000 слов, причём должны быть представлены все основные части речи – существительные, глаголы, прилагательные, числительные, местоимения, наречия, предлоги, сочинительные и подчинительные союзы.

Сформированность грамматических систем Грамматической системой словоизменения ребёнок с нормально развивающейся речью обычно овладевает к 4 годам, тогда как системой словообразования – лишь к 7-8. Эти сроки довольно условны, ведь всё зависит РТ индивидуальных особенностей ребенка. Даже очень большой словарный запас не решает проблему полноценности устной речи. Важно ещё умение активно пользоваться имеющимися словами, строить из них предложения и связные высказывания, поскольку лишь при этом условии можно достаточно ясно выражать свои мысли. А для правильного построения предложений необходимо умение грамматически правильно согласовывать слова между собой.

Владение связной речью является необходимой предпосылкой для того, чтобы ребёнок мог овладеть не только грамотой, но и письменной речью как средством общения.

Сформированность зрительно-пространственных представлений.

Полноценность таких психических функций, как память, внимание, мышление, восприятие, а также развитие тонкой ручной моторики, тоже является необходимыми предпосылками овладения письмом.

Итак, к обучению в школе ребёнка необходимо готовить. Существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребёнка и его возможностями овладения грамотой. И. если к моменту поступления в школу у ребенка есть проблемы с устной речью, в девяти случаях из десяти, у него будут трудности с письмом и чтением. Поэтому, от степени языкового развития будет зависеть дальнейшее продвижение ребенка в школе.

В современной логопедии прочно утвердился принцип, что устранять недостатки речи у детей необходимо в дошкольном возрасте. Как показывает практика, в дошкольном возрасте речевые нарушения легче и быстрее преодолеваются, а это в свою очередь создает условие, для полноценного речевого развития подрастающего человека. Формирование правильной речи начинают у детей уже с 3-хлетнего возраста.

Взрослые являются для ребенка языковым и речевым образцом, ведь дети учатся языку: подражая, слушая, наблюдая и трогая руками. Ребенок успешнее всего усваивает язык в тот момент, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают.

Общее правило - чем больше вы разговариваете с ребенком, тем большему он научится. Исследованиями ученых было выявлено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Поэтому, особое внимание необходимо обратить на тренировку пальцев рук:

1. Работа с пластилином и конструктором

2. Работа с ножницами, аппликация

3. Выполнение фигурок из палочек, спичек, рисование и т. д.

Это надо делать систематически, и притом, должны быть задействованы и правая, и левая руки. При такой тренировке речевые области будут развиваться в обоих полушариях равномерно. И, конечно, прекрасный материал для упражнений можно найти в сказках, стихах, прибаутках, потешках, загадках, чистоговорках, скороговорках. Весь этот материал оказывает положительное влияние на развитие речи, повышает работоспособность головного мозга.

У детей улучшаются не только речь, но и внимание, память, слух, зрение, что является залогом успешного обучения в школе.

Использованная литература:

Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова. Если ваш ребёнок отстает в развитии. М, «Медицина», 1993

Джеральдина Чейпи. Готовность к школе. М., Педагогика – Пресс. 1992

Г. А. Каше. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М., Просвещение. 1974

Р. И. Лалаева. Нарушения чтения. С-Петербург. «Союз», 1998.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение  МДОУ « Детский сад  № 144»

г. Магнитогорск.

                     Консультация

« Роль родителей в развитии речи детей»

                     https://rused.ru/irk-mdou36/wp-content/uploads/sites/39/2022/12/4W5YhIKjN6m-L3jYXoC718TRHJU4-MnU2n8V6LPaEnT8gQZTMqNFXR77LUA7twKlxjq7o-f3.jpg

                                      Воспитатель : Бахмина М.И 2024 г

В семье появился малыш. Всем хочется, чтобы он был самым умным, здоровым, красивым, учился с интересом, радостью, старанием. Но всё ли вы сделали для того, чтобы ребёнок был готов к этому? Достаточно ли развита его речь? Ведь от этого зависят его успехи в усвоении абсолютно всех предметов школьной программы.

            Особое внимание следует обратить на слух. Слуху принадлежит важная роль в овладении ребёнком речью, в правильном и современном усвоении звуков. Слыша речь, отдельные слова, звуки ребёнок начинает и сам произносить их.

            Взрослые должны помочь ребёнку овладевать правильным звукопроизношением, но не следует форсировать речевое развитие. Вредно нагружать малыша сложным речевым материалом, заставлять повторять непонятные ему слова, заучивать сложные по форме,  содержанию и объёму стихотворения, учить правильно произносить звуки, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата ему ещё недоступны (например в 2-3 года учить правильно произносить шипящие, звук р), читать художественные произведения, предназначенные детям школьного возраста.

            Ребёнок овладевает речью по подражанию. Поэтому очень важно, чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, чётко произносили все звуки и слова.

            Родителям стоит обратить внимание и на то что, в общении с ребёнком, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте, нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искажённо, употреблять вместо общепринятых слов усечённые слова или звукоподражания («бибика», «ляля», и т.д.), сюсюкать. Это будет тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарём. Если ваш ребёнок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, фразы,  не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить.

            Занимаясь с ребёнком дома, читая ему книгу, рассматривая иллюстрации, родители нередко предлагают ему ответить на вопросы по содержанию текста, пересказать содержание сказки (рассказа), ответить, что изображено на картинке. Дети справляются с этим заданиями, но допускают речевые ошибки. В этом случае не следует перебивать ребёнка, надо предоставить ему возможность закончить высказывание, а затем указать на ошибки, дать образец.

                             https://remosnov.ru/wp-content/uploads/7/e/5/7e51fc8b9d40a3c53f8f7206402d3363.jpeg

 В семье для ребёнка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сёстрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой опыт. В игре ребёнку не нужно бояться, что он неправильно что-то скажет или не так произнесёт то или иное слово, его партнёры по общению – это куклы, собачки, мишки, машинки, ружья и т.д. Когда ребёнок начинает играть со сверстниками, он приобретает первые навыки взаимодействия с окружающими, уже отстаивая свои права на игрушки, право первого хода постепенно привыкая играть вместе, делиться, ждать, а так же уважать желания других. Игра развивает детей в области искусства общения и взаимодействия с людьми.

           

 В игре дети познают различные чувства и привыкают управлять эмоциями.

            Игра позволяет ребёнку почувствовать себя всесильным, побыть всемогущим.

Игра развивает чувство самоуважения.

            Игра развивает творческое воображение.

            Игра – это подготовка к жизни и первооснова воспитания ребёнк

https://sun9-78.userapi.com/impg/BcZjcH-1t2-QpkyTIYR8R9mx-6gApCRmT6Qzqg/0hhfUNkAx_M.jpg?size=1024x574&quality=95&sign=fdeb6e45ec61ebecf2bbad33ff21da31&c_uniq_tag=oPRskBOkTwPmiv94SosSzTET-MwFBweL29Vy6Qaf07o&type=album       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Формирование готовности дошкольников к школьному обучению : особенности и проблемы.

Подготовка детей  к  обучению в начальной  школе – одна из наиболее актуальных проблем российского образования. Подготовка к школе последовательный  и многогранный процесс во...

Для чего важно готовить детей с речевыми проблемами к школьному обучению в условиях логопедической группы

Вы еще в раздумьях: переводить ли своего ребенка, который имеет нарушения речи (по показаниям ПМПК ) из детского сада, к которому он привык в логопедическую группу другого дошкольного учреждения? Тогд...

Речевая готовность к школьному обучению - один из важнейших итогов развития ребенка в первые семь лет его жизни.

Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение реб...

Консультация в родительский уголок (для педагогов и родителей) "ВЛИЯНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА НА ШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ"

Недоразвитие фонематического слуха в дошкольном возрасте проявляется в нарушенном звукопроизношении, а в школьном периодеэто будет проявлятся ошибками на письме....

Влияние недостатков речи на школьное обучение

Нарушения речи затрудняют у школьников обучение русскому языку. При этом ребёнок с трудом обучается читать и писать, и в дальнейшем допускает в письменной речи большое количество на первый взгляд сове...

Консультация для родителей «Влияние речевых нарушений на обучение в школе»

Консультация для родителей «Влияние речевых нарушений на обучение в школе» Не все дошкольники могут самостоятельно освоить правильноепроизношение отдельных звуков, а вз...