ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ по сотрудничеству с родителями детей старшего дошкольного возраста «Взаимодействие с родителями»
проект (старшая группа)
ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ
по сотрудничеству с родителями
детей старшего дошкольного возраста
«Взаимодействие с родителями»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dolgosrochnyy_proekt_vzaimodeystvie_s_roditelyami.docx | 32.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №80 «Веснушка» города Смоленска
ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ
по сотрудничеству с родителями
детей старшего дошкольного возраста
«Взаимодействие с родителями»
Подготовили: Баркаускене Т.К., Шпенглер И.В.
Смоленск 2020
Пояснительная записка
Первая школа растущего человека – семья. Она - целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться. Приоритет в воспитании ребенка принадлежит семье.
Именно в семье складываются первые представления об окружающем мире, ответственности и долге.
В детском саду малыш получает свои первые знания, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность.
Главный момент в контексте «Семья – детский сад» - личностное взаимодействие
педагога и родителей в процессе воспитания ребенка. Вовлечение семьи в воспитательно- образовательный процесс способствует улучшению эмоционального самочувствия детей, обогащению воспитательного опыта родителей.
Актуальность проблемы. Проблема взаимодействия детского сада с семьей всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает увидеть им многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход. Работая с родителями, мы помогаем им увидеть отличие
мира детей от мира взрослых, преодолеть авторитарное отношение к ребенку, относиться к нему, как равному себе, и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми; открывать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их в решении задач воспитания; проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребенка и быть готовым к эмоциональной поддержке; понять, что путем одностороннего воздействия ничего сделать, можно лишь подавить или запугать ребенка. Семья для ребенка – это еще и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.
Взаимодействие ДОУ с семьей – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка.
Выделяют два основных направления взаимодействия с семьей:
- Повышение уровня педагогической компетентности родителей через родительские собрания, родительские уголки, папки-передвижки, групповые консультации, индивидуальные беседы.
- Привлечение родителей к работе детского сада посредством организации досуговых мероприятий.
Основные принципы организации работы с семьей:
открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
- отсутствие формализма в организации работы с семьей;
- создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
- диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.
Ожидаемые результаты:
- Создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с родителями.
- Обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов.
- Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
- Возросшая роль ДОУ как ведущего звена в организации образовательной работы с детьми.
Одним из непременных условий воспитания в ДОУ является взаимодействие с семьями воспитанников. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников.
Традиционные:
- коллективные – родительские собрания, конференции и др.
- индивидуальные – педагогические беседы с родителями, посещение семьи;
- наглядно – информационные – родительские уголки, папки-передвижки, семейные и групповые альбомы, фотомонтажи, выставки совместных работ.
Нетрадиционные:
- информационно-аналитические – направлены на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми (анкетирование, сбор сведений и т.д.);
- досуговые – призваны устанавливать теплые доверительные отношения, позволяют родителям увидеть изнутри своего ребенка, трудности во взаимоотношениях, попробовать разные походы, приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но с
другими родителями (совместные праздники, выставки поделок и рисунков)
- познавательные – направлены на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями, формирование у родителей практических навыков воспитания детей;
- информационно-ознакомительная форма – ознакомление с родителей с ДОУ, особенностями его работы;
- информационно-просветительская форма – направлена на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста.
Проектная часть
Тип проекта: долгосрочный, открытый, практико-ориентированный, коллективный
Цель проекта: организация методической работы по созданию условий взаимодействия специалистов ДОУ с родителями дошкольников, вовлечение семьи в единое образовательное пространство
Задачи проекта:
- привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе;
- создать условия для формирования внешнего благоприятного воспитательного пространства ДОУ;
-повышение педагогической культуры родителей;
-активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей;
-развитие творческих способностей детей и родителей.
Объект проекта - педагогическое просвещение родителей дошкольников.
Предмет объекта - содержание и формы педагогического просвещения.
Участники проекта: педагоги ДОУ, воспитанники и родители.
Условия реализации проекта: заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность работы.
Примерный перспективный план работы с родителями в старшей группе на 2020- 2021 год
Сентябрь
-Оформление стендов и другой наглядной агитации
-Сбор сведений о родителях
-Анкетирование родителей для выявления запросов, интересов родителей при организации услуг в ДОУ
-Организационное родительское собрание: «Знакомство родителей с требованиями программы воспитания в ДОУ детей 5-6 лет»
-Консультация логопеда «Все о развитии детской речи»
-Оформление папки-передвижки «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста»
-Фотовыставка «Как я провел лето»
-Фотоальбом «Моя семья»
-Конкурс поделок «Природа вокруг нас»
Октябрь
-Спортивное развлечение «Веселые старты»
-Консультация «Грипп. Меры профилактики»
-Конкурс поделок «Полицейский дядя Степа»
-Папка-передвижка «Профилактика гриппа и ОРЗ»
-развлечение «Праздник осени»
Ноябрь
-Выставка рисунков «Выходные в семье»
-Консультация «Одежда детей в группе»
-Оформление стенда «Ознакомление с «Конвенцией о правах ребенка»
-Родительское собрание «С любовью к маме»
Декабрь
-Привлечение родителей к оформлению участка снежными сооружениями.
-Привлечение родителей к приобретению новогодних подарков.
-Выставка новогодних подарков, сделанных своими руками.
-Проведение новогоднего праздника.
Январь
-Папка-передвижка «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности».
-Выставка детских работ «Чтобы не было пожара, чтобы не было беды».
-Консультация «Самостоятельность ребенка. Ее границы»
Февраль
-Консультация «Закаливание - одна из форм профилактики простудных заболеваний детей»
-Выставка детских рисунков «Мой папа»
-Беседа «Возможные формы совместного отдыха родителей и детей»
Март
-Фотовыставка «Моя любимая бабушка»
-Родительское собрание
-Папка-передвижка «Традиции и культура Смоленского района»
-Папка-передвижка «Гиперактивность. Как с этим бороться»
Апрель
-Фотовыставка «Все профессии важны…»
-Консультация «Все о компьютерных играх»
-Консультация «Детский рисунок- ключ к внутреннему миру ребенка»
-Трудовой десант. Участие родителей в благоустройстве участка.
Май
-Выставка творческих работ «Этот День Победы»
-Праздник «Этот День Победы»
-Родительское собрание «Итоги года»
-Папка-передвижка «Осторожно, клещи!»
-Выставка детского творчества «Ах, лето!»
Цели мероприятий, проводимых с родителями:
Информировать родителей о программах воспитания и развития детей в детском саду, с особенностями воспитания детей.
Информационные общие стенды, оформление родительских уголков
Выявить запросы родителей по организации учебно-воспитательной работы, сбор информации об удовлетворенности родителей качеством воспитания и обучения.
Анкетирование родителей
Сформировать общие интересы у родителей, научить самостоятельно решать возникающие проблемы
Родительские собрания в группах: организационное «Что должен знать ребенок 5-6 лет»;
«С любовью к маме»; «Итоги года»
Оформление папок-передвижек: «Помогите детям запомнить правила пожарной
безопасности», «Возможные формы совместного отдыха родителей и детей», «Традиции и культура Смоленского района»,
Способствовать сотрудничеству родителей и детей в совместной деятельности
Организация выставок работ детей и родителей:
- конкурс поделок «Природа вокруг нас», выставка новогодних игрушек, сделанных своими руками
- Выставка рисунков «Выходные в семье», «Чтобы не было пожара, чтобы не было беды», «Мой папа», «Этот День Победы», «Ах, лето!»
- фотоальбомы: «Как я провел лето», «Моя семья», «Моя любимая бабушка», «Все профессии важны»
- привлечение родителей к оформлению участка снежными сооружениями, участие родителей в благоустройстве участка весной
Ознакомление родителей с возрастными психологическими особенностями детей дошкольного возраста
Оформление папок-передвижек: «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста»; «Самостоятельность ребенка. Ее границы», «Гиперактивность. Как с этим
бороться», «Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребенка»,
Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми
Совместное проведение праздников: «Веселые старты», «Праздник осени», «Новогодний праздник»,
Установление доверительных отношений между семьей и ДОУ
Ознакомительные беседы
Анализ информации о семьях дошкольников Сбор сведений о родителях
Ознакомление с факторами по укреплению здоровья, с методами закаливания в ДОУ и дома
Оформление папок – передвижек: «Грипп. Меры профилактики», «Одежда детей в группе», «Закаливание – одна из форм профилактики простудных заболеваний детей»,
«Осторожно, клещи!»
Просвещение родителей по вопросам речевого развития ребенка
Консультации логопеда.
Этапы работы
- «Этап общественного мнения». Срок проведения: сентябрь 2019-2020 учебного года.
- Проведение анкетирования родителей воспитанников групп старшего дошкольного возраста для выявления запросов, интересов, пожеланий при организации образовательных и воспитательных услуг в ДОУ;
- Составление перспективного плана мероприятий;
- Обсуждение вопросов, связанных с проведением мероприятий.
- «Этап непосредственного проведения мероприятий с родителями (законными представителями) и детьми. Срок проведения: октябрь – апрель 2019-2020 уч. гг.
Формы проведения мероприятия:
-родительские собрания
-папки-передвижки
-выставки творческих работ детей и родителей
-фотовыставки
-консультации
-мастер-классы
-проведение развлекательных мероприятий с родителями
-индивидуальные беседы
- «Этап подведения итогов». Срок проведения – май 2020г. Подводятся итоги работы над проектом, определяются планы для дальнейшей работы.
Используемая методическая литература:
- Антонова Т. –Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьёй ребёнка /Т.Антонова, Е.Волкова, Н.Мишина « Дошкольное воспитание».;
- БутыринаН.М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьёй(учебно – методическое пособие).;
- Сгибнева Е.В., Ерошкина Н.А. Нетрадиционные формы проведения общего родительского собрания ( справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения).
- Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. – М., 2009.
- Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Н.Ф.Виноградовой. — М.: Просвещение, 1989.
- Детский сад и семья — рука об руку / Под ред. А.П. Халиповой, Н.Ф.
- Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. // Т.Н. Доронова, М.: «Сфера», 2002, С. 114.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план реализации долгосрочного логопедического проекта «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» в старшей логопедической группе
Этапы проектаСодержание деятельностиПрактические материалы...
Организация сотрудничества с родителями детей старшего дошкольного возраста через деятельность семейного клуба «Что за прелесть эти краски!»
Организация сотрудничества с родителями детей старшего дошкольного возраста через деятельность семейного клуба «Что за прелесть эти краски!»Федеральный государственный образовательный станд...
Проект Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей старшего дошкольного возраста с дислалией в процессе коррекционной работы
Педагогический проект разработан для повышения эффективности взаимодействия учителя-логопеда с родителями детей старшего дошкольного возраста с дислалией через систему мероприятий ...
Долгосрочный проект «Мультик своими руками» для детей старшего дошкольного возраста.
Долгосрочный проект «Мультик своими руками» для детей старшего дошкольного возраста....
Долгосрочный проект по ПДД "«Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения».
Целью проекта служит формирование у воспитанников навыков безопасного поведения на дорогах....
Долгосрочный проект "Нейроигры, как средство подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению «Играя, развиваюсь и учусь или матрица успеха»
Используя нейропсихологический подход в работе с детьми старшего дошкольного возраста ,можно повысить качество подготовки дошкольника к школьному обучению, совершенствовать педагогическую работу ...
Долгосрочный проект "Дети меняют мир" для детей старшего дошкольного возраста
Проект "Дети меняют мир" является долгосрочной программой, разработанной с целью вовлечения детей дошкольного возраста в добровольческую деятельность.Основная задача этого проекта заключаетс...