Рекомендации для педагогов и родителей "Как знакомить ребёнка с историей семьи".
методическая разработка

Деятельность по составлению родословной служит сплочению членов семьи, что в результате создает более благоприятную эмоциональную атмосферу, необходимую для нормального развития ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon buklet_dlya_rod_kak_znakomit_rebyonka.doc272.5 КБ

Предварительный просмотр:

В качестве вывода попытаемся сформулировать задачи ознакомления детей старшего дошкольного возраста с родословной.

Поскольку данный вид деятельности предполагает тесное взаимодействие с семьями детей, представляется целесообразным выделить отдельно педагогические задачи для дошкольников и для родителей.

Изучение истории своей семьи, воспитание гордости за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желание стать продолжателями лучших качеств своих предков — задачи, которые следует адресовать родителям в большей степени, нежели детям. К тому же история предков может рассказать о том, какие склонности и таланты могут быть у потомков, по какому пути лучше их направить.

В процессе ознакомления с родословной у детей формируются представления об отношениях родства, расширяются знания о семье, словарный запас обогащается терминами родства, развивается словесно-логическое мышление. Так, например, рассматривая свою родословную, ребенок наглядно видит и более отчетливо понимает, что такое «отчество», каково его происхождение.

В дошкольном детстве закладываются основы формирования чувства ответственности перед памятью своих предков. Оно имеет существенное педагогическое значение, несет в себе огромный нравственный потенциал для дальнейшего развития ребенка. В школьные годы часто стремление «не огорчить маму», «не опозорить свою фамилию, свой род» является более эффективным сдерживающим началом, нежели любые наказания или поощрения.

Работа по составлению родословной в детском саду нужна и для обеспечения преемственности со школьным обучением. Поиск своих корней в семье продолжается, и когда в школе ребенок будет составлять родословную, в ней уже может появиться шестое, седьмое поколение. Такая работа способствует установлению преемственности в широком смысле этого слова — преемственности поколений, исторического развития в целом.

"Семья"

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

Праздники:

Начиная с 1994 года 15 мая ежегодно

отмечается как Международный день семьи.

Всероссийский праздник 8 июля –

День семьи, любви и верности

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

№112 г.Липецка

Как знакомить ребёнка

с историей семьи.

Рекомендации

для педагогов и родителей.

Материал подготовлен:

Воспитателем Руденко Ю.Б.

Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:

* корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;

* семья – ячейка общества, хранительница национальных традиций;

* счастье семьи – счастье и благополучие народа, общества, государства.

Важным условием для проведения эффективной работы по ознакомлению дошкольников с родословной является овладение педагогами знаниями о том, что такое родословная, зачем ее составляют, каковы истоки традиции. Воспитателю самому необходимо разобраться в теоретических вопросах, попробовать составить свою родословную.

Составление родословной, ее ведение являлось частью традиционной культуры многих народов России. Появление этой традиции обусловлено, прежде всего, экономическими потребностями — передачей земли, имущества по наследству. Поэтому более всего были заинтересованы в тщательном и скрупулезном составлении родословной высшие слои общества, имевшие значительную собственность. Однако родословная велась в семьях повсеместно, как правило, не зависимо от их сословной принадлежности. Крестьяне, ремесленники, промысловики, казаки в большинстве своем бережно относились к родословной. Владевшие грамотой записывали ее на оборотной стороне старинных икон, неграмотные передавали память о своих предках изустно, как сказки, былины или пословицы.

Понятие «родословная» можно определить как перечень поколений людей одного рода, устанавливающий происхождение и степени родства, с указанием о каждом представителе рода того, что его отличает. Существует два основных способа ее ведения — по восходящей и нисходящей линиям. Собственно родословная отражает отношения кровного родства. Восходящая прямая линия родства — это та, которая идет от данного лица, от нас с вами, к предкам. Запись поколений можно начать с себя. В таком случае себя и считают первым поколением, мать, отца — вторым, дедушек и бабушек — третьим и т.д. Называется такая родословная смешанной восходящей. «Смешанная» означает, что в родословную включают предков и мужского, и женского пола. «Восходящая» означает, что родословная восходит все к более и более отдаленным поколениям. Родословная, где в восходящих поколениях записываются только прямые предки мужчины, называется мужской восходящей родословной.

Составление родословной лучше всего начинать со смешанной восходящей родословной. Этот вид родословной можно составлять, опрашивая родственников, не обращаясь к архивам. Когда уже имеется смешанная восходящая родословная и установлен наиболее отдаленный предок, появляется возможность составить нисходящую родословную — самый распространенный и обычный вид родословной. Однако для ее составления необходимо обратиться к метрическим книгам, архивам. В составлении родословной могут помочь воспоминания, старинные адресные и справочные издания.

Родословную можно представить в виде дерева. Однако следует помнить, что родословное, или генеалогическое, древо — это мужская нисходящая родословная, но перевернутая. Она действительно напоминает разветвленное дерево. Имя родоначальника располагается на стволе дерева, имена его потомков — на разветвлениях и ветвях. Поскольку родословие является частью традиционной народной культуры, то необходимо отметить, что православная церковная традиция сравнивает детей, имея в виду и кровное, и духовное родство, с ветвями древесными, с плодами лозы. Да и русская пословица, пусть и с иронией, напоминает о том же: яблоко от яблони недалеко падает.

Родословную вовсе не обязательно оформлять в виде дерева. Существует достаточно много вариантов. Ее можно внести в таблицу, нарисовать в виде схемы.

В центре пишут имя человека, для которого родословная составляется, а в каждой из двух половин круга располагают имена предков по материнской и отцовской линии.

Поколенная роспись составляет основу семейного, родословного архива. Существенным его дополнением служат фотографии и портреты.

Родителям, проявившим заинтересованность, можно порекомендовать почерпнуть более подробную информацию по составлению родословного описания в пособиях по вспомогательным историческим дисциплинам, включающим раздел, посвященный генеалогии, воспользоваться рукописью Н.Д. Можарова «Как начать составлять свою родословную. Конспекты для начинающих» (М., 1991)

Деятельность по составлению родословной служит сплочению членов семьи, что в результате создает более благоприятную эмоциональную атмосферу, необходимую для нормального развития ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как знакомить ребенка с историей семьи"

Все родители рано или поздно рассказывают своим детям об истории своей семьи, ее традициях. В статье даются конкретные практические рекомендации как, когда и в какой форме это лучше сделать....

Буклет на тему: "Как знакомить ребенка с историей семьи"

В дошкольном детстве закладываются основы формирования чувства ответственности перед памятью своих предков. Оно имеет существенное педагогическое значение, несет в себе огромный нравственный потенциал...

«Как знакомить ребенка с историей семьи»

Расскажите ребенку о том, как изменилась жизнь семьи, когда родился он и его братья и сестры, о том, как Вы ждали их появления, обрадовались, когда они родились. Как Вы выбирали для него имя....

Проектная деятельность "Знакомим ребенка с историей семьи"

Папка передвижка "Знакомим ребенка с историей семьи"...

« КАК ЗНАКОМИТЬ РЕБЁНКА С ИСТОРИЕЙ СЕМЬИ» консультация для родителей

« КАК ЗНАКОМИТЬ РЕБЁНКА С ИСТОРИЕЙ СЕМЬИ» консультация для родителей...

Как знакомить ребенка с историей семьи

Консультация для родителей.Как знакомить ребенка с историей семии, о его родственниках. Как они жили, играли, чем занимались....

Буклет "Как знакомить ребёнка с историей семьи"

"Как знакомить ребёнка с историей семьи"- Буклет...