Консультация для родителей "Учим детей пересказу."
консультация

Суркова Марина Викторовна

Пересказ литературных произведений является сложным видом деятельности для дошкольника. Данная консультация поможет родителям сориентироваться в выборе произведений для пересказа и подскажет, какие приёмы помогут облегчить данную работу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rasskazy.docx24.91 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей "Учим детей пересказу"
консультация по развитию речи

Пересказ литературных произведений является сложным видом деятельности для дошкольника. Данная консультация поможет родителям сориентироваться в выборе произведений для пересказа и подскажет, какие приёмы помогут облегчить данную работу.

    Известно, что ребёнок всегда испытывает потребность в общении. Эта потребность проявляется в желании поделиться своими мыслями, чувствами, знаниями. Дошкольники, как правило, любят рассказывать знакомые сказки, пересказывать заинтересовавшее их, передавать содержание мультфильмов. И, естественно, ребёнок хочет, чтобы его понимали. Однако, он не всегда улавливает логику событий, путает факты и их последовательность, нередко речь ребёнка бывает сумбурной и непонятной. Причин для этого может быть много. На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:

  • Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
  • Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
  • Употребление нелитературных слов и выражений.
  • Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
  • Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
  • Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
  • Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
  • Плохая дикция.

 Следовательно, нам, взрослым необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Пересказ литературных произведений является одним из факторов развития речи детей.

Пересказ – это изложение своими словами прослушанного произведения, он считается наиболее лёгким типом монологической речи. Пересказ помогает развить речь дошкольников, учит выделять главное из того, что услышали, отвечать на вопросы. Пересказ текста является важным умением, которое в первую очередь показывает, насколько хорошо ребенок может формулировать, анализировать, понимать услышанное произведение, а также – насколько у него развита речь. Умение пересказывать является важным  фактором в подготовке к школьному обучению, ведь школьник при выполнении заданий должен передать своими словами услышанное от учителя или прочитанное в учебнике. 

 Те дети, с которыми родители занимаются пересказом произведений различного жанра, довольно хорошо умеют разговаривать, излагать свои мысли, выделяя из них главную, хорошо умеют отвечать на различные вопросы, запоминают образные слова и совершенствуют свое умение говорить на родном языке. Именно за счет такого развития эта категория детей – это творческие личности, которые зачастую используют в своих рассказах опыт, полученный ими в жизни.

    Такое занятие как пересказ текста является творческим процессом, но при всем этом его особенностью является то, что повествование должно передавать замысел сюжета, без его изменения, передавая при этом и стиль текста. Поэтому в пересказе ни в коем случае нельзя допускать различных слов, выражений и оборотов, которые не присущи данному жанру, в котором создан «оригинал» текста.  Прежде чем приступать к пересказу, нужно хорошо обдумать характер произведения и  сделать детальный анализ.

Требования к литературному тексту для пересказа

    Для пересказа выбирают доступные по содержанию произведения, которые могут научить чему-то полезному, персонажи которых имеют яркие черты характера, а мотивы их поступков понятны ребенку. Сюжеты должны иметь четкую композицию и выраженную последовательность действий. Изложение должно быть достаточно динамичным, лаконичным и образным. Произведения нужно подбирать еще и такие, чтобы ребенок не только мог их пересказать, но и выразил свое мнение и понимание, что очень полезно для его развития в целом.

  Целесообразно для пересказа использовать несколько жанров: рассказ и описание, народную и авторскую сказку. Сказки можно выбирать разные: короткие ("Лиса и кувшин") и длинные ("Гуси-лебеди") – у каждой свои особенности и свои возможности воспитательного воздействия.    Выбирают художественные произведения, написанные образцовым языком, без непонятных детям слов, без сложных грамматических форм. Необходимо учитывать также объем текста и его занимательность. Так, можно использовать для пересказа народные сказки, рассказы Л.Н.Толстого, Е.Пермяка, В.Бианки, М.Пришвина, Н.Д.Ушинского, небольшие по объему.
   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Воспитание интереса детей дошкольного возраста к пересказу литературных текстов»

Консультация«Воспитание интереса детей дошкольного возраста к пересказу литературных текстов»...

Консультация для родителей Обучение пересказу детей дошкольного возраста.

Связная речь – смысловое развёрнутое высказывание, (ряд  логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Развитие связной речи детей - одна из главных задач д...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ПЕРЕСКАЗУ С ОПОРОЙ НА ГРАФИЧЕСКИЕ СХЕМЫ.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ:Обучение детей пересказу с опорой на графические схемы....

Консультация для родителей «Роль пересказа в развитии речи детей»

Пересказ художественных произведений положительно влияет на связность детской речи, способствует развитию навыков выразительной речи у детей. Дети следуют образцу литературной речи, подражают ем...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «СУЩНОСТЬ ПЕРЕСКАЗА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ ДЕТЕЙ»

Учить ребенка рассказывать и пересказывать - это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста. Речь ребенка развива...

Консультация «Как научить детей пересказу».

Часто вопросом, как научить ребенка пересказывать текст, родители задаются перед поступлением в школу, ведь большая часть школьного обучения построена на пересказывании услышанного или прочитанного. О...