Модифицированная (адаптированная) программа дополнительного образования "Весёлый оркестр"
календарно-тематическое планирование по музыке (старшая,подготовительная группа) по теме

Сафонова Татьяна Юрьевна

Модифицированная (адаптированная) программа дополнительного образования «Весёлый оркестр», составленная на основе программы Т.Э.Тютюнниковой Уроки музыки. Система Карла Орфа. и «Этот удивительный ритм» И.Каплуновой и И.Новоскольцевой  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilozhenie_no1.doc223 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕЙСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДСКВ № 30

Г. ЕЙСКА

Модифицированная (адаптированная) программа дополнительного образования «Весёлый оркестр»,

составленная на основе программы Т.Э.Тютюнниковой  Уроки музыки. Система Карла Орфа. и «Этот удивительный ритм» И.Каплуновой и И.Новоскольцевой

Возраст детей 5-7 лет

Срок реализации 2 года

                                             Автор программы:

Музыкальный руководитель

МДОУ ДСКВ №30

Сафонова Татьяна Юрьевна

г.Ейск

2009 г.


Пояснительная записка

Обоснование необходимости разработки и внедрения данной программы.

В ХХ веке вопрос использования музыкальных инструментов в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста неоднократно поднимался в работах известных педагогов-музыкантов (Б.В.Асафьев, Б.Л.Яворский, Н.М.Гольденберг, Карл Орф, Пьер ван Хауве, Н.А.Ветлугина, Лаптев И.Г., Ковалив В.Я., Кунцевич В.Н., Ремизовская Е.Р., Тютюнникова Т.Э. и др.).  В особенности плодотворным в музыкальном развитии детей признано использование игры на детских элементарных музыкальных инструментах (система детского музыкального воспитания Карла Орфа). Однако, несмотря на положительные теоретические и практические предпосылки, создание оркестров детских элементарных музыкальных инструментов до сих пор остается в стадии становления.  Такое положение вызвано рядом объективных факторов: отсутствием системного подхода в организации оркестров детских элементарных инструментов, соответствующей программы, необходимого инструментария и репертуара, недостаточной разработкой методического материала и готовности педагога к работе в данной области.

Актуальность.

Совершенствование системы музыкального образования — не только задача педагогов-практиков,  но и актуальная проблема фундаментальной педагогической науки,  динамично меняющейся в условиях современной музыкальной жизни.

Речь идёт о новых тенденциях музыкальной жизни общества, позволяющих  говорить о качественном уровне насыщения «звуковой среды», в которой формируется личность будущего музыканта и слушателя.

В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды, резко тормозят формирование экспрессивной речи в раннем возрасте.

Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. И в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей, тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.

Практическая значимость

Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Она способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость, развивается память и умение сконцентрировать внимание.

Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности. Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.

В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Обучаясь игре на ДМИ, дети открывают для себя удивительный мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, музыкально - ритмических  движений, дети чётче воспроизводят ритм.

Для многих детей игра на ДМИ помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство  развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.

При создании данной программы был обобщен, как опыт отечественной и зарубежной музыкальной педагогики, так и личный опыт автора.

Связь программы с существующими по данному направлению

Основой для данной программы являются программы «Этот удивительный ритм» И.Каплуновой и И.Новоскольцевой и  «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т.Э. Тютюнниковой, созданная по системе музыкальной педагогики К.Орфа.

Мне понравилось в этих  программах то, что они дают наиболее широкий спектр возможностей использования музыкальных инструментов и как следствие проявление музыкальных и творческих возможностей детей.

Еще мне импонирует принцип подхода Т.Э.Тютюнниковой к музыкальному обучению детей. Она утверждает – “Ребенок не испытавший радости и удовольствия от простых музыкальных переживаний, полученных в активном общении с музыкой вряд ли подойдет в своем развитии к потребности слушать классическую музыку”.

Цели и задачи программы.

Целью обучения детей игре на ДМИ  в кружке стало создание благоприятных условий для развития музыкальных способностей детей в наиболее сенситивный период их развития, что, в свою очередь  оказывает благотворное влияние на  развитие социальной, умственной, эмоциональной сфер личности ребёнка. Игра на ДМИ позволяет ребёнку в увлекательной и игровой форме войти в мир музыки, создает условия для  творчества, эстетических переживаний, даёт ребёнку новые знания об окружающем мире.

Основной задачей при обучении детей игре на ДМИ считаю создание положительного эмоционального климата на занятиях,  что, в свою очередь, позволяет успешно осваивать практический материал.  В течение учебного года также решаю следующие задачи:

Обучающие:

  1. Расширение кругозора детей  через знакомство с   муз.  культурой и музыкальными инструментами.
  2. Знакомить детей с приёмами игры на детских муз инструментах.
  3. Учить детей воспроизводить равномерную  ритмическую пульсацию и    простейшие ритмические рисунки с помощью хлопков,  притопов и других движений, а также в игре на     различных детских музыкальных инструментах.
  4. Закреплять у детей навыки совместной игры, развивать чувство ансамбля.
  5. Поощрять стремление детей импровизировать на музыкальных инструментах.
  6. Поддерживать желание играть на  инструментах в группе, в повседневной жизни.

Воспитательные:

  1. Активизировать внимание ребенка, работу его мысли, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость.
  2. Воспитание у детей  веры в свои силы, в свои творческие способности;
  3. Воспитание творческой инициативы.
  4. Воспитание сознательных отношений между детьми.

Развивающие:

  1. Способствовать становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость.
  2. Развивать память и умение сконцентрировать внимание.
  3. Развивать  мышление, аналитические способности.
  4. Развивать мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук.
  5. Способствовать координации музыкального мышления и двигательных функций организма
  6. Развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.

Отличительные особенности программы.

Программа составлена для детей с уже имеющимися первоначальными навыками и умением игры на шумовых ударных инструментах, т.к. знакомство с музыкальными инструментами на занятиях я начинаю уже в группах раннего возраста.  Тем  не менее, чтобы выявить способности детей,  в начале учебного года я провела индивидуальную диагностику, по результатам которой можно было судить о возможностях каждого ребёнка и проводить индивидуальную работу с детьми.

 На  основании диагностических исследований я составила перспективный план работы на год и соответственно ему разработала календарное планирование занятий.

Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа.

Занятия проводятся в сформированных группах (по 10-15 детей) два раза в неделю, продолжительность занятия 30 минут.

Возраст дошкольников 5 – 7 лет (старшие, старшие - логоритмические, подготовительные и подготовительные - логоритмические группы).

 1 группа – младшая

2 группа – старшая

Режим занятий.

Занятия проводятся два раза в неделю, продолжительность 30 минут.

Программа состоит из двух  разделов (для старшей и подготовительной групп), работа над которыми продолжается параллельно в течение двух лет и  72 занятий для каждой группы в год.

На каждом занятии используются различные формы работы, сочетаются подача теоретического материала и практическая работа: ритмические упражнения, игра на металлофоне и ксилофоне (основные навыки), игра в ансамбле, творческие упражнения, импровизации. Все формы работы логично сменяют и дополняют друг друга.

Проведение каждого занятия требует от преподавателя не просто тщательной подготовки и владения материалом, но и особого творческого настроения, способности увлечь своих учеников и одновременно направлять их во время занятия к достижению поставленной цели.

Прогнозируемые результаты и способы их проверки.

В результате занятий у дошкольников должен сформироваться устойчивый интерес к инструментальному музицированию  как форме коллективной художественной деятельности и потребность в этой деятельности.

Используемые формы и методы работы будут способствовать:

- формированию чувства коллективизма, сплоченности дошкольников и умению следовать общей идее;

- развитию общих и музыкальных способностей.

            - развитию интереса к игре на музыкальных инструментах;

             -воспитанию у детей  веры в свои силы, в свои творческие способности;

 В процессе занятий дошкольники должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:

  • познакомиться с названиями музыкальных инструментов и правилами их хранения;
  • овладеть приемами игры на различных музыкальных инструментах;
  • овладеть навыками ансамблевого исполнения
  • понимать дирижерский жест руководителя, выразительные особенности звукоизвлечения и звуковедения.

Формы подведения итогов  Открытые занятия для детей других групп и родителей в течение года, выступление на утренниках и развлечениях, на отчётном концерте, на городских конкурсах и фестивалях.

Этапы работы     

1 этап  Развивать способность детей к подражанию, которое ярко выражено в дошкольном возрасте.

2 этап  Развивать у детей умение самостоятельно исполнять выученные ритмы, упражнения, отдельные движения и т.д.

3 этап  Развивать у детей творческие способности к импровизации в различных видах деятельности, способности к самовыражению.

Двухгодичный курс

Первый год обучения

Путем ежедневного наблюдения,  производится отбор детей, имеющих склонности и способности к музыкальному образованию. Начинаю обучение с большим количеством детей в детском саду. “Первичные” данные, т. е. музыкальный слух, память и ритм – безусловно необходимы, но так как выявление их происходит с самого юного возраста детей, избранная методика позволяет развивать и совершенствовать эти данные, а позднее – приступать к обучению игре на музыкальных инструментах.

Старшая группа

Цели и задачи года: развитие слуховых и телесных ощущений равномерной ритмической пульсации, формирование телесных ощущений выразительных средств музыки через движение и игру:  музыкальных тембров (быстро – медленно); контрастной динамики (громко – тихо); контрастной звуковысотности (высоко – низко); контрастных ладов (мажор – минор). Развитие основ интонационного слуха в звукоподражательных музыкальных играх с инструментами и предметами окружающего мира, использование их в озвучивании стихов и сказок. Формирование эмоционально – радостных ощущений от активного участия в музицировании.

Учебно - тематический план

Наименование тем

Наименование разделов

Количество часов

  1. Пальчиковые игры.
  1. Ритмические игры.
  2. Пальчиково – речевой театр.

12 часов

(теория 2 часа,

практика 10 часов)

  1. Звучащие жесты.
  1. Ритмические формы сопровождения к стихам и песням (хлопки, шлепки по коленям, притопы, щелчки)
  2. Самоаккомпанемент.

12 часов

(теория 2 часа,

практика 10 часов)

  1. Речевое музицирование.
  1. Ритмическая декламация стихов, потешек, прозаического текста.
  2. Вокализация ритма.

12 часов

(теория 4 часа,

практика 8 часов)

  1. Музыкально – дидактические игры.
  1. Игры с игрушками.
  2. Игры с картинками.
  3. Игры с предметами.

12 часов

(теория 6 часов,

практика 6 часов)

  1. Музыкально – ритмические игры и упражнения.
  1. Стихи с движением.
  2. Вокально – двигательные разминки.
  3. Движение и активное слушание.

12 часов

(теория 2 часа, практика 10 часов)

  1. Игра в оркестре, ансамбле.
  1. Ритм в музыкальных произведениях.
  2. Игра дуэтом, трио, каноном и т.д.
  3. Игра в оркестре, с использованием одинаковых и разных музыкальных инструментов.

12 часов

(теория 2 часа, практика 10 часов)

Всего 72 часа

Содержание программы

Старшая группа

Сентябрь

Вид деятельности

Методические рекомендации

Репертуар

  1. Пальчиковые игры.

Короткая по объему и несложная по содержанию потешка. Текст проговаривается взрослым выразительно, несколько утрированной интонацией с жестовым сопровождением.  Дети на этом этапе сопровождают жестами речь взрослого, подговаривая текст по желанию, в основном в самые любимые моменты.

«Сорока – сорока» р.н.п.

  1. Звучащие жесты

Учимся ритмично проговаривать ритм своего имени. Затем отхлопывает, отстукиваем, отщёлкиваем и т.д.

Игры с именами

  1. Речевое музицирование

Прочитать стихотворение в ритме и сопровождать его ритмичными движениями. Развитие внимания, координации, метроритмического чувства.

Хлопаем в такт

Сенокос»

  1. Музыкально – ритмические игры и упражнения.

Надо двигаться друг за другом, никого не обгоняя и не отставая от других. Сигналом к смене направления движения станет изменение громкости звучащей музыки.

Когда звучание музыки прекратится, надо остановиться и сесть на корточки.

Дети двигаются друг за другом, чередуя бег под быструю музыку и остановки. Скорость бега регулируется темпом музыки.

Ходьба с остановками

Бег с остановками

  1. Игра в оркестре, ансамбле.

Хлопаем, затем играем на палочках с постепенным ускорением темпа.

Сиртаки М.Теодоракис

Октябрь

Вид деятельности

Методические рекомендации

Репертуар

  1. Пальчиковые игры.

Развиваем мелкую моторику. Подушечки правой (левой) руки прижать к столу. Попеременно постукивать ими по  поверхности стола.

»Дождик»

  1. Звучащие жесты

Разучить песню. Использовать принцип «Эхо», пропевая и отхлопывая ритм слов.

«Слово на ладошках» Е.Попляновой

  1. Речевое музицирование

Чувствовать и воспроизводить в хлопках ритм стихов.
Методика проведения: педагог и дети читают стишок  и воспроизводят хлопками ритм.

«Помидоры» «Яблонька»

Т. Ермолова

  1. Музыкально – дидактические игры и упражнения.

Развивать у детей представление о ритме.
Методика применения: педагог исполняет попевку, обращая внимание на характер и четкий ритм., при повторном исполнении предлагается прохлопать ритм руками, а затем выложить брусочками ритмический рисунок песни.

Ритмические кубики

Музыкальный материал: песенки –попевки «Сорока» , «Андрей-воробей».

  1. Игра в оркестре, ансамбле.

Разучиваем песню. Принцип игры и пения «эхо» (повтор за педагогом)

«Весёлый оркестр» Т.Сафонова

Ноябрь

Вид деятельности

Методические рекомендации

Репертуар

  1. Пальчиковые игры.

Ритмично сгибать и разгибать пальцы и одновременно петь мелодию со словами.

«Сорока-сорока» «Прятки» р.н.п.

  1. Звучащие жесты

Дети здороваются частями тела: ручками, ножками, щёчками, зубками, губками и носиком.

Игра «Здравствуйте»

  1. Речевое музицирование

Читать текст в ритме, сопровождая движением. Развитие ритмичности, координации движений и слова.

Хлопаем в такт

«Ай, ду-ду» р.н.п.

  1. Музыкально – ритмические игры и упражнения.

Педагог объясняет детям, что нужно внимательно слушать музыку и двигаться так, как она подсказывает. Когда музыка смолкнет, надо остановиться, выслушать команду. Педагог меняет команды («Замереть», «Изобразить зверя морского» и т.п.), заставляя детей внимательно слушать и понимать их смысл.

Чередование бега и остановок

  1. Игра в оркестре, ансамбле.

Повторяем и отрабатываем телесное ощущение ритма.

Сиртаки М.Теодоракиса

«Весёлый оркестр» Т.Сафоновой

Декабрь

Вид деятельности

Методические рекомендации

Репертуар

  1. Пальчиковые игры.

Повторение игр. Изменить задание. Выполнять упражнения, проговаривая текст шёпотом и без текста.

«Дождик» «Прятки»

  1. Звучащие жесты

Прислушиваясь к музыке, играть громко и тихо, без показа взрослого.

«Тихие и громкие ладошки»

  1. Речевое музицирование

Читать текст в ритме, сопровождая движением. Развитие ритмичности, координации движений и слова.

«Сенокос» «Волк»

  1. Музыкально – дидактические  игры и упражнения.

Ребенок смотрит на ритмическую
карточку и хлопками, на металлофоне или
шумовых инструментах воспроизводит
ритмический рисунок.

Игра «Сыграй-ка»

  1. Игра в оркестре, ансамбле.

Знакомимся с произведением. Пытаемся ритмически передать игру всех героев.

«Песня друзей из м/мА «Бременские музыканты» Г.Гладкова

Январь

Вид деятельности

Методические рекомендации

Репертуар

  1. Пальчиковые игры.

Повторение игр. Выполнение упражнений по одному, по двое и по трое.

«Прятки» «Очки»

  1. Звучащие жесты

Игра –команда. Использование приёмов, развивающих внимание, реакцию.

«Прыг, скок по ладошке»

  1. Речевое музицирование

Повторять упражнения самостоятельно без показа взрослого.

«Ай, ду-ду» «Ты - мороз»

  1. Музыкально – ритмические игры и упражнения.

Совершенствование чувства метроритма у детей.

Педагог говорит о том, что сегодня дети выступят в роли кукольных барабанщиков. А в роли барабанных палочек выступят их собственные указательные пальцы, которые будут отбивать ритм каждого куплета.

«Палочки весёлые»

Мелодия русской народной песни «Куры, гуси да индюшки», ритмически адаптированная к данному тексту. Слова попевки – М.А. Давыдовой.

  1. Игра в оркестре, ансамбле.

Используем любые шумовые и ударные инструменты, для отстукивание ритма.

Сиртаки М.Теодоракиса

«Песня друзей» Г.Гладкова

Февраль

Вид деятельности

Методические рекомендации

Репертуар

  1. Пальчиковые игры.

Образовать два кружка из больших и указательных пальцев рук, соединив их.

Оставшиеся 3 пальца выпрямлены, но не напряжены.

«Очки» «Сорока – сорока»

  1. Звучащие жесты

Игра – приветствие. Ребёнок говорит своё имя, дети повторяют его, сопровождая речь хлопками.

«Моё имя»

  1. Речевое музицирование

Развивать внимание, чувство ритма, координацию.

«Как на горке снег!»

  1. Музыкально – дидактические  игры и упражнения.

Развивать чувство ритма, дикцию детей, умение делить слова на слоги и выкладывать его с помощью картинок. Координировать слова с действиями.

«Сложи словечко»

  1. Игра в оркестре, ансамбле.

Пропеваем слова «про себя», а музицируем громко.

Сиртаки М.Теодоракиса

«Весёлый оркестр» Т.Сафоновой

Март

Вид деятельности

Методические рекомендации

Репертуар

  1. Пальчиковые игры.

Соединить все подушечки пальцев рук и движениями пальцев и запястья, раскачивать кисть справа на лево и наоборот. Вправо-пальцы разгибать, влево – мягко соединять подушечки пальцев.

«Дождик» «Кисточка»

  1. Звучащие жесты

Импровизационное отхлопывание ритма польки.

1 часть Полька М.Глинки

  1. Речевое музицирование

Развивать внимание, чувство ритма, координацию.

«Тили – бом»

  1. Музыкально – ритмические игры и упражнения.

Знакомство с новыми движениям рук – «фонариками» в сочетании с легкими подскоками.

«Цынцы – брынцы – бубенцы»

Русская народная песня «Куры, гуси да индюшки». Слова попевки – М.А. Давыдовой.

  1. Игра в оркестре, ансамбле.

Отрабатывает игру с паузами.

«Весёлые палочки» И.Туманян

Апрель

Вид деятельности

Методические рекомендации

Репертуар

  1. Пальчиковые игры.

Повторить игры, выполнив их по показу ребёнка.

«Прятки» «Кисточка»

  1. Звучащие жесты

Стихотворные фразы отстукиваются кулачками, ладошками, шлепками и т.д.

«Молоточки» М.Андреевой

  1. Речевое музицирование

Развивать ритмичность, координацию, умение воспроизводить ритм стиха в звучащих жестах и на деревянных палочках.

«Ай, ду – ду» «Тили бом»

  1. Музыкально –дидактические игры и упражнения.

Ребенок произносит свое имя или другое слово по слогам и выкладывает соответственное количество карточек или кубиков.

Ритмические кубики

«Сложи словечко»

  1. Игра в оркестре, ансамбле.

Мини концерт. Педагог предварительно даёт всем задание.

«Песенка друзей» Г.Гладков

«Весёлые палочки»

Май

Вид деятельности

Методические рекомендации

Репертуар

  1. Пальчиковые игры.

Ладонь руки вверх, сложить пальцы лодочкой.

Плавно двигать кисть руки влево, вправо.

«Качаем лодочку»

  1. Звучащие жесты

Тактирование слов «звучащими жестами»

Прыг - скок

  1. Речевое музицирование

Развивать умение воспроизводить ритм стиха в звучащих жестах и на деревянных палочках.

«Волк» «Тук – тук»

  1. Музыкально – ритмические игры и упражнения.

Движения  выполняются в соответствии со звучанием каждой части музыкальной пьесы: на тихую музыку - движения на носках, на громкую - движения на пятках. Игра сопровождается пением.

«Мама отдыхает»

  1. Игра в оркестре, ансамбле.

Учимся правильно держать и извлекать звук из бубна.

«Звонкие бубны» И.Туманян

Подготовительная группа

Цели и задачи года: формирование устойчивого ощущения равномерной метроритмической пульсации, ощущения музыки как процесса. Артикуляционно – телесные и двигательные ощущения элементарных ритмических рисунков. Отделение ритма от слова. Игра простейших остинатных фигур («звучащие жесты»), как  аккомпанементов к музыке. Звукоподражания на инструментах.

Устойчивое формирование навыка игры базовой партитуры в двухдольном и трёхдольном размере.

Свободные импровизации на инструментах, как звукоподражания явлениям природы. Импровизация движения, как спонтанного отклика на звучащую музыку. Структурно оформленные сольные импровизации на шумовых инструментах, на фоне звучащей музыки.

Учебно – тематический план

Наименование тем

Наименование разделов

Количество часов

  1. Пальчиковые игры
  1. Ритмические игры.
  2. Пальчиково – речевой театр.

12 часов (теория 1 час, практика 11 часов)

  1. Звучащие жесты
  1. Ритмические формы сопровождения к стихам и песням (хлопки, шлепки по коленям, притопы, щелчки)
  2. Самоаккомпанемент.

12 часов (теория 1 час, практика 11 часов)

  1. Речевое музицирование
  1. Ритмическая декламация стихов, потешек, прозаического текста.
  2. Вокализация ритма.

12 часов (теория 2 часа, практика 10 часов)

  1. Музыкально – дидактические игры
  1. Игры с игрушками.
  2. Игры с картинками.
  3. Игры с предметами.

6 часов (теория 2 часа, практика 4 часа)

  1. Моделирование элементов музыкального языка

Моделирование:

  1. Темпа
  2. Метра
  3. Размера
  4. Ритма
  5. Динамики
  6. Музыкальной формы
  7. Звуковысотное

12 часов (теория 6 часов, практика 6 часов)

  1. Игра в оркестре, ансамбле
  1. Игра с применением элементов музыкального языка.
  2. Игра совместная, ансамблевая
  3. Игра на одинаковых и на разных музыкальных инструментах.

9 часов (теория 1 час, практика 8 часов)

  1. Импровизация
  1. Вокальные
  2. Танцевальные
  3. Инструментальные
  4. Синтетические

9 часов (теория 0 часов, практика 9 часов)

Всего 72 часа

Содержание программы

Подготовительная группа

Сентябрь

Вид деятельности

Методические рекомендации

Репертуар

  1. Пальчиковые игры.

Развивать моторику больших пальцев. Четыре пальца правой руки (кроме большого) сжать в кулак. Большой палец поднять вверх и выполнять круговые движения (правой, потом левой

«Большой палец» р.н.п.

  1. Звучащие жесты

Импровизационные движения руками под музыку.

«Туки – туки» муз. К.Ковалина

  1. Речевое музицирование

Развивать плавность движений, чувство ритма, координацию движения и речи.

«Маляр»

  1. Моделирование элементов музыкального языка

Декламация всех текстов в различных темпах. От очень медленного, до очень быстрого.

Исполнение любого движения. Медленно, быстро, умеренно, постепенно ускоряя и замедляя.

Речевое и двигательное моделирование темпа

  1. Игра в оркестре, ансамбле.

Добиваемся лёгкости в исполнении.

«Вальс – шутка» Д.Шостаковича

Октябрь

Вид деятельности

Методические рекомендации

Репертуар

  1. Пальчиковые игры.

На первую строчку постукивать кулачком правой руки по левой ладони,

на вторую то же движение, но сменить руки,

на третью ставить поочерёдно кулачёк на кулачёк,

на четвёртую поднять ладони, соединить пальцы, изображая крышу дома

«Строим дом»

  1. Речевое музицирование

Развивать внимание, координацию, чувство ритма.

«Едет мышка на ежах» р.н.п.

  1. Моделирование элементов музыкального языка

Частота символов (пульса) обозначает скорость движения. (быстро, умеренно, замедляя, ускоряя, медленно)

Графическое моделирование темпа

  1. Игра в оркестре, ансамбле.

Чередуем игру взрослого и детей. Отрабатываем точность ударов.

Полька М.Глинки

  1. Импровизация

Развиваем инструментальную импровизацию.

«Детская симфония» И.Гайдна

Ноябрь

Вид деятельности

Методические рекомендации

Репертуар

  1. Звучащие жесты

Песенка – команда с проговариванием тематических цепочек на проигрыщ (лимон – апельсин, банан – мандарин)

«Хлопай – топай» муз. С.Перкио

  1. Речевое музицирование

Развивать внимание, чувство ритма, координацию.

«Котенька – коток» р.н.п.

  1. Музыкально –дидактические игры

Дети слушают песню в записи или в исполнении ребенка и отмечают ритмический рисунок игрой на барабане.

«Барабанщики»

  1. Моделирование элементов музыкального языка

Развиваем «звучащие жесты», другие движения тела.

Двигательное метрирование

  1. Игра в оркестре, ансамбле.

Отрабатываем одновременное звучание «тутти»

«Тамбурин» Рамо

Декабрь

Вид деятельности

Методические рекомендации

Репертуар

  1. Пальчиковые игры.

Вытянуть указательный палец правой руки и вращать им, затем то же самое левой

«Оса» «Бабушка»

  1. Звучащие жесты

Речевая поддержка ритма Импровизация в звучащих жестах в песенке – приветствии.

Игра «Эхо» С.Сломивица

  1. Моделирование элементов музыкального языка

Учимся тактировать «звучащими жестами»

Выкладываем картинками размеры 2/4, ¾, 4/4.

Графическое метрирование. Тактирование.

  1. Игра в оркестре, ансамбле.

Совмещаем движения и игру на палочках.

Марш Е.Марченко

  1. Импровизация

Учимся танцевальным  импровизациям

Норвежский танец Э.Грига

Январь

Вид деятельности

Методические рекомендации

Репертуар

  1. Звучащие жесты

Показ и сочинение собственных жестов.

«Раз, два, три, ну-ка повтори»

  1. Речевое музицирование

Развитие слухового внимания, ритмичности.

«Фома и Тимошка»

  1. Музыкально –дидактические игры

Вовлекать детей в музыкальную деятельность, связан-ную с восприятием и воспроизведением контрастных (громко, тихо) динамических оттенков музыки.
Развивать  динамический слух, навыки исполнения динамиче-ских оттенков, внимание, слуховую сосредоточенность, муз. вкус.

Кто скорей?

  1. Игра в оркестре, ансамбле.

Импровизационная игра на инструментиах.

Полька «Трик – трак» И.Штрауса

  1. Импровизация

Учимся синтетическому жанру импровизации.

Турецкое рондо В.Моцарта

Февраль

Вид деятельности

Методические рекомендации

Репертуар

  1. Пальчиковые игры.

Развиваем моторику указательных пальцев. Покачиваем указательными пальцами правой и левой руки вправо и влево.

«Тики – так»

  1. Звучащие жесты

Дети импровизируют жестами эпизоды рондо на фоне общего рефрена.

«Всяк играет и поёт»

  1. Речевое музицирование

Развитие ритмичности, координации, внимания.

«Лиса по лесу ходила»

  1. Моделирование элементов музыкального языка

Чтобы лучше ощутить

ритмические отношения,

детям необходимо

«пропустить» их через свое тело.

Затем, можно предложить им

рисовать пиктограммы,

основываясь на соотношении

большой – длинный,

маленький – короткий.

Моделирование ритма (Длинные и короткие звуки)

  1. Игра в оркестре, ансамбле.

Отрабатываем в игре трёхдольный размер, с акцентом на сильную первую долю.

Аннушка Чешская полька

Март

Вид деятельности

Методические рекомендации

Репертуар

  1. Звучащие жесты

Ритмические разминки с включением шестнадцатых длительностей.

«Колючие слова» Е.Попляновой

  1. Речевое музицирование

Закреплять слуховые представления о равномерной пульсации, о долгих и коротких звуках. Использование звучащих жестов и шумовых инструментов.

«На стене часы висели» И.Михайлова

  1. Музыкально –дидактические игры

Водящий достаёт картинки с музыкальными инструментами и портретами композиторов, игрокам надо находить их у себя на карточках и закрывать. Цель игры - собрать полный горизонтальный ряд, причем, чем больше рядов вы соберете, тем лучше. Кто соберет 3 горизонтальных ряда, тот и выиграл!

Игра «лото»

  1. Моделирование элементов музыкального языка

Подражая голосам животных и птиц, дети знакомятся с контрастными

Регистрами звучания.  Глиссандируя голосом вверх, вниз (качели, горка),

дети изучают выразительные возможности регистров своего голоса.

В графическом присутствуют различные варианты полных и неполных (две – три ступени) лесенок.

Звуковысотное моделирование (речевое, графическое, пространственное)

  1. Игра в оркестре. ансамбле

Учимся играть и дирижировать.

Итальянская полька С.Рахманинова

Апрель

Вид деятельности

Методические рекомендации

Репертуар

  1. Пальчиковые игры.

Учимся сочетать слова и жесты.

«Пчёлки» «Червячки»

  1. Речевое музицирование

Воспроизведение синкопы с ритмослогами и на фоне метрического пульса в 2-х дольном размере.
Декламация стиха со звучащими жестами и с музыкальными инструментами.

«Стало теплее»

«Апрель»

  1. Моделирование элементов музыкального языка

Моделирование голосом, движением тела, рукой в воздухе усиление и затихание звука.

Динамическое моделирование (речевое, двигательное, пространственное)

  1. Импровизация

Танцевальная импровизация

Танец Анитры Э.Грига

Май

Вид деятельности

Методические рекомендации

Репертуар

  1. Звучащие жесты

Ритмические разминки с включением синкопы и пунктирного ритма.

Песенка – зарядка «В огороде поспевают»

  1. Речевое музицирование

Озвучивание стишка, развитие ритмичности, творческого воображения.
Развитие внимания и чувства ритма, менять характер движения в соответствии с изменением ритма музыки.

«Едем на тележке»

  1. Музыкально –дидактические игры

Свободное и осмысленное исполнение мимики и пластики для создания игрового оригинального образа.

Придумать свой неповторимый «звон» бубенчиков, выложив их ритмический рисунок.

«Дирижёр»

«Бубенчики»

  1. Моделирование элементов музыкального языка

Знакомство с двухчастной, трёхчастной и формой рондо.

Моделирование музыкальной формы.

  1. Игра в оркестре. ансамбле

Сочиняем игру друг для друга.

Юмореска А.Дворжак

Методическое обеспечение программы

Создание в детском саду оркестра – дело непростое, ведь для этого должны быть определённые

условия – наличие инструментов, фонотека, наглядные средства и пособия. Основу нашего детского оркестра составили детские  шумовые инструменты, какие как бубны, погремушки маракасы, колокольчики, дудочки, трещотки, музыкальные коробочки. Кроме этого в состав

оркестра мы включили звуковысотные инструменты – металлофоны, детский баян, аккордеон.

Была подобрана фонотека с записью лучших образцов классической, народной и современной детской музыки, на основе которой подбирался репертуар оркестра. Кроме этого, ребята могли

знакомиться с инструментами симфонического оркестра в видеозаписи, в форме презентаций, материалы для которых я записывала с помощью интернета.  Мною была подобрана литература по теме, дидактические игры, наглядные пособия, что позволило проводить занятия кружка на достаточно высоком уровне.

На первых занятиях ребята закрепляли навыки игры на. инструментах, не имеющим звукоряда, таких, как бубны, маракасы,  муз. треугольник, ложки. Основная задача на этом этапе – научить детей передавать простые ритмические рисунки небольших песенок, попевок. Ребята сначала проговаривают текст, затем добавляют прохлопывание ритмического рисунка и лишь затем воспроизводят его на музыкальных инструментах. Для осознания соотношений длительности звуков мелодии применяла моделирование их с помощью широких и узких полосок, которые дети выкладывают на фланелеграфе. С этой же целью использовала дидактические игры на определение длительности звуков. Чтобы закрепить появляющееся у детей чувство ритма,  музыкальные инструменты использовались в повседневной жизни д/сада. В каждой группе  имеется музыкальный уголок с необходимым набором детских музыкальных инструментов, музыкальных игрушек.

Следующий этап – обучение детей игре на музыкальных инструментах, имеющим звукоряд. Наиболее удобен для этого металлофон. Сначала ребята учились правильно держать музыкальный

молоточек, с помощью которого извлекаются звуки. Это не простая задача и не все ребята сразу с ней справлялись, поэтому обучение игре на этом инструменте проводили индивидуально.  После того, как дети научились передавать ритмический рисунок разных мелодий, построенных на одном звуке и освоили приёмы игры на металлофоне, мы перешли к разучиванию попевок, построенных на двух соседних звуках.

Чтобы облегчить детям понимание расположения звуков по высоте, применяла такие приёмы, как выкладывание звуков-кружочков на разной высоте на фланелеграфе, пропевание, показ рукой движения мелодии, дидактические пособия и игры.  Ребятам, которые довольно быстро и легко осваивали приёмы игры на металлофоне, поручалось исполнение ведущих партий во время игры в оркестре.

После того, как ребята в основном освоили приёмы игры на шумовых и звуковысотных инструментах, мы выбирали произведение для оркестровки. Ребята слушают музыкальное произведение в исполнении музыкального руководителя и  для сравнения – в исполнении симфонического оркестра (в аудиозаписи), если это музыка из классического репертуара или  в исполнении оркестра народных инструментов, если пьеса народного характера. Затем ребята предлагали инструменты, на которых можно оркестровать данное произведение. Все вместе мы

решали, подходят те или иные инструменты и кому поручить игру на них.  Чтобы у ребят не было обид, разрешала всем поиграть на любом выбранном инструменте. После того, как все «наиграются», ребята сами предлагали, кого выбрать для  игры на самых «ответственных» инструментах. Все партии разучивали индивидуально и только затем объединяли всех музыкантов в оркестр. Чтобы играть слаженно и согласованно, слышать не только свою игру, но и игру всех своих товарищей, требовалась не одна репетиция. Венцом наших занятий  стали выступления

оркестра на концерте, которого всегда ждали с большим нетерпением, ведь игра маленьких музыкантов – украшение любого праздника. Именно на таких выступлениях ребята учились быть ответственными, дисциплинированными,  внимательными. А если зрители – не только ребята, но ещё и любимые родители, то и радость от успеха чувствовалась вдвойне.  

                                   

Занятия  элементарным музицированием с детьми старшей группы.

Занятие № 1.

Оборудование, наглядный материал: альбом «Картотека звуков» (приложение № 6); ритмические карточки красного цвета; деревянные палочки.

1. «Звуки, окружающие нас».

Задача: Вспомнить звуки окружающего мира, их многообразие и значимость в нашей жизни.

Методика проведения: Педагог: «Давайте вспомним, какие звуки нас окружают. Что может звучать? (ответы детей). Посмотрите на картинки и изобразите голосом то, что вы видите». Дети озвучивают  голосом картинки из альбома «Картотеки звуков». Вспомнить, что звуки бывают музыкальные и немузыкальные.

2. «Двигайся под музыку». А. Николаев «Учёный медведь», К. Лоншан-Друшкевич «Воробышек».

Задание: Двигательная импровизация под музыку.

Методика проведения: Педагог исполняет обе пьесы, беседует с детьми по поводу тог, кого  может изображать эта музыка. Почему так решили? Выяснить, что в данном случае образ зависит от звукового регистра. Звуки высокие более светлые, лёгкие (воробышек), а звуки низкие более тёмные, тяжёлые (медведь). Далее детям

предлагается изобразить в движении воробышка и медведя под музыку.

Сделать вывод: звуки бывают высокие и низкие.

3.  «Прохлопай ритм».

Задача: Вспомнить обозначение долгих и коротких звуков, названия ритмослогов. Прохлопать ритмы с ритмослогами.

Методика проведения: Совместно с педагогом дети вспоминают, что долгие звуки обозначаются большими кружками (ритмослог «та»), а короткие – маленькими (ритмослоги «ти-ти»). Далее детям предлагается прохлопать ритм по ритмическим карточкам красного цвета (хлопки) (приложение № 6 ).

Сделать вывод: звуки бывают долгие и короткие.

4. Р. Леденев «Дождь идёт».

Задача: На деревянных палочках выстукивать ритм дождя, передавая смену динамики в музыке.

Методика проведения: Педагог предлагает детям воспроизвести на деревянных палочках ритм дождя, обращая внимание детей на изменение громкости звучания музыки.

Сделать вывод: звуки могут звучать громко и тихо.

5. «Шаг и бег». Ф. Шуберт «Экосез», Н. Метлов «Поезд».

Задача: Двигаться соответственно музыке спокойным шагом или лёгким бегом.

Сделать вывод: музыка может быть быстрой и медленной.

6. А. Абрамов «Марш весёлых гномов».

Задача: Воспроизвести метрическую пульсацию в хлопках.

Методика проведения: Педагог: «У каждого из вас есть сердце, которое равномерно бьется. В музыке тоже есть своё сердечко. И оно бьётся равномерно. Давайте попробуем услышать, почувствовать, как бьётся сердце музыки, и воспроизвести это хлопками.

Занятие № 2.

Оборудование, наглядный материал: альбом «Картинки-ритмы», простые цветные ритмические карточки, графические карточки-схемы, музыкально-дидактическая игра «Выложи ритм».

1. Ритмическая игра «Найди слова».

Задача: Произнести слово, прохлопать в ритме, придумать своё слово, выложить на фланелеграфе.

Методика проведения: Педагог: «Вокруг нас есть очень много разных слов. Каждое слово звучит по-своему. У него есть свой ритм. Давайте прохлопаем слова, изображённые на картинках». Педагог предлагает детям прохлопать слова, изображённые на картинках – ритмах (приложение № 6). Затем  каждый ребёнок «находит» своё слово, прохлопывает его и выкладывает на фланелеграфе кружками разной величины.

2. «Прохлопай ритм».

Задача: Воспроизвести ритмический рисунок звучащими жестами, соответствующими цветовому обозначению.

Методика проведения: Дети вспоминают цветовое обозначение звучащих жестов: красные кружки – хлопки, жёлтые – шлепки, зелёные – притопы. Затем соответственно цвету и размеру кружков воспроизводят ритмический рисунок по простым ритмическим карточкам (приложение № 6).

3. «Озвучим голосом».

Задача: Озвучить голосом графические карточки.

Методика проведения: Педагог показывает детям карточки с графическим изображением шелеста листьев, шагов, ручейка, ветра. Дети стараются изобразить голосом то, что изображено на карточке.

4. «Воспроизведи ритм».

Задача: Прохлопать ритм своего имени, слов. Выложить на фланелеграфе.

5. «Андрей-воробей», р.н.п.

Задание: 1. Разучивание песенки.

2.Воспроизведение ритма песенки на деревянных кубиках.

6. А. Абрамов «Марш весёлых гномов».

Задача: Воспроизвести метрическую пульсацию на деревянных ложках или бубнах (I и III ч.), в средней части подыграть на колокольчике (игра двумя группами детей).

Занятие № 3.

Оборудование, наглядный материал: музыкально-дидактическая игра «Выложи ритм»

1. Ритмическая игра «Прохлопай слова».

Задача: Прохлопать слова, выложить ритм на фланелеграфе.

Методика проведения: Педагог говорит в ритме слова, дети прохлопывают их, выкладывают ритм, воспроизводят ритм в хлопках с ритмослогами.

2. Игра «Ритмическое эхо».

Задача: Учить детей правильно воспринимать и повторять небольшие ритмические обороты на деревянных кубиках.

Методика проведения: Педагог: «Сейчас мы поиграем в эхо. Вы будете моим эхом. Я буду выстукивать ритм на кубиках, а вы внимательно слушайте и точно повторяйте за мной, как эхо».

3. «Два кота», польская народная песня (повторение материала средней группы).

Задания: 1. Ритмизация текста песни с звучащими жестами.

2. Пение с игрой на музыкальных инструментах тремя группами детей:

-         mf - ложки,

-         p - баночки,

-         f -  бубны.

4. С. Майкапар «В садике».

Задача: воспроизведение метрической пульсации в хлопках.

5. «Андрей-воробей», р.н.п.

Задание: Сопровождать пение игрой на баночках с песком.

Методика проведения: Педагог: «Сейчас мы споём песенку, а чтобы было интереснее, подыграем себе на баночках». Дети поют песню и воспроизводят метрическую пульсацию.

6. А. Абрамов «Марш весёлых гномов».

Задача: учиться делать оркестровку произведения ударными инструментами. Определить форму, выбрать инструменты. Игра отдельными группам инструментов.

Список литературы

  1. Баренбойм Л.А. Музыкальное воспитание в современном мире.- М., 1973
  2. Барсова И. Книга об оркестре.- М.: Музыка, 1969
  3. Бублей С. Детский оркестр.- Л.: Музыка, 1985
  4. Васильев Ю, Широков А. Рассказы о русских народных инструментах.- М.:

            Советский композитор, 1976

  1. Ветлугина Н.А. Детский оркестр.- М.: Музыка, 1976
  2. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь.- М., 1978
  3. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду.- М., 1981
  4. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка.- М., 1968
  5. Ветлугина Н.А., Кенемон А.И. Теория и методика музыкального воспитания в

      детском саду.- М., 1983

  1. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А «Этот удивительный ритм». Композитор–

      Санкт-Петербург, 2005, серия «Ладушки»

  1. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А «Левой-правой! Марши в детском саду.

      Пособие для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений»

      Композитор – Санкт-Петербург, 2002, серия «Ладушки»

  1. Комиссарова Л., Костина З. Наглядные средства в музыкальном воспитании

            дошкольников.- М., 1986

  1. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных

      инструментах.- М., 1990

  1. Панаиотов А. Ударные инструменты в современных оркестрах.- М.: Советский

      композитор, 1973

  1. Певная И. Играй, наш оркестр.- М.: Музыка, 1983
  2. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей.- М., 1997
  3. Радынова О.П., Катинене А.И., Паловаидишвили М.Я. Музыкальное воспитание

      дошкольников.- М., 1994

  1. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей.- М., 1968
  2. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.- М., 1947
  3. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий.- М., 1961
  4. Трубникова М. Учим детей играть по слуху Дошкольное воспитание. - 1993.- №  9
  5. Тютюнникова Т.Э. «Бим! Бам! Бом! изд. ЛОИРО, 2003 год
  6. Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки Система обучения Карла Орфа Родничок 2001 год.
  7. Тютюнникова Т.Э. Элементарное музицирование с дошкольниками. Программа, хрестоматия музыкального и методического материала. — М., 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная (адаптированная) программа дополнительного образования "Детский оркестр" для детей 5-7 лет Автор - составитель музыкальный руководитель Колесова Елена Николаевна.

Программа  "Детский  оркестр" расчитана на  детей  старшего  дошкольного  возраста, имеющих  уже  первоначальные навыки  и  умения  игры  на...

МОДИФИЦИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РАЗДЕЛУ: «ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» (для детей от 3 до 7 лет) студии «СКАЗОЧНАЯ СТРАНА»

Данная программа является типовой, адаптированная/модифицированная (в основе ее лежит программа М.Д. Маханевой) реализуется в студии по театральной деятельности «СКАЗОЧНАЯ СТРАНА»  руководи...

Модифицированная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста "Английский с малышами"

Программа "Английский с малышами" рассчитана на 2 года обучения, по 2 занятия в неделю для детей 3-7 лет....

Адаптированная программа дополнительного образования Техническое направление

Техническое моделирование и конструирование«Самоделкин»  для группы старшего и подготовительного возрастаУровень реализации программы – обучаемые 5 – 7 Срок реа...

Модифицированная программа "Казачонок", Программа дополнительного образования "Азбука безопасности"

Формирование у воспитанников устойчивых знаний, навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях, посредством комплексной системы методов и средств в области безопасности.Обеспечение выпо...

Адаптированная программа дополнительного образования "В мире музыки" для детей с особыми образовательными потребностями.

В рамках реализации проекта "Мир звуков" была разработана адаптированная программа дополнительного образования для детей с особыми образовательными потребностями....