Комплексное занятие " На тройке" для детей старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) по теме

Русмиленко Наталья Евгеньевна

Комплексное занятие " На тройке"  посвящено русскому композитору П.И. Чайковскому.  Подготовлено мной длаттестации по теме: " Восприятие классической музыки детьми старшего дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleksnoe_zanyatie_na_troyke_rusmilenko_n.e.p.gorki_.docx23.24 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« ДЕТСКИЙ САД  «СЕВЕРЯНОЧКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ».

                           Открытое

      Комплексное  занятие  в  старшей  группе

Музыкального  руководителя  Русмиленко

                      Натальи  Евгеньевны.

                                        П.Горки

                                        2011 год.

                                          -   1   -

На  тройке.       Открытое  комплексное  занятие      

В   старшей  группе.

Цель занятия:   Учить детей определять характер  музыки,

Слышать  выразительные  интонации  музыки.

Задачи:  1.Развивать   звуковысотный слух.

2.Развивать  способность  импровизировать.

3.Развивать умение  передавать  характер  музыки  в  рисунке.

МАТЕРИАЛ:  металлические  бубенчик,.  фланелеограф,

3 бубенчика  для  фланелеографа:  желтый,   красный, коричневы,   колокольчики, ьеталлофоны, фломастеры

                                 Х О Д     З А Н Я Т И Я:

Педагог: Поздней осень, когда уже чувствуется  дыхание зимы,

Выпадает белый снежок. Раньше  зимой  катались  на  тройке.

Как хорошо было прокатиться на санях, запряженных    

тройкой  лошадей!

Летишь,  а  вокруг  просторы  полей !     Мелькают деревья, припорошен-

ные  снегом, а на  солнце  сверкают  снежинки.

Вдыхаешь  свежий  морозный  воздух, от  которого  чувствуешь

себя  крепким,  здоровым.

Звучит  пьеса  «  НА  ТРОЙКЕ  » П.И. Ч А Й К О В С К О Г О .

                                          -   2   -

ПЕДАГОГ: Мелодия  такая  привольная, раскидистая, бесконечная,

 как русские  просторы. Какая музыка  по  характеру?

ДЕТИ: Светлая. Нежная.

ПЕДАГОГ: Да , вначале пьеса звучит очень светло, в высоком  регистре,

Ласково, привольно. Когда любуешься красотой природы, испытываешь

Разные чувства: восхищения, нежности, легкой  грусти.

После  светлой  мелодии , с которой начинается пьеса, музыка звучит с  окраской  легкой  грусти, волнения.

Но вот  снова  появляется первая  тема. Как она  звучит  теперь?

ДЕТИ: Торжественно, легко.

ПЕДАГОГ: ДА, теперь она  звучит  во  весь  голос ,ярко, полным  звуком, восторженно. Для  этой  пьесы  П, И, Чайковский  выбрал эпиграф- фрагмент из стихотворения Н. Некрасова:

«Не гляди же с тоской  на дорогу

И за  тройкой  в ответ  не  спеши,

И тоскливую в сердце  тревогу

Поскорей навсегда  заглуши!»

Раньше  на  Руси, когда катались на тройке, привязывали  под дугой  колокольчики. Со звоном  ехать  веселей, а в пургу, в непогоду со  звенящими  колокольчиками  легче было не сбиться с дороги.

На колокольчиках отливались  надписи: « ЗВОНУ  МНОГО - ВЕСЕЛЕЙ  ДОРОГА »,  «  КУПИ - НЕ  СКУПИСЬ  ,  ЕЗДИ  -  ВЕСЕЛИСЬ!» .

Прислушайтесь,   сколько частей в пьесе, и скажите,  когда слышится звон  колокольчиков.  Исполняется пьеса.

ДЕТИ: Три части.  Колокольчики слышны в середине и в конце.

ПЕДАГОГ. Правильно.  А какой характер средней части?

                                           -   3   -

ДЕТИ: Веселый, игривый.

ПЕДАГОГ: Да, музыка изящная, игривая, бойкая, радостная.

Слышится резвый топот коней и позвякивание колокольчиков.

А в третьей части колокольчики заливаются - вот  тройка  помчалась.

(Исполняется  фрагмент  третьей последней части.)

Но вот тройка удаляется  все  дальше  и дальше. Музыка  затихает. Тройка умчалась. ( Исполняется фрагмент )

Но не только колокольчиками  украшали  лошадей.

Зажиточные горожане привешивали маленькие бубенчики к ногам  верховой  лошади, чуть выше  копыт,  чтобы  прохожие  давали  дорогу.

( Педагог  показывает бубенчики)

Бубенчик- это круглый металлический шарик с дробинками внутри,

 погремушка. Бубенчики отливали из   железа  или  из  меди  или  из  латуни, иногда  сверху  серебрили.

У каждого бубенчика  свой  звук.

Послушайте   попевку  «  Бубенчики » и  скажите, какой  бубенчик  поет  высоким  голосом,  какой-  средним, и  какой  низким,

(Исполняется   попевка  «  Бубенчики » Е.  Тиличеевой.

ДЕТИ: У бубенчика «  динь »  -  высокий  голос,  у  бубенчика  «  дан  »

 Средний  голос; у бубенчика  «  Дон  » -- низкий  голос.

ПЕДАГОГ: Правильно. Перед Вами  бубенчики   разного цвета:  желтый,

Красный,  коричневый.

Расположите  на  фланелеграфе  эти  бубенчики  в  том  порядке,  в   каком  они  звучат  в  попевке.  ( Пропевается  фрагмент)

По  желанию  кто- нибудь   из  детей  выкладывает на фланелеграфе

                                             -   4   -

Бубенчики в следующем порядке: два  желтых  вверху, два  красных -  в  середине,  два  коричневых – внизу.

ПЕДАГОГ: Верно,  ребята. А сейчас  попробуем  подобрать эту песенку  на металлофоне. Он  похож по  звучанию  на  колокольчики  и  на  бубенчики. Я сыграю Вам  первый  звук

«  Динь  », самый высокий звук, а второй звук  «  дан» и  третий звук  «  дон  »   попробуйте  найти  сами. Только  вначале  подумайте, эти   звуки   находятся  совсем-совсем  Близко,  как  в  песенке  «  Гармошка»( Проигрывается фрагмент.

ПЕДАГОГ:     Молодцы, ребята, у Вас  все  получилось. А сейчас организуем  оркестр из колокольчиков и бубуенчиков, и металлофонов. Прозвучит пьеса  «  НА   тройке», а Вы попробуйте на своих инструментах  аккомпанировать .

      Теперь давайте еще раз послушаем пьесу, а Вы будете слушать и одновременно рисовать фламастером. В зависимости от характера музыки движение Ваших рук будет то плавным. То отрывистым.( Звучит пьеса-дети рисуют)А сейчас рассмотрим  Ваши  работы. В Ваших рисунках я разглядела порывы ветра и представила, как одинокий ямщик едет по зимней дороге. Итак, под светлую , спокойную мелодию мы рисовали плавные, волнистые линии, а когда музыка стала яркой, быстрой, восторженной, нашим фломастерам захотелось пуститься в пляс, и мы рисовали отрывистые линии. Спасибо Вам. На этом наше  занятие закончено. Рисунки возьмите себе, чтобы иногда вспоминать одинокого ямщика

И   произведение П.И. Чайковского  «   НА   ТТРОЙКЕ   ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексной организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Поговорим о доброте».

Программное содержание:Продолжать развивать речь детей как средство общения.Помогать детям употреблять слова правильно, в точном соответствии со смыслом.Продолжать совершенствовать диалогическую форму...

Темы для комплексно-тематического планирования по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей и культурой Петергофа

Темы для комплексно-тематического планирования по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей и культурой Петергофа....

Комплексное физкультурно – оздоровительное мероприятие для детей старшего дошкольного возраста. «Встреча олимпийского факела»

22 ноября  в нашем городе Улан- Удэ проходила встреча Олимпийского огня. Почётная миссия нести факел выпала лучшим бурятским спортсменам. В честь этого события в нашем детском саду был «зажжен» м...

Летняя комплексная коррекционно-развивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Поиграй-ка!»

Программа является комплексной, т.к. имеет широкий спектр и разноплановость воздействия, но при таком разнообразном типе задач все упражнения проводятся в виде игровых действий и не являются сложными ...

"Путешествие с правилами" комплексное занятие по ПДД для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: Формирование у детей осознанного отношения к соблюдению правил дорожного движения.Задачи:• Продолжать знакомить с правилами дорожного движения, дорожными знаками и их назначением;• Зак...

Комплексное занятие по математике для детей старшего дошкольного возраста «Занимательная математика»

Задачи:1. Продолжать учить применять знаки «больше», «меньше» при сравнении цифр.2. Закрепить знания детей о составе числа 5.3. Формировать умение реш...

Комплексное занятие по математике для детей старшего дошкольного возраста «Занимательная математика»

Задачи:1. Продолжать учить применять знаки «больше», «меньше» при сравнении цифр.2. Закрепить знания детей о составе числа 5.3. Формировать умение реш...