Творческая тема: «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через игры на детских музыкальных инструментах»
методическая разработка по музыке по теме

Ажимканов Еркин Буканович

В современных условиях, когда возрастают задачи эстетического воспитания детей, музыкальным игрушкам и детским инструментам отводится особая роль. Они   вызывают у ребенка большой интерес. Ими широко пользуются и в семье, и в детских садах, вовлекая тем самым малыша в сферу музыки, помогая развитию творческих способностей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon azhimkanov.doc55.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Ажимканов

Еркин

Буканович

Музыкальный руководитель МОУ начальная школа – детский сад № 2

Образование- высшее

Стаж работы- 8 лет

Творческая тема:

«Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через игры на детских музыкальных инструментах»

План:

  1. Наименование опыта
  2. Условие возникновения опыта
  3. Актуальность опыта
  4. Перспективность опыта
  5. Теоретическая база опыта
  6. Новизна
  7. Технология
  8. Технология опыта
  9. Результативность опыта
  10. Адресность опыта

Литература:

1. Н.Г. Кононова «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах»

2. Н.А. Ветлучина «Методика музыкального  воспитания в детском саду»

3. М.Б.Запецина «Музыкальное воспитание в детском саду»

4. М.А. Давыдова «Музыкальное воспитание в детском саду».

5. Л.Н. Комисарова «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников»

6. Н.А. Ветлучина

    А.В. Конеман «Теория и методика музыкального воспитания в детском саду»

Условия возникновения опыта

В современных условиях, когда возрастают задачи эстетического воспитания детей, музыкальным игрушкам и детским инструментам отводится особая роль. Они   вызывают у ребенка большой интерес. Ими широко пользуются и в семье, и в детских садах, вовлекая тем самым малыша в сферу музыки, помогая развитию творческих способностей.

В производстве и продаже сейчас имеется целый ряд музыкальных игрушек и инструментов. Чтобы знать,  как ими пользоваться, надо быть знакомым с их конструкцией, способами звукоизвлечения и приемами игры на них.

Детские инструменты должны чисто звучать, иметь определенный тембр, быть доступными детям по своему размеру и весу, простыми по конструкции, достаточно прочными.

Существует много разнообразных возможностей использования таких музыкальных инструментов в дошкольных учреждениях: это и индивидуальное музицирование в часы досуга и коллективное исполнение в детском оркестре.

Педагог стремится, прежде всего, с помощью инструментов побудить детей к самостоятельным занятиям музыкой. Ребята учатся играть знакомые попевки, импровизировать несложные ритмы или отдельные интонации, подбирать по слуху знакомые мелодии, петь и подыгрывать себе.

Противоречие

Анализ современной ситуации приводит к выявлению следующих противоречий:

Чтобы достичь определенных успехов на занятиях музыки в дошкольных образовательных учреждениях, соблюдая при этом возможности вышеназванные мною, существует ряд противоречий:

  1. Нехватка профессиональных кадров в дошкольных образовательных учреждениях, знающих специфику и методику преподавания и обучения детей на детских музыкальных инструментах в процессе музыкальных занятий.
  2. Размытостью нравственных  ориентиров в обществе  и необходимость воспитать их именно в дошкольном возрасте, в том числе и на музыкальных занятиях в детском саду, первоначальные  музыкальные азы именно в дошкольном возрасте.
  3. Арсенал музыкальных инструментов для детей дошкольного возраста и отсутствие педагогической системы по их изучению именно в дошкольных образовательных учреждениях.

Актуальность

Актуальность выбранной темы считаю актуальной так, как обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношении, различают красоту звучания различных инструментов. У детей развивается музыкальное качество слуха, ритма и движения.

Детям игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир.

Педагогическая идея

Ведущий идеей опыта являются развивающие обучение на музыкальных инструментах через индивидуальный подход, способствующее развитию мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми дошкольного возраста, также воспитанию у детей музыкальной культуры, эстетического воспитания как части их духовой культуры и гармонично развитой личности.

Отсюда вытекает цель опыта:

Создание дошкольного детского музыкального оркестра.

Задачи.

Овладению игре на детских музыкальных инструментах и развитию творческих способностей дошкольника требует решения следующих задач:

  1. С помощью детских музыкальных инструментов побудить ребенка к самостоятельным занятиям музыкой.
  2. Научит детей играть знакомые попевки, импровизировать несложные ритмы, интонации, подбирать по слуху знакомые мелодии, петь и подыгрывать себе.

Обновление содержания музыкальных занятий в детском саду провожу по следующим направлениям:

  1. Введение в музыкальные  занятия с учетом возрастных особенностей дошкольников музыкальных игрушек.
  2. Развитие творческих способностей учащихся через систему творческих игр и заданий.
  3. Обновление репертуара осуществляется с применением музыкальных инструментов в соответствии с возрастными особенностями дошкольников и увеличением количества инструментов.

Теоретическая основа

Внедрение моего опыта основывается на определенных теоретических положениях.

Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания инструментов. У детей улучшается качество игры на детских инструментах и музыкально-ритмические способности.

Для многих детей игра на музыкальных инструментах помогают передать чувства, внутренний духовный мир.

Работу по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах стараюсь проводить организованно и последовательно. Знакомство с инструментами осуществляю как на музыкальных занятиях, уделяя обучению 5-7 минут, так и во время индивидуальной работы с детьми. Вместе с воспитателями стараемся применять разнообразные методические приемы: показ иллюстрации, игрушек, использование музыкально-дидактических игр, музыкальных лесенок, слушание музыки и т.д. пересматривается плотность занятия, тщательно продумывается его проведение, чтобы оставалось время на этот вид деятельности.

В процессе обучения детей игре на детских музыкальных инструментах пользуюсь попевками из «Музыкального букваря» Н.А.Ветлугиной. Попевки помогают развивать у детей мелодический слух, чувство ритма, способность сравнивать и различать звуки по высоте и тембру.

Систематический применяю на музыкальных занятиях различные игрушки и инструменты, вызывающие у детей интерес к таким занятиям, расширяющий их музыкальные впечатления, способствующий творческую активность.

Немало времени уделяю более способным и активным ребятам, с которыми готовлю «сюрпризы» для утренников или развлечении. Они становятся организаторами различных концертов, музыкально - дидактических игр, в свободное от занятий от времени помогают детям ,осваивают игру на инструменте. На индивидуальных занятиях продолжаю обучение игре на металлофоне,  барабане , бубне начатое в процессе музыкальных занятий. Напоминаю правила  пользования инструментом, обращаю внимание на правильную осанку, еще раз объясняю расположение звуков на инструменте, отрабатываю приемы звукоизвлечения, напоминаю, как нужно держать молоточек в руке, чтобы звук был чистым и звонким. При этом слежу, чтобы ребенок не зажимал сильно моточек.

В старшей группе на индивидуальных занятиях учу детей играть в ансамбле.

В подготовительной  школе группе требования к игре детей на детских музыкальных инструментах повышаются. Дети играют ансамблем и в оркестре.

Надо отметить, что многие дети слушают свою игру, чувствуют, когда ошибаются. Назгуль ударила молоточком не туда, и у нее вырвалось «ой». Свою ошибку она исправляет самостоятельно.

Большую индивидуальную работу с детьми, обучающимися игре на ложках, провожу в ансамбле ложкарей. В основном учу на музыкальных занятиях, индивидуально обучаю тех, кто играет в замедленном темпе, не соблюдает ритм, не слышит аккомпанемент.

Игра в ансамбле или оркестре требует от детей соблюдения общей динамики, темпа, этому тоже учу на индивидуальных занятиях.

На бубне дети начинают учиться играть в среднем звене детского сада. С этого же возраста с детьми можно заниматься индивидуально.

Бубен издает звуки, различные по характеру, в зависимости от того, как ударяют по его перепонке пальцами, мягкой кистью ладони или одним большим пальцем. Одной из главных задач при обучении игре на бубне является развитие ритмического слуха.

Начинающие азы игре на детских музыкальных инструментах дети начинают учить в младшей группе нашего сада. Уже в младшей группе дети начинают учиться играть на погремушке, отбивая не сложные ритмические рисунки.

Индивидуальные занятия увлекают дошкольников своей серьезной работой. От робких звуков на первых занятиях дошкольники переходят к более уверенному исполнению. Занятия помогают выявлять интересы и склонности ребят, воспитывают в детях трудолюбие, усидчивость, силу воли, развивают детское творчество. В процессе систематических занятий у детей вырабатывается осознанное исполнение песен, попевок. Они с удовольствием повторяют знакомые мелодии в группе и дома, играют в оркестре, аккомпанируют вокальным и танцевальным группам.

Детское творчество на музыкальных занятиях, конечно, не искусство, оно представляет собой познавательно- поисковую музыкальную практику.

Творчество детей тем и ценно, что они сами открывают что-то новое, раннее не известное им в мире музыки.

Воспитательное значение детского творчества оценивается достаточно высоко.

Музыкально-дидактические игры и их роль

Немаловажную роль при обучении детей игре на детских музыкальных инструментах имеют музыкально-дидактические игры, которые способствуют формированию умение слушать музыку, различать высоту, тембр, динамику и длительность звуков, развитию самостоятельной музыкальной деятельности, помогают закреплять знания детей о музыкальных инструментах.

В работе с детьми стараюсь использовать простые, доступные и интересные музыкально-дидактические игры. Только в этом случае они побуждают детей играть на различных музыкальных инструментах.

Роль воспитателя

Успехи музыкального развития дошкольников во многом зависят не только от музыкального руководителя, но и от воспитателя. Ведь он общается с детьми чаще, чем музыкальный руководитель, лучше знает склонности каждого ребенка.

Совместная работа музыкального руководителя и воспитателя  помогает  заполнить жизнь детей песнями , играми, играй на детских музыкальных инструментах.

Оркестр в детском саду

Одной из форм коллективной музыкальной деятельности в детском саду является игра в оркестре. Она сплачивает детский коллектив, повышает ответственность каждого ребенка за правильное исполнение своей партии, помогает преодолеть неуверенность , робость.

В процессе исполнения ярко проявляются индивидуальные особенности каждого. При совместной игре в ансамбле или оркестре формируются чувство коллективизма, которое опирается на личную ответственность за общее дело.

Еще в начале своего трудового пути, работая с дошкольниками, я понял, что детей привлекает звучание различных музыкальных игрушек и инструментов.

Результативность

В проведении воспитательных мероприятии, большое внимание уделяю проведение праздников, утренников, развлечений, концертов.

За время работы в детском саду «Улыбка» сделал 6 выпусков, которые получили первоначальные азы музыкальной подготовки. В настоящее время они продолжают успешно развивать свои музыкальные способности в начальных классах, музыкальной школе. Некоторые из них являются призерами конкурсов школьного и районного масштаба

  1. В 2001 году коллектив детского сада «Улыбка» был награжден почетной грамотой занявший 1 место в районном конкурсе «Творчество детей детских садов».
  2. В 2004 году благодарственное письмо от администрации МОУ «Кош-Агачская начальная школа- детский сад № 2 ».
  3. В 2005 году Почетной грамотой награжден педагогический коллектив ДОУ «Улыбка» за проявленную творческую инициативу в проведении творческого отчета, посвященного 250- летию воссоединения алтайского народа в состав России.
  4. 2005 году Почетной грамотой награжден Ажимканов Е.Б. за умелую организацию смотра художественной самодеятельности посвященного 60-летию Победы.

Перспективность

Ближайшей перспективой своей педагогической деятельности я вижу разработку собственных подходов к развитию познавательной активности обучающихся через увеличение  и совершенствования на  музыкальных инструментах в детском оркестре.

Адресность

Свой опыт адресую: Учителям музыки в начальных классах, музыкальным руководителям детских садов и молодым специалистам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие музыкальных способностей у детей в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии»В.А. Сухомлинский...

Развитие музыкально - творческих способностей детей дошкольного возраста через игру на детских музыкальных инструментах на занятиях кружка «Веселый оркестр

Цель : Помочь детям активно войти в мир музыки, под воздействием которой дети способны раскрыть свои музыкально - творческие способности....

Презентация Тема :" Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста в процессе обучения игре на музыкальных инструментах"

Презентация  Тема :" Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста в процессе обучения игре на музыкальных инструментах"...

Консультация для воспитателей на тему: «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста через игру».

Консультация для воспитателейТема: «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста через игру». Воспитатель  Стеклярова И.А.Воспитатель в группе - главный чел...