Музыкально-ритмические движения как фактор психомоторного развития детей с задержкой психического развития
презентация по музыке по теме

Плюхина Галина Михайловна

В статье предлагается модель  коррекционно-образовательноого процесса, способствующая развитию психомоторных функций дошкольников с ЗПР посредством музыкально-ритмической деятельности,  основанной на использовании музыкальной игры как основного инструмента коррекционной деятельности. К статье прилагается презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plyuhina_g.m._tezisy.docx32.95 КБ
Файл prezentaciya_.pptx994.09 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Плюхина Г.М.

Асбест – 2012

Музыкально-ритмические движения как фактор психомоторного развития детей

с задержкой психического развития.

Тезисы

Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни  каждого человека. С 3 до 6 лет психика ребенка проходит психомоторный этап развития. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. Однако ряд негативных факторов жизни современного общества порождают условия, при которых у детей значительно снижается уровень физического и нервно-психического здоровья и растёт количество детей с задержкой психического развития – детей со слабо выраженной органической недостаточностью центральной нервной системы или с признаками её  функциональной   незрелости. В современном обществе системой образования предоставляются всем  детям равные стартовые  возможности.

В соответствии с ФГТ содержание коррекционной работы должно быть направлено на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении Программы. На это должны быть направлены усилия всех субъектов образовательного процесса, в том числе и музыкального руководителя.

Одним из эффективных средств развития психомоторных функций/ процессов и коррекции их недостатков является музыкально-ритмические движения. Этот вид музыкальной деятельности наиболее оптимально сочетает в себе возможности решения и коррекционных задач, и задач музыкального воспитания.

Целью моей деятельности при организации работы с детьми, имеющими задержку психического развития, стало: Создание системы условий, способствующих психомоторному развитию дошкольников с задержкой психического развития посредством музыкально – ритмической деятельности. Решение  поставленных задач позволило мне смоделировать коррекционно-образовательный процесс, основанный на использовании музыкальной игры, игровой деятельности как основного инструмента коррекционной деятельности. Игра особенно необходима детям с задержкой психического развития в условиях сниженного речевого и эмоционального развития, недостаточно развитых произвольного внимания, восприятия, памяти. Получая удовольствие от процесса игры, дети способны реализовать заложенные в игре задачи гораздо эффективнее, чем в каком-либо другом виде деятельности.

Главным принципом достижения эффективности в работе на занятиях с детьми с задержкой психического развития является индивидуальный подход к каждому ребёнку с учетом его возрастных и психофизиологических возможностей.

Щадящий режим является обязательным условием в работе с детьми с задержкой психического развития: благодаря ему на занятиях создается эмоционально-положительная атмосфера.

 В процессе обучения двигательным действиям методические приёмы отбираются с учётом степени усвоения двигательного  материала, общего развития детей, их физического состояния и типологических особенностей. Однако необходимо помнить, что дети с ЗПР воспринимают визуальные сигналы гораздо лучше, чем вербальные.  В работе с детьми с задержкой психического развития насущной необходимостью становится применение коррекционных методов, призванных компенсировать недостатки, способствовать развитию дошкольников.

Важную роль в достижении результата играют педагоги и специалисты, работающие с группой. Музыкальный руководитель с дефектологом совместно на основе входной диагностики определяют задачи по развитию группы и отдельных воспитанников на текущий год, разрабатывают единый перспективный план/программу, учитывающий индивидуальные особенности и уровень развития группы, в соответствии с тематическим планированием лексических тем. Эффективно организованное взаимодействие музыкального руководителя с воспитателем группы является залогом успешного развития воспитанников.

Итак, модель коррекционно-образовательного процесса включает в себя три этапа:

 I этап –  подготовительный –  включает в себя:

  1. Диагностику исходного уровня музыкальной культуры  и развития музыкальности.
  2. планирование необходимого для дальнейшего развития в соответствии с выявленным уровнем развития конкретного содержания, видов деятельности, форм и методов организации образовательного процесса.
  3.  планирование предполагаемого результата.

II этап – основной – реализация плана.

III этап – заключительный –  диагностика, анализ полученных результатов, определение причин / условий, приведших к данным результатам, выявление противоречий и постановка целей и задач на следующий период (учебный год).

Прежде чем планировать коррекционную работу, необходимо получить сведения о психомоторном, речевом развитии воспитанников. Я подобрала показатели и инструментарий для выявления уровня развития движений детей с задержкой психического развития. Чтобы выявить уровень владения ребенком музыкально-ритмическими движениями, я использую разработанную мной Карту обследования уровня развития музыкально – ритмической деятельности и ключ к ней.

КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ

МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

        Основные навыки и умения

ф

а

м

и

л

и

и

       

д

е

т

е

й

Двигаться в соответствии:

 - с ярко выраженным характером музыки;

 - со спокойным, маршевым, плясовым характером;

 - с контрастным характером музыки;

  - с регистрами высокий/низкий/средний;

 - с музыкальными образами выразительно и непринужденно.

Двигаться в соответствии с динамикой:

 тихо – громко, умеренно.

Двигаться  - в умеренном темпе

                   - в быстром темпе

                   - переходить от умеренного к

                     быстрому или медленному

                   - ускорять и замедлять в  

                     соответствии с музыкой

Двигаться,  передавая равномерный ритм

             - в соответствии с метрической пульсацией

Изменять движение соответственно изменению динамики (громче –  тише).

Исполнять простейший ритмический рисунок

Реагировать на II-х частную форму;

Реагировать на начало и конец звучания;

Начинать и заканчивать движение

одновременно с музыкой;

Менять движение в соответствии:

        С II-х  частной формой

        С III-х   частной формой

        С музыкальными фразами

Самостоятельно начинать движение после музыкального вступления

Отмечать движением метр сильную долю такта, метрическую пульсацию

Отмечать в движении акценты

Итог (соответствие возрастной группе)

КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ

МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (КЛЮЧ)

        Основные навыки и умения

I мл.

II мл.

 Ср.

Стар.

Подг.

Двигаться в соответствии с ярко выраженным характером музыки

Двигаться в соответствии со спокойным, плясовым характером

Двигаться в соответствии со спокойным, маршевым, плясовым характером

Двигаться с регистрами высокий, низкий,

                                            средний

Двигаться с музыкальными образами выразительно и непринужденно

   +

   +

   +

   +

   +

   +

   +

   +

   +

 

   +

   +

   +

  +

  +

  +

  +

  +

Двигаться в соответствии с динамикой:

 тихо – громко, умеренно.

   +

   +

   +

   +

  +

Двигаться  - в умеренном темпе

                   - в быстром темпе

                   - переходить от умеренного к

                     быстрому или медленному

                   - ускорять и замедлять в  

                     соответствии с музыкой

   +

   +

   +

   +

   +

   +

  +

  +

  +

  +

Двигаться - передавая равномерный ритм

        - в соответствии с метрической пульсацией

   +

   +

   +

   +

   +

  +

  +

Изменять движение соответственно силе звучания (тише - громче)

   +

   +

  +

Исполнять простейший ритмический рисунок

   +

   +

  +

Реагировать на II-х частную форму;

Реагировать на начало и конец звучания;

Начинать и заканчивать движение

одновременно с музыкой в двучастной форме;

Менять движение в соответствии:

        С II-х  частной формой

        С III-х   частной формой

        С музыкальными фразами

   +

   +

   +

   +

   +

   +

   +

   +

   +

   +

 

   +

   +

   

  +

  +

  +

  +

  +

  +

Самостоятельно начинать движение после музыкального вступления

  +

Отмечать движением метр, сильную долю такта, метрическую пульсацию.

Отмечать в движении акценты.

   +

  +

 

  +

Так же использую адаптированную методику А.Бурениной “Диагностика уровня музыкального и психомоторного развития ребёнка”  (выбраны отдельные показатели).  

“Диагностика психомоторного развития ребёнка”  (по А.Бурениной)

показатели

                                        Уровни

высокий

средний

Низкий

Эмоциональная комфортность.

Выполняет двигательные упражнения с полноценным мышечным напряжением.

Точно воплощает музыкальный метроритм в движении.

Преобладает хорошее самочувствие, уравновешенное поведение.

Получает удовольствие от движений и самого участия в игре.

Движения выполняет старательно, но с заметным напряжением.

Не всегда попадает в движении на сильную долю.

Участвует в игре с желанием, но в процессе игры могут быть перепады настроения, переключения на другой вид деятельности.

Движения выполняет либо    замедленно, с опозданием, либо слишком торопливо.

Не попадает в движении на сильную долю.

В игре преобладание излишней раздражительности.

Намеренно срывает игру беспорядочными действиями.

Внимание.

Способность не отвлекаясь от музыки и процесса движения правильно выполнить ритмическую композицию от начала до конца самостоятельно

Способность не отвлекаясь от музыки и процесса движения правильно выполнить ритмическую композицию с некоторыми подсказками

Способность не отвлекаясь от музыки и процесса движения правильно выполнить ритмическую композицию испытывая большие затруднения.

Память.

Для запоминания композиции требуется:

- менее 6 повторений – высокий показатель

- 6 – 8 повторений – норма.

Для запоминания композиции требуется:

- 8 – 10 повторений.

Для запоминания композиции требуется:

- более 10 либо неспособность запомнить последовательность.

Произвольность.

умение подчинять свои движения темпу, ритму, динамике, форме

- в соответствии с музыкой.

умение подчинять свои движения темпу, ритму, динамике, форме

- запаздывание, задержка и медлительность в движении отмечается как заторможенность.

умение подчинять свои движения темпу, ритму, динамике, форме

- повышенная возбудимость, ускорение движений, перескакивание, торопливость.

Координация, ловкость движений.

Точно исполняет, правильно сочетает движения рук и ног при ходьбе, в упражнениях, играх, танцах.  Движения пластичные, свободные, хорошо координированные

Не всегда правильно сочетает движения рук и ног при ходьбе, в упражнениях, играх, танцах.  Движения угловатые, нет точной координации.

Движения скованные, плохо координированные, неритмичные.

Таблица 4

 Карта обследования уровня  развития психомоторных функций воспитанников

Показатели

ф

а

м

и

л

и

и

де

те

й

Эмоциональная комфортность.

Внимание.

Память.

Произвольность.

Координация, ловкость движений.

Эмоциональная комфортность.

На первом этапе работы я обследую детей с помощью этих двух методик, что дает достаточно полную картину уровня развития навыков музыкально – ритмических движений у воспитанников. На основе диагностических данных планируются конкретное содержание, виды деятельности, формы и методы организации образовательного процесса, подбираются  коррекционно-развивающие задания. В основном они направлены на развитие слухового восприятия, ориентировки в пространстве, чувства ритма, двигательных качеств (плавность движений, координация и др.)

На основном этапе реализации плана проводится планомерная  работа по музыкальному развитию, в рамках которой прослеживаются конкретные коррекционные направления. На практике посредством музыкально-ритмических движений осуществляются: 

- развитие и систематическая тренировка таких двигательных характеристик как произвольное регулирование состояния мышечного тонуса, силы, ловкости, быстроты и точности движений, ритмичности и пластичности движений; 

- развитие двигательных кинестезий; пространственной ориентации и зрительно-моторных координаций;

- развитие восприятия (слухового, оптического, тактильного), тренировка всех видов памяти при постепенном увеличении объёма представляемого материала, развития абстрактного, образного мышления через загадки, игры-драматизации, элементы детского танца.

Все задания и упражнения предлагаются детям в игровой форме, поэтому  для использования в практике понадобились игры, решающие и воспитательные, и образовательные, и коррекционные задачи. Для удобства была составлена картотека игр по основным направлениям коррекционной работы, которая пополнялась в течении 5 лет.

При возможности я опираюсь на теорию поэтапного формирования умственных действий Гальперина

Планомерная работа в 2010-2011 учебном году позволила получить, как и в предыдущие два года, положительную динамику в достижении детьми планируемых результатов по музыкально-ритмическим движениям, а также в овладении необходимыми движениями и навыками по образовательной области «Музыка». Динамика по музыкально – ритмическим движениям в 2008-2009 году составила  45%,  в 2009-2010 –55%,  в 2010-2011 50 %.  Динамика освоения содержания образовательной области «Музыка» в 2008-2009 году составила   40%,  в 2009-2010 – 50 %,  в 2010-2011 40%.  При этом в 2007-2008 учебном году до применения в работе модели коррекционно-образовательного процесса динамика в обоих случаях составила 20%. Наблюдаемые результаты подтверждают стабильность положительного результата и позволяют проследить прямую зависимость между динамикой в освоении музыкально-ритмических движений и динамикой общего развития умений и навыков, формируемых образовательной областью «Музыка»: более значительная динамика по разделу музыкально-ритмические движения влечет за собой более высокую динамику освоения воспитанниками с ЗПР  образовательной области «Музыка».

Я считаю это возможным благодаря тому, что:

– Организация работы с детьми с ЗПР в соответствии с предложенной моделью позволяет четко видеть цели коррекционно-образовательного процесса и пошагово их реализовывать.

– Качественная  диагностика на первом этапе позволяет определить направления коррекционной работы и  планировать содержание в соответствие с возможностями воспитанников в зоне их ближайшего развития.

– Применение в работе коррекционных методов, ориентированных в первую очередь на индивидуальный подход, позволяет компенсировать недостатки и способствовать развитию ребенка с ЗПР, что, в свою очередь, обеспечивает освоение программы.

– Опора на теорию Гальперина способствует более эффективному усвоению детьми программного материала.

– Использование в работе игры как основной формы обучения и развития дошкольника с ЗПР позволяет осуществлять коррекцию пси хического развития дошкольника, формировать все основные процессы, от самых элементарных до самых сложных. При использовании игр развитие психомоторной сферы осуществляется на неосознанном, непроизвольном уровне. Достигнутые успехи в развитии двигательной сферы повышают качества психомоторики, которая в свою очередь стимулирует дальнейшее развитие музыкально-ритмических   движений. В результате применения предложенной модели коррекционно-образовательного процесса у детей c ЗПР:

  1. повышается уровень владения основными двигательными умениями и навыками: они овладеют разнообразными образно-игровыми движениями, жестами, мимикой, передающими понятный детям образ;
  2. улучшается оптико-пространственное восприятие: дети могут  свободно ориентироваться в зале, выполняют различные перестроения по команде (построение в круг, шеренгу, колонну, два маленьких круга и т.д.);
  3. повышается уровень эмоциональной отзывчивости: дети определяют характер, настроение музыки, эмоционально на неё откликаются, могут двигаться в соответствии с характером музыки,  имеют любимые игры, танцы;
  4. увеличивается объём и качество (гибкость, пластичность) ритмических и танцевальных движений:  дети могут ритмично, скоординировано двигаться, самостоятельно создавать элементарные пластические образы и инсценировать сюжетные песни;
  5. развивается произвольность движений и слуховое восприятие: дети с ЗПР могут реагировать на смену темпа,  динамики, характера музыки её остановку.

Таким образом, предложенная модель коррекционно-образовательного процесса  способствует развитию психомоторных функций дошкольников с задержкой психического развития (посредством освоения музыкально-ритмической движений) и позволяет получить положительный результат как автору системы, так и другими педагогами.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МКДОУ «детский сад комбинированного вида №52» АГО Музыкально-ритмические движения как фактор психомоторного развития детей с задержкой психического развития. Музыкальный руководитель Плюхина Г.М. Асбест 2012

Слайд 2

Правовые основы образования детей с ЗПР закон РФ “Об образовании” от 10.07.92г. № 3266 – 1; закон “О социальной защите инвалидов” от 24.11.95г. № 1810 – ФЗ; закон “Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья” от 18.07.96г. № 566 – 11 ГД; Семейный кодекс РФ. “ Декларация прав ребёнка ”; ‘‘ Декларация о правах инвалидов ”; “Декларация о правах лиц с отклонениями в интеллектуальном развитии”.

Слайд 3

Содержание коррекционной работы должно обеспечивать : выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии; осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии); возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы и их интеграции в образовательном учреждении.

Слайд 4

Коррекционные возможности музыкально–ритмических движений : Развивается эмоциональная отзывчивость на музыку. Формируются навыки общения, ориентирования в пространстве, в мире людей и их взаимоотношений. Развиваются познавательные способности благодаря различной тематике музыкальных игр. Развиваются волевые качества благодаря постоянно возникающей необходимости действовать под музыку. Ребенок познает возможности своего тела, учится соотносить свои действия с действиями других.

Слайд 5

Основные Задачи : 1 . Изучить коррекционные возможности воздействия музыкально-ритмических движений на психомоторное развитие детей с задержкой психического развития; 2. Выявить основные направления работы для решения музыкальных и коррекционных задач; 3. Изучить методы и приёмы, используемые в работе с дошкольниками с задержкой психического развития и отобрать наиболее эффективные; 4. Организовать взаимодействие со специалистами (субъектами образования) с целью выработать единые подходы к организации работы с детьми с особенностями развития и организации единого образовательного пространства .

Слайд 6

Игра как средство коррекционной деятельности: способна заинтересовать ребёнка, вызвать у него непроизвольное внимание, интерес; даёт возможность совершенствовать разнообразные двигательные навыки, развивает легкость и ловкостьдвижений ; развивает самостоятельность движений, быстроту ответной реакции на изменяющиеся условия, учит быстро и правильно реагировать на получаемые от музыки впечатления. развивает творческую инициативу.

Слайд 7

Принципы работы с детьми с ЗПР (по Волковой) : Комплексное последовательное решение основных задач музыкального воспитания; Индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возрастных, речевых и психофизических возможностей. Создание доброжелательной, эмоционально насыщенной атмосферы на занятии. Постепенность усложнения двигательных и музыкальных заданий. Систематичность занятий и строгая дозировка нагрузки для каждого ребенка. Многократность повторения тренировочного материала.

Слайд 8

организация ЩАДЯщего РЕЖИМа : - игровые задания носят коллективный характер. Сольные выступления в этих играх являются лишь краткими эпизодами. При этом все участники игры оказываются в равных условиях; - в играх отсутствует отрицательное оценивание того, что делает ребенок; акцентируются положительные стороны выполнения игрового задания, что создает для ребенка ситуацию успеха; - осуществляется индивидуальный подход, что предполагает проведение особой работы с застенчивыми детьми, которые есть в каждом коллективе; - на занятиях создается эмоционально-положительный настрой детей, связанный с подбором музыки: используются музыкальные произведения, которые являются носителями гуманистических ценностей, способствуют гармонизации эмоциональных состояний и поведения детей, выражают яркие, доступные пониманию ребенка и увлекающие его эмоциональные образы.

Слайд 9

коррекционные методы и приёмы:

Слайд 10

Коррекционно – образовательное пространство Ребенок с ЗПР Логопед музыкальный руководитель дефектолог медицинский работник воспитатель родители

Слайд 11

Интегрированная взаимосвязь в работе воспитателя и музыкального руководителя Планирование работы воспитателя совместно с музыкальным руководителем Воспитатель разучивает с детьми музыкальный репертуар в свободное время Тематические консультации музыкального руководителя Закрепление музыкальных движений в группе ( в свободное время) Присутствие на фронтальных занятиях музыкального руководителя Помощь в организации музыкальных игр в самостоятельной деятельности детей Использование музыкального репертуара воспитателем в режимных моментах

Слайд 12

модель коррекционно-образовательного процесса: Входная диагностика Анализ, отбор наиболее интересных, успешных методов, форм, приемов Планирование содержания, форм, методов, результатов Реализация плана Итоговая диагностика положи- тельный результат о трица - т ельный результат Анализ причин обуславливающих данный результат

Слайд 13

КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Основные навыки и умения 2 мл срд стр пдгт Двигаться в соответствии с ярко выраженным характером музыки + + + + Двигаться в соответствии со спокойным, маршевым, плясовым характером + + + + Двигаться в соответствии с регистрами высокий, низкий, средний + + + Двигаться в соответствии с музыкальными образами выразительно и непринужденно + + Двигаться в соответствии с динамикой: тихо – громко, умеренно. + + + + Двигаться - передавая равномерный ритм + + + + Двигаться - - в соответствии с метрической пульсацией + + + Изменять движение соответственно силе звучания (тише - громче) + + +

Слайд 14

Карта обследования уровня развития психомоторных функций воспитанников (по Бурениной) показатели Эмоциональная комфортность Внимание Память Произвольность Координация, ловкость движений Эмоциональная комфортность

Слайд 15

коррекционные направления - развитие и систематическая тренировка таких двигательных характеристик как произвольное регулирование состояния мышечного тонуса, силы, ловкости, быстроты и точности движений, ритмичности и пластичности движений; - развитие двигательных кинестезий; пространственной ориентации и зрительно-моторных координаций. - развитие восприятия (слухового, оптического, тактильного), тренировка всех видов памяти при постепенном увеличении объёма представляемого материала, развития абстрактного, образного мышления через загадки, игры-драматизации, элементы детского танца, обучение импровизации на заданную тему.

Слайд 16

Критерии подбора игр Соответствие тематическому планированию дефектолога; Возможность решения задач музыкального развития; Возможность решения воспитательных и коррекционных задач; Возможность ставить в игре разные задачи для детей с различным уровнем развития; Успешный опыт практического применения .

Слайд 17

«Теория поэтапного формирования умственных действий» Гальперина . Мотивационный этап – яркие внешние стимулы в виде красочных атрибутов, выразительной музыки, эмоциональной окрашенности педагогом самой деятельности; усвоение ориентировочной основы действий : ребенку в готовом виде дается полная схема действий – как мы будем работать, чтобы добиться учебной цели; выполнение действий в материальном плане – работа с карточками, картинками. атрибутами, выполнение движений и т.д.; этап выполнения действий с громким проговариванием – ребенок сам себе дает команду. выполняя действие и одновременно проговаривая ориентировку; этап выполнения действий в речи про себя – просим детей говорить/артикулировать без звука «как рыбки: открывает щука рот, да не слышно, что поет»; если ребенок не справляется, просим говорить шепотом; этап выполнения действий в умственной форме – самостоятельно.

Слайд 18

Результаты обследования уровня владения музыкально-ритмическими навыками детей с ЗПР.

Слайд 19

Результаты обследования уровня освоения содержания образовательной области «Музыка»

Слайд 20

Динамика за четыре года по музыкально – ритмическим движениям и освоению содержания образовательной области «Музыка»

Слайд 21

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль дидактиктической игры в сенсомоторном развитии детей с задержкой психического развития

В данной работе раскрывается значение дидактической игры в коррекционно-воспитательном  процессе с детьми с задержкой психического развития, в частности в сенсомоторном развитии....

Дидактические средства сенсорного развития детей с задержкой психического развития.

Для того, чтобы развитие восприятия детей с задержкой психического развития шло успешно, в их обучении нужно применять специальные методики (то есть ставятся специальные цели, определяется содержание ...

К вопросу изучения особенностей социального развития детей с задержкой психического развития

В статье указывается на необходимость социального развития ребенка с ЗПР для подготовки к дальнейшему обучению и самостоятельной жизни....

Перспективное планирование занятий по социальному развитию детей с задержкой психического развития

Перспективный план составлен на три года обучения, содержание которого составляют занятия, дидактические упражнения. Для каждого занятия определены коррекционные задачи на развитие психических функций...

Художественная литература как средство речевого развития детей с задержкой психического развития»

Художественная литература - источник знаний об окружающем мире, важнейшее соедство воспитания чувств ребенка, развитие мышления, воображения, памяти....

Консультация "Речевое развитие детей с задержкой психического развития посредством пальчиковых игр".

Овладение речью – одна из самых сложных и таинственных проблем детской психологии. Трудно понять, каким образом маленький ребёнок, который не может ни на чём сосредоточиться, не владеет умственн...

Программа комплексной работы по социально-коммуникативному развитию детей с задержкой психического развития «Вижу, понимаю, говорю»

Задачи реализации  Программы:формировать потребность в общении, сотрудничестве со взрослыми и сверстниками;развивать инициативу в общении, в сотрудничестве, побуждать стремление задавать вопросы...