Условия развития самостоятельной музыкально-игровой деятельности дошкольников"
статья по музыке по теме

Скачкова Лариса Анатольевна

Статья рекомендуется музыкальным руководителям дошкольных учреждений.

В ней ракрываются педагогические условия  возникновения и развития самостоятельной музыкально-игровой деятельности детей,

организация предметно-пространственной среды,

характер музыкального репертуара и.т.д.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Условия развития самостоятельной музыкально-игровой деятельности дошкольников.

Самостоятельная музыкально-игровая деятельность — одна из сложных форм музыкальной деятельности. Сложность появления активной самостоятельной деятельности в том, что она возникает по инициативе детей и в основном проходит без непосредственной помощи педагога. Ее возникновение и развитие обусловлено также стремлением ребенка выразить свои эстетические переживания, возникающие от общения с музыкой, музыкальным искусством. При этом важны не только эмоции, чувства, но и актуальный уровень развития певческих, музыкально-ритмических двигательных навыков, навыков восприятия музыки и игры на детских музыкальных инструментах. При всех этих характеристиках самостоятельной музыкально-игровой деятельности процесс ее протекания является педагогически обусловленным и предполагает высокое качество воспитывающего и развивающего обучения на музыкальных занятиях, дифференцированный подход к индивидуальному, групповому обучению детей, а так же профессионально грамотное косвенное руководство этой деятельностью в повседневной жизни ребенка. Одной из важных особенностей подобного рода деятельности является то, что взрослый выступает как руководитель, учитывающий субъективные интересы, игровые потребности детей, проявляя свое руководство творчески активным, но косвенным образом. И, наконец, одной из важнейших причин выбора детьми того или иного вида музыкально-игровой деятельности является наличие педагогически насыщенной предметно-развивающей среды: музыкальных инструментов, игрушек, атрибутов и других средств, необходимых для ее протекания и развития.

Педагогические условия возникновения и развития самостоятельной  музыкально-игровой деятельности детей:

1.Наличие устойчивых умений и навыков в области восприятия музыки, пения, музыкально-ритмических   движений и игры на детских музыкальных инструментах.

Объем знаний, умений и навыков в различных видах музыкальной деятельности дети получают на музыкальных занятиях. При этом важно отметить, что для развития самостоятельной игровой деятельности необходим не только достаточно широкий объем умений и навыков, но и овладение способами их. широкого переноса в новые условия. На музыкальных занятиях особое внимание педагог-музыкант должен уделять решению таких задач, как воспитание инициативы, самостоятельности, творческой активности детей, формируя при этом способы самостоятельных действий в разнообразных видах музыкальной деятельности. Самостоятельные действия детей развиваются по определенной логике: от действий, заранее запланированных педагогом (по показу или образцу, представленному взрослым), к возникновению инициативных, непреднамеренных действий (в зависимости от создавшейся ситуации), и далее — к действиям, имеющим характер импровизаций, возникающих в процессе выполнения творческих игровых заданий.

Обучение способам самостоятельных действий предполагает осознание ребенком поставленных перед ним заданий, стремление выполнить их, найти разнообразные приемы, решения. Каждый вид музыкальной деятельности содержит свои способы действий. Так, решая задачи по развитию восприятия музыки, особое внимание рекомендуется уделять таким способам действий, как умение самостоятельно слушать музыкальные произведения, различать характер музыки, ориентироваться в форме музыкального произведения, в музыкальных жанрах. Развивая интерес к музыке, важно обогащать музыкальные впечатления детей, расширять музыкальный кругозор, знакомя дошкольников с музыкой разных эпох и стилей, учить их сравнивать произведения и находить адекватные способы выражения впечатлений от воспринятой музыки. Немаловажно учить детей образно, эмоционально высказываться о характере музыки, обосновывать свои предпочтения, высказывать эстетические суждения и оценки.

В пении самостоятельность детей проявляется посредством активного восприятия вокальных произведений, определения их характера, настроения, а также способности выразить при исполнении или создать в процессе сочинения интонационно богатый образ песни, попевки. Эффективность развития самостоятельной певческой деятельности определяется уровнем музыкально- слуховых представлений детей, способностью исполнять мелодии песен без музыкального сопровождения, чисто интонировать и подбирать на слух знакомые и малозна комые попевки и песни, различать движение мелодии и уметь ее моделировать с помощью различных символов и знаков. Помимо воспроизводящей певческой деятель ности на музыкальных занятиях следует отводить боль шое место песенному творчеству. Творческие задания, связанные с песенными импровизациями, наиболее спо собствуют проявлению самостоятельной музыкально-иг ровой деятельности дошкольников. Уже в младшем воз расте они могут импровизировать несложные мелодии, напевая колыбельную, подражая пению птиц; в более старшем возрасте дошкольники способны импровизиро вать мелодии на заданный педагогом текст или сочинять простые песенные мотивы в определенном жанре и на собственный текст. При создании песенных импровиза ций важно, чтобы дошкольники подражали не только сочинениям педагога (закончить мелодию, сочиненную взрослым, сочинить музыкальный ответ на музыкаль ный вопрос педагога и т.п.), но и интонациям произведе ний музыкального искусства как эталонам красоты в музыке.

В музыкально-ритмической  деятельности, развивая самостоятельность и инициативность, педагог должен стремится к созданию ситуаций, при которых ребенок действует не только по показу или образцу выполнения движений, но и предлагает сам способ действия или характер движений в соответствии с настроением музы кального произведения. Музыкально-ритмические уп ражнения  творческого содержания, характерные танцы, музыкально-ритмические игры создают благоприятные условия для развития творческих способностей дошколь ников, обеспечивающих высокий уровень развития са мостоятельной музыкально-игровой деятельности.

Первоначальные навыки игры на детских музыкаль ных инструментах дети получают начиная со средней группы. Как правило, свой первый опыт музицирования ребенок переносит в повседневную жизнь. Освоив при емы игры на металлофоне, ксилофоне, электромузыкаль ных и других инструментах, дети закрепляют получен ные навыки путем проб и ошибок в самостоятельной де ятельности. При условии обучения игре по слуху дети пытаются в повседневной жизни подбирать знакомые мелодии и сочинять собственные несложные ритмиче ские и мелодические обороты. Игровые сюжеты возни кают на основе опыта музыкально-игровой деятельно сти, полученного на занятиях.

Таким образом, во всех видах музыкальной дея тельности проявление самостоятельности и активности связано с характером обучения, которое должно быть ориентировано на создание проблемных ситуаций, по иск и разработку детьми вариантов решения того или иного задания, иметь ярко выраженное сюжетно-игровое и сюжетно-образное содержание. Процесс музыкаль ной игры позволяет побуждать детей к само- и взаимообучению, располагающему их к проявлениям самосто ятельности в повседневной жизни.

2.Наличие запаса ярких, эстетически окрашенных музыкальных впечатлений, полученных детьми на му зыкально-игровых занятиях, праздниках, развлечениях.

Известно, что в повседневной жизни ребенок исполь зует наиболее близкие ему виды исполнительской и твор ческой деятельности, возникающие под впечатлением ярких событий, окрашенных положительными эмоциями. Необычные новые музыкальные впечатления обогащают детей и запоминаются надолго, способствуют формиро ванию музыкальных интересов, потребностей, предпоч тений. Яркое впечатление производит на ребенка празд ник. Комплексное влияние праздников и развлечений — в сочетании одновременного воздействия звучащей му зыки, эстетически оформленной предметно-простран ственной среды, красочности костюмов, богатства и раз нообразия интонаций выразительного слова, движений, жестов и прочего. Учитывая впечатляющую силу раз влечений, важно планировать их содержание, ориенти руясь на активную самостоятельную деятельность де тей, протекающую в различных многовариантных усло виях. Осваивая способы самостоятельных действий, ре бенок получает возможность проявить себя и в других условиях. В содержание праздников и развлечений ре комендуется включать сцены, игры, которые побужда ли бы детей к действиям, возникающим по собственной инициативе дошкольников. Смысл такой активности в им провизационном характере ее протекания, требующей не значительной предварительной подготовки. Предлагается включать разные варианты творческих игр: театрализо ванные, режиссерские, импровизационные, имитационные, символические и состязательные игры художествен ной направленности. Важное условие подготовки празд ничного мероприятия — режиссура его непосредствен но детьми: обдумывание оформления места действия, подготовка атрибутов, декораций, продумывание спосо бов организации участников праздника, распределение ролей и т.д. Привыкая действовать инициативно и само стоятельно в организованных формах, дети непринуж деннее действуют и в самостоятельной практике.

3.Наличие содружества детского сада и семьи.

Содружество семьи и детского сада обусловлено не обходимостью согласования содержания, методов и форм организации семейного и общественного музыкального воспитания с целью обогащения способов самостоятель ных музыкальных действий ребенка. Зачастую родители не всегда заботятся о создании условий для музыкаль ного развития детей, а педагоги не учитывают опыт се мейного воспитания в практике работы. Это порождает необходимость совместного обсуждения таких проблем музыкального развития детей, как общие и специаль ные способности ребенка, их возрастные и индивиду альные проявления, характер и уровень художественно -музыкальных впечатлений, роль музыки в развитии дошкольников и т.д. В связи с этим педагогическим кол лективам дошкольных учреждений необходимо орга низовать работу по изучению особенностей семейного музыкального воспитания, отношения родителей к со держанию музыкального воспитания, по пропаганде вопросов музыкально-эстетического воспитания и орга низации семейного досуга. Системный характер содру жества детского сада и семьи поддерживается регуляр ными групповыми и индивидуальными консультациями, совместным обсуждением родителями и педагогами воп росов содержания и организации музыкальной деятель ности ребенка.

4.Организация предметно-пространственной среды.

Предметно-пространственная среда является сред ством, стимулирующим самостоятельную музыкальную Деятельность детей. Подбор музыкальных инструментов, игрушек,  пособий и приспособлений для каждой группы с Учетом возрастных особенностей детей, целесообразное их размещение, периодичность внесения создают необходимую развивающую предметную среду, побуждающую ребенка к самостоятельным действиям и, вызывающую интерес к музыкальному искусству. Содержание предметно-пространственной среды в музыкальном воспитании имеет свои особенности. Они обусловлены характером  самой  музыкальной деятельности,  ее «звучащей» спецификой, и разнообразием возможных способов деятельности:  пение, слушание музыки, движение, игра на инструментах, театрализация, драматизация. Поэтому важно предоставить детям разнообразное по содержанию оборудование, чтобы они могли воплотить свои замыслы: детям могут понадобиться инструменты, игрушки, атрибуты, настольные игры и другие средства для самостоятельной музыкальной деятельности. Все пособия и  оборудование возможно разделить на два типа: 1) требующие участия педагога (аудиовизуальные средства, ширмы, экраны, таблицы, модели и т.д.); 2) пособия, в которых ребенок ориентируется самостоятельно (музыкальные инструменты, элементы костюмов, художественные игрушки, атрибуты, музыкально-дидактические игры и прочее). Эффективное использование звучащего оборудования в условиях групповой комнаты основывается на двух принципах: а) поочередность игры на инструменте со звукорядом; б) объединение играющих детей в группы и согласование их действий в соответствии с характером, содержанием и замыслом самостоятельной деятельности. При построении предметно¬пространственной среды, стимулирующей самостоятельную музыкальную деятельность дошкольников, важно учитывать следующие положения:

        соответствие предметно-пространственной среды уровню музыкального развития детей;

        учет музыкальных интересов и индивидуальных особенностей дошкольников;

образный, оригинальный характер конструирования самого содержания среды;         динамичность и вариантность содержания среды;

        специфичность и относительная обособленность;

        синкретичный и полифункциональный характер оборудования и материалов.

В целом конструирование предметно-пространственной среды должно предусматривать возможности трансформации, вариантности использования и активного ее преобразования самими детьми. Созданные для самостоятельной музыкально-игровой деятельности пространство или интерьер должны иметь привлекательный вид, художественно-образное решение, носить сюжетно-игровой, занимательный характер и быть удобными для каждого вида музыкальной деятельности.

5.        Косвенное руководство воспитателя.

Самостоятельная музыкально-игровая деятельность возникает по инициативе детей, но она педагогически обусловлена и требует косвенного руководства ее протекания со стороны воспитателя. Педагог  создает в группе  поисковую ситуацию, располагающую детей к активной деятельности (неожиданно заменяет игрушки, вносит новые,  изменяет структуру предметно-пространственной среды, побуждает к играм и прочее), обогащает опыт детей новыми художественными впечатлениями, регулирует  протекание самостоятельной деятельности (озадачивает детей неожиданной информацией, включается сам в игровые действия, демонстрирует способы действий и т.д.).

6.        Характер музыкального репертуара.

Музыкальный материал (песни, танцы, музыкальные  произведения для слушания), который ребенок разучивает на музыкальных занятиях, должен соответствовать следующим требованиям:

        быть высокохудожественным, удовлетворять потребности ребенка в культурно-ценностном познании;

  1. 4- соответствовать возрастным возможностям эмоционального и интеллектуального развития детей; увлекать своей выразительностью, художествен ностью и вызывать интерес у дошкольников;
  2. включать произведения, не представляющие за труднений при самостоятельном их воспроизведе нии детьми данного возраста;
  3. включать произведения, дающие возможность для создания игровой ситуации, их драматизации в дви жениях, театральных постановках и т.д.

 7.Интегрирование всех видов художественной дея тельности.

При организации педагогического процесса в дош кольном учреждении важно формировать у детей не только специфические, но и обобщенные способы са мостоятельных действий в художественно-эстетических видах деятельности — изобразительной, художественно-речевой, театральной, игровой. Такой синтез видов художественной деятельности может являться не толь ко показателем эффективности воспитательно-образо вательной работы педагогического коллектива, но и высокого уровня развития детей в целом. Творческая атмосфера в детском коллективе создает возможности для формирования организационных умений детей, со здает условия для проявления инициативности, само стоятельности, развития исследовательских способнос тей и способности к творческой, продуктивной деятель ности.

Литература: «Навстречу музыке» И.В.Груздева, Е.К. Лютова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Организация и развитие самостоятельной музыкально- игровой деятельности дошкольника"

материал содержит классификеацию музыкальных игр. методы организации самостоятельной музыкальной деятельности ребёнка в дошкольном учреждении...

Формы организации самостоятельной музыкально - игровой деятельности детей

Основные формы организации самостоятельной музыкально - игровой деятельности детей  в дошкольном учреждении...

Условия развития самостоятельной музыкально-игровой деятельности дошкольников

Самостоятельная музыкально-игровая деятельность — одна из сложных форм музыкальной деятельности. Сложность появления активной самостоятельной деятельности в том, что она возникает по инициативе детей ...

СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ ВЫБОРА КАК ОДНО ИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Мастер-класс смотра-конкурса профессионального мастерства среди воспитателей ДОУ г.Саянска 2014 г. по теме:СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ ВЫБОРА КАК ОДНО ИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ОТВЕ...

«Создание условий для поддержки индивидуальности и проявления инициативы в самостоятельной музыкально-игровой деятельности»

Я бы хотела затронуть вопрос создания условий для поддержки индивидуальности и проявления инициативы в самостоятельной музыкально игровой деятельности дошкольников и привести несколько фрагментовНеоце...

«Вариативная образовательная среда как условие развития самостоятельности дошкольника»

laquo;Вариативная образовательная среда как условие развития самостоятельности дошкольника» Согласно ФГОС дошкольного образования вариативность – одна из важнейших характер...