Опыт работы "Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки"
методическая разработка (музыкально-ритмическое занятие) по теме

Карпенко Ольга Владимировна

Данный опыт работы содержит информацию о том, как воспитывать и прививать лучшие человеческие качества на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях.                                                              

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки.

из опыта работы музыкального руководителя МБДОУ№12 Карпенко Ольги Владимировны.

 Музыкальное искусство  в педагогике является  важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка. Ввести маленьких  детей в прекрасный мир музыки, воспитывая  на ее основе  добрые чувства, прививая нравственные качества – какая  это благодарная и вместе с тем важная задача! Понятие «нравственность» включает внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы правила поведения, определяемые этими качествами. Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);

-нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);

- нравственной позиции ( способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

-нравственного поведения (готовности служения людям и отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

         Актуальность выбранной мной темы очевидна:  фундаментальные сдвиги в системе ценностных ориентаций, связанные с экономическими и социальными  кризисами  породили обесценивание знаний, власть примитивного материального богатства, искажение исторических событий,  бездуховность современной  массовой культуры, кризис семьи и семейного воспитания,  возрастающая агрессия в обществе, озлобленность, пьянство и наркомания в подростковой среде; экологические катастрофы, в том числе, чрезмерное загрязнение вредными для здоровья детей шумами, которые разрушающе действуют на психику  детей,  все это сказывается на духовном развитии детей и на их психическом развитии –  это делает   необходимым возвращение в жизнь ребенка духовно-нравственных традиций нашего народа и мировой культуры, которые нужно привить, сберечь, передать. Одна из важнейших задач музыкального образования – это воспитание души ребенка средствами музыки, воздействие на процесс становления его нравственных качеств. Именно в  дошкольном возрасте формируются задатки нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Моя цель не в воспитании отдельных талантов, а в том, чтобы все дети полюбили музыку, чтобы для всех она стала духовной потребностью. То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в более поздние периоды развития личности. Одной из главных задач  для меня  является воспитание потребности в «красивом», которая определяет весь строй духовной жизни ребенка, его взаимоотношения в коллективе. Потребность в «красивом»  утверждает моральную красоту, рождая непримиримость ко всему пошлому, уродливому. «Держа в руках скрипку, человек не способен совершить «плохого», - гласит старинная украинская мудрость.

        Поэтому, занимаясь непосредственно музыкальной  образовательной деятельностью, ставлю следующие задачи:

1. Всестороннее развитие личности, творческого потенциала, духовно-нравственное воспитание музыкой.

2. Активизация познавательной деятельности детей.

3. Воспитание силой музыки внутреннего мира ребенка, отношения к окружающей действительности, формирование жизненной позиции.

4. Овладение языком музыкального искусства на основе полученных знаний и навыков.

            Для решения этих задач я задействую все виды музыкальной деятельности  и использую такие  формы организации музыкальной деятельности, как музыкальные занятия, беседы- концерты, праздники и развлечения, родительские собрания, литературно-музыкальные гостиные.              

 «Искусство желает быть услышанным, оно требует любовного внимания, ему необходима встреча…такая, при которой в душе слушателя и читателя расцветут те самые цветы, что цвели в душе художника, запылает и засветит  тот самый огонь, что светил автору…» (И. Ильин). Поэтому нравственное воспитание  средствами  музыкального искусства  состоит в том, чтобы научить детей сопереживать музыке и чужому человеку  через музыку, развить способность переживать чужие радости, чувствовать чужую боль, воспитывать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей.

Музыка легко и естественно соприкасается со всеми образовательными областями дошкольного воспитания. Моя задача, как педагога, заключается в том, чтобы приблизить детей к процессу созидания, в результате которого рождается новое, личное отношение ребенка  к окружающему миру.  

 

На своих занятиях и проводимых мероприятиях стараюсь создать атмосферу психологического комфорта, которая способствует проявлению творчества и взаимопомощи, возможности самовыражения и самореализации. Этому способствует применение методов интеграции, которые должны дать ребенку те знания, отражающие  связь отдельных частей мира, как системы, в которой все элементы связаны.

    Я подготовила и провела цикл интегрированных занятий по теме «Лица кубанских национальностей». Целью этих занятий являлось знакомство  детей с историей, культурой, обычаями и бытом  украинцев, армян, адыгейцев, татар, дагестанцев, проживающих на территории Краснодарского края. Воспитание интереса,  уважения, толерантности к людям другой национальности  путем разучивания  песен, танцев, игр, игры на музыкальных инструментах,  а так же изучения  национального костюма, жилища, других видов прикладного искусства.   Благодаря этим занятиям ребята подготовительной группы стали с пониманием относиться к тому, что их сверстники Тигран и Махмуд испытывая затруднения с русским языком,  стали им помогать и поддерживать.  А  ребята, Софият  и Эрнест, которые за труднялись  выполнять  «ковырялочку»,  почувствовали себя  уверенно в импровизированном танце под музыку зажигательной  «Лезгинки». В дошкольной среде не существует проблемы межнациональных отношений, но фундамент доброжелательности и добрососедства закладывается уже сейчас.

        Я стараюсь разнообразить построение музыкальных занятий. Помимо интегрированных и  типовых, провожу  тематические, доминантные и сюжетные.  Но каким бы по виду  занятие не являлось, я стремлюсь создать атмосферу праздника, торжества, что бы от каждого занятия дети ожидали чуда, волшебства и стараюсь, чтобы воспитанники росли чуткими, терпеливыми, доброжелательными, способными сопереживать.    Подтверждение этому я нахожу в мудрых словах Сухомлинского: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а воспитание человека». Таким  образом:  все виды музыкальной деятельности могут служить средствами духовно-нравственного развития, но основным видом   является слушание музыки.

Слушание.

Чем раньше ребенок получит возможность познакомиться с классической и народной музыкой, тем более успешным станет его общее, духовно-нравственное развитие. Маленькие дети имеют ограниченные представления о чувствах и переживаниях человека, проявляющихся в реальной жизни. Я заметила, что дети дошкольного возраста отдают предпочтение жизнерадостным, маршевым произведениям и веселым песням. Далее идут патриотические песни, песни героического характера, и лишь на третьем месте – лирические, спокойные произведения и песни. Это означает, что у детей необходимо развивать способность к сопереживанию чужой радости, горести, любви   к  ближнему.  Опираясь на программу  О.П. Радыновой  «Музыкальные шедевры», я стараюсь решить эту проблему.  Тема «Настроения и чувства в музыке» является основной,  на которую опираются все остальные темы. Она включает произведения, названия которых отражают настроения, переданные в музыке - «Весело - грустно», «Ласковая просьба», «Тревожная минута», «Порыв», «Слеза» и др. По мере накопления музыкального опыта у детей развивается эмоциональный отклик на произведения. Эмоциональная отзывчивость на музыку помогает понять, постигнуть сердцем и умом художественное произведение. Этому способствуют такие виды художественной деятельности, как:

- художественное восприятие (сопереживание чувств, настроений автора, его идей и смыслов);

- художественный анализ (вербальное объяснение своих переживаний путем рассуждений);

- художественное исполнение (передача голосом, жестом, на инструментах художественного смысла);

- художественное творчество (выражение собственных чувств и мыслей в  процессе интонирования и импровизации).

Процесс слушания музыки обладает катарсической функцией, т.е. очищает душу ребенка от психологического напряжения, снимает стресс, настраивает на волну радости, счастья, удовольствия.

        В России духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало духовно – нравственному становлению человека на основе православной культуры, фольклора.  

Слушая народную, духовную музыку  и произведения великих русских композиторов, в основу которых легла народная песня, сказка, былина, ребята осваивают бесценный культурный опыт поколений, осознают и усваивают народную мелодию, переживания простого русского народа, воспевание красоты родной природы. Цель занятий с детьми народной музыкой не только познакомить с образцами фольклора, но и  привить любовь  к   ближнему, умение выразить свои чувства при помощи голоса, жеста, движения, то есть воспитания музыкальных и творческих навыков.

   С раннего возраста, начиная с ясельной группы (2-3года), на своих музыкальных занятиях   я обращаюсь к  «поэзии пестования», или «материнской поэзии»: колыбельным, пестушкам, потешкам и прибауткам. В это время оторванность от мамы и папы в связи с поступлением в детский сад становится для ребенка настоящим стрессом, поэтому эти маленькие песенки напоминают детям о теплоте маминых рук, о ее голосе:

Танечка, баю, бай, бай!

Не ложись на самый край-

Придет серенький волчок;

Схватит Таню за бочок.

А…. Баю-бай-бай!

Усни…

Малыши, напевая и качая в этот момент куклу,  вспоминают и одновременно переживают состояние мамы в момент напевания колыбельной, ведь в ней самое главное – дитя (он сам). Колыбельная закладывает в малыше ощущение ценности собственной личности. Ребенка в этот момент окружает светлый, почти идеальный мир, в котором царят и побеждают любовь, добро, всеобщее согласие. И это добро он старается передать сначала кукле Кате, а затем - всем окружающим.

По мере взросления и накопления музыкальных представлений, дети с интересом слушают и воспринимают  произведения русских композиторов- классиков, в основу которых легли народные мелодии, песни, воспевающие красоту родной природы и нелегкий  труд простого народа, сказки, сказания и былины. Это произведения П. И. Чайковского «Баба Яга», обработки русских народных песен  Римского-Корсакова, М. И. Глинки,  А. Лядова:  «Окликание дождя», «Во поле береза», «Во саду ли, в огороде»,  «Дубинушка» и др.;  М.П. Мусоргского «Картинки с выставки», Н. А. Римского- Корсакова «Сказка о Царе Салтане».

 Перед слушанием музыки  я рассказываю о реальной действительности или фантастических картинах, которые отражены в музыкальных образах. Этим я настраиваю детей на восприятие произведения. Так перед слушанием «Танца Феи Драже» рассказываю сказку Э. Гофмана, которая легла в основу балета П.И. Чайковского «Щелкунчик». Ярким, выразительным словом я стремлюсь создать в представлении детей образ доброй феи - легкой, грациозной. Дети слушают музыку, потом рассказывают о том, как они представляют дворец феи, пруды, фонтаны, тенистые рощи. Сказочные образы пробуждают желание послушать музыку еще раз.

На моих музыкальных занятиях звучит музыка вокальная и инструментальная, связывая ее с выразительным, художественным словом, я помогаю детям  осознать нравственную идею произведения. Благодаря этому перед ребятами возникают воплощенные в мелодии и непосредственно переживаемые чувства: ценность дружбы и товарищества, взаимопомощи, проявления чуткости по отношению к другому, осуждение зазнайства, одобрение скромности. В вокальном произведении воспитательный акцент делаю на раскрытие нравственного смысла текста, а в инструментальном -  на проясняющем слове.

Развить чувство прекрасного можно и нужно не столько путем объяснения, сколько через процесс активного наблюдения – переживания окружающего мира в доступной детям форме (наблюдение за сменой времен года, поводками животных, сочувствие людям, пережившим наводнение и т.д.)

 

Ребенку  легче ощутить доброе начало, если оно дается в противопоставлении злу, легче воспринять радость, если она оттенена грустью, почувствовать умиротворение после пережитого волнения и тревоги. Применяемый мной метод контрастного сопоставления облегчает восприятие произведений  музыкального искусства. Внимание детей направлено на поиск идентичного или противоположного эмоционального состояния, помогает разобраться в положительных и отрицательных эмоциях, что формирует музыкальное и интеллектуальное мышление.

 Беседуя о музыке,  дети пополняют свой багаж новыми знаниями, интересными сведениями. Так они узнают, что композитор- это человек, который сочиняет музыку, вальс- это танец, наездник- человек, скачущий на лошади, шарманка-  это старинный музыкальный инструмент, а полонез- старинный танец.

Детский словесный запас обогащается новыми словами и выражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке. Играя в игру «Кто больше?», дети подбирают к веселой музыке слова: радостная , солнечная, задорная, смешная; к грустной - печальная , задумчивая, нежная, плавная. Пополняется  словарь  музыкальных  терминов:  «темп», «длительность», «вступление»,  «запев», « припев»,  «динамика», «пауза», и  т.д.

 Для наиболее успешного духовно-нравственного воспитания детей в процессе слушания  музыки, я использую информационные компьютерные технологии, обеспечивая наглядность  материала. Дети с большим интересом рассматривают произведения изобразительного искусства, соответствующего содержания, видео фрагменты балетов,  опер, сказок.

Пение является одним из ведущих видов музыкальной деятельности. Уделяя внимание развитию певческих навыков и певческой установке, ставлю следующие  задачи:

- воспитывать чуткость, восприимчивость к красоте, умение видеть прекрасное в окружающей жизни;

-эмоциональную отзывчивость на музыку разного характера;

- воспитание музыкального вкуса, обогащение музыкальных впечатлений детей;

- умение слышать себя и товарищей;

-  умение петь выразительно, меняя интонацию в соответствии с характером песни (ласковая, светлая, задорная, игривая, бодрая, героическая и т.д.).  и Правильно подобранный репертуар является одним из основных механизмов, влияющий на формирование общечеловеческих ценностей детей. Песенный жанр способствует эмоциональной отзывчивости ребенка, его творческому самовыражению в сольном, ансамблевом и хоровом исполнении народных, классических и современных песен с сопровождением и без сопровождения. Я ответственно отношусь к выбору  песенного репертуара. Изучая творчество В. Шаинского, Б. Савельева, Г. Гладкова, А. Филиппенко, Т. Попатенко, Г. Струве, я открыла для себя много интересного и поучительного. Популярные песни этих композиторов благодаря яркой образности стихотворных текстов и мелодической выразительности с задорным ритмом полюбила наша детвора и с удовольствием распевает не только на музыкальных занятиях, но и  самостоятельно. У детей вырабатывается потребность собираться вместе, что бы попеть. Песня  вводит их в духовную жизнь, придавая яркую, эмоциональную окраску их мыслям. Она  учит доброте, дружбе, уважению старших, любви к природе, любви к Родине, своему городу, детскому саду. В таких песнях как: «Улыбка», муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского; «Песенка про кузнечика», муз. В. Шаинского, сл. Н.Носова; «Если добрый ты», муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского; «Листопад», муз. Т. Попатенко, сл. Е. Авдиенко; «Здравствуй, Родина моя!», муз. Ю. Чичкова, сл. К. Ибряева ; «До свидания, детский сад», муз. Ю. Слонова, сл. В. Малкова; «Мамин праздник», муз. Ю. Гурьева, сл. С. Вигдорова и др., несут большое воспитательное воздействие на душу ребенка. Есть такое  человеческое качество- тонкость, эмоциональность натуры. Оно выражается в том, что окружающий мир обостряет способность к переживаниям. Человек с тонкой, эмоциональной натурой не может забыть горя, страдания, несчастья другого человека. Совесть заставляет его прийти на помощь. Это качество воспитывает музыка и песня. Мир поэтических образов,  тексты

разучиваемых нами песен, учат жить, творить добро, воспитывают тонкость, эмоциональную чуткость юного сердца.

 

Музыкально- ритмические  движения  так же являются важной составляющей в духовно-нравственном развитии личности ребенка.

Возможность выразить свои чувства в движении, внимательно слушая музыку,  в огромной степени влияет на способность ребенка контролировать свои движения и делать их более гармоничными. Взаимосвязь  музыки и движения как бы перекидывает мост от эмоционально-духовного к конкретно-физическому. Это сочетание духовного и физического необходимо человеку. Помимо основных программных задач по музыкально-ритмической деятельности детей, я ставлю следующие  задачи:

- воспитание нравственно-волевых качеств (настойчивости, выдержки, умения действовать в коллективе);

- воспитание дружеского взаимоотношения в играх, умения подчинять свои интересы интересам всего  коллектива;

- воспитание любви и гордости за свою Родину и, столицу нашей Родины -  город Москва, Армию, уважение к ее воинам; любви к матери, бабушке.

Тщательно отобранный репертуар способствует решению этих задач:

«Ходьба различного характера»  муз. И. Дунаевского «Песня о Родине», «Упражнение на перестроение», муз. О. Газманова «Москва», «Идет солдат по городу», муз. В. Шаинского;  игры: «Будь ловким!» муз. Н. Ладухина, «Наша Армия» муз. М. Красева, «Ловкие джигиты» муз. Р. Шумана,  «Плетень»,  «Гори ясно» р.н.м., обр. С. Бодренкова, «Ищи!» муз. Т. Ломовой и др.; хороводы: «К нам гости пришли», муз. А. Александрова, сл. М. Ивенсен, «Новогодний хоровод», муз. Т. Попатенко, сл. Н. Найденовой, «Дружат дети всей земли», муз. Д. Львова –Компанейца, сл. В. Виктороваи др.; парные и народные пляски: «Детский краковяк» муз. Т. Ломовой, «Кадриль» р.н.м., обр.Е. Туманян, «Сударушка» р.н.м., обр.   Ю. Слонова, «Бульба» б.н.м., обр. Т.Ломовой и др.

Следуя основным педагогическим принципам: комплексному решению основных задач музыкального воспитания, систематичности, постепенности, последовательности, повторности, я использую следующие методы и приемы:

- выразительное исполнение музыки;

- художественное слово;

- показ движения;

- образное сравнение;

- игра, подговорки;

- творческое задание, импровизация.

Методы и приемы я варьирую в зависимости от используемого материала , его содержания, этапа разучивания материала и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Важное место при разучивании музыкально-ритмических движений,  я отвожу подговоркам.

Подговорка – это малый фольклорный жанр, в котором в стихотворной форме раскрывается техника исполнения танцевального движения, его название:

Носок-пятка, перетоп,

Носок-пятка, перетоп.

Вот такие молодцы-

Мы танцоры-удальцы!

Припадаем, припадаем,

Русский танец начинаем,

Как лебедушки плывем,

Хоровод мы наш ведем!

Учитывая индивидуальные особенности детей,  текст подговорки мы произносим в разных темпах. С одними  – более сдержанно, с другими- более подвижно. Но в конечном итоге я стремлюсь к тому, чтобы все дети выполняли танцевальные движения в одном темпе.

                  Из всех образовательных областей единственно по-настоящему воспитывающей духовно-нравственное начало является музыка, так как она развивает не только разум, но и развивает и облагораживает чувства. Если в процессе обучения мы не будем воспитывать человека в целом, то есть его тело, мозг и душу, мы не выполним своего долга по отношению к тем, кого мы развиваем и учим.

Список используемой литературы:

Асафьев Б.В.  Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании .-М. 1956.

Алиев Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада  - к начальной школе).-Воронеж,1998.

Зацепина М.Б.Музыкальное воспитание в детском саду.М,2008.

Радынова О.П. Программа «Музыкальные шедевры».М,2000.

Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение.М, 1984.

Орлова Т.М., Бекина С.И. Учите детей петь.М.1988.

Журнал «Музыкальный руководитель».№2,2004.

Для реализации задач по духовно- нравственному воспитанию дошкольников необходим комплексный  подход, который осуществляется в нашем детском саду на занятиях, в игре, на прогулке, на праздниках и развлечениях.

На праздниках  затрагивается несколько тем: «Прощание с детским садом», «Добро и зло», «Любовь к Родине». В последнее время тема патриотического воспитания становится актуальной. Нам хочется, чтобы малыши знали: Родина – это все, что их окружает, родные и близкие люди, которые заботятся о них, родная природа, родная речь, песни и стихи обо всем этом, музыка к танцам с родными интонациями - все это учит ребенка гордиться этим и бережно ко всему относиться.

    Многолетней традицией нашего детского сада стали экскурсии в дом-музей Е. Ф. Степановой, к памятнику Епистинии Федоровны  и «Вечному огню» в городской мемориальный сквер, к памятникам воинам-интернационалистам и жертвам Чернобыльской трагедии, организация и проведение внутри садовских мероприятий, посвященных Дню защитника Отечества и Дню Победы. На  эти мероприятия мы приглашаем наших доблестных воинов запаса - пап и дедушек воспитанников, а также ветеранов Великой Отечественной войны. В  праздничных  литературно-музыкальными композициями принимают участие и взрослые и дети.

     Приобщение наших детей к истокам народной и православной культуре  происходит в течение всего  года. Этому способствует разработанный  мной план вечеров-развлечений, составленный с учетом календарных народных и православных праздников. Стало доброй традицией отмечать в нашем детском саду праздники: «Рождество», «Масленица», «Пасха», «Спас» с участием настоятеля …………..храма отца           , родителей и сотрудников детского сада. Дети и взрослые водят хороводы, поют песни, загадывают загадки, рассказываю пословицы и поговорки, играют в игры. Тема прославления нашего русского, родного,  кубанского является  приоритетной в нравственно-патриотическом, духовном и эстетическом воспитании наших воспитанников. Для каждой возрастной группы я подобрала интересный и доступный фольклорный  материал.  Игры «Зайчик», «Золотые ворота», «Вышел Ваня погулять», «Гори ясно»  дети с удовольствием используют в самостоятельной игровой деятельности, на прогулках и дома.

Кроме того я являюсь руководителем кружков: «Петрушка», «Соловушка» и «Каблучок». Разрабатывая образовательные программы  к которым, я опиралась на обучающие, развивающие  и воспитательные задачи, соответствующие современным духовно-нравственным  потребностям детей.

Последовательная, систематическая, хорошо организованная работа духовно-нравственного воспитания в нашем детском саду способствует эстетическому и интеллектуальному развитию детей, развивает творческую и познавательную активность, учит осознанному отношению к восприятию музыки, другим видам искусства. Это наполняет  детей  радостью, открывает огромный мир добра, света, красоты и  научит их творчески преобразовывать окружающий мир.  



Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки.

из опыта работы музыкального руководителя МБДОУ№12 Карпенко Ольги Владимировны.

 Музыкальное искусство  в педагогике является  важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка. Ввести маленьких  детей в прекрасный мир музыки, воспитывая  на ее основе  добрые чувства, прививая нравственные качества – какая  это благодарная и вместе с тем важная задача! Понятие «нравственность» включает внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы правила поведения, определяемые этими качествами. Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);

-нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);

- нравственной позиции ( способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

-нравственного поведения (готовности служения людям и отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

         Актуальность выбранной мной темы очевидна:  фундаментальные сдвиги в системе ценностных ориентаций, связанные с экономическими и социальными  кризисами  породили обесценивание знаний, власть примитивного материального богатства, искажение исторических событий,  бездуховность современной  массовой культуры, кризис семьи и семейного воспитания,  возрастающая агрессия в обществе, озлобленность, пьянство и наркомания в подростковой среде; экологические катастрофы, в том числе, чрезмерное загрязнение вредными для здоровья детей шумами, которые разрушающе действуют на психику  детей,  все это сказывается на духовном развитии детей и на их психическом развитии –  это делает   необходимым возвращение в жизнь ребенка духовно-нравственных традиций нашего народа и мировой культуры, которые нужно привить, сберечь, передать. Одна из важнейших задач музыкального образования – это воспитание души ребенка средствами музыки, воздействие на процесс становления его нравственных качеств. Именно в  дошкольном возрасте формируются задатки нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Моя цель не в воспитании отдельных талантов, а в том, чтобы все дети полюбили музыку, чтобы для всех она стала духовной потребностью. То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в более поздние периоды развития личности. Одной из главных задач  для меня  является воспитание потребности в «красивом», которая определяет весь строй духовной жизни ребенка, его взаимоотношения в коллективе. Потребность в «красивом»  утверждает моральную красоту, рождая непримиримость ко всему пошлому, уродливому. «Держа в руках скрипку, человек не способен совершить «плохого», - гласит старинная украинская мудрость.

        Поэтому, занимаясь непосредственно музыкальной  образовательной деятельностью, ставлю следующие задачи:

1. Всестороннее развитие личности, творческого потенциала, духовно-нравственное воспитание музыкой.

2. Активизация познавательной деятельности детей.

3. Воспитание силой музыки внутреннего мира ребенка, отношения к окружающей действительности, формирование жизненной позиции.

4. Овладение языком музыкального искусства на основе полученных знаний и навыков.

            Для решения этих задач я задействую все виды музыкальной деятельности  и использую такие  формы организации музыкальной деятельности, как музыкальные занятия, беседы- концерты, праздники и развлечения, родительские собрания, литературно-музыкальные гостиные.              

 «Искусство желает быть услышанным, оно требует любовного внимания, ему необходима встреча…такая, при которой в душе слушателя и читателя расцветут те самые цветы, что цвели в душе художника, запылает и засветит  тот самый огонь, что светил автору…» (И. Ильин). Поэтому нравственное воспитание  средствами  музыкального искусства  состоит в том, чтобы научить детей сопереживать музыке и чужому человеку  через музыку, развить способность переживать чужие радости, чувствовать чужую боль, воспитывать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей.

Музыка легко и естественно соприкасается со всеми образовательными областями дошкольного воспитания. Моя задача, как педагога, заключается в том, чтобы приблизить детей к процессу созидания, в результате которого рождается новое, личное отношение ребенка  к окружающему миру.  

 

На своих занятиях и проводимых мероприятиях стараюсь создать атмосферу психологического комфорта, которая способствует проявлению творчества и взаимопомощи, возможности самовыражения и самореализации. Этому способствует применение методов интеграции, которые должны дать ребенку те знания, отражающие  связь отдельных частей мира, как системы, в которой все элементы связаны.

    Я подготовила и провела цикл интегрированных занятий по теме «Лица кубанских национальностей». Целью этих занятий являлось знакомство  детей с историей, культурой, обычаями и бытом  украинцев, армян, адыгейцев, татар, дагестанцев, проживающих на территории Краснодарского края. Воспитание интереса,  уважения, толерантности к людям другой национальности  путем разучивания  песен, танцев, игр, игры на музыкальных инструментах,  а так же изучения  национального костюма, жилища, других видов прикладного искусства.   Благодаря этим занятиям ребята подготовительной группы стали с пониманием относиться к тому, что их сверстники Тигран и Махмуд испытывая затруднения с русским языком,  стали им помогать и поддерживать.  А  ребята, Софият  и Эрнест, которые за труднялись  выполнять  «ковырялочку»,  почувствовали себя  уверенно в импровизированном танце под музыку зажигательной  «Лезгинки». В дошкольной среде не существует проблемы межнациональных отношений, но фундамент доброжелательности и добрососедства закладывается уже сейчас.

        Я стараюсь разнообразить построение музыкальных занятий. Помимо интегрированных и  типовых, провожу  тематические, доминантные и сюжетные.  Но каким бы по виду  занятие не являлось, я стремлюсь создать атмосферу праздника, торжества, что бы от каждого занятия дети ожидали чуда, волшебства и стараюсь, чтобы воспитанники росли чуткими, терпеливыми, доброжелательными, способными сопереживать.    Подтверждение этому я нахожу в мудрых словах Сухомлинского: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а воспитание человека». Таким  образом:  все виды музыкальной деятельности могут служить средствами духовно-нравственного развития, но основным видом   является слушание музыки.

Слушание.

Чем раньше ребенок получит возможность познакомиться с классической и народной музыкой, тем более успешным станет его общее, духовно-нравственное развитие. Маленькие дети имеют ограниченные представления о чувствах и переживаниях человека, проявляющихся в реальной жизни. Я заметила, что дети дошкольного возраста отдают предпочтение жизнерадостным, маршевым произведениям и веселым песням. Далее идут патриотические песни, песни героического характера, и лишь на третьем месте – лирические, спокойные произведения и песни. Это означает, что у детей необходимо развивать способность к сопереживанию чужой радости, горести, любви   к  ближнему.  Опираясь на программу  О.П. Радыновой  «Музыкальные шедевры», я стараюсь решить эту проблему.  Тема «Настроения и чувства в музыке» является основной,  на которую опираются все остальные темы. Она включает произведения, названия которых отражают настроения, переданные в музыке - «Весело - грустно», «Ласковая просьба», «Тревожная минута», «Порыв», «Слеза» и др. По мере накопления музыкального опыта у детей развивается эмоциональный отклик на произведения. Эмоциональная отзывчивость на музыку помогает понять, постигнуть сердцем и умом художественное произведение. Этому способствуют такие виды художественной деятельности, как:

- художественное восприятие (сопереживание чувств, настроений автора, его идей и смыслов);

- художественный анализ (вербальное объяснение своих переживаний путем рассуждений);

- художественное исполнение (передача голосом, жестом, на инструментах художественного смысла);

- художественное творчество (выражение собственных чувств и мыслей в  процессе интонирования и импровизации).

Процесс слушания музыки обладает катарсической функцией, т.е. очищает душу ребенка от психологического напряжения, снимает стресс, настраивает на волну радости, счастья, удовольствия.

        В России духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало духовно – нравственному становлению человека на основе православной культуры, фольклора.  

Слушая народную, духовную музыку  и произведения великих русских композиторов, в основу которых легла народная песня, сказка, былина, ребята осваивают бесценный культурный опыт поколений, осознают и усваивают народную мелодию, переживания простого русского народа, воспевание красоты родной природы. Цель занятий с детьми народной музыкой не только познакомить с образцами фольклора, но и  привить любовь  к   ближнему, умение выразить свои чувства при помощи голоса, жеста, движения, то есть воспитания музыкальных и творческих навыков.

   С раннего возраста, начиная с ясельной группы (2-3года), на своих музыкальных занятиях   я обращаюсь к  «поэзии пестования», или «материнской поэзии»: колыбельным, пестушкам, потешкам и прибауткам. В это время оторванность от мамы и папы в связи с поступлением в детский сад становится для ребенка настоящим стрессом, поэтому эти маленькие песенки напоминают детям о теплоте маминых рук, о ее голосе:

Танечка, баю, бай, бай!

Не ложись на самый край-

Придет серенький волчок;

Схватит Таню за бочок.

А…. Баю-бай-бай!

Усни…

Малыши, напевая и качая в этот момент куклу,  вспоминают и одновременно переживают состояние мамы в момент напевания колыбельной, ведь в ней самое главное – дитя (он сам). Колыбельная закладывает в малыше ощущение ценности собственной личности. Ребенка в этот момент окружает светлый, почти идеальный мир, в котором царят и побеждают любовь, добро, всеобщее согласие. И это добро он старается передать сначала кукле Кате, а затем - всем окружающим.

По мере взросления и накопления музыкальных представлений, дети с интересом слушают и воспринимают  произведения русских композиторов- классиков, в основу которых легли народные мелодии, песни, воспевающие красоту родной природы и нелегкий  труд простого народа, сказки, сказания и былины. Это произведения П. И. Чайковского «Баба Яга», обработки русских народных песен  Римского-Корсакова, М. И. Глинки,  А. Лядова:  «Окликание дождя», «Во поле береза», «Во саду ли, в огороде»,  «Дубинушка» и др.;  М.П. Мусоргского «Картинки с выставки», Н. А. Римского- Корсакова «Сказка о Царе Салтане».

 Перед слушанием музыки  я рассказываю о реальной действительности или фантастических картинах, которые отражены в музыкальных образах. Этим я настраиваю детей на восприятие произведения. Так перед слушанием «Танца Феи Драже» рассказываю сказку Э. Гофмана, которая легла в основу балета П.И. Чайковского «Щелкунчик». Ярким, выразительным словом я стремлюсь создать в представлении детей образ доброй феи - легкой, грациозной. Дети слушают музыку, потом рассказывают о том, как они представляют дворец феи, пруды, фонтаны, тенистые рощи. Сказочные образы пробуждают желание послушать музыку еще раз.

На моих музыкальных занятиях звучит музыка вокальная и инструментальная, связывая ее с выразительным, художественным словом, я помогаю детям  осознать нравственную идею произведения. Благодаря этому перед ребятами возникают воплощенные в мелодии и непосредственно переживаемые чувства: ценность дружбы и товарищества, взаимопомощи, проявления чуткости по отношению к другому, осуждение зазнайства, одобрение скромности. В вокальном произведении воспитательный акцент делаю на раскрытие нравственного смысла текста, а в инструментальном -  на проясняющем слове.

Развить чувство прекрасного можно и нужно не столько путем объяснения, сколько через процесс активного наблюдения – переживания окружающего мира в доступной детям форме (наблюдение за сменой времен года, поводками животных, сочувствие людям, пережившим наводнение и т.д.)

 

Ребенку  легче ощутить доброе начало, если оно дается в противопоставлении злу, легче воспринять радость, если она оттенена грустью, почувствовать умиротворение после пережитого волнения и тревоги. Применяемый мной метод контрастного сопоставления облегчает восприятие произведений  музыкального искусства. Внимание детей направлено на поиск идентичного или противоположного эмоционального состояния, помогает разобраться в положительных и отрицательных эмоциях, что формирует музыкальное и интеллектуальное мышление.

 Беседуя о музыке,  дети пополняют свой багаж новыми знаниями, интересными сведениями. Так они узнают, что композитор- это человек, который сочиняет музыку, вальс- это танец, наездник- человек, скачущий на лошади, шарманка-  это старинный музыкальный инструмент, а полонез- старинный танец.

Детский словесный запас обогащается новыми словами и выражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке. Играя в игру «Кто больше?», дети подбирают к веселой музыке слова: радостная , солнечная, задорная, смешная; к грустной - печальная , задумчивая, нежная, плавная. Пополняется  словарь  музыкальных  терминов:  «темп», «длительность», «вступление»,  «запев», « припев»,  «динамика», «пауза», и  т.д.

 Для наиболее успешного духовно-нравственного воспитания детей в процессе слушания  музыки, я использую информационные компьютерные технологии, обеспечивая наглядность  материала. Дети с большим интересом рассматривают произведения изобразительного искусства, соответствующего содержания, видео фрагменты балетов,  опер, сказок.

Пение является одним из ведущих видов музыкальной деятельности. Уделяя внимание развитию певческих навыков и певческой установке, ставлю следующие  задачи:

- воспитывать чуткость, восприимчивость к красоте, умение видеть прекрасное в окружающей жизни;

-эмоциональную отзывчивость на музыку разного характера;

- воспитание музыкального вкуса, обогащение музыкальных впечатлений детей;

- умение слышать себя и товарищей;

-  умение петь выразительно, меняя интонацию в соответствии с характером песни (ласковая, светлая, задорная, игривая, бодрая, героическая и т.д.).  и Правильно подобранный репертуар является одним из основных механизмов, влияющий на формирование общечеловеческих ценностей детей. Песенный жанр способствует эмоциональной отзывчивости ребенка, его творческому самовыражению в сольном, ансамблевом и хоровом исполнении народных, классических и современных песен с сопровождением и без сопровождения. Я ответственно отношусь к выбору  песенного репертуара. Изучая творчество В. Шаинского, Б. Савельева, Г. Гладкова, А. Филиппенко, Т. Попатенко, Г. Струве, я открыла для себя много интересного и поучительного. Популярные песни этих композиторов благодаря яркой образности стихотворных текстов и мелодической выразительности с задорным ритмом полюбила наша детвора и с удовольствием распевает не только на музыкальных занятиях, но и  самостоятельно. У детей вырабатывается потребность собираться вместе, что бы попеть. Песня  вводит их в духовную жизнь, придавая яркую, эмоциональную окраску их мыслям. Она  учит доброте, дружбе, уважению старших, любви к природе, любви к Родине, своему городу, детскому саду. В таких песнях как: «Улыбка», муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского; «Песенка про кузнечика», муз. В. Шаинского, сл. Н.Носова; «Если добрый ты», муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского; «Листопад», муз. Т. Попатенко, сл. Е. Авдиенко; «Здравствуй, Родина моя!», муз. Ю. Чичкова, сл. К. Ибряева ; «До свидания, детский сад», муз. Ю. Слонова, сл. В. Малкова; «Мамин праздник», муз. Ю. Гурьева, сл. С. Вигдорова и др., несут большое воспитательное воздействие на душу ребенка. Есть такое  человеческое качество- тонкость, эмоциональность натуры. Оно выражается в том, что окружающий мир обостряет способность к переживаниям. Человек с тонкой, эмоциональной натурой не может забыть горя, страдания, несчастья другого человека. Совесть заставляет его прийти на помощь. Это качество воспитывает музыка и песня. Мир поэтических образов,  тексты

разучиваемых нами песен, учат жить, творить добро, воспитывают тонкость, эмоциональную чуткость юного сердца.

 

Музыкально- ритмические  движения  так же являются важной составляющей в духовно-нравственном развитии личности ребенка.

Возможность выразить свои чувства в движении, внимательно слушая музыку,  в огромной степени влияет на способность ребенка контролировать свои движения и делать их более гармоничными. Взаимосвязь  музыки и движения как бы перекидывает мост от эмоционально-духовного к конкретно-физическому. Это сочетание духовного и физического необходимо человеку. Помимо основных программных задач по музыкально-ритмической деятельности детей, я ставлю следующие  задачи:

- воспитание нравственно-волевых качеств (настойчивости, выдержки, умения действовать в коллективе);

- воспитание дружеского взаимоотношения в играх, умения подчинять свои интересы интересам всего  коллектива;

- воспитание любви и гордости за свою Родину и, столицу нашей Родины -  город Москва, Армию, уважение к ее воинам; любви к матери, бабушке.

Тщательно отобранный репертуар способствует решению этих задач:

«Ходьба различного характера»  муз. И. Дунаевского «Песня о Родине», «Упражнение на перестроение», муз. О. Газманова «Москва», «Идет солдат по городу», муз. В. Шаинского;  игры: «Будь ловким!» муз. Н. Ладухина, «Наша Армия» муз. М. Красева, «Ловкие джигиты» муз. Р. Шумана,  «Плетень»,  «Гори ясно» р.н.м., обр. С. Бодренкова, «Ищи!» муз. Т. Ломовой и др.; хороводы: «К нам гости пришли», муз. А. Александрова, сл. М. Ивенсен, «Новогодний хоровод», муз. Т. Попатенко, сл. Н. Найденовой, «Дружат дети всей земли», муз. Д. Львова –Компанейца, сл. В. Виктороваи др.; парные и народные пляски: «Детский краковяк» муз. Т. Ломовой, «Кадриль» р.н.м., обр.Е. Туманян, «Сударушка» р.н.м., обр.   Ю. Слонова, «Бульба» б.н.м., обр. Т.Ломовой и др.

Следуя основным педагогическим принципам: комплексному решению основных задач музыкального воспитания, систематичности, постепенности, последовательности, повторности, я использую следующие методы и приемы:

- выразительное исполнение музыки;

- художественное слово;

- показ движения;

- образное сравнение;

- игра, подговорки;

- творческое задание, импровизация.

Методы и приемы я варьирую в зависимости от используемого материала , его содержания, этапа разучивания материала и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Важное место при разучивании музыкально-ритмических движений,  я отвожу подговоркам.

Подговорка – это малый фольклорный жанр, в котором в стихотворной форме раскрывается техника исполнения танцевального движения, его название:

Носок-пятка, перетоп,

Носок-пятка, перетоп.

Вот такие молодцы-

Мы танцоры-удальцы!

Припадаем, припадаем,

Русский танец начинаем,

Как лебедушки плывем,

Хоровод мы наш ведем!

Учитывая индивидуальные особенности детей,  текст подговорки мы произносим в разных темпах. С одними  – более сдержанно, с другими- более подвижно. Но в конечном итоге я стремлюсь к тому, чтобы все дети выполняли танцевальные движения в одном темпе.

                  Из всех образовательных областей единственно по-настоящему воспитывающей духовно-нравственное начало является музыка, так как она развивает не только разум, но и развивает и облагораживает чувства. Если в процессе обучения мы не будем воспитывать человека в целом, то есть его тело, мозг и душу, мы не выполним своего долга по отношению к тем, кого мы развиваем и учим.

Список используемой литературы:

Асафьев Б.В.  Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании .-М. 1956.

Алиев Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада  - к начальной школе).-Воронеж,1998.

Зацепина М.Б.Музыкальное воспитание в детском саду.М,2008.

Радынова О.П. Программа «Музыкальные шедевры».М,2000.

Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение.М, 1984.

Орлова Т.М., Бекина С.И. Учите детей петь.М.1988.

Журнал «Музыкальный руководитель».№2,2004.

Для реализации задач по духовно- нравственному воспитанию дошкольников необходим комплексный  подход, который осуществляется в нашем детском саду на занятиях, в игре, на прогулке, на праздниках и развлечениях.

На праздниках  затрагивается несколько тем: «Прощание с детским садом», «Добро и зло», «Любовь к Родине». В последнее время тема патриотического воспитания становится актуальной. Нам хочется, чтобы малыши знали: Родина – это все, что их окружает, родные и близкие люди, которые заботятся о них, родная природа, родная речь, песни и стихи обо всем этом, музыка к танцам с родными интонациями - все это учит ребенка гордиться этим и бережно ко всему относиться.

    Многолетней традицией нашего детского сада стали экскурсии в дом-музей Е. Ф. Степановой, к памятнику Епистинии Федоровны  и «Вечному огню» в городской мемориальный сквер, к памятникам воинам-интернационалистам и жертвам Чернобыльской трагедии, организация и проведение внутри садовских мероприятий, посвященных Дню защитника Отечества и Дню Победы. На  эти мероприятия мы приглашаем наших доблестных воинов запаса - пап и дедушек воспитанников, а также ветеранов Великой Отечественной войны. В  праздничных  литературно-музыкальными композициями принимают участие и взрослые и дети.

     Приобщение наших детей к истокам народной и православной культуре  происходит в течение всего  года. Этому способствует разработанный  мной план вечеров-развлечений, составленный с учетом календарных народных и православных праздников. Стало доброй традицией отмечать в нашем детском саду праздники: «Рождество», «Масленица», «Пасха», «Спас» с участием настоятеля …………..храма отца           , родителей и сотрудников детского сада. Дети и взрослые водят хороводы, поют песни, загадывают загадки, рассказываю пословицы и поговорки, играют в игры. Тема прославления нашего русского, родного,  кубанского является  приоритетной в нравственно-патриотическом, духовном и эстетическом воспитании наших воспитанников. Для каждой возрастной группы я подобрала интересный и доступный фольклорный  материал.  Игры «Зайчик», «Золотые ворота», «Вышел Ваня погулять», «Гори ясно»  дети с удовольствием используют в самостоятельной игровой деятельности, на прогулках и дома.

Кроме того я являюсь руководителем кружков: «Петрушка», «Соловушка» и «Каблучок». Разрабатывая образовательные программы  к которым, я опиралась на обучающие, развивающие  и воспитательные задачи, соответствующие современным духовно-нравственным  потребностям детей.

Последовательная, систематическая, хорошо организованная работа духовно-нравственного воспитания в нашем детском саду способствует эстетическому и интеллектуальному развитию детей, развивает творческую и познавательную активность, учит осознанному отношению к восприятию музыки, другим видам искусства. Это наполняет  детей  радостью, открывает огромный мир добра, света, красоты и  научит их творчески преобразовывать окружающий мир.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки

Как часто звучат в наше время слова: “русская душа”, “феномен русской души”. Но не менее часто: “падение нравственности”, “деградация общества”. Поэтому сегодня, возможно, как никогда актуальны вопрос...

"Нравственное воспитание дошкольников средствами музыки"

Небольшое сообщение о проделанной работе за 2011-2012 учебный год музыкального руководителя...

Педагогический опыт по эстетическому воспитанию дошкольников средствами музыки.

Формы и методы эстетического воспитания дошкольников....

Педагогический опыт по эстетическому воспитанию дошкольников средствами музыки.

Формы и методы эстетического воспитания дошкольников....

Буклет по по патриотическому воспитанию "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки"

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких начал.  Сохранить хорошие качества в наших детях, заложить нравственные основы, учить их правилам общения и у...

Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки»

Музыка является одним из средств не только эстетического, но и нравственного, патриотического, умственного и физического воспитания. Использование музыки как средства всестороннего развития предусматр...

Опыт работы "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки и театра"

Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России — зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичнос...