Музейная педагогика в ДОУ
методическая разработка по музыке (подготовительная группа) по теме

Клыкова Светлана Николаевна

Создание мини-музеев в дошкольном учреждении – одно из первых источников приобщения детей к сокровищам истории, культуры, искусства.

Мини-музей ёлочной игрушки погружает детей в мир сказки, музыки, расширяет их кругозор, знакомит с историей и традициями свой страны.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конец декабря - любимое время года для людей всех возрастов. В это время года ощущение праздника просто витает в воздухе. На улицах городов, в магазинах, офисах и домах царит некоторое ожидание чуда, ожидание сказки.

Люди готовятся к Новому году.

С антресолей, чуланов и кладовых достаются потертые картонные коробки с елочными украшениями.  С трепетом и нежностью из их недр извлекаются игрушки и развешиваются на елке, доставляя своим появлением, массу удовольствия и взрослым и детям.  

Что может быть приятнее, чем найти игрушку, которую помнишь с детства, историю которой рассказываешь своим детям и внукам. Такие игрушки бережно хранятся и передаются из поколения в поколение, как реликвия.

Многое помнят эти игрушки.… О многом могли бы они рассказать!

Каждая игрушка – целая история!

Несколько лет назад мы с моей коллегой Ириной Степановной Щербаковой (теперь она работает в Наукограде Кольцово под Новосибирском) организовали в нашем  саду Музей старинной елочной игрушки. Теперь я являюсь  хранительницей этого музея и продолжаю начатое дело.

Написали объявление для родителей с просьбой принести  старинную елочную игрушку с краткой историей о ней.  Многие родители откликнулись. Вскоре в нашем музее начали появляться первые экспонаты.

В моей семье хранилась небольшая искусственная елочка, ее мы купили на 6-летие сына, а ему уже сейчас 31 год! Чем не старина? Елочка из первых искусственных. Штампованные ветки из пластмассы и собою неказиста. Куда ей до нынешних, современных! Но с ней связаны многие воспоминания: как сын пошел в общеобразовательную школу, потом в музыкальную школу, постепенно перерастая елочку в вышину…

Я бы тоже могла порассказать детям эту нашу семейную историю. Да еще историю появления самодельной игрушки – бабы Яги, которую сделала когда-то из хлебного мякиша бабушка (мама моего мужа) и которую мы храним уже много лет.

А еще у нас сохранилась алая звезда, правда великовата для небольшой елочки. А еще разноцветные фонарики в форме цилиндров, давно уже вышедшие из моды.

Вот на эту елочку и стали мы вывешивать игрушки. К каждой небольшая история из разных семейных архивов. Получился передвижной Музей елочной игрушки. Дня  три  живет в одной группе, затем в другой. Так с начала декабря по конец января.  Сезонный музей.

Воспитатели у этой елочки проводят познавательные занятия по истории страны, читают новогодние рассказы и стихи, занимаются художественным творчеством. Дают детям домашние задания узнать, когда появилась игрушка с пятиконечной звездой, с каким событием связано появление игрушки – космонавта и др. Дети спрашивают у родителей, вместе роются в энциклопедиях, ищут на страницах интернета.

После новогодних каникул музей переезжает в музыкальный зал. И там мы проводим музыкальные вечера у этой елочки. Дети слушают музыку и стихи, подобранные к игрушкам. Рассматривают картины и открытки на тему новогодних праздников в России.  Сами рассказывают разные истории, связанные с игрушками, услышанные от своих родителей.  

Елочку устанавливаем на крутящейся подставке, чтобы во время беседы ее можно было легко поворачивать, показывая ту или иную игрушку. В конце беседы  дети подходят к елочке и поют традиционную «В лесу родилась елочка» (сл. Р. Кудашевой, музыка Л. Бекман), которую когда-то пели их бабушки и дедушки и даже прабабушки и прадедушки. Мы гасим свет и зажигаем старинные фонарики. Дети, с которыми мы даже не учили песню, удивительным образом знают ее наизусть.



Предварительный просмотр:

План

Беседы о елочных игрушках

для детей младшего дошкольного возраста.

  1. Разговор о старинных елочных игрушках:

Елочные игрушки – фрукты, девочка

  1. «Курочка» Диск к программе «Праздник каждый день» Новоскольцевой трек №46
  2. «Зайчик» - чтение стихотворения «Дело было в январе».
  3. «Кораблик» - игровой танец «Кораблик», курсы Н. Лобановой.
  4. «Жучка», кассета «Солнышко».
  5. «Грибок», кассета «Солнышко».
  6. Дед Мороз, диск «Зимушка- зима», трек №9
  7. Рождественская песенка, диск «Зимушка- зима», трек №2



Предварительный просмотр:

ПЛАН

беседы о музыке

(в рамках музейной педагогики)

«Елочные игрушки»

Цель: Обогатить опыт детей музыкальными впечатлениями, сформировать понятие о связи времен, ценности сохранения памяти о людях, их делах, творениях.

Материалы: старинные елочные игрушки (птичка, кораблик, зайчик, Баба -  Яга,  фонарик, фрукты  и девочка из ваты), елка, дед Мороз.

Музыкальный ряд: Римский – Корсаков «Океан – море синее»

                                         Чайковский «Баба – Яга»

                                         Шуман   «Дед Мороз»

                                         Бекман «В лесу родилась елочка»

                                Вересокина «Фонарики»

Литературный ряд:  Жуковский «Птичка»

                                          «Дело было в январе»

                                          Некрасов «Мороз - воевода»

На вращающейся круглой подставке стоит елка.

Порядок представления игрушек:

  1. Ватные игрушки: фрукты, девочка
  2. Птичка
  3. Кораблик
  4. Зайчик
  5. Баба – Яга
  6. Фонарики
  7. Дед Мороз
  8. В лесу родилась елочка

В. Жуковский.                                                                                    

   Птичка

Птичка летает, птичка играет, птичка поет.

Птичка летала, птичка играла,

Птички уж нет.

Где же ты птичка, где ты певичка?

В дальнем краю

Гнездышко вьешь ты.

Там и поешь ты

Песню свою.

Дело было в январе.

Дело было в январе

Стояла елка на горе

А возле этой елки

Бродили злые волки.

Вот как-то раз, ночной порой,

Когда в лесу так тихо

Встречают волка под горой

Зайчата и зайчиха.

Кому охота в новый год

Попасться в лапы волку?

Зайчата бросились вперед

И прыгнули на елку.

Они прижали ушки,

Повисли как игрушки.

И сбили с толку волка.

Дело было в январе.

Подумал волк, что на горе

Украшенная елка.

А. Плещеев

(по другим источникам

Августа Андреевна Пчельникова

1859г.)

        Птичка.

- Ах, попалась, птичка, стой

НЕ уйдешь из сети;

Не расстанемся с тобой

Ни за что на свете.

- Ах, зачем, зачем я вам,

Миленькие дети.

Отпустите погулять,

Развяжите сети,

- Нет, не пустим, птичка, нет.

Оставайся с нами.

Мы дадим тебе конфет,

Чаю с сухарями.

- Я конфеты не клюю,

Не люблю я чаю.

В поле мошек я ловлю,

Зернышки сбираю.

- Там замерзнешь ты зимой

Где-нибудь на ветке,

А у нас- то  в золотой

Будешь жить ты клетке.

- Нет, не бойтесь,

В теплый край улечу зимою,

А в неволе светлый рай

Будет мне тюрьмою.

- Правда, правда, птичка, ты

Не снесешь неволи.

Так и быть, лети, лети

И живи на воле.

Н. Некрасов. 

Мороз – воевода

Не ветер бушует над бором.

Не с гор побежали ручьи.

Мороз – воевода дозором

Обходит владенья свои.

Глядит – хорошо ли метели

Лесные тропы занесли.

И нет ли где трещины, щели.

И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины.

Красив ли узор на дубах?

И крепко ли скованы льдины

В великих и малых водах?

Идет  - по деревьям шагает,

Трещит по замерзлой воде. 

И яркое солнце играет

В косматой его бороде…

А. Пушкин.

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет.

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по музейной педагогике "Мини-музей Архитектуры"

План работы на год по мини-музею Архитектуры...

Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры дошкольников через работу мини- музея ДОУ

Прививать  детям любовь к природе  надо с самого раннего возраста. Данная технология раскрывает конкретный пример работы с детьми по формированию экологической культуры у воспитанников ДОУ ч...

Использование музейной педагогики в образовательном процессе ДОУ

Музейная педагогика –одно из направлений работы ДОУ. Приобщать детей к музейной культуре, развивать их эстетическое восприятие и...

Музейная педагогика как основа для создания условий для духовно – ценностного развития ребёнка.

Статья будет интересна для воспитателей, ищущих эффективные формы воспитания детей....

Семинар "Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология ДОУ" плюс мастер - класс " Опись музейного экспоната".

С 13 по 17 февраля 2023 г. в МКДОУ детский сад «Солнышко» проходила в соответствии с годовым планом неделя педагогического мастерства. Целью недели педагогического мастерства стало выявлен...

Семинар "Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология ДОУ" плюс мастер - класс " Опись музейного экспоната" (2023)

С 13 по 17 февраля 2023 г. в МКДОУ детский сад «Солнышко» проходила в соответствии с годовым планом неделя педагогического мастерства. Целью недели педагогического мастерства стало выявлен...