Программа по хореографии
рабочая программа по музыке по теме

 

Программа объединения «Хореография» рассчитана для детей 5-14 летнего возраста, имеющих хореографические данные и проявляющие интерес к искусству хореографии. Искусство хореографии – одно из самых ярких проявлений культуры человечества. Интерес к танцу вызывает бурный рост танцевальной техники, способствует расширению возможностей классического танца. Этот танец оказался наиболее универсальной художественной системой, гибкой и динамичной. 

      Танцевальное воспитание детей способствует приобретению навыков и знаний в области хореографии, умению красиво и свободно двигаться, танцевать, а так же формирует художественный вкус, эстетическое и физическое развитие, развивает фантазию и образную память детей, обогащая их представление об искусстве. Занятия танцем развивают наблюдательность учащихся, дисциплинируют, сплачивают дружный, объединенный общими интересами коллектив, способствуют их общей культуре.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon horeografiya_skresanova_.doc155.82 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Программа объединения «Хореография» рассчитана для детей 5-14 летнего возраста, имеющих хореографические данные и проявляющие интерес к искусству хореографии. Искусство хореографии – одно из самых ярких проявлений культуры человечества. Интерес к танцу вызывает бурный рост танцевальной техники, способствует расширению возможностей классического танца. Этот танец оказался наиболее универсальной художественной системой, гибкой и динамичной.

      Танцевальное воспитание детей способствует приобретению навыков и знаний в области хореографии, умению красиво и свободно двигаться, танцевать, а так же формирует художественный вкус, эстетическое и физическое развитие, развивает фантазию и образную память детей, обогащая их представление об искусстве. Занятия танцем развивают наблюдательность учащихся, дисциплинируют, сплачивают дружный, объединенный общими интересами коллектив, способствуют их общей культуре.

    Новизна данной программы по хореографии состоит в том, что она рассчитана на работу с детьми независимо от наличия у них специальных физических данных, на воспитание хореографической культуры и привитие начальных навыков в искусстве танца.

   ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:

  • Духовное и физическое развитие, раскрытие индивидуальных возможностей личности ребенка в целом и его определенных способностей.
  • Оказание помощи в поиске профессиональной ориентации и адаптации его в современных условиях жизни.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

Образовательные:

  • Формирование у детей музыкально-ритмических навыков;
  • Формирование навыков правильного и выразительного движения в области классической, народной и современной хореографии;
  • Обучение детей навыкам актерского мастерства;
  • Организация постановочной и концертной деятельности (разучивание танцевальных композиций, участие детей в конкурсах, фестивалях);
  • Расширение знаний (знакомство детей с историей балета).

Развивающие:

  • Обучение детей приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля;
  • Развитие мотивации в поиске новых познавательных ориентиров (организация творческой деятельности, самостоятельное добывание знаний).

Воспитательные:

  • Создание дружественной среды вокруг самоопределяющей личности;
  • Создание условий для общения;
  • Адаптация к современной жизни на основе с помощью общей культуры, знаний, навыков.

     Структура программы предполагает постепенное “спиральное” расширение и существенное углубление знаний, развитие умений и навыков учащихся, более глубокое усвоение материала путем последовательного прохождения по годам обучения за три этапа с учетом возрастных и психологических особенностей детей.

В хореографическое объединение принимаются дети от 7-15 лет .

Главной отличительной особенностью данной образовательной программы от уже существующих в том, что она – вариативна. Она включает в себя:

  1. Занятие по ритмической гимнастике;
  2. Занятие классическим экзерсисом;
  3. Занятие по народному танцу;
  4. Занятие по современным танцевальным направлениям (эстрадный танец, джаз, хип-хоп).

   Форма занятий – групповая и индивидуальная. Индивидуальные занятия включают в себя работу как со слабыми, отстающими, так и с наиболее подготовленными воспитанниками. Они необходимы, так как на групповых занятиях отстающих трудно контролировать. Наиболее подготовленным воспитанникам можно давать разучивать самостоятельно танцевальные партии. Индивидуальные занятия дают возможность быстрее овладеть основами практических навыков. Сам процесс зависит от темы занятия: он должен включать в себя практические знания, теоретическую информацию. Репетиции принадлежит важная роль в формировании творческого лица хореографического коллектива, она является основным звеном всей воспитательной и образовательной работы с коллективом. Следует отметить, что разделение на репетиционные и учебно – исполнительские занятия носит условный характер. В хореографическом коллективе обязательно нужно планировать серьезную учебную и художественную работу, органически вводя в нее элементы отдыха и развлечения. В противном случае коллектив не сможет выполнять возлагаемые на него задачи воспитания посредством искусства участников и слушателей.

   Ожидаемый результат определяется в зависимости от возрастной группы и этапа освоения программы:

  • Развитие творческого мышления, памяти, воображения, нестандартного мышления, умения выразить чувства;
  • Приобретения и развития коммуникативных способностей, активности, сообразительности, умения импровизировать, двигаться под музыку;
  • Формирование общей культуры;
  • Овладение основными танцевальными движениями;
  • Формирование представлений о танцевальной культуре;
  • Приобретение и закрепление теоретических знаний и практических умений.

      ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

       За период обучения в объединении «Хореографии»  учащиеся получают определенный объем знаний и умений, качество которых проверяется ежегодно. Для этой цели проводится промежуточный контроль – проверка усвоения знаний путем устного опроса во время практических занятий, контрольные с самостоятельными решениями творческих задач, участие в концертах, фестивалях, конкурсах.

Способы отслеживания качества реализации программы

        Для индивидуального развития каждого ребенка имеет огромное значение отслеживание, фиксация динамики развития его достижений, педагогический мониторинг. Корректный разбор ошибок, недостатков и совместное с педагогом определение перспектив дальнейшего развития – вот то, что необходимо для успешного овладения классическим танцем и становление ребенка как личности.

В своей деятельности применяем такие виды мониторинга:

  • По этапам обучения (выходной, промежуточный, выходной или итоговый);
  • По частоте процедур (периодический, систематический);
  • По организационным формам (индивидуальный, групповой).

Очень важен технологический мониторинг, в котором основное:

  • Постановка целей, максимальное уточнение, с ориентацией на достижение результатов;
  • Оценка текущих результатов, коррекция обучения, направленная на достижение поставленных целей;
  • Заключительная оценка результатов.

Для этой цели используем:

  • Викторины, конкурсы, кроссворды по истории балета; промежуточный контроль (участие в концертах, конкурсах, фестивалях);
  • Творческий отчет;
  • Выпускной концерт.

Условия реализации программы

            Успешная реализация программы зависит от применения педагогами основных методов и приемов психолого-педагогического воздействия.

Весь процесс обучения строится на сознательном усвоении знаний, что пробуждает интерес к занятиям, повышает запоминание.

Программа, предлагаемая педагогом, должна стать собственной программой самого обучаемого, чему способствует использование таких методов обучения, при которых ребенок имеет возможность ставить цель, принимать решения, наметить план действия, проявить усилия в случае преодоления определенных трудностей, оценить результат своего действия.

Учащемуся предъявляют ясные и четкие эталоны его действий. Результат освоения им программы сообщаются ему посредством развернутого оценочного суждения. На основе этого детям прививаются навыки самооценки и взаимооценки деятельности.

                     Учебно-тематический план

Название темы

Всего часов

Тематические занятия

Практические занятия

  1. 1.Основы классического танца

12

2

10

2.Элементы эстрадного танца

15

1

14

3.Творческая деятельность

15

1

14

Итого: 42 года

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

         Основы классического танца

         Среди большого разнообразия танцевального искусства классический танец – основной предмет хореографического образования. Систематические занятия соразмерно  развивают фигуру ребенка, способствуют устранению ряда физических недостатков, вырабатывают правильную и красивую осанку, силу и эластичность мышц, гибкость корпуса, развиваются выворотность ног, танцевальный шаг, закладываются основы  для прыжка, даются навыки осмысленности и выразительности исполнения движений.

Занятие по классическому танцу традиционно состоит из 3-х частей.

  1. Экзерсис у станка

        В экзерсисе у станка закладываются основы классического танца: постановка корпуса, рук, ног, головы; происходит первоначальное изучение основных движений.

Система упражнений ус танка способствует общему разогреву мышц, организм готовится к выполнению более сложных движений на середине зала. Экзерсис у станка исполняется в четырех положениях:

- стоя лицом к станку придерживаясь двумя руками за палку станка;

- стоя спиной к станку открыв руки в сторону или положив их на палку;

- стоя за станком, лицом в зал, придерживаясь двумя руками за станок;

- стоя боком (левым, правым) придерживаясь за палку станка одной рукой.

Упражнения начинают изучать стоя лицом к станку, держась за него обеими руками, затем переходят к тем же упражнениям стоя боком к станку и держась за него одной рукой (другая открыта во II позиции).

           Каждое упражнение изучается и исполняется отдельно сначала с правой  ноги, затем – с левой. Новое движение изучается в сторону, затем вперед и назад. Позднее составляются простейшие комбинации, которые усложняются в процессе обучения. На первом этапе изучения экзерсис у станка исполняется на всей стопе, а в дальнейшем используется подъем на полупальцы.

  1. Экзерсис на середине зала

Экзерсис на середине зала имеет такое же значение и развитие, как и экзерсис у станка. Последовательность его в основном та же. На середине зала он значительно сложнее, т.к следует сохранять выворотность ног и равновесие тела (особенно на полупальцах) без помощи станка. Правильное распределение центра тяжести подтянутого корпуса на двух и на одной ноге, равные бедра и в особенности подтянутое и выворотное бедро работающей ноги – основные условия для овладения устойчивостью. На первых этапах изучения экзерсис на середине идет в строго последовательном программном порядке и исполняется полностью. Далее количество упражнений можно сокращать за счет соединения движений. Комбинации становятся сложнее и разнообразнее.

  1. Allegro (прыжки)

         Прыжки – самая трудная часть урока. Все, что вырабатывается экзерсисом, непосредственно связано с прыжками и во многом способствует их развитию.

        На первом этапе изучения прыжки разучивают лицом к станку, затем исполняют на середине. Прыжковые комбинации должны состоять из маленьких прыжков с двух ног на две, подготавливающих ноги к более трудным мелким прыжкам на одну ногу. Переход от маленьких прыжков к средним должен быть постепенным, несложные средние прыжки комбинируются с маленькими.

      Далее следуют более сложные прыжки. Темп прыжковых упражнений устанавливается педагогом в соответствии с требованием программы данного года обучения и, естественно, должен быть различным. Все новые программные прыжки разучиваются в медленном темпе, темп ускоряется по мере усвоения прыжка.

Эстрадный танец

       В программу занятий входят упражнения по развитию современной пластики: партерная гимнастика по системе Князева; упражнения для отдельных групп мышц.

При исполнении упражнений необходимо следить, чтобы те части тела, которые в данный момент не задействованы, оставались статичными. Это способствует не только постепенному разогреву, но и тренировке дифференцированного мышечного чувства, что позволяет совершенствовать пластику всего тела и овладеть исполнением сложных по координации движений.

       В последней части урока предлагаются танцевальные движения и комбинации различной координационной сложности, соответствующие стилям Джаз, Техно-рейф, Модерн.

Методика и основные принципы построения тренажа: все упражнения тренажа выстраиваются с учетом постепенного возрастания физической нагрузки – от легких движений к трудным, от простых к сложных, от медленного темпа к быстрому; постепенно варьируя известные элементы, осваиваются более сложные по координации движения.

Современные уличные танцы

         В программу занятий уличными танцами входят такие стили – диско, хип-хоп, техно и хаус, к изучению которых нужно подойти очень внимательно. На первый взгляд, техника уличных танцев может показаться совсем простой. Однако это впечатление обманчиво. Один из основных принципов уличных танцев – это владение своим телом, всеми группами мышц. Переход от резкого, четкого к более плавному, мягкому исполнению в одной комбинации. Занятие этим стилем требует от танцора большой выносливости, хорошей физической подготовки, умения изолировать движения различных частей тела: головы, шеи, плечевого пояса, грудной клетки, тазобедренного сустава, рук, ног. Итогом обучения этому стилю должно стать умение грациозно и органично двигаться, общаться с партнером, соотносить свои движения с услышанной музыкой.

                             Методическое обеспечение программы.

           Девизом сотворчества с детьми является «Старший среди равных». При этом доминирует аксиома: педагог и дети делают одно дело, все заинтересованы сделать его хорошо.

           Программное содержание блока «Начальная хореографическая подготовка» подводит детей к ощущению гармонической слитности своих движений с музыкой, что способствует развитию творческого воображения.

Данный раздел включает в себя несколько направлений деятельности: тренировочные упражнения; основные понятия построения и перестроения; изучение основных танцевальных движений; игра как основа всестороннего развития; активизация и развитие творческих способностей.

Заниматься детям следует в форме, которая должна отвечать эстетическим требованиям и не стеснять их движения: для девочек – короткие юбочки, купальники, белые носки и бальные тапочки; для мальчиков – шорты, футболка, белые носки и бальные тапочки.

Занятия проводятся в игровой форме, что повышает интерес и повышает запоминание. Основное условие в планировании и проведении занятий – учитывать анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста.

            На первом же занятии педагог обязан добиться внимания к каждому своему слову и серьезного отношения к основным правилам работы и поведения: не шуметь, не разговаривать во время звучания музыки, не отвлекаться, двигаться бесшумно – «не мешать музыке».

Если на первом уроке допустить несобранность внимания, нарушение правил поведения, то серьезное отношение, с которым пришли дети на занятия, пропадает и восстановить его будет трудно: игры, упражнения превратятся в беспорядочную беготню, дети будут возбуждаться, и занятия потеряют всякий смысл.

            Работа над построением и перестроением развивает у детей способность ориентироваться в пространстве, самостоятельность в решении коллективных заданий, умение создавать пространственный рисунок. Овладение простейшими строевыми навыками с первых занятий помогает внешне и внутренне организовать группу, обеспечить нормальную работу. В дальнейшем дети приобретают умение быстро и просто выполнять перестроения в играх и танцах. Музыкально-пространственные задания имеют воспитательное значение, развивают чувство ответственности, стремление к четкому, правильному, красивому выполнению задания. Оно требует организованности, активности, внимания каждого.

В процессе работы над основными танцевальными движениями воспитываются технические навыки:

Первый – умение начинать движения с началом музыки.

Второй – умение придавать движению нужную динамическую выразительность.

Третий – умение заканчивать движение точно с окончанием музыкального произведения.

Необходимо изучать основные виды движений в единстве в музыкальном образом.

Дети должны сразу почувствовать, что движение и музыка в каждом упражнении, игре, танце органически связаны с содержанием и формой. Для этого восприятие музыки и двигательная реакция на нее должны протекать одновременно. Только при этом условии возникает целостный музыкально-двигательный образ.

В дальнейшей работе для развития танцевально-игрового творчества детям предлагаются творческие задания. Детям предлагается самостоятельно выполнить движения под музыку, используя импровизацию. Такие задания развивают у детей образность, выразительность движений, способствуют накоплению музыкальных впечатлений, музыкального опыта.

            С целью развития танцевальной импровизации хорошо использовать различные переплясы. Дети с большим удовольствием соревнуются в нахождении новых сочетаний знакомых для плясовых движений. Не все получается сразу хорошо и легко. Движения могут быть однообразными, скованными. Но к концу обучения многие могут достаточно выразительно передать в танце характер, настроение.

          После прохождения 2-х годичного курса  обучения  дети должны иметь большой запас основных танцевальных движений, устойчивых музыкально-ритмических навыков. Все это создает благоприятную почву для дальнейшего освоения детьми хореографического искусства.

Список литературы для педагога

  1. Базарова Н., Мей В. «Азбука классического танца» Москва, 1994 г.
  2. Барышникова Т. «Азбука хореографии» Москва, 2000 г.
  3. Боттомер Пол «Учимся танцевать» эксно-экспресс, 2002 г.
  4. Головкина С.Н. «Уроки классического танца в старших классах» Москва, Искусство, 1989 г.
  5. Ерохина О.В. «Школа танцев для детей» Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003 г.
  6. Захаров Р. «Сочинение танца» Москва, Искусство, 1989 г.
  7. Зуева И.А. «Современные танцы» Краснодар, 2008 г.
  8. Пуртова Т.В., Беликова А.И., Кветная О.В. «Учите детей танцевать» Москва, «Владос», 2003 г.
  9.  Суриц Е. «Русский балет и его звезды» - научное издательство «Большая российская энциклопедия» Москва, 1998 г.
  10. Столяренко Л.Д. «Педагогическая психология» издательство «Феникс», 2000 г.
  11. Шереметьевская И. «Танец на эстраде» Москва, искусство, 1985 г.

Список литературы для детей

  1. Вихрева И.А. «Классический танец для начинающих» Москва, Театралис, 1985 г.
  2. Вихрева И.А. «Экзерсис на полу для подготовки к занятиям классическим танцем» Москва, Театралис, 2004 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическое пособие для рабочей программы по хореографии «Танцевальный калейдоскоп»

Практические рекомендации педагогам - хореографам, занимающимся с детьми дошкольного возраста на гимнастических ковриках....

Программа по хореографии "Танцевальный серпантин"

Возможно, самое  лучшее, самое  совершенное  и  радостное,...

Авторизованная программа по хореографии "Танцевальное ассорти"

Обучение детей по программе «Танцевальное ассорти», предполагающей изучение основ танцевальной культуры, умение красиво и пластично двигаться под различные танцевальные ритмы и темпы музыки, сопутству...

Рабочая программа по хореографии

г. КурганинскМуниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениецентр развития ребёнка - детский сад № 36...

Дополнительная образовательная программа студии "Хореография"

Актуальность данной комплексной дополнительной образовательной программы «Хореография» состоит в том, что она способна удовлетворить возросший в последние годы интерес к различным жанрам хореографичес...

Образовательная программа По хореографии Для детей дошкольного и младшего школьного возраста В помощь начинающим хореографам, музыкальным руководителям , детских садов, студий бальных танцев.

Программа рассчитана на руководителей школ, кружков, ансамблей бального танца, старших групп детского сада. Ставлю перед собой задачу изложить в программе основные виды бальных танцев, методы их п...