"ВООБРАЖАЙ-КА" программа по развитию твореского воображения детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по музыке по теме

Кокшина  Ольга Александровна

Идея создания развивающей программы «Воображай-ка» возникла не случайно, она выросла из практической потребности дошкольного образования в свете современных требований к развитию воображения у детей дошкольного возраста. Разработанные нами занятия были объединены в некий цикл, рассчитанный на два месяца, всего 16 занятий, что предполагает проведение двух занятий в неделю. В структуру каждого занятия включены такие виды упражнений, как ритуалы приветствия, прощания, а также психогимнастика. Данные упражнения предназначены для снятия эмоционального напряжения, способствуют сплочению группы, развивают у детей творчество, фантазию, инициативу, смелость, а так же в процессе их выполнения дети находят выход мышечной и психической энергии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voobrazhay-ka.docx587.05 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида «Ласточка»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК

(МДОУ «ЛАСТОЧКА»)

Программа по развитию творческого воображения

детей старшего дошкольного возраста

на музыкальных занятиях в ДОУ

Автор-разработчик:

Музыкальный руководитель

Кривоногова

Галина Викторовна

                Ноябрьск

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………………..3

ПЛАН РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ………………………………………………5

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА………………………………………14

Пояснительная записка

        Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед детскими образовательными учреждениями встаёт важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учётом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.

        Проблема развития воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы всё чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребёнка, об определении сущности механизмов воображения.

        Как показали исследования Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева, В.А. Крутецкого, Н.С. Лейтеса, Я.А. Пономорёва, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др., воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения воспитанниками нового материала, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т.е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательного процесса в ДОУ.

        Одним из средств развития творческого воображения является музыка. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста – одна из важнейших задач гармоничного развития личности. Главным может быть и не музыка сама по себе, а музыка как замечательное воспитательное средство: постигая мир музыкальных звуков, ребёнок учится слышать и слушать окружающий мир, учиться выражать музыкальными звуками свои впечатления, развивать свою эмоциональную отзывчивость, приучается к целенаправленной работе, занимается элементарной творческой деятельностью. Успех развития психических процессов, в том числе и воображения, зависит, прежде всего, от того, насколько интересно построены музыкальные занятия.

        Определив исходные теоретические положения, перейдём к рассмотрению вопроса целенаправленного развития воображения в процессе музыкальной деятельности.

        Планируя работу, по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях нами были определены следующие задачи:

  1. Формирование структурных компонентов творческого  воображения за счёт обогащения эмоционально-чувственного опыта детей, увеличения объёма их представлений об окружающей действительности, расширения кругозора.
  2. Формирование творческих навыков детей в процессе восприятия музыки.
  3. Создание условий для формирования механизмов воображения: проблемных ситуаций, постановка задач, неоднозначность решения которых стимулирует деятельность воображения.

Идея создания развивающей программы «Воображай-ка» возникла не случайно, она выросла из практической потребности дошкольного образования в свете современных требований к развитию воображения у детей дошкольного возраста. Разработанные нами занятия были объединены в некий цикл, рассчитанный на два месяца, всего 16 занятий, что предполагает проведение двух занятий в неделю. В структуру каждого занятия включены такие виды упражнений, как ритуалы приветствия, прощания, а также психогимнастика. Данные упражнения предназначены для снятия эмоционального напряжения, способствуют сплочению группы, развивают у детей творчество, фантазию, инициативу, смелость, а так же в процессе их выполнения дети находят выход мышечной и психической энергии.

         

ПЛАН РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ

№ п/п

Программное содержание

Ход занятия

Музыкальный репертуар

1, 2.

«Вхождение» в контакт, «выстраивание» духовного пространства.

Учить детей воспринимать чувства и настроения музыкального произведения, понимать пьесы.

Развитие творческое воображение детей.

Снижение утомления и статистического напряжения у детей.

Побуждать детей импровизировать танцевальные движения.

  1. Приветствие  

Наше солнышко проснулось,

Улыбнулось. Потянулось.

Нас лучом пощекотало:

«С добрым утром всем сказало!»

  1. Слушание музыки.

После прослушивания пьесы проводиться беседа о её характере, динамике, чтение художественного слова.

  1. Упражнение «Нарисуй картину».

Детям предлагаются листы бумаги и цветные карандаши. За 5-7 минут они должны изобразить на бумаге то, что услышали в музыке. Затем желающие рассказывают о своих рисунках. Во время выполнения рисунков может ещё раз звучать произведение.

  1. Игра «Снежинки и ветерок»

Дети делятся на две команды «снежинки» и «ветерок». Снежинки кружатся, бегают на носочках; ветерок в это время отдыхает. После слов «ветер проснулся», дети на выдохе произносят «ш-ш-ш» и снежинки прячутся от ветра, оседают. Затем дети меняются ролями.

  1. Танцевальное творчество.

Предложить детям составить  небольшие танцевальные  композиции и исполнить их  под музыку.

  1. Психогимнастика «Снеговик»

Плачет бедный Снеговик –

Я в мороз стоять привык.

А под солнцем погибаю –

Таю, таю, таю, таю (все мышцы постепенно расслабляются, дети «превращаются» в «лужицу»).

  1. Прощание.

Возьмёмся за руки друзья!

Попрощаться нам пора.

Пусть тепло от ваших рук, согревает всё вокруг!

А тепло от ваших глаз, пусть поможет в трудный час!

«Зимнее утро» П.И. Чайковского

«Утро»  Э. Грига

«Зимнее утро» П.И. Чайковского

«Утро»  Э. Грига

Любое двухчастное произведение.

«Вальс» П.И. Чайковского

№ п/п

Цель

Ход занятия

Музыкальный репертуар

3, 4.

«Вхождение» в контакт, «выстраивание» духовного пространства.

Учить детей различать и определять словесно разные настроения музыки: ласковое, весёлое, грустное, печальное и др.; различать их оттенки.

Развитие музыкальной памяти и творческое воображение детей.

Обеспечить детям активный кратковременный отдых.

Учить выражать сострадание, развивать воображение через певческое творчество.

  1. Приветствие.

Вот день новый наступает,

Вот день новый на встречает.

Вы проснитесь, подтянитесь

Улыбнитесь и взбодритесь!

  1. Слушание музыки.

После прослушивания трёх различных по характеру пьес предложить детям составить небольшой последовательный рассказ.

  1. Упражнение «Покажи что звучит?»

Звучит отрывок одного из прослушанных произведений, дети должны изобразить характер пьесы мимикой, жестами, движениями и вспомнить название этой пьесы.

 

  1. Игра «Кукла Маша»

Посмотрите, машет

Желтою косынкой

(Махи прямыми руками над головой.)

Куколка Маша

На лесной тропинке.

(Руки на поясе, повороты туловища влево-вправо.)

 Машу провожают

Желтые окошки,

(Наклоны туловища влево-вправо, руки на поясе.)

А вокруг березки –

Желтые сережки.

(Руки назад — хлопок в ладоши сзади.)

За спиной у Маши

Желтое лукошко,

(Присели — хлопок ладонями по коленям.)

На ногах у Маши

Новые сапожки.

(Топаем ногами.)

Праздничный передник

Вышит желтым шелком.

(Руки на поясе, кружение на месте.)

И бежит за Машей

Шарик желтый-желтый.

(Бег на месте.)

  1. Психогимнастика «Тихо, тихо, тишина…»

Тихо, тихо, тишина…

Кукла бедная больна

Кукла бедная больна

Просит музыки она

Спойте, что ей нравиться

И она поправиться!

  1. Прощание.

Мы хотим вам на прощанье

Всем здоровья пожелать

До свиданья, до свиданья

Приходите к нам опять!

«Болезнь куклы» П.И. Чайковский

 «Новая кукла» П.И. Чайковский

Игру можно проводить без музыкального сопровождения или подобрать любую несложную мелодию.

Дети сочиняют для куклы несложную мелодию.

№ п/п

Программное содержание

Ход занятия

Музыкальный репертуар

5, 6

«Вхождение» в контакт, «выстраивание» духовного пространства.

Учить детей выражать свои впечатления о музыке

 Учить детей сравнивать контрастные по характеру произведения с одинаковыми названиями

Обогащать внутренний мир детей, давать им понятие о положительных и отрицательных эмоциях, чувствах. Упражнение развивает слуховое восприятие,  фантазию, учит понимать и чувствовать музыку.

Учить расслабляться, получать удовольствие от звучания музыки.

  1. Приветствие  

«Добрый день!» - тебе сказали.

«Добрый день!» - ответил ты.

 Нас две ниточки связали –

 Теплоты и доброты!

  1. Слушание музыки.

После прослушивания пьесы проводиться беседа о её характере, динамике. На втором занятии проводиться сравнительный анализ произведений.

  1. Упражнение «Сказочная тропинка».

На полу помещения начертить длинную извилистую «тропинку».

 Дети выстраиваются друг за другом, каждый держится за талию, стоящего впереди. Главное условие не разорвать «цепочку», передвигаясь по тропинке.

Когда звучит лёгкая, весёлая музыка дети могут двигаться поскоками или лёгким бегом, при смене произведения дети должны двигаться «осторожно», т.к. они в этот момент будут «проходить» мимо жилища злого героя. Игра продолжается, пока дети не дойдут до исходной точки.

  1. Игра «Шкатулка со сказками»

Для игры потребуется красивая коробочка, в которой будут находиться разноцветные кружочки из картона. Детям предлагается сочинить сказку, начинает взрослый. Тот, кто начинает, вытаскивает из шкатулки цветной кружок. Нужно придумать кто это, или, что это будет в сказке. Например, если вытащили кружок зелёного цвета, он может быть кузнечиком, зелёным листиком или огурчиком. После того как первый играющий сказал 2-3 предложения, следующий вытаскивает другой кружок и продолжает сказку. Затем следующий, играющий  и т.д. Важно чтобы сказка получилась законченной.

  1. Психогимнастика «Отдыхай!»

Наигралась, наплясалась детвора

Отдохнуть пришла пора

Ну а музыка сейчас

Прозвучит для всех, для вас!

(Дети ложаться на ковёр, закрывают глаза и слушают спокойную музыку)

  1. Прощание.

Возьмёмся за руки друзья!

Попрощаться нам пора.

Пусть тепло от ваших рук, согревает всё вокруг!

А тепло от ваших глаз, пусть поможет в трудный час!

«Сказочка»

С.Майкапар

«Сказочка»

Д.Кабалевский

«Сказочка»

С.Майкапар

«Сказочка»

Д.Кабалевский

Подобрать красивую, спокойную музыку, можно взять композицию из «Музыки для релаксации»

№ п/п

Цель

Ход занятия

Музыкальный репертуар

7, 8.

«Вхождение» в контакт, «выстраивание» духовного пространства.

Учить  самостоятельно определять характер музыкального произведения.

Учить соотносить характер произведений с изображениями на рисунке.

Развитие музыкальной памяти и творческое воображение детей.

Воспитывать положительные эмоции у детей посредством музыки, развивать творческие способности детей.

Учить расслаблять мышцы рук, ног, шеи.

  1. Приветствие.

Вот день новый наступает,

Вот день новый на встречает.

Вы проснитесь, подтянитесь

Улыбнитесь и взбодритесь!

  1. Слушание музыки.

Беседа о цирке, профессии клоуна.

Чтение стихотворения:

Раздается громкий смех,

Хлопают ладошки.

Эти клоуны для всех

Пляшут под гармошку.

Чтение отрывков из книги А.Усачева «Про Бабу Ягу».

  1. Упражнение «Покажи что звучит?»

Звучит отрывок одного из прослушанных произведений, дети должны изобразить характер пьесы мимикой, жестами, движениями и вспомнить название этой пьесы.

 

  1. Игра «Нарисуй, что слышишь»

Дети слушают знакомое произведение, переносят свои впечатления и образы на бумагу, самостоятельно подбирая формы и цвета изображения. Каждый ребёнок работает с отдельным листом бумаги. По окончании игры педагог показывает работы всем игрокам, анализирует их, обращая внимание детей на самые интересные рисунки, и подводит итоги игры.

  1. Психогимнастика «Петрушка прыгает»

Ребёнок изображает Петрушку, который мягко и легко прыгает. Прыжки на двух ногах одновременно с мягкими, расслабленными коленями и корпусом, висящими руками и опущенной головой.

  1. Прощание.

Мы хотим вам на прощанье

Всем здоровья пожелать

До свиданья, до свиданья

Приходите к нам опять!

«Клоуны» Д. Кабалевский

«Баба-Яга» П. Чайковский

Игру можно проводить без музыкального сопровождения или подобрать любую несложную мелодию.

«Баба-Яга» П. Чайковский

«Клоуны» Д. Кабалевский

№ п/п

Программное содержание

Ход занятия

Музыкальный репертуар

9, 10

«Вхождение» в контакт, «выстраивание» духовного пространства.

Развивать у детей представления о различном характере музыки. Учить самрстоятельно определять характер музыкального произведения.

Развитие музыкальной памяти и творческое воображение детей.

Развивать у детей умение слушать и узнавать знакомые пьесы, различать и сравнивать их характер, соотносить его с условиями игры.

Развивать у детей внимание и память.

  1. Приветствие  

«Добрый день!» - тебе сказали.

«Добрый день!» - ответил ты.

 Нас две ниточки связали –

Теплоты и доброты!

  1. Слушание музыки.

После прослушивания произведений педагог читает стихотворение Е.Юдина «Вот какой малыш», а дети изображают мимикой эмоциональные состояния, описанные в тексте.

Ох, как плачет малыш –

Что медведь рычит.

А смеётся малыш –

Что ручей журчит.

А уж слёзы текут –

Будто дождик льёт.

Улыбается малыш –

Будто солнце взойдёт!

  1. Упражнение «Угадай, что звучит?»

Звучит отрывок одного из прослушанных произведений, дети должны вспомнить название этой пьесы.

  1. Игра «Солнышко и тучка»

Дети делятся на две команды, одна – «Солнышко», вторая – «Тучка». Когда звучит весёлая, бодрая музыка, команда «Солнышко» начинает двигаться: исполнять разные танцевальные движения, когда же музыка поменяет свой характер на спокойный, грустный, то дети из команды «Тучка» встают в круг, держась за руки, окружая, команду «Солнышко» (тучка закрыла солнышко), далее дети могут поменяться названиями команд.

  1. Психогимнастика «Стоп!»

Дети идут друг за другом под любой марш. Внезапно музыка обрывается, но дети должны идти дальше в прежнем темпе до тех пор, пока ведущий не скажет: «Стоп!»

  1. Прощание.

Возьмёмся за руки друзья!

Попрощаться нам пора.

Пусть тепло от ваших рук, согревает всё вокруг!

А тепло от ваших глаз, пусть поможет в трудный час!

«Три настроения»

(«Грустно», «Спокойно», «Весело»)

Г. Левдокимов

«Три настроения»

(«Грустно», «Спокойно», «Весело»)

Г. Левдокимов

№ п/п

Цель

Ход занятия

Музыкальный репертуар

11, 12

«Вхождение» в контакт, «выстраивание» духовного пространства.

Совершенствовать музыкальную память детей, соотносить художественный музыкальный образ с явлениями действительности.

Развитие музыкальной памяти и творческое воображение детей.

Развивать устойчивость, концентрацию, переключение и распределение внимания.

Учить выражать различные эмоции.

  1. Приветствие.

«Добрый день!» - тебе сказали.

«Добрый день!» - ответил ты.

 Нас две ниточки связали –

Теплоты и доброты!

  1. Слушание музыки.

После прослушивания произведений педагог предлагает детям назвать слова, которые относятся к утру (роса, рассвет и т.д.), затем для вечера (закат, сумерки и т.д.).

  1. Упражнение «Картинная галерея»

Детям предлагается рассмотреть несколько репродукций, на которых изображено разное время суток. Далее звучит одно из музыкальных произведений, а дети должны подобрать репродукцию, в соответствии с музыкой.

 

  1. Игра «Будильник»

Дети встают в круг. Педагог даёт любому ребёнку колокольчик. Пока звучит музыка, дети должны передавать колокольчик друг другу. Как только музыка перестаёт звучать, все должны положить голову на сложенные кисти рук (уснуть), а тот, у кого в руках остался колокольчик, ходит тихо По-кругу и следит, у всех ли игроков закрыты глаза. Затем, с началом звучания музыки колокольчик передаётся дальше (наступает утро).

  1. Психогимнастика «Поссорились и помирились»

Два ребёнка сначала изображают поссорившихся детей.

Выразительные движения. Двое детей стоят спиной друг к другу и притопывают одной ногой; руки на поясе или за спиной. Затем изображают помирившихся.

Выразительные движения Дети поворачиваются лицом друг к другу, и, улыбаясь, берутся за руки, весело окружаться в танце. В конце обнимаются

  1. Прощание.

Мы хотим вам на прощанье

Всем здоровья пожелать

До свиданья, до свиданья

Приходите к нам опять!

«Утро»

«Вечер»

(из сборника «Детская музыка» С. Прокофьева)

«Утро»

«Вечер»

(из сборника «Детская музыка» С. Прокофьева)

Для игры можно подобрать любую подвижную музыку.

«Помирились»

Т. Вилькорейской

№ п/п

Программное содержание

Ход занятия

Музыкальный репертуар

13, 14

«Вхождение» в контакт, «выстраивание» духовного пространства.

Формировать умение сравнивать и сопоставлять настроение музыкальных образов с образами в живописи, литературе. Развивать творческую активность.

Формировать долгий плавный выдох. Развивать творческое воображение.

Развивать координацию движений, учить согласовывать движения с текстом, продолжать способствовать развитию воображения у детей.

Учить расслабляться, получать удовольствие от звучания музыки.

Развивать у детей внимание и память.

  1. Приветствие  

Здравствуйте детишки, девчонки и мальчишки!

Руки к солнцу протяните, «С добрым утром!», всем скажите!  

  1. Слушание музыки.

Чтение стихотворения «Мороз и солнце – день чудесный»- А.Пушкин. Найти схожие образы в музыке и стихотворении. Выбрать из стихотворения слова, которые подходят для определения характера музыки.

   

  1. Упражнение «Поймай снежинку»

Дети изображают, как поймали снежинку, а затем, на окончание музыкального предложения, сдувают ее с ладошек.

  1. Игра «Снежки»

Погуляем во дворе                   Ставят руки на пояс

По снежку немножко,               ходят в свободном направлении.

Мы потопаем ногами                Идут, топая ногами.

Сделаем дорожку.

Белый снег зачерпнём,

Слепим мы снежочки.              «Лепят снежки».

Будем их мы бросать.

Берегись, дружочек!                «Бросают снежки» друг в друга.

  1. Психогимнастика «Отдыхай!»

Наигралась, наплясалась детвора

Отдохнуть пришла пора

Ну а музыка сейчас

Прозвучит для всех, для вас!

(Дети ложаться на ковёр, закрывают глаза и слушают спокойную музыку)

  1. Прощание.

Возьмёмся за руки друзья!

Попрощаться нам пора.

Пусть тепло от ваших рук, согревает всё вокруг!

А тепло от ваших глаз, пусть поможет в трудный час!

«Вальс снежных хлопьев»

«Декабрь»

П.И. Чайковский

Можно подобрать любую весёлую, лёгкую мелодию

Подобрать красивую, спокойную музыку, можно взять композицию из «Музыки для релаксации»

№ п/п

Цель

Ход занятия

Музыкальный репертуар

15, 16

На заключительных занятиях все виды упражнений и заданий

проводятся по выбору детей из ранее изученного материала.

Можно составить заключительное развлечение по изученным материалам.

 

Примечание: Данная программа была апробирована на базе МДОУ «Ласточка» и показала положительные результаты.

Использованная литература

  1. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. –М.: Просвещение,1991. 93с.
  2. Выгодский Л.С. Психология искусства. М., 1968. 276 с.
  3. Дьяченко О. М. Пути активизации воображения дошкольников // Вопр. психол. 1987. № 1. С. 44—51.
  4. Дьяченко О. М., Кириллова А. И. О некоторых особенностях развития воображения детей дошкольного возраста. // Вопросы психологии. 1987. № 1. с. 44 – 51.
  5. Дьяченко О. М., Кириллова А. И. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста // Вопр. психол. 1980. № 2. С. 107—114.
  6. Каневский В. Звуки скажут больше, чем слова. –Обруч, 1997, -№5,
  7. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. М.: Просвещение; Учебная литература 1996. 160с.
  8. Лазарев М. Царство звука. – Обруч, 1996, -№3 с.13-14.
  9. Мухина В. С. Детская психология. М., 1985. 272 с.
  10. Петрушин В.И. Музыкальная психология.  -М.: Пассим, 1994.224с.
  11. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. // Известия АПН РСФСР. – М. –Л., 1947, вып.11.
  12. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.// Проблемы индивидуальных различий. – М., 1961. 115с.
  13. Ушинский К.Д. История воображения. Собр. соч.М. - Л., 2000. Т.8
  14. Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь. – изд. 3-е – Ростов н/Д.:Феникс, 2007. – 806с. – (Словари).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл занятий по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

Занятия направлены на развитие творческого воображения. В них входят задания на развитие невербального воображения, релаксация, пальчиковая гимнастика, игры....

Технология развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством техники рисования «по мокрому»

В процессе своей работы я не ставила целью повысить уровень технических навыков и умений детей и поэтому из множества изобразительных техник  способ рисования «по-мокрому» выбран намеренно....

Коррекционная работа по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития через изодеятельность

Возникающее в дошкольном возрасте творческое вооброжение  важный показатель развития не только познавательной сферы, но и формированияличности ребенка в целом....

Реферат на тему: «Потенциал изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста»

Потенциал изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста....

Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования.

Как разные виды деятелности, такие как игры с цветом, лепка и рисование влияют на развите творческого воображения....

Доклад на тему: "Интегрированная педагогическая психология развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста"

Старший дошкольный возраст является наиболее сензитивным для развития творческого воображения, что обусловленно возрастными и физиологическими особенностями ребенка....