Конспект НОД "ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОЛШЕБНЫЙ МИР МУЗЫКИ"
план-конспект занятия (музыкально-ритмическое занятие, подготовительная группа) по теме

Тематическое занятие, с элементами театрализованной деятельности, направлено на развитие у детей эмоциональной отзывчивости на музыку композиторов – классиков, музыкального слуха, голоса, чувства метроритма, развитие творческой способности, воображения.

Все задачи реализуются через интеграции областей, игровые ситуации, через различные виды музыкальной деятельности: музыкально-ритмические движения, слушание, пение, танец.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_volshebnyy_mir_muzyki.docx29.81 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОЛШЕБНЫЙ МИР МУЗЫКИ

 Конспект НОД по разделу художественно-эстетического развития  -образовательная область «Музыка» в подготовительной группе.

Интеграция образовательных областей: «Физическая культура», «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация»,  «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».

Зиновьева В.В., музыкальный руководитель

Программное содержание. Использовать разные виды деятельности (пение, слушание музыки, танцевальную, игровую, речевую) для закрепления знаний у детей о музыкальной грамоте, о средствах музыкальной выразительности.

Развивать активность. Закреплять исполнительские навыки,  умение создавать игровые образы, соответствующие характеру музыкальных произведений. Развивать фантазию, воображение, стимулировать творческие проявления.

Развивать способность вслушиваться, сравнивать и оценивать наиболее яркие музыкальные образы.

Петь песни, танцевать соответственно характеру музыки.

Цели:  

- закрепление изученного материала по основам музыкальной грамоте.  

- развитие чувства ритма и метрической стабильности;

- активизация мыслительных творческих способностей и воображения;

- ощутить нравственную и эстетическую красоту природы.

Задачи:  

-   повторить и закрепить знания о музыкальных и шумовых звуках;

-   развивать умения детей ориентироваться в знакомой музыке; 

-   определить на слух длинные и короткие звуки и их чередование, уметь показать их графически, передать в игре на музыкальном инструменте;

- уметь анализировать музыкальное произведение при помощи мнемотаблиц;

-   проявить творческие возможности в движении.

-   прививать любовь к музыке.

Оборудование:

Магнитофон, баян, аудиокассеты с записями, листочки, цветик-семицветик, карточки со схемами анализа музыкальных произведений, нотки, , детские музыкальные инструменты: колокольчики, ложки, металлофоны, треугольники, маракасы, бубны, арфы, ксилофоны.

ХОД  ЗАНЯТИЯ.

(Слайд 1).  Дети входят в зал.

Музыкальный руководитель: Ребята, утром  я шла в детский сад и думала,  как можно с вами интересно поздороваться и придумала. Посмотрите.

Показ ритмической модели «Добрый день», в конце произносит слово здравствуйте, разбив его по слогам.

-А как ещё можно поздороваться, кто нам покажет? (звучащими жестами)

Дети выполняют ритмическую модель, предложенную ребенком:

«Здравствуйте»- ты скажешь человеку.

«Здравствуй» - скажет он в ответ.

 И, наверно, не пойдешь в аптеку,

 А здоровым будешь много лет.

Музыкальный руководитель: Ах, как красиво в нашем зале, осень листья разбросала! Жёлтый коврик под ногами – это осень между нами, ходит, золотая,  листьями играя.  Как настроение ваше?

Дети. Просто отличное, хочется танцевать!

Музыкальный руководитель: Так что же вы ждете? Берите листочки, уж музыка звучит.                        

Танец «Осенняя фантазия»

Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите, на нашем ковре блестят какие-то яркие-яркие огоньки. Что это за цветок такой?  Давайте посчитаем лепестки.  Сколько лепестков? (7, это - цветик-семицветик). А вы встречали этот цветок в какой-нибудь сказке? (ответы детей). Наверное, это тот самый волшебный цветок.

Ребята, мне кажется, что этот цветок появился здесь не просто так, он приглашает нас куда-то. Ну что, отправимся туда, куда он нас зовет? (Да).  

Тогда давайте закроем глаза и скажем волшебные слова: Дети с закрытыми глазами проговаривают слова, сопровождая их звучащими жестами (по методике  К. Орфа).

«Лети, лети, лепесток, через запад  - на восток, через север, через юг, возвращайся,  сделав круг. Лишь коснешься ты земли, быть по-нашему вели! Вели, чтобы мы оказались там, куда зовет нас этот лепесток».

 ( Слайд 2).

Дети:  Куда это мы попали?

Музыкальный руководитель: Кажется, мы попали с вами в музыкальную страну.

Кто вспомнит, как называется дом, где живут ноты? (Нотный стан)

 Сколько линеек в нотном стане? (5)

 Как зову «короля» всех нот? (Скрипичный ключ)

 Сколько нот в музыкальной палитре.  7.

Давайте их споем. (Дети поют гамму, сопровождая рукой движение мелодии) 

Музыкальный руководитель: Вы так высоко поднялись, как птички в небо. Посмотрите, какой на нашей берёзке сидит дятел. Он занят своим делом.

Ребенок: 1. Дятел ствол долбит порою, ищет он себе обед.

Под коричневой корою притаился короед.

(М.Р. на ксилофоне  играет   распевку «Дятел» Н.Леви)

Сейчас мы погладим свое горлышко и споём распевочку «Дятел». Петь надо лёгким звуком, чётко и ясно произносить слова.

                                 Распевка «Дятел» Н. Леви.

 (Слайд 3).

Музыкальный руководитель: А теперь послушайте музыкальную фразу и скажите, какую песню мы с вами будем петь?  (Звучит вступление к песне «Скворушка прощается»  муз. Т. Попатенко, дети отгадывают). Кто сочиняет музыку? (композиторы). Кто сочинил музыку к песне «Скворушка прощается» (Т. Попатенко). В каком характере мы будем исполнять эту песню, если ребятам жалко расставаться с птицами до весны? (нежно, напевно, ласково, с грустью). 

Ребенок: 2. Дни давно короче стали, листья золотом горят.

Улетают птичьи стаи  за далёкие моря!        

Песня  «Скворушка прощается»  муз. Т. Попатенко

Музыкальный руководитель: В вашем исполнении прозвучало музыкальное произведение, определите его жанр. (Мальчики показывают соответствующую карточку).

Музыкальный руководитель: Хотите еще путешествовать? Тогда отрываем второй лепесток.

«Лети, лети, лепесток…»

 (Слайд 4).

М.Р. Нам звучащая музыка подскажет, куда мы попали? ( Звучит барабанная музыка). Как же ее можно назвать?

Ребята, внимательно послушаем, мы слышим мелодию? (нет).

А что слышится?  (ритм).  Но это тоже музыка.

Мы попали в город ритмических звуков.  

Скажите, какие звуки бывают?  (шумовые и музыкальные) 

Ребенок: 3.  Все на свете дети знают, звуки разные бывают:

 Журавлей прощальный клекот, самолета громкий рокот,

Гул машины во дворе,  лай собаки в конуре,

Стук колес и звон стекла, тихий шелест ветерка.

4. Это звуки – шумовые,  только есть еще другие:

Не шуршащие, не стуки - музыкальные есть звуки

Музыкальный руководитель: А какими бывают музыкальные звуки? (тихие-громкие, высокие-низкие)

Покажите, пожалуйста, на нотном стане и положением руки, где низкие звуки и где высокие?

Музыкально-дидактическая игра «Зайчик» (сочинить рассказ про зайчика).

Чистоговорка  «Паровоз» 

(дети ногами топают метр, а руками отхлопывают ритм)

Чу-чу, чу-чу я колесами стучу.

Чу-чу, чу-чу далеко я укачу.

Посмотрите, здесь повисли нотки, почему одни ноты с хвостиками, а другие без? (звуки долгие  и короткие, «ТА» и «ТИ») 

«Игра с капельками» 

«Ритмические формулы «Дятел» 

 (Ритмический рисунок прохлопать, выложить в  графическом изображении на магнитной доске, проиграть на ДМИ. Сыграть ритмические формулы  с паузой).

Музыкальный руководитель. Отправимся дальше в путь? Закрываем глаза:

«Лети, лети, лепесток…»

(Слайд 5).

Музыкальный руководитель. Не успели мы полюбоваться сказочно-красивой, разноцветной осенью, как листья уже стали темнеть, опадать с деревьев, дожди стали лить всё чаще. Грустно прощаться с осенней красотой и видеть, как природа увядает, потому что наступает поздняя осень.

                                        Кроет уж лист золотой

                                        Влажную землю в лесу…

                                        Смело топчу я ногой

                                        Внешнюю леса красу.

                                        Нет мне здесь прежних утех!

                                        Лес с себя тайну совлёк.

                                        Сорван последний орех,

                    Свянул последний цветок.     ( А. Майков.)

Настроение этой лёгкой грусти можно услышать и в пьесе «Осенняя песня», которую мы сейчас и послушаем.

Слушание пьесы П. И. Чайковского

(Слайд 6). 

Музыкальный руководитель. Кто написал это произведение и как оно называется?  (П.И.Чайковский, «Осенняя песня» из фортепианного цикла «Времена года»).

Работа по схеме анализа музыкального  произведения:

Какое настроение передано в этой музыке? (Минорное) 

Какой характер у этого произведения?  

Игра «Копилка». (Муз. рук. складывает ладошки вместе, а дети по очереди как бы складывают в «копилку» слова об этом произведении). 

(Музыка грустная, жалобная, тихая, печальная, неторопливая)

(Слайд 7).

Да, музыка звучит жалобно, печально, застыло, неторопливо. Природа словно замерла перед долгим сном.

Сколько частей в произведении «Осенняя песня»? (Три части)

Как звучала эта пьеса быстро или медленно (медленно, не спеша), громко или тихо (тихо, не громко, иногда погромче).

Каким цветом можно отметить такую музыку? (синим, серым)

В каком исполнении прозвучало произведение? (в исполнении симфонического оркестра).

Музыкальный руководитель. Отправляемся дальше? Закрывайте глаза:

 «Лети, лети, лепесток…»

(Слайд 8).

Музыкальный руководитель. Ах, сколько музыкальных инструментов в нашем зале! Сейчас мы сыграем  одновременно на всех инструментах, как называется такой коллектив? (Оркестр). Как называют руководителя оркестра? (Дирижер).                

«Голубая вода»  муз . П.Мориа, исп.  детский шумовой оркестр «Лира»

Музыкальный руководитель. Какие вы молодцы! Нам пора отправляться в путь. Закрывайте глаза: «Лети, лети, лепесток…»

Звучит танцевальная музыка.  (П.Чайковский «Полька»)

Музыкальный руководитель. Ребята, слышите, музыка какая-то играет.

Что это за музыка? (Это полька)

А какая эта музыка песенная, маршевая или танцевальная? (Танцевальная)

Правильно, мы попали в город танцев.

Танец «Полька»  муз.  П .И.Чайковского

Музыкальный руководитель. Отправимся дальше в путь? Закрываем глаза:

«Лети, лети, лепесток…»

Звучит мелодия песни «Осень милая, шурши!» муз. М. Еремеевой

Музыкальный руководитель. Опять  музыка звучит. Вам она, случайно не знакома?  (Знакома). Что же это?   (песня).

Правильно, ведь мы сейчас находимся в стране песен. Как называется эта песня и кто ее автор? («Осень милая, шурши!» муз. М. Еремеевой)

Споем песню об осени нежно, напевно, ласково, с грустью, Ведь мы прощаемся с Осенью.

.Песня «Осень милая, шурши!» сл и муз. М.Еремеевой

 Музыкальный руководитель. Очень красиво танцевали, пели и про ноты все знаете, и на музыкальных инструментах замечательно играли.

Мне кажется, что даже у нашего семицветика лепестки стали ярче.

Посмотрите, у нас еще остались лепестки на цветке. Только сегодня мы их обрывать не станем, ведь волшебный мир музыки такой огромный и нам еще предстоит много путешествовать по нему и много узнать о музыке, а цветик-семицветик будет нам в этом помогать. А теперь пора нам возвращаться в детский сад, давайте закроем глаза и попросим цветик унести нас обратно.

                                                        «Цветик, унеси нас назад,

                                                    В наш любимый детский сад».

Звучит музыка, дети открывают глаза.

АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ:

Музыкальный руководитель. Вот мы и вернулись из нашего замечательного путешествия. Скажите, пожалуйста, что больше всего вам запомнилось в нашем путешествии?  (ответы детей.) Какие вы молодцы, я очень довольна нашим занятием в память о путешествии я хочу вам подарить маленькие нотки, поблагодарю вас за такое замечательное путешествие и  приглашаю на следующее. (Музыкальный руководитель раздает ноты)

Я вас буду ждать. До свидания!

Список литературы

  1. Каплунова И.М, Новоскольцева И.Н. Программа «Ладушки».-СПб.: Детство,2000.
  2. Бекина С.И. и Ломова Т.П. и др. Музыка и движение (для детей 6-7лет) - М., Просвещение, 1984.
  3. Буренина А.И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). – СПб.: ЛОИРО, 2000.
  4. Тютюнникова Т.Э Бим! Бам! Бом! - Санкт-Петербург, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе "Путешествие в волшебный мир музыки"

Конспект занятия для музыкальных руководителей по формированию музыкально-сенсорных способностей...

Конспект Совместной досуговой деятельности (с родителями) Тема: «Волшебная сила музыки».

Цель: создание условий для художественно-эстетического развития детей средней группы в процессе музыкальной и творческой деятельности совместно с родителями.Задачи:Социально-коммуникативное:- обеспечи...

Конспект интегрированной НОД в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Волшебная сила музыки"

Цель: формирование эмоционально-волевой сферы посредством разнообразия окружающих музыкальных звуков.Задачи:Образовательные:¾    Закрепление представлений детей об окружающих зву...

конспект занятия «Волшебная сила музыки»

Конспект занятия музыкального руководителя «Волшебная сила музыки»...

Конспект НОД по развитию речи, музыке, изобразительной деятельности. "Волшебный цветок"

Программное содержание:1. Систематически развивать восприятие прекрасного, эстетические чувства,представления детей.2. Приобщать детей к деятельности в области искусства, воспитывая у них потребность ...

Конспект НОДПутешествие в страну правил дорожного движения. «Для чего нужны светоотражающие элементы»

Цель: выработать у детей привычку правильно вести себя на дорогах, воспитать из них грамотных пешеходов, использующих светоотражающие элементы (фликеры) при передвижении в тём...