Роль музыкального руководителя в эстетическом воспитании детей
статья по музыке по теме

Роль музыкального руководителя в эстетическом воспитании детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_rol_muz.rukovoditelya_v_esteticheskom_vospitanii.doc52.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов «Образовательный центр» города Нефтегорска муниципального района Нефтегорский Самарской области -

структурное подразделение, реализующее программы

дошкольного образования – детский сад «Солнышко»

______________________________________________________________________

446600, Самарская область, г. Нефтегорск, ул. Спортивная, 19.

тел/факс:(84670)2-19-04; E- mail:solnyichko2008@yandex.ru

www.solnyshko-mdou.ucoz.ru

Роль музыкального руководителя в эстетическом

воспитании детей дошкольного возраста.

Музыкальный руководитель

с/п-д/с «Солнышко» г. Нефтегорск

Сенина Татьяна Петровна

     Ни одно из искусств не обладает такой действенной силой, как музыка, являющаяся средством духовного самосознания человека.

А дошкольный возраст – первоначальная ступень, на которой происходит знакомство ребёнка с элементарными основами музыкального искусства, начинает формироваться его личностное отношение к музыкальным образам, закладываются предпосылки музыкального вкуса. Научить детей воспринимать прекрасное в окружающей жизни и искусстве, приобщить к удивительному и прекрасному миру музыки и наслаждаться им, развивать его музыкально-творческие способности  –задача

музыкального руководителя.

    Звуковая среда, в которой находятся наши дети, - важное средство эстетического воспитания. Я стараюсь создать потребность постоянного общения с прекрасной музыкой, которой буквально насыщена «музыкальная» жизнь наших ребят. Записи классической, народной, современной музыки я использую для слушания, при разучивании танцевальных композиций, для развития творческого мышления. Детский сад приобрёл множество дисков, например, с музыкальными и немузыкальными звуками, которые развивают слуховое внимание и память, умение выделять различные качества звуков и сравнивать их. Также, диски с ритмопластикой, плюсовые и минусовые фонограммы. Работа под фонограммы даёт возможность наблюдать за каждым ребёнком, корректировать движения прямо в процессе исполнения, увлекать собственным показом. Яркая, живая музыка вызывает желание двигаться, танцевать, позволяет раскрыться каждому ребёнку, показать, на что он способен. Если музыка нравится, у детей возникает желание двигаться, им трудно усидеть на месте, они буквально выплёскивают свои эмоции. Величаво «плывут» девочки под музыку русских народных хороводов («Прялица», «Сударушка», «У моей России длинные косички…». Закружилась в вихре звуков «Камаринская», «Калинка, «Яблочко» - и вот уже другиеэмоции, другие средства подсказывает музыка. А вот современная музыка «От чего так в России берёзы шумят» в исполнении группы «Любэ», и захватывает дух от того, как ребята в танце «переживают» проникновенную мелодию.

       При диагностировании детей в старших группах к концу года именно в музыкально-ритмических движениях выявился высокий уровень развития

( гр. №8: высокий-74%, средний-26%, низкий-0% ), (гр. №6: высокий-53%, средний-41%, низкий-6%) .

    Детский голос звучит так чисто, так высоко. Мы стараемся, чтобы он звучал постоянно в д/с . Играя или рисуя, вышивая или мастеря что-нибудь. Сейчас, в современное время, многие предпочитают наиболее грубые шлягеры, которые часто звучат по радио или магнитофону, с экранов телевидения. А нужно ли это детям? Думаю, что нет! Эти мелодии перевозбуждают детей, агрессивно настраивают, заставляют безобразно двигаться, выкрикивая слова, петь неестественным голосом, подражая певцам. А ведь с помощью красивой музыки можно выразить свои собственные чувства: радость, грусть, разочарование, тревогу. Настоящее искусство помогает выразить свои эмоции в культурной форме. Из родника музыки начинал пить каждый ещё в младенчестве, слушая колыбельную песню. Я рассказываю детям, что песни сопровождают человека всю жизнь: поют новорождённому, поют на свадьбе, поют, провожая человека в последний путь; поют солдаты, возвращаясь с учения, поют, идя с тяжёлой работы…Потешки, пестушки, приговорки, прибаутки, сказки, а позже былины. Если ребёнок в раннем детстве имеет возможность видеть подлинно художественные произведения искусства, слушать подлинную музыку, у него сформируются правильные ориентиры и именно то, что называется словом «вкус», т.е. способность отличать красивое от банального или безобразного. Поэтому была создана презентация «Детский альбом П.И.Чайковского», где дети слушают классические произведения великого композитора.

   А бывают ли наши дети в музеях, на концертах? И здесь нам приходят на помощь родители, которых мы тоже должны просвещать в вопросах эстетического воспитания. Только в содружестве мы сможем выполнить задачи, поставленные перед нами: воспитание целостности и гармонии в мироощущении и характере детей. Наши родители всегда откликаются на просьбы, выполняют поручения и активно участвуют в музыкальной жизни детского сада. Многие дети посещают Дом творчества «Радуга», по возможности ходят на концерты, спектакли в ДК «Нефтяник», они являются непосредственными участниками педагогического процесса.  Так, родители активно принимают участие в праздниках и развлечениях, готовят костюмы, атрибуты, участвуют в инсценировках, сказках. Например, в группе №5 «Весёлые нотки» без участия родителей не прошло ни одно мероприятие. Будь то родительское собрание «Играем вместе с детьми» (Мастер-класс воспитателей Пешковой С.А.Сергеевой А.М.., муз. руководителя Сениной Т.П.) или КВН для мам, или костюмированная сказка «Подарки Деда Мороза».  

     Наши маленькие человечки немножко волшебники. Важно использовать всесильно детскую фантазию, направить её в творческое русло. Чтобы всколыхнуть детское воображение, стараюсь всё делать в игровой форме. Даже слушая классическое произведение, мм его обыгрываем с детьми: или оркеструем, или выражаем свои чувства в движении, так детям легче понять замысел композитора. Например, ритм «Неаполитанской песенки» Чайковского, его акценты можно подчеркнуть бубном или кастаньетами. А вальс, его меняющийся характер можно показать движениями рук, то плавными и неторопливыми, то более смелыми, активными. А ещё лучше получится, если дети сами импровизируют, танцуют под музыку.

       Результатами своего труда, своими творческими успехами дети хотят поделиться с окружающими: с детьми других групп, с родителями, выступить перед всеми воспитателями. Поэтому праздники, развлечения, досуги они воспринимают, как итог своей творческой работы. Ведь праздник – это не только радость для себя, но и возможность порадовать других, и в первую очередь своих близких. Большинство развлечений я провожу без натаскиваний детей и излишних тренировок и репетиций, а экспромтом. А если есть новые номера, то они готовятся индивидуально, «по секрету» от детей. Порой дети даже не знают, что их ждёт в зале. Все номера делаются на программном материале. А сюрпризы – это уже дело педагогов. Ведь важнее создать радостную обстановку, полную таинств и сюрпризов.

       Хочется отдельно остановиться на театрально-игровой деятельности детей. Большой опыт работы с детьми показал, что со словом «театр» у детей связано ощущение праздника, радости, веселья и, конечно же, сказки. Дети очень любят этот вид искусства, с удовольствием инсценируют, превращаясь в того или иного героя. Особенно любят старые сказки на новый лад. Ведь зная сюжет сказки, они могут интерпретировать, импровизировать. Так очень удачно получаются сказки «Репка», «Курочка Ряба» на новый лад, а также разнообразные сценки, инсценировки. Театр охватывает все стороны воспитания дошкольников. Дети развивают свои умственные способности, память, речь, обогащается литературный язык. А если это музыкальная сказка, то и певческие способности, и артистизм. Участие в театрализованном представлении воспитывает в детях ответственность, желание не подвести товарищей, даёт возможность познать себя, развить свои артистические способности. В каждой группе воспитатели создали театральные уголки: «Волшебные превращения», «Встречи с героями сказок», театр «Варежка», настольные театры, пальчиковые и др. В каждом празднике всегда есть место театрально-игровой деятельности. А декорации, костюмы и атрибуты просим сделать родителей. Например, сказочную печку сшили из обыкновенной простыни, украсили, натянули на каркас – и печка готова. Красочно разукрасили родители и большой чайник под Гжель, сшили костюмы к инсценировке. Посмотрев спектакль «Осень - Непогодушка», родители изменили своё отношение к нашей работе, ведь порой они и не подозревали, что их дети так талантливы, так артистичны и музыкальны.

     Важную роль играет в таких спектаклях музыка. Умение ввести музыку в действие, давать звуковые наплывы, звуковые сюрпризные моменты, подбирать музыкальные заставки, органически сочетать музыку со словом – это, по сути, режиссёрское решение. Часто дети сопровождают действия игрой на музыкальных инструментах, танцуют, манипулируют куклами под музыку. У детей появилось желание самим сочинять с незначительной помощью взрослых рассказы, сказки. А главное, мы приоткрыли детям дверь в храм искусства, называемый удивительным словом – театр.

      Эстетическое воспитание в детском саду – это ежедневная работа во всех видах деятельности. Я учу детей видеть прекрасное в природе, учу слушать его в музыке.

Так, была мною создана презентация «Музыка в природе», где сочетаются 3 синтеза искусств: прекрасная музыка Грига, трепетные стихи Тютчева и Есенина, анимационные картины природы. Стараюсь, чтобы дети получив радость, удовольствие, выразили бы свои ощущения в изобразительной деятельности. Дети по-своему отражают музыку в рисунках: если звучала весёлая музыка. то и рисунки получаются яркие, радостные. Утверждается право ребёнка на индивидуальность. А затем работы детей занимают место на выставке. Это ещё больше подхлёстывает детей на творчество. Все виды искусства в сочетании с музыкой воспитывают в ребёнке способность искать, фантазировать, принимать самостоятельное решение, мыслить смело и свободно, словом, воспитывают эстетический вкус. И главное, формируется творческая личность.

    Таким образом, в основе содержания моей работы в эстетическом развитии детей лежат 4 основных компонента:

Эмоциональный компонент обусловлен спецификой музыкального искусства, его яркостью, эмоциональной заразительностью. Общение с музыкой вызывает у ребёнка не только различные эмоции, но и способствует накоплению эстетического опыта.

Познавательный компонент связан с расширением знаний и представлений детей о музыке как искусстве, с элементарными понятиями о свойствах музыки, о музыкальной деятельности. На основе получаемой информации у детей развиваются познавательная активность, интерес к музыке, формируются предпочтения, связанные с восприятием тех или иных музыкальных произведений.

Деятельный компонент тоже очень важен, так как каждый вид деятельности обеспечивает возможности для развития музыкальных способностей ребёнка. На основе полученных знаний развиваются творческие проявления к песенным, игровым и танцевальным импровизациям.

Социально-личностный компонент развивает интерес к музыке, желание её слушать, давать собственную оценку, способствует установлению положительных взаимоотношений со сверстниками, с педагогами в дошкольном учреждении и в семье.

   В результате, от меня, музыкального руководителя, зависит нравственно-эстетическое становление личности, так как эстетическое воспитание вносит черты целостности и гармонии в мироощущение и характер детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль музыкального руководителя в эстетическом воспитании дошкольников

Перечень программ художественно-эстетического воспитания; основные требования к проведению интегрированного занятия....

Роль музыкального руководителя в развитии творчества детей в образовательно – воспитательном процессе

Роль музыкального руководителя в развитии творчества детей в образовательно – воспитательном процессе...

Роль музыкальной деятельности в эстетическом воспитании дошкольников

Эстетическое воспитание в детском саду осуществляется под влиянием действительности (природы, быта, труда и общественной жизни) и искусства (музыки, литературы и театра)....

Доклад на районное методическое объединение для музыкальных руководителей "Осуществление нравственного воспитания детей на музыкальных занятиях"

Данный доклад раскрывает значимость нравственного воспитания детей и возможность его осуществления на музыкальных занятиях....

«Роль дидактических игр в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста».

Дидактические игры  направленные на сенсорное развитие детей, в частности на развитие чувства цвета обладают большими возможностями: позволяют знакомить детей с качествами и свойствами предметов ...

Роль музыкального руководителя в успешной адаптации детей раннего возраста.

Роль музыкального руководителя в успешной адаптации детей раннего возраста....