Использование технологии ИКТ на музыкальных занятиях.
методическая разработка (музыкально-ритмическое занятие, подготовительная группа) на тему

Сеняева Наталья Павловна.

Презентация POWER POINT "Музыкальные жанры" использовалась на итоговом занятии по закреплению у детей знаний о жанрах. Для детей презентация - это сюрприз, игра, музыкальные загадки.  Сначала на слайде звучит музыка какого - либо жанра. Задача детей, определить жанр, назвать музыку, а затем рассказать о средствах музыкальной выразительности. Если дети отвечают правильно, то открывается слайд с изображением слайда. Вторая часть занятия заключалась в детском вокальном и танцевальном творчестве. Детям предлагалось избразить жанр через движения, спеть колыбельную, используя только слова "баю бай, баюшки - баю", поэксперементировать в оркестре. Презентация очень помогла детям в создании музыкального образа.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Музыкальные жанры. Автор:Сеняева Наталья Павловна.

Слайд 2

Цель. Закрепление знаний о жанрах

Слайд 3

Задачи. Определение на слух жанров разного характера. Развитие у детей эмоционально – образного восприятия.

Слайд 4

Используемые технологии. И К Т З доровье сберегающие.

Слайд 5

Предварительная работа Слушание музыкальных жанров Показ презентации. Определение детьми жанров на слух.

Слайд 6

Умение детей изображать жанры в движении Исполнение жанров на музыкальных и ударных инструментах Песенное творчество Развитие у детей интегративных качеств

Слайд 24

2013 год.



Предварительный просмотр:

Конспект итогового занятия «Музыкальные жанры»

с использованием технологии ИКТ (авторская работа).

Цель: Закрепление у детей знаний о жанрах.

Задачи: Развивать умение детей определять на слух жанры разного характера

-Закреплять умение детей изображать жанры через движения.

- Танцевальное и вокальное творчество.

- Использование презентации Power Point.

Программное содержание.

Музыкальный руководитель.

Дети, как всегда наше занятие мы начнем с приветствия.

Дети поют «Здравствуйте» по основным звукам трезвучия сверху к тонике.

Музыкальный руководитель.

Хорошо. А теперь я предлагаю повторить приветствие, но я жестом покажу вам направление мелодии (варианты мелодии по желанию педагога).

Теперь повернитесь направо и продолжим занятие. Дети маршируют по залу

дважды (Звучат два разных «Марша»). Педагог предлагает встать в круг.

Музыкальный руководитель.

В начале занятия мы с вами использовали два разных жанра. Назовите их. Дети. Пение, песня, марш.

Музыкальный руководитель.

Правильно. Теперь давайте назовем еще жанры.

Дети. Колыбельная, танец, балет, «Калинка», «Вальс», «Полька», «Галоп».

Музыкальный руководитель.

Правильно. Сегодня мы будем отгадывать музыкальные загадки. Для этого давайте пройдем в концертный зал и займем свои места (дети рассаживаются на стульчики напротив экрана).

Начинается демонстрация презентации.

На первом слайде звучит «Военный марш» Г. Свиридова (если дети правильно определяют жанр, то открывается следующий жанр с изображением жанра).

Дети. Это военный марш.

Музыкальный руководитель.

Откроем следующий слайд. Изображение военных на параде. Правильно. Расскажите, какая музыка.

Дети. Радостная, ритмичная, строгая, праздничная.

Музыкальный руководитель.

Правильно. Слушаем дальше. На следующем слайде вставка музыки вальса «Маскарад» А. Хачатуряна

Назовите этот жанр.

Дети. Это «Вальс».

Музыкальный руководитель.

Посмотрим на слайд (по щелчку открывается слайд). На слайде танцующие пары. Правильно. Что вы можете сказать об этой музыке?

Дети.

Она плавная, иногда строгая и громкая, мягкая.

Музыкальный руководитель.

Молодцы. Слушаем дальше. Звучит «Вальс» №12 Ф. Шопена. Как называется этот жанр?

Дети. Тоже «Вальс».

Музыкальный руководитель.

Отличается этот вальс от предыдущего?

Дети. Да. Эта музыка мягкая, нежная, плавная, спокойная.

Музыкальный руководитель.

Правильно. Следующая загадка. Звучит «Марш» Ж. Бизе из оп. «Кармен».

Дети, назовите этот жанр.

Дети. Это «Марш». Это Детский марш. Это праздничный марш.

Музыкальный руководитель.

Посмотрим на изображение. Открывается слайд: дети идут на праздник. Вы правильно назвали жанр. Дети расскажите о музыке.

Дети. Она веселая, радостная, ритмичная, праздничная.

Музыкальный руководитель.

Дети, я с вами согласна. Слушаем дальше. Звучит песня «Мама-первое слово» сл. Энтин Ю. музыка: Буржоа Жерар. Дети сразу запели эту песню.

Ответили, что жанр – песня. Песня ласковая, нежная, спокойная, медленная, протяжная. На следующем слайде была фото хора. Продолжаем слушать музыку. Звучит музыка А. Спадавеккиа «Добрый жук». Как называется этот жанр?  Какая музыка?

Дети. Полька. Детская полька. Галоп. Музыка веселая, легкая, радостная, отрывистая. Музыка из фильма «Золушка».

Музыкальный руководитель.

Сейчас посмотрим. Открывается слайд с танцующими детьми. Дети, вы правильно отгадали загадку. Слушаем дальше. Звучит «Колыбельная» муз. А. Моцарта в оркестровом исполнении. Назовите жанр.

Дети: Это колыбельная.

Музыкальный руководитель.

Дети, скажите, эта музыка вокальная или инструментальная? И какая она?

Дети. Музыка инструментальная. Она нежная, мягкая, пушистая, протяжная, спокойная.

Музыкальный руководитель.

Последняя загадка. Звучит музыка И. Дунаевского «Полька». Назовите последний жанр. Расскажите, какая музыка.

Дети. Это полька. Она веселая, быстрая, зажигательная, отрывистая. Мы ее танцевали.

Музыкальный руководитель.

Правильно. Дети, вы молодцы! Осталась последняя загадка. Но прежде, давайте вспомним все жанры, которые мы слушали и видели на экране.

Дети. «Вальс», «Марш», Песня, «Колыбельная», «Полька», «Галоп».

Музыкальный руководитель.

Дети, а теперь, скажите, всю эту музыку исполнял оркестр или один музыкант?

Дети: Оркестр. На экране появилось изображение симфонического оркестра.

Музыкальный руководитель.

Молодцы! Дети, похлопайте себе.

Но музыку можно не только слушать, но и изображать в движении. Давайте попробуем. Я предлагаю это сделать сейчас.

Вторая часть занятия.

Музыкальный руководитель.

 У меня в руках пилотки. Как вы думаете, для кого они предназначены?

Дети. Для военных.

Музыкальный руководитель.

Правильно. А кто из вас будет военным?

Дети. Мальчики.

Музыкальный руководитель.

Правильно. Ну что же, мальчики, кто хочет, выбирайте пилотки и покажите нам «военный марш» (пилотки для морских десантников и сухопутных войск). Кто будет командиром? (Мальчики застеснялись). Я предложила кандидатуры Юры Г и Артема Б. Артем оказался увереннее, и встал первым. Мы вспомнили слайд с военными, их осанку и ритмичную, торжественную музыку военного марша. Мальчикам удалось создать образ военных: они маршировали эмоционально, ритмично, и четко чеканили шаг. Девочки хлопали во время марша, тоже эмоционально воспринимали военную музыку. В конце мы их похвалили.

Теперь я предлагаю станцевать вальс. Шаг вальса мы с вами не учили, но этот танец можно изобразить и по-другому. В зале у нас есть атрибуты. Как вы думаете, с какими атрибутами вы могли бы танцевать вальс?

Дети. С шарфиками, с ленточками.

Музыкальный руководитель.

Я с вами согласна. Кто хочет пофантазировать под музыку? (подняли руки все девочки) Хорошо, выходите танцевать все девочки (девочки выбрали шарфики). Вспомнили о характере вальса, средствах музыкальной выразительности.

Звучал «Вальс» музыка Делиба.

Девочки танцевали самостоятельно, с удовольствием, не повторяя движений других девочек, проявили свои творческие возможности.

Музыкальный руководитель.

Молодцы, девочки. Мальчики, похлопайте девочкам.

А еще музыку можно петь, например, сочинить колыбельную. Надо будет спеть колыбельную кукле, убаюкать пупса. Вспомним, какая музыка по характеру у колыбельной песни. Как смотрела мама на своего малыша.

Дети. Мама смотрела на своего ребенка ласково, с любовью. Музыка нежная, плавная, спокойная, любимая.

Музыкальный руководитель

Правильно. Но вам надо сочинить свою колыбельную, используя только слова: «баю- бай; баюшки-баю».

Дети. Сначала решились спеть колыбельную только девочки, а в конце свою песню исполнили Юра Г. и Дима. Одни дети пели уверенно, заканчивали мелодию на тонике; часть детей пели тихо, но с удовольствием, а главное то, что дети показали свои творческие возможности самостоятельно, без специальной подготовки, демонстрируя приобретенные вокальные умения.

Музыкальный руководитель

Дети, заключении я предлагаю вам танцевать «Польку» на музыку Спадавеккиа. Мы вспомнили характерные движения. Дети танцевали в парах.

Исполняли три фигуры. Самостоятельно услышали, что 1чать музыки трех фигур одинаковая, поэтому танцевали на эту музыку только поскоки. Под музыку 2 части каждой фигуры одни пары придумали несколько движений, кто-то повторялся. Однако все пары старались проявить свою индивидуальность, смогли договариваться между собой и танцевали весело, эмоционально с желанием. В конце занятия я поблагодарила всех детей за их творчество, за то, что они с удовольствием занимались, правильно отгадывали музыкальные загадки, а затем красиво танцевали свои танцы и пели с любовью колыбельные. Мы все дружно похлопали.

Это занятие снималось на видео после восьмого марта, оно специально не готовилось, т.е. не репетировалось. Сюрпризным моментом для детей была презентация POWER POINT.

Использование технологии ИКТ на музыкальных занятиях, как показывает, практика, очень эффективна для достижения разных целей: для закрепления знакомого материала, для интонационной выразительности в пении, для проявления творческой индивидуальности дошкольника. Работая с детьми, у которых тяжелые нарушения речи, я наблюдаю, насколько им сложнее стало различать средства музыкальной выразительности, дифференцировать настроение, фантазировать под музыку. Эмоциональная бедность или незрелость, задержка ассоциативного мышления, неспособность соединить образ и эмоцию, побуждает педагогов применять современные способы и методы в работе. Мне кажется, что как раз презентации POWER POINT помогают детям создавать музыкальный образ, так как эта технология является зрительной стимуляцией к эмоциональному восприятию музыки.

Мною созданы несколько авторских презентаций к разным видам музыкальной деятельности, апробировано в работе с детьми. Презентация к песне «Солнечная капель», танцу на песню Мама» помогли детям исполнить на празднике песню с весенним настроением, а станцевать нежно, пластично, выразить в движении свою любовь к маме.

Очень понравилась детям игра на закрепление умения различать на слух музыкальные инструменты. Дети спросили, где можно скачать эту игру.

Я рассматриваю технологии ИКТ, как современный дидактический материал, который легко и с интересом воспринимается нашими детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «СКАЗКОТЕРАПИЯ» НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ. Из опыта работы.

Цели.Повышение внимания и заинтересованности детей на музыкальных занятиях, формирование у дошкольников позитивного поведения с опорой на пример положительных сказочных героев, развитие творческих спо...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «СКАЗКОТЕРАПИЯ» НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ

Особый интерес у детей вызывает слушание музыки, которая иллюстрирует рассказ, сказку. Они помогают актвному восприятию и усвоению детьми новых музыкальных произведений....

Использование технологии " Сказкотерапия" на музыкальных занятиях в ДОУ

       Музыка играет большую роль в эстетическом воспитании дошкольника.Правильно и хорошо организованное слушание музыки помогаетразвитию кругозора и воображения ребенка, о...

Статья " ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «СКАЗКОТЕРАПИЯ» НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ"

В статье описана специальная работа по привлечению внимания детей с помощью элементов сказок на занятиях, развитию навыков творческого рассказывания на основе знакомства со сказками....

"Использование технологии "Cказкотерапия" на музыкальных занятиях"

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста , сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литератур...

Развитие речи детей старшего возраста посредством использование технологии Синквейн на музыкальном занятии

В настоящее время одной из основных задач дошкольного образования является развитие у детей познавательно–речевых способностей. Это связано с тем, что образная, богатая синонимами, дополнениями ...