ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА МУЗЫКАЛЬНОМ ЗАНЯТИИ
учебно-методическое пособие по музыке на тему
Игры для развития звуковысотного слуха
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_dlya_razvitiya_zvukovysotnogo_sluha.doc | 93 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Игры для развития звуковысотного слуха
Музыкальное лото
Игровой материал. Карточки по числу играющих, на каждой нарисованы пять линеек (нотный стан), кружочки-ноты, детские музыкальные инструменты (балалайка, металлофон, триола).
Ход игры. Ребенок-ведущий играет мелодию на одном из инструментов вверх, вниз или на одном звуке. Дети должны на карточке выложить ноты-кружочки от первой линейки до пятой, или от пятой до первой, или на одной линейке.
Игра проводится в свободное от занятий время.
СТУПЕНЬКИ
Игровой материал. Лесенка из пяти ступенек игрушки (матрешка, мишка, зайчик), детские музыкальные инструменты (аккордеон, металлофон, губная гармошка).
Ход игры. Ребенок-ведущий исполняет на любом инструменте мелодию, другой ребенок определяет движение мелодии вверх, вниз или на одном звуке и соответственно передвигает игрушку (например, зайчика) по ступенькам лесенки вверх, вниз или постукивает на одной ступеньке. Следующий ребенок действует другой игрушкой.
В игре участвует несколько детей.
УГАДАЙ КОЛОКОЛЬЧИК
Игровой материал. Карточки по числу играющих, на каждой нарисованы три линейки; цветные кружочки (красный, желтый, зеленый), которые соотвётствуют как бы высоким, средним и низким звукам; три музыкальных колокольчика (по типу «Валдай») различного звучания.
Ход игры. Ребёнок - ведущий звенит поочередно то одним, то другим колокольчиком, дети располагают кружки на соответствующей линейке: красный кружок на нижней, если звенит
большой колокольчик; желтый на средней, если звенит средний колокольчик; зеленый — на верхней, если звенит маленький колокольчик.
Играют несколько детей.
ПОВТОРИ ЗВУКИ. БУБЕНЧИКИ.
Игровой материал. Карточки (по числу играющих) с изображением трех бубенчиков: красный - «дан», зеленый - «дон», желтый –«динь»; маленькие карточки с изображением таких же бубенчиков (на каждой по одному) или кружочки любого цвета; металлофон. Ход игры. Воспитатель - ведущий показывает детям большую карточку с бубенчиками: «Посмотрите, дети, на этой карточке нарисованы три бубенчика. Красный бубенчик звенит низко, мы назовем его «дан», он звучит так (поет до первой октавы): «дан-дан-дан». Зелёный бубенчик звенит немного выше, мы назовем его «дон», он звучит так (поет ми первой октавы): «дон-дон-дон.» Желтый бубенчик звенит самым высоким звуком, мы назовем его «динь», и звучит он так (поет соль первой октавы): «динь-динь-динь». Педагог просит детей спеть, как звучат бубенчики: низкий, средний, высокий. Затем всем детям раздают по одной большой карточке. Воспитатель показывает маленькую карточку, например, с желтым бубенчиком. Тот, кто узнал, как звучит этот бубенчик, поет «динь-динь-динь-динь» (соль первой октавы). Воспитатель дает ему карточку( или кружочек), и ребенок закрывает ею желтый бубенчик на большой карточке. Металлофон можно использовать для проверки ответов детей, а также в том случае, если ребенок затрудняется спеть (он сам играет на металлофоне). Вариант беседы (вариант игры). Ход. Музыкальный руководитель рассказывает: «Жили были три веселых бубенчика: Динь, Дан и Дон. У каждого была своя песенка. Бубенчик. Динь пел тоненьким голоском. «Динь-динь» – звучала его песенка. Дан пел песенку средним голоском: «Дан-дан». А у бубенчика Дон голосок был потолще, пониже чем у его братьев. «Дон-дон» - грозно звучала его песенка. Посмотри на эти линеечки. На каждой из них нарисован бубенчи, .бубенчики поют свои песенки. Догадайся, какой бубенчик звучит выше всех, а какой ниже? Спойте песенку каждого бубенчика и одновременно покажите рукой бубенчики, изображённые на разных линейках. ( Используется фланелеграф, на котором три линеечки и бубенчики должны быть в своих домиках). |
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПТЕНЧИКИ
Дидактическая игра на закрепление знаний о высоте звука (высокий и
низкий), развитие детского творчества
Игровой материал
Демонстрационный: картина с изображением дерева, ветки которого
расположены в виде нотоносца; птички — 5 шт. (см. стр. 54); набор шапочек
для «птичек».
Раздаточный: карточка с изображением дерева, ветки которого расположены в
виде нотоносца (см. стр. 53); птички — 5 шт. Комплект готовится на каждого
ребенка.
Примечание: дерево и птички должны быть соразмерны, ветки — нотный стан,
птички — ноты.
Ход игры
Музыкальный руководитель. Наступила весна, вернулись из теплых краев
птицы, свили гнезда и вывели птенчиков. Обрадовались птенчики, что
научились летать, и стали с веточки на веточку порхать, песенки петь.
Музыкальный руководитель выбирает несколько детей, надевает на них шапочки
птички-мамы и птенчиков и дает им в руки изображения птиц.
Дети (поют полевку). Мы птенчики веселые, умеем мы летать И с веточки на
веточку нам весело порхать.
Ноты «Музыкальные птенчики»
Си- бемоль 2\4 \ до\ фа фа фа ля\ до(2) до до фа\ соль соль фа ми\ фа.
До1\ фа фа фа ля\ до(2) до до фа\ соль соль фа ми\ фа \\
I вариант (для детей младшего возраста).
Ребенок, изображающий маму, ставит птицу на нижнюю веточку и поет
импровизированную песенку низким голосом.
А мамочка волнуется: Лети-ка, птенчик, вниз! Спою я колыбельную, и ты
уснешь, малыш!
Дети, изображающие птенчиков, прикладывают птенчиков к веткам повыше и
поют высокими голосами.
Не хочу к тебе лететь, буду здесь я песни петь.
II вариант (для детей старшего возраста).
Выбирается мама-птичка и птенчики. Дети-птенчики поют свою песенку и
раскладывают изображения по верхним веткам дерева, называя по их именам:
птенчик Ре, птенчик Си и т. д.
Затем свою песенку поет мама, она «слетает вниз» и зовет к себе малышей.
Каждый птенчик поочередно пропевает свой звук, слетает
с дерева и садится рядом с мамой. По окончании игры все дети пропевают
имена (названия нот) птенчиков и возвращают их на веточки.
Примечание: игру также можно проводить с использованием раздаточного
материала.
ВЕСЕЛЫЙ ПАРОВОЗИК
Дидактическая игра на закрепление знаний о длительности звуков
Игровой материал
Демонстрационный: паровозик с вагончиками, в каждом окошке изображен
ребенок (см. стр. 55). Окна прорезаны по контуру справа, слева, внизу и по
верхнему сгибу отгибаются вверх. Открывается изображение ноты по
длительности (целая, половинная, четвертная, восьмая).
Ход игры
Музыкальный руководитель. Вот смотрите — паровоз, он вагончики повез. Путь
у него дальний, ведь поезд музыкальный. (Поет попевку.)
Паровоз гудит, поет. Ноты он гулять везет.
I вариант. Вызванный ребенок открывает любое окошко, показывает ноту,
называет ее и пропевает. Все дети повторяют задание.
II вариант. Все дети поют попевку, называя имя ребенка, который будет
выполнять задание.
Ноту Катенька везет, свою песенку поет.
Названный ребенок открывает выбранное им окошко, определяет и называет
ноту по длительности. Все отхлопывают и пропевают на слоги «ля»
длительность ноты.
Попевка «Веселый паровозик» 2\4 до ре\ ми фа\ соль соль\ соль \ соль фа\
ми ре\ до до\ до \\.
СЛАДКОЕ ДЕРЕВО
Дидактическая игра на закрепление знаний о длительности звука
Игровой материал
Демонстрационный: фланелеграф; игровое поле с изображением дерева, к его
веткам прикреплены на веревочках «конфеты», на обратной стороне которых
изображены ноты различной длительности.
Раздаточный: металлофон, карточки (30x9 см) и полоски из картона: широкие
(3x6 см) — долгий звук, узкие (1,5 х 6 см) — короткий. Один комплект
готовится на каждого ребенка.
Ход игры
Музыкальный руководитель. На большой зеленой ветке — музыкальные конфетки.
Как конфетку повернешь — звук чудесный пропоешь.
Вызванный ребенок поворачивает «конфетку» и называет длительность ноты,
затем все ее пропевают на слоги «ля».
Музыкальный руководитель (поет попевку). Посмотрите, наши детки, — это
сладкие конфетки.
Дети отхлопывают ритмический рисунок попевки, отстукивают на металлофоне и
выкладывают его полосками на карточках.
Ноты «Сладкое дерево»
2\4 соль соль\ ля ля\ соль соль\ фа фа\ соль фа\ ми ре\ до до\ до \\
ДОМИК-КРОШЕЧКА
Дидактическая игра на закрепление знаний детей о постепенном движении
мелодии вверх и вниз
Игровой материал
Демонстрационный: игровое поле с изображением домика с крыльцом из семи
ступенек Фигурки зверей: заяц, лягушка, лиса, мышка,
петушок, кошка, собака, птичка .Рисунок домика
увеличивается до необходимого размера, фигурки вырезаются по контуру и
раскрашиваются.
Ход игры
Музыкальный руководитель. Стоит в поле теремок, теремок. Как красив он и
высок, да высок. По ступенькам мы идем, все идем. Свою песенку поем, да
поем. Приходите в теремок, в теремок, Будем печь большой пирог, да пирог.
С помощью считалки выбираются трое детей, каждый берет себе любую фигурку
зверюшки.
Персонаж идет по ступенькам вверх и поет первую фразу: «По ступенькам я
иду...», затем, стоя у входа в домик, поет вторую фразу: «В дом чудесный
захожу!», придумывая свой мотив, — и «заходит» в дом.
Каждый ребенок, придумывая мотив второй фразы, не должен повторять чужой
мотив. Когда все персонажи «зайдут» в дом, начинается постепенное движение
вниз, в обратном порядке.
Персонаж спускается по ступенькам и поет: «По ступенькам вниз иду...»,
затем, стоя у первой ступеньки, допевает вторую фразу: «По тропиночке
уйду», также придумывая свой мотив этой фразы, и уходит.
«Солнышко»
и размеры кружочков сделать соответствующими нотному стану на ней.
Ход игры
I вариант
Музыкальный руководитель. Нотки бегали, скакали и под вечер все устали.
Посидим и отдохнем и у зонтика споем. Нотку-зонтик ты возьми, Сколько
длится — назови.
Описание игр
Дети (поют попевку «Зонтик»). Нотка спряталась у нас, мы найдем ее сейчас.
Быстро зонтик повернем, сколько длится — назовем.
Дети по очереди выходят к столу педагога. Вызванный ребенок берет со стола
любой большой зонтик, поворачивает его и называет длительность ноты
(целая, половинная, четвертная, восьмая), затем возвращает зонтик на стол.
II вариант. Игра проводится с самого начала (см. I вариант), затем следует
продолжение. Педагог повторяет попевку «Зонтик». Дети отхлопывают
ритмический рисунок ладонями, а затем проигрывают его на металлофоне.
III вариант. Игра проводится с самого начала (см. I вариант), затем
следует продолжение.
Музыкальный руководитель (поет). А теперь всем покажи, на линейку положи.
И узнаем мы тотчас, что за нота здесь у нас.
Дети по очереди выходят к столу педагога. Вызванный ребенок берет один
маленький зонтик и кладет на любую линейку нотного стана фланелеграфа. Он
называет получившуюся ноту (например: «Это— "ми"»). Все дети повторяют
название ноты, пропевают ее и выкладывают кружочек на нужную линейку у
себя на карточке.
Попевка «Зонтик»
2\4 фа фа\ ми ми\ ре ре\ до \\ 2\4 \\ до до\ ре ре\ ми ми\ фа \\
ЗОНТИК
Дидактическая игра на закрепление знаний о высоте звука и его
длительности, расположении нот на нотоносце
Игровой материал
Демонстрационный: фланелеграф с изображением нотного стана. Большие и
маленькие кружочки, на одной стороне которых изображены раскрытые зонтики.
С обратной стороны каждого большого кружочка (диаметр 10 см) нарисована
нота какой-либо длительности (целая, половинная, четвертная, восьмая).
Маленькие кружочки (для фланелеграфа) соотносятся по размеру с нотным
станом.
Раздаточный: металлофон, карточки на каждого ребенка с нотным станом,
маленькие кружочки-зонтики. Можно использовать карточку к игре
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПОЛЯНА
Дидактическая игра на закрепление знаний о длительности звуков.
Составление простых попевок
Игровой материал
Демонстрационный: фланелеграф. Составить игровое поле: в верхний угол
прикрепить солнышко, а внизу небольшие цветочки, фигуру девочки. Три
больших василька и пять маленьких для фланелеграфа.
Ход игры
Музыкальный руководитель. Как весело летом! Мы бегали по мягкой травке,
загорали, купались и прибежали на поляну. А там девочка Танечка собрала
цветочки, да не простые, а музыкальные. И получилась песенка.
Василек,василек, мой любимый цветок.
Вызванный ребенок выкладывает цветочками попевку.
Все дети отхлопывают ее ладошками и пропевают. Можно сделать на всех детей
карточки и большие и маленькие цветочки, чтобы в игре участвовал каждый
ребенок.
Попевка «Музыкальная поляна»
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОКОШКО
Дидактическая игра на определение высоты звучания голоса
и узнавание музыкального инструмента
Игровой материал
Демонстрационный: домик из настольного плоскостного театра (картонный или
деревянный), установленный на столе. Фигурки животных.
Раздаточный: четыре фишки, четыре карточки, разделенные пополам. На
карточках слева — изображение животного, справа — пустое поле, куда
ребенок кладет фишку. Комплект готовится для каждого ребенка.
Примечание: для изготовления дидактического материала к этой игре можно
использовать игровой материал к игре «Домик-крошечка».
Ход игры
Музыкальный руководитель. На окне сидела кошка и мяукала немножко. А потом
прыг на дорожку, и не стало в доме кошки. Ну а кто остался дома и стучит
сейчас в окошко?
Вызванный ребенок проходит за домик, выбирает одну из лежащих там игрушек
и с помощью звукоподражания («мяу», «гав», «и-го-го» и т. п.) «озвучивает»
своего персонажа. Дети отгадывают, кто это, и в окошке показывается
персонаж. Все кладут фишку на соответствующую карточку.
Дальше окошко закрывается и игра продолжается.
Игру можно варьировать: животные — мама-птичка, птенчик; мама-кошка,
котенок и т.д. В этом случае дети определяют высоту голоса персонажа.
Дети также могут озвучивать своего персонажа при помощи музыкальных
инструментов: мишка — бубен, заяц — металлофон, петушок — дудочка, мышка —
колокольчик и т. п. Как один из вариантов, эту игру можно проводить,
используя большой домик для игр-драматизаций.
СОЛНЫШКО
Дидактическая игра на определение высоты звуков и расположения нот на
нотном стане
Игровой материал
Демонстрационный: большая картина (фланелеграф), изображающая поляну с
нотным станом. Нотки-солнышки для фланелеграфа — 8 шт. (см. стр. 34, 37,
41). Размер солнышка соотносится с нотным станом.
Раздаточный: карточка с нотным станом на альбомном листе, вложенная в
файл, и нотки-солнышки на двухсторонней липучке на каждого ребенка.
Ход игры
Музыкальный руководитель. Жило-было солнышко. Встало утром рано,
потянулось и запело свою песенку. (Напевает произвольно.)
Я, солнышко лучистое, очень-очень чистое!
Люблю я умываться и в лужицах купаться. (Говорит.)
Мои детки засмеялись, по линейкам разбежались.
Помогите их собрать и по именам назвать.
Я нашла маленькое солнышко (ставит нотку-солнышко на первую линейку), вот
оно на первой линейке, а зовут его «ми».
Дети повторяют, выкладывают ритмический рисунок у себя на карточке и все
пропевают ее. На каждом занятии количество использованных нот-солнышек
может быть различным, в зависимости от поставленных задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА МУЗЫКАЛЬНОМ ЗАНЯТИИ
Игры, формирующие у детей представление о жанровом разнообразии в танцевальной музыке...
Музыкальные - дидактические игры на музыкальных занятиях в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС.
Восприятие музыки сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников пока нет. Поэтому необходимо научить ребенка разбираться...
Презентация "Музыкальные дидактические игры на музыкальном занятии"
Музыкально-дидактические игры в детском саду являются средством активизации музыкального развития каждого ребёнка, что позволяет приобщать к активному восприятию музыки....
Музыкально- дидактические игры на музыкальных занятиях в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС.
Восприятие музыки - сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников пока нет. Поэтому необходимо научить ребенка разбирать...
Музыкальные - дидактические игры на музыкальных занятиях в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС
Музыкальные - дидактические игры на музыкальных занятиях в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС...
Музыкальные - дидактические игры на музыкальных занятиях в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС.
Для гармоничного всестороннего развития ребенка с младенчества , большую роль играют музыкальные занятия в ДОУ. Работа назанятиях проводится разносторонняя по всем направлениям музыкальной деятельност...
Музыкально-дидактические игры на музыкальных занятиях в ДОУ: наглядные пособия для фланелеграфа
Музыкально-дидактические игры на музыкальных занятиях в ДОУ: наглядные пособия для фланелеграфаВо время музыкальных занятий в ДОУ использование фланелеграфа как стенда для размещения тех или ины...