"Волшебные нотки"
учебно-методическое пособие по музыке (подготовительная группа) по теме

Сценарий совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с использованием элементов музыкальной грамоты.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение детский сад № 18 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга

                                                       

«  Весёлые нотки »

Сценарий совместной деятельности  с детьми    с элементами музыкальный грамоты

Подготовительная группа

С использованием информационно – компьютерных технологий.

                  Автор - составитель:    Музыкальный руководитель

                                                             Высшей квалификационной категории

                                                             Гавриленко Ольга Петровна

                                                                                           2013

                                                                                     

Цель: Создание особой атмосферы творческого процесса, игрового общения детей.

Задачи: 1) Развитие музыкальных способностей детей:

                    --Звуковысотного чувства

                    --Метро-ритмического

                    --Ладо-тонального

                     --Динамического

                2) Развитие эмоциональной сферы, фантазии, творческого воображения,  

                    креативности ребенка средствами музыки.

                3) Развитие воображения ребёнка в игровых этюдах.

                4) Развитие внутренних психических процессов: внимания, памяти, укрепление          

                    психического и физического здоровья ребёнка.

                5) Формирование нравственно - коммуникативных качеств личности ребенка.

                6) Воспитание навыков игрового музицирования с  использованием звучащих    

                  жестов и инструментов детского оркестра.

                7) Совершенствовать вокальные и танцевальные импровизации детей.

                8) Способствовать расширению музыкального кругозора ребёнка.

                9) Активизировать действия детей в музыкально-речевой, художественной    

                   деятельности, расширять словарный запас, теоретические знания музыки,

                  закреплять умения детей отвечать на вопросы.

Дети входят в музыкальный зал, встают в свободном порядке.

Музыкальный руководитель:--Ребята, сегодня в нашем зале много гостей. Давайте поприветствуем их.

(Муз. Руководитель дает настройку детям на металлофоне-нисходящее трезвучие С -dur . Дети пропевают попевку-приветствие «Здравствуйте, здравствуйте! Добрый день!»   a capellа, прохлопывая ритмический рисунок с помощью звучащих жестов, затем с сольмизацией)—Технология К. Орфа «Элементарное музицирование»

Музыкальный руководитель:--     В голубом просторе солнышко гуляло,

                                                              С ним сынишки –лучики были как всегда,

                                                               Но, как только солнышко сладко задремало,

                                                               Разлетелись лучики мигом кто куда.

                                                               Разлетелись, покатились—в радугу превратились.

                                                               Лучики цветные—ровно семь цветов,

                                                               Каждый лучик с нами поиграть готов,

                                                               Ну, а ноток тоже семь,

                                                              С детства вам известны всем!

                                                                    (Дети  пропевают гамму)

М.Р:-Ребята, а где живут нотки?

Дети: - На нотном стане.

(Муз. Руководитель подходит к фланелеграфу, на котором изображен нотный стан)

М.Р: -  У каждой нотки свой цвет: «До» - красный

                                                                «Ре» - оранжевый

                                                                «Ми» - желтый

                                                                «Фа» - зеленый

                                                                «Соль» - голубой

                                                                «Ля» - синий

                                                                «Си» - фиолетовый

Как в радуге – «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»

М.Р: - Пять линеек нотной строчки мы назвали – «нотный стан»

            И на нём все наши нотки разместили по местам.

            Что такое, что случилось? Нотки засмеялись,

            С линеек кто куда разбежались.

            Помогите их собрать и по имени назвать.

            Наши нотки не простые, а волшебные.

            Когда мы нотки по порядку соберём,

            Волшебное слово мы с вами прочтём.

            А чтобы ноты все собрать – задание нужно угадать.

            Эй, ребята, не зевай, и задание выполняй!

            Чтобы наш чудесный голосок зазвенел, как колокольчик,

            Нужно нам его согреть и попевку  пропеть.

            Мелодия звучит одна, но известна вам она.

            Её прослушаем, потом её каноном пропоём.

(дети делятся на два голоса и исполняют мелодический канон – «Братец Яков» -

 a capella) – Технология К. Орфа.

М.Р: - Мы загадку угадали, ноту «До» мы отыскали.

М.Р: - Есть у каждой ноты дом, где живёшь ты нота «До»?

            Здесь на маленькой скамейке…

Дети:--На добавочной линейке.

М. Р:--Ну-ка, Миша, выходи, нотку «ДО» скорей найди!

(Ребенок находит ноту красного цвета, ставит на дополнительную линейку)

М.Р:--  Ребята, какую следующую ноту мы будем искать?

Дети: - Ноту «Ре».

М.Р: - Чтобы ноту «Ре» нам отыскать, нужно нам букет собрать.

М. Р:--У меня в руках букет, красивей на свете нет.

           Ребятки будут все играть- цветы в букет собирать.

(Муз. руководитель показывает карточки с изображением цветов)

(дети садятся  на полу в кружок, исполняют ритмический канон – ритмослоги, передавая карточки по кругу)

--  Роза, мимоза, мак, василёк, кашка, ромашка, белый цветок. --Технология К. Орфа.

М.Р: -    С вами весело играли, нотку «Ре» мы отыскали.

               Нота «Ре» где ты живешь, где ты песенки поёшь?

               Отгадать сумей-ка…

Дети:--Под первой линейкой!

   М . Р:--  Ну-ка, Маша, выходи, нотку «РЕ» скорей найди!

(ребенок ставит ноту «Ре» на нотный стан)

М.Р: - Ребята, какую следующую нотку мы будем искать?

Дети: - ноту «МИ»

 М.Р:--Чтобы «МИ» нам отыскать, нужно нам художниками стать.      

  Ребята, кого называют художником, что рисуют художники?  

(ответы детей) – Интеграция с изобразительной деятельностью.

Дети:--Художник-это человек, который рисует картины, пейзажи, натюрморты, портреты.

(На экране проецируется видеоряд с изображением произведений известных художников)—Компьютерные технологии.

М.р:--Чем рисует художник?

Дети:--Кистью и красками

М.Р:--Ребята, а мы с вами сейчас будем рисовать жестами своего тела, звучащими жестами. Какие звучащие жесты мы знаем?

Дети:--Щелчки, хлопки, шлепки, притопы.

(Дети демонстрируют звучащие жесты)

М.Р:  --Молодцы, ребятки. Сейчас мы будем фантазировать, и попробуем раскрасить детский стишок:--Идет бычок, качается,

                                  Вздыхает на ходу:

                                - «Ох, доска качается,

                                    Сейчас я упаду.»   (А. Барто «Игрушки»)

                                                       

(Дети предлагают  модели раскрашивания звучащими жестами своих любимых стихотворений)—Творческая импровизация.

(Муз. руководитель хвалит детей.)

М. Р:--Дети, чем можно раскрасить музыку?

Дети:--Музыкальными инструментами.

М.Р:--Чтобы мелодию раскрасить, инструменты нужно взять.

          Сколько здесь их—посмотрите,

          В руки их скорей возьмите.

(Дети исполняют оркестровую композицию «Любитель-рыболов»

                                                                   музыка М. Старокадомского).

М.Р:--Вот, ребятки, молодцы!

            Красивую мелодию исполнили и ноту «МИ» мы отыскали.

  Нота «МИ» где ты живешь, где ты песенки поёшь?

               Отгадать сумей-ка…

Дети:--НА первой линейке!

   М.Р:--  Ну-ка, Дима, выходи, нотку «МИ» скорей найди!

(ребенок ставит ноту «МИ» на нотный стан)

М.Р:--С вами мы сейчас играли и немножечко устали.

          А сейчас повеселимся. В нотки превратимся.

          Непослушные нотки убежали из дома, прибежали в осенний лес и заблудились.

          Давайте их найдем и по имени назовем.

(Дети играют в хороводную игру «ЭХО»)

М.Р: - Ребята, какую следующую нотку мы будем искать?

Дети: - ноту «ФА»

М. Р:--Чтобы «ФА» нам отыскать, нужно в композиторов нам поиграть.

-- Дети,  кого называют композитором? Имена каких композиторов мы знаем?

Дети:--Композитор—это человек, который пишет музыку.

( Дети называют имена композиторов)

ДЕТИ:--М. И. Глинка написал первую русскую оперу «Иван Сусанин», а Д. Б. Кабалевский рассказал нам про трех китов-«МАРШ, ПЕСНЯ,ТАНЕЦ».

М. Р:--Молодцы, дети! А вы узнаете портрет этого композитора?

(Муз. руководитель показывает портрет русского композитора П. И. Чайковского)

( Дети отвечают)

М. Р:--Вспомните, пожалуйста, как называется альбом, который написал этот композитор для детей?

Дети:--Детский альбом.

М. Р:--Давайте, вспомним названия пьес из этого альбома.

(Дети дают ответы)

М. Р:--А сейчас мы послушаем еще одну пьесу из этого альбома, которая называется

           « Марш деревянных солдатиков» и постараемся представить себе ту картину, которую нарисует нам музыка.

(Муз. руководитель исполняет пьесу на фортепиано, дети внимательно слушают)

(Затем проводится с детьми беседа «Что музыка выражает, что изображает»,   Дети рассказывают о характере пьесы и средствах музыкальной выразительности, используя такие термины, как мелодия, темп, динамические оттенки).—«Музыкальные шедевры» О. П. РАДЫНОВОЙ.

М.Р:--А сейчас мы прослушаем пьесу и посмотрим на экран.

(на экране проецируется видеоклип-мультфильм на музыку П. И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков» в  исполнении синтезатора)—Компьютерные технологии.

(Дети  слушают произведение и смотрят на экран, затем проводят сравнительный анализ тембрового звучания в исполнении фортепиано и синтезатора, замечают звучание разных инструментов).

М.Р:--Молодцы, дети .А сейчас мы поиграем в композиторов.

(Дети подходят к металлофону.)

М.Р:--Ребята, давайте мы попробуем с вами сочинить колыбельную песню. Что такое колыбельная песня? Для кого её поют?

(Дети отвечают на вопросы музыкального руководителя. Педагог исполняет на металлофоне начало колыбельной, а  ребенок придумывает окончание: играет на инструменте и пропевает со словами, затем сольфеджируя.)

М.Р:--Молодцы, ребята,

      В композиторов мы с вами поиграли,

      И сразу две ноты отгадали: «ФА» и «СОЛЬ»

М,Р:--Ну-ка, Дима, выходи, ноты ты нам отыщи!.

(Ребенок подходит к фланелеграфу и ставит ноты на нотный стан.)

М, Р:--Между первой и второй «ФА» глядит в окошко,

             Между первой и второй тесно ей немножко.

             Но второй линейке «СОЛЬ» с нотой «ФА» встречается,

             Если скажешь «ФА» и «СОЛЬ», получается фасоль—

             Слово получается.

--Ребята, какую следующую ноту мы будем искать?        

Дети:--  Ноту «ЛЯ».

М, Р:--Чтобы «ЛЯ» нам отыскать, нужно веселый танец показать.

(Дети исполняют танцевальную композицию А. И. Бурениной «ДОМИСОЛЬКА»)--   Технология А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика» и здоровьсберегающая технология. 

М. Р:--Ну-ка, Костя, выходи, нотку «ЛЯ» нам отыщи.

(Ребенок ставит ноту на нотный стан)

М.Р:--Ребята, сколько нот мы отыскали?

Дети:--Шесть нот.

М. Р:--Сколько ещё нам осталось найти?

Дети:--Одну ноту—«СИ».

М. Р:--Чтобы «Си» нам отыскать,

            Надо ноты в звукоряд собрать.

(Проводится музыкально-дидактическая игра «Цветик-Семицветик»)

(Описание игры:--У каждого ребенка находится цветок, состоящий из семи лепестков разного цвета по цветам радуги. Педагог поочередно снимает с нотного стана ту или иную ноту—дети показывают лепесток того цвета, совпадающим со цветом ноты, которой не хватает на нотном стане.)

М.Р:-- Мы задание угадали,

             Ноту «СИ» мы отыскали.

(Ребенок ставит ноту»СИ» на нотный стан.)

М.Р:- Звуки мы собрали в ряд,

           Получился звукоряд.

           От «ДО» до «СИ»--всего семь нот,

          Весь мир их гаммою зовет!

(На каждой ноте, выложенной детьми на нотном стане, написана буква. В итоге получается слово МЕЛОДИЯ. Дети прочитывают слово.)

(Дети исполняют песню А. Абеляна на слова В.Степанова «ПРЕКРАСЕН МИР ПОЮЩИЙ»

в сопровождении фортепиано и металлофона, в заключении песни поют гамму.)

М.Р:--Ребята, с вами весело играли ,

           Ноты все мы отыскали,

           А теперь пора прощаться

           И с гостями расставаться!

Дети исполняют попевку –прощание «До свидания»,  уходят из зала.

       

           

                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Волшебные нотки"

Конспект занятия для детей старшей группы (образовательная область музыка)...

"Волшебные нотки"

праздничная концертная программа-поздравление для работников детского сада в День 8 марта...

Игры для закрепления УМК. "Тылсымлы ноталар" (волшебные нотки)

Игра по УМК весёлые нотки, предназначена для запоминания цветов на татарсокм языке...

Конспект НОД "Волшебные нотки здоровья"

Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста, в различных видах музыкальной деятельности, на основе здоровьесберегающего подхода....

Музыкальное занятие для детей старшей группы "Волшебные нотки".

Конспект открытого музыкального занятия с использованием современных инновационных технологий в системе музыкального воспитания детей дошкольного возраста....

Презентация к музыкальному занятию в старшей группе "Волшебные нотки".

Презентация к музыкальному занятию в старшей группе с использованием инновационных технологий....

Конспект музыкально- образовательной деятельности по обучению детей пению "Поиск волшебной нотки"

Конспект Музыкально -  образовательной  деятельности по обучению детей пению "Поиск волшебной нотки" - младший дошкольный возраст. Конспект составлен в соответствии программы "...