конспект открытого занятия по классу балалайки «Работа над артикуляцией в классе балалайки. Начальный период»
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему

Градусова Наталья Евгеньевна

конспект занятия по классу балалайки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_2_gradusova.doc56.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБОУДОД «Детская музыкальная школа»

г.о. Дзержинский

Преподаватель         Градусова Наталья Евгеньевна

Предмет, ученик, класс        балалайка,   Андреев Владимир, 2 класс 

Тема урока        «Работа над артикуляцией в классе балалайки . Начальный период»

Дата проведения урока:     14.11.2012 г.

Форма проведения урока: индивидуальная

Тип урока:   закрепление понятий и умений.

 Вид урока: традиционный

Цель урока: Сделать работу над техническим материалом осмысленной и интересной. Обратить внимание ребёнка на его дикцию и её влияние на артикуляцию пальцев.

Задачи урока:

Обучающие:

-закрепить понятие «дикция»,

-провести параллель с музыкальной артикуляцией;

-определить упражнения развивающие технику «произношения» пальцев.

-формировать внимательное отношение к звукоизвлечению и исполнительскому процессу.

Развивающие: 

- расширить кругозор учащегося, развивать его дикцию, а также технические возможности, координацию рук и речи ребёнка;

-увеличить диапазон  понятия «балалаечная техника».

Воспитывающие: 

- воспитывать в детях любовь к игре на балалайке и музыкальной культуре в целом.

- воспитывать в детях толерантность и коммуникабельность.

- воспитать серьезное отношение к занятиям

Материально-техническое оснащение урока: классная комната для групповых занятий, инструмент-балалайка, нотные пособия, инструмент- фортепиано, метроном, планшетник.

Методические приемы: объяснение, наглядный метод, игровой метод, сравнение, самоконтроль, практическая работа, контроль.

Межпредметные связи: изобразительное искусство

Этапы урока:

Этапы урока

Цели и задачи

1

Организационный (приветствие, подготовка инструмента, подготовка  дидактических материалов урока)

Воспитание умения организовать свое рабочее место и настроиться на активную работу

2.

Наглядно-демонстрационный.

Подготовительный

Сознательное руководство и контроль     учеником упражнений и состоянием     своих мышц.

3.

Теоретический

  -Знакомство с понятием «дикция»;

 -влияние дикции на артикуляцию:использование скороговорок

 

Повышение уровня теоретической подготовки.

4.

Практический.

Закрепление учебного материала на практических заданиях:

-Работа над музыкальной артикуляцией при помощи скороговорки

-Упражнения на музыкальную артикуляцию

-Работа над музыкальными произведениями

- Физкультминутка.

Развитие у ученика синтеза двигательных, зрительных и слуховых навыков.

5.

Заключительный этап: подведение итогов урока, поощрение за активную работу на уроке, домашнее задание.

Закрепление полученных знаний.

Используемые методы:

наглядный (слуховой и зрительный)

объяснительно-иллюстративный в сочетании с репродуктивным (инструментальные и ритмические иллюстрации учителя и воспроизведение услышанного  учеником)

накопление знаний;

наблюдение;

самоконтроль;

убеждение;

стимулирование;

создание ситуации успеха

Используемые современные технологии обучения:

Технология проблемного обучения

Технология личностно-ориентированного обучения .

Здоровьесберегающие технологии.

Ход урока:

Этапы урока

Содержание урока

1

Организационный (приветствие, подготовка  дидактических материалов урока)

Приветствие. Подготовка  дидактических материалов урока:

Г.Шрадик  «Упражнения для развития техники левой руки»;

А.Шалов «Основы игры на балалайке»;

Укр.н.п. обр.А.Тихомирова «Метелица»;

Ю.Шишаков «Этюд» A-dur;

Картина Игоря Сидорова «Барабанщик»

 « 6 маленьких барабанщиков»

2

Наглядно-демонстрационный.

Подготовительный

 

Балалайка может имитировать качества других инструментов и голосов, что помогает нам в работе над чёткостью произношения.

На планшетнике - изображение картины Игоря Сидорова «Барабанщик»

Вопрос: Что ты видишь на картинке?

Ответ: Весёлого барабанщика, у которого из-под палочек во все стороны разлетаются звуки-рыбки или звуки-шарики. Яркие и праздничные.

Педагог: Произведение, которое будет сейчас исполнено, называется  «6 маленьких барабанщиков».

•   Педагог исполняет это произведение

Когда мы работаем над этой пьесой, то я всегда провожу сравнение с барабаном. Сама «ткань» произведения подводит нас к этому. Природа инструментов основана на чётком звукоизвлечении. Добиваясь артикуляции при исполнении главной партии, мы опираемся на данный факт.

-Ученику предлагается сделать сравнение звучания балалайки в данном произведении и барабана, и попробовать изобразить звучание барабана самому.(знания не преподносятся в готовом виде, а добываются учеником из практической работы над пьесой.)

 Технология проблемного обучения

3.

Теоретический

  -Знакомство с понятиями «дикция» и «артикуляция» ;

 -влияние дикции на артикуляцию

- использование скороговорок:

-Мороз мост мостил, мостил, не вымостил.

-У киски в миске сливки скисли.

-Во мраке раки шумят в драке.

Ученику предлагаются скороговорки и упражнения для работы дома.

Технология личностно-ориентированного обучения 

4.

Практический

Г.Шрадик «Упражнения для развития техники левой руки»

Специальные упражнения с использованием скороговорок (Упражнения Г.Шрадика- скороговорка: -Скок, сорока, скок, сорока,

Слепа с ока, крива с бока.)

Начинать нужно с медленного темпа.

Ученик сначала отдельно проговаривает скороговорку, затем играет упражнение.

-Работа над артикуляцией в «Этюде» Ю.Шишакова и в укр.н.п. обр.А.Тихомирова «Метелица»

- Физкультминутка.

Упражнения направлены на вытяжку позвоночника и выполняются медленно.

1-упр.: ноги на ширине плеч, руки на поясе, вдох. Повороты туловища в стороны на выдохе.

2-упр.: исходное положение тоже. Руки вдоль туловища. Вдох. Наклоны в стороны на выдохе.

3-упр.: ноги шире плеч. Вдох. Наклоны справа налево и в обратном порядке вниз, доставая кончиками пальцев до пола на выдохе.

4-упр.: Ноги вместе, руки вверх. Тянуться вверх на пределе возможного, затем резкое расслабление. Корпус наклонён вниз, колени чуть согнуты, голова и руки опущены.

5-упр.: на восстановление дыхания.

Каждое упражнение выполняется по пять раз.


Технология личностно-ориентированного обучения

Здоровьесберегающие технологии

5.

Заключительный этап: подведение итогов урока, поощрение за активную работу на уроке, домашнее задание.

Попросить ученика рассказать о дикции и музыкальной артикуляции.

Отметить активную работу ученика, выставить отметку.

Домашнее задание будет состоять из скороговорок, подготовленных для ученика.

-Ученик должен их выучить и отработать в самом быстром для него темпе.

-Упражнения Г.Шрадика необходимо выучить в темпе = 69, не отступая от поставленных перед упражнениями задач.

-Укр.н.п. обр.А.Тихомирова «Метелица»- добавить главной теме лёгкости не теряя цепкости.

-Ю.Шишаков «Этюд» A-dur-  работа над staccato, как средством активизации пальцев при работе над артикуляцией.

-Выучить и выполнять упражнения   на вытяжку позвоночника 


Используемая литература

1.П.Нечепоренко, Н.Мельников «Школа игры на балалайке» «Музыка» Москва 2004г.

2. А.Шалов «Основы игры на балалайке», «Музыка», Ленинград, 1969г.

3. А.Илюхин «Самоучитель игры на балалайке», «Музыка», Москва, 1978г.

4. Г.Шрадик «Упражнения для развития техники левой руки».

5. Седракян Л.М. Техника и исполнительские приемы фортепианной игры: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности “Музыкальное образование”. – М.: Изд. ВЛАДОС- ПРЕСС, 2007.

6. Баренбойм Л.А. За полвека / Очерки. Статьи. Материалы. – Л.: Советский композитор, 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого занятия « Мастер-класс»

Обучение учителей начальных классов и педагогов дополнительного образования выполнению игольницы - бискорню...

Конспект открытого занятия по теме "Овощи и фрукты". Показ Мастер-класса по карвингу.

Познакомить с вариантами оформления блюд из фруктов и овощей в технике карвинг.Развитие познавательных и творческих способностей детей....

Конспект открытого занятия для учителей начальных классов в подготовительной группе «Скоро в школу»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Дебесский детский сад №1»      Конспект открытого занятия для учителей начальных классов в подг...

Конспект открытого занятия "Мастер класс "Народный славянский оберег-Тряпичная кукла""

Познакомить детей с историей народной  славянской куклой - Кувадка, развивать интерес к традиционной народной культуре....

Конспект открытого занятия по ФЭМП для учителей начальных классов в подг. группе.

Конспект открытого занятия по ФЭМП для учителей начальных классов в подг. группе....

Конспект открытого занятия "Капелька воды" (индивидуальная работа с ребенком с ОВЗ)

Использование нетрадиционных техник в аппликации. Учить ребенка работать с нетрадиционными материалами....