Музыкальная игра как средство развития
материал по музыке (средняя группа) по теме

Особенности психического развития старших дошкольников свидетельствуют: в этом возрасте появляется реальная возможность для обогащения их музыкального и жизненного опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykalnaya_igra_kak_sredstvo_razvitiya.doc34 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальная игра как средство развития.

Особенности психического развития старших дошкольников свидетельствуют: в этом возрасте появляется реальная возможность для обогащения их музыкального и жизненного опыта. Согласно современным исследованиям, к семи годам у ребёнка

- складывается полный комплекс музыкальных способностей,

- музыкальное восприятие – мышление развивается в единстве и взаимодействии собственно интонационного восприятия, осознания музыки и её индивидуальной интерпретации,

- более явно, чем ранее проявляется интерес к музыке: дети не только предпочитают тот или иной вид музыкальной деятельности, но и избирательно относятся к различным её видам,

- формируется оценочное отношение к музыке и исполнительской деятельности,

- на основе опыта восприятия музыки развивается способность к обобщению несложных музыкальных явлений, обогащается эмоциональная сфера, активизируется творческий потенциал.

     В отечественных исследованиях последних лет отмечается усложнение рефлексивной жизни ребёнка старшего дошкольного возраста. На рубеже дошкольного и школьного возраста возникает переживание ребёнком собственного «Я», своей субъективности, являющейся основой для личностно значимого восприятия музыки и рефлексирования в процессе музыкального мышления.

Программа «Детство» ориентирует педагога на вовлечение ребёнка в процесс общения с музыкой на основе различных видов музыкальной деятельности: восприятия, исполнительства, творчества. Решению важнейших задач программы – пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включиться в творческую деятельность – способствуют музыкальные игры, в ходе которых ребёнок приобретает опыт переживания музыки как бескорыстного удовольствия и эмоционального наслаждения, развивает музыкальные способности, реализует потребность в действенном художественно – образном освоении впечатлении окружающей жизни, приобретает способность эстетического мировосприятия. В данном конспекте музыкальную игру можно определить как духовно – практическое действие, направленное на удовлетворение потребности ребёнка в познании окружающего мира и собственного «Я» на языке художественных образов.

Эффективность музыкального развития ребёнка в процессе музыкальной игры обеспечивается адекватностью переживания ребёнком музыкально – игрового образа, активным восприятии музыки, выступающей важнейшим составным компонентом музыкальной игры, который обуславливает характер действий ребёнка. Овладевая игровыми умениями, старший дошкольник сознательно участвует в создании игровой ситуации и выполнении игровых правил и действий, способствующих решению поставленных в игре задач.

Музыкальные игры старших дошкольников, сохраняя преемственность с играми детей младшего возраста, имеют ряд особенностей, проявляющихся в следующих показателях.

- Усложнение задач и способов познавательной музыкальной деятельности.

- Обогащение содержания представлений о свойствах и качествах чувственно воспринимаемых явлений.

- Изменение характера игрового общения детей и педагога (появление направленности на сверстника как на партнёра по игровой деятельности, более активное использование таких моделей взаимодействия педагога и ребёнка, как взрослый – ведомый, взрослый – консультант, взрослый – наблюдатель).

Участие старшего дошкольника в музыкальной игре требует качественных изменений мыслительных процессов, более высокого уровня музыкального восприятия, активизации самостоятельных проявлений, умелого использования имеющегося музыкального и жизненного опыта.

Одним из наиболее доступных средств познания музыки как вида искусства, отвечающих возможностям, особенностям, интересам и потребностям ребёнка, выступает музыкально – дидактическая игра. Наблюдения за игровой деятельностью детей старшего дошкольного возраста свидетельствуют: в отличие от младших дошкольников они могут самостоятельно играть друг с другом в музыкально – дидактические игры. Наличие у детей определённого – музыкального и жизненного – опыта позволяет им быть достаточно активными в ходе игры и самостоятельно использовать умения, полученные в повседневной жизни.

Следует отметить полифункциональный характер музыкально – дидактических игр, которые можно рассматривать как игровой метод обучения, направленный на усвоение, закрепление и систематизацию знаний о музыке, как одну из игровых форм обучения, как самостоятельную игровую деятельность, как средство музыкального общения и развития ребёнка.

 

Музыкально – дидактическая игра «Прячем мелодию».

Цель. Развивать внутренний слух (музыкальные представления, возникающие без непосредственного акустического воздействия на слуховой аппарат).

Ход игры. Дети начинают петь хорошо знакомую песню, затем по условному знаку начинают петь про себя, т.е. беззвучно, по другому знаку – снова вслух. В игре могут принимать участие как один ребёнок, так и несколько детей.

Методические рекомендации.

В процессе игры необходимо направлять внимание детей на внутренний слух, предпосылками которого являются сохраняющиеся в памяти музыкальные представления о мелодии песни, направлении её движения, ритмических оборотах, скорости звучания и т.п. Чтобы не отвлекать детей зрительными моментами, условный знак, указывающий на то, что нужно «спрятать» мелодию или возобновить её, можно сделать слышимым (хлопок, притоп и т.п.).

Другие варианты игры.

- Дети поют мелодию по условному знаку с различными динамическими оттенками.

- «Прячут» мелодию через равные промежутки времени (через два, через четыре мотива и т.д.).

- «Прячут» мелодию через разные промежутки времени (но и в этом случае песня исполняется по мотивам).

В музыкальных играх творчество детей старшего дошкольного возраста отличается ярко выраженным личностным содержанием и проявляется в умении воспроизводить, интерпретировать и переживать музыку.

Паталах Ирина Анатольевна - музыкальный руководитель МБДОУ д/с № 123

Советского района г. Самара.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Музыкальные игры, как средство развития взаимодействия между сверстниками" (младшие группы)

"Музыкальные игры, как средство развития взаимодействия между сверстниками"...

Музыкальная игра, как средство развития музыкальных способностей дошкольников.

Музыка обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека. Эта ценность несёт в себе создание разностороннего развития ребёнка для становления его творческой личности....

Музыкальная игра как средство развития музыкальных способностей дошкольников

Развитие музыкальных способностей всегда являлась одной из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений, потому что именно дошкольный возраст является сензитивным по отношению к развит...

Музыкальные игры в семье.Музыкальная игра - как средство развития музыкальной деятельности ребенка.

Уважаемые родители!Сегодня всем, кто имеет такую возможность, важно остаться дома. Это поможет сдержать распространение вируса и уберечь себя и окружающих. Дома можно и нужно проводить время с пользой...

Мастер-класс «Музыкальные игры как средство развития эмоционально-познавательной деятельности дошкольников» (по методике раннего развития Железновых)

Мастер-класс построен с использованием элементов развивающей методики Железновых, основанной на музыкально-ритмической деятельности и игровой форме подачи материала, развивающем память, слуховые, зрит...

Музыкальная игра как средство развития музыкальных способностей дошкольников

Музыкальная игра как средство развития музыкальных способностей дошкольников...