"Влияние вечеров-развлечений на формирование художественно-эстетического вкуса и творческих способностей детей "
учебно-методическое пособие по музыке на тему

Программа воспитания в детском саду предусматривает всестороннее развитие личности ребенка. Большое внимание уделяется эстетическому  воспитанию каждого ребенка, которое осуществляется в процессе музыкаль- ных занятий.Они обогащают детей новыми впечатлениями, закрепляют их знания, активизируют детей, развивают их инициативу, речь, художественный вкус,создают творческую атмосферу,чем учат верить в себя и вносят радость в повседневную жизнь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument.docx9.58 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

             «Развитие  творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности, вечеров-развлечений»

Развлечения призваны доставлять детям радость, создавать веселое настроение, развивать инициативу и самостоятельность, воспитывать такие положительные качества как дружелюбие, заботливое отношение к людям, формировать художественный вкус ребенка. В связи с этим под развлечениями ставятся следующие задачи:

  1. Совершенствовать всестороннее развитие творческих способностей
    детей.
  2. Развивать творческую самостоятельность в создании художественных
    образов, используя для этой цели игровые, песенные, танцевальные
    импровизации.
  3. Обогащать и активизировать словарь детей; совершенствовать
    интонационную выразительность речи, развивать диалогическую и
    монологическую формы речи.
  4. Стимулировать желание искать выразительные средства для создания
    образа персонажа, используя позу, жесты, мимику, движение,
    речевую интонацию.
  5. Совершенствовать память, внимание, мышление, воображение,
    восприятие детей.
  6. Воспитывать у детей гуманистические чувства. Формировать
    представления о честности, справедливости, доброте. Воспитывать
    отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости.
    Развивать способность анализировать свои поступки, поступки
    сверстников, героев художественной литературы. Формировать у
    детей взаимоотношения сотрудничества и взаимопомощи.
  7. Поддерживать стремление детей использовать игровые, песенные и
    танцевальные импровизации в самостоятельной деятельности.

Воспитывать уважение к труду взрослых и детей, бережное
отношение к игрушкам, костюмам, декорациям9. Поощрять желание принимать активное участие в праздниках,

досугах и развлечениях, используя импровизационные умения,

приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.

Основными формами работы в подготовке развлечений являются музыкальные занятия, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная деятельность детей.

На занятиях уделяю особое внимание творческим проявлениям детей. Овладение детьми импровизационных навыков позволяет развивать фантазию, воображение и проявлять себя в начальных формах музыкального творчества: песенного, игрового, танцевального.

В песенном творчестве ребенок импровизирует попевки, несложные мотивы, которые сопровождают его игры и выражают удивление, радость, грусть. Ребенок подпевает во время ходьбы, танца, укачивая куклу и т.д. Эти проявления появляются очень рано, что дает возможность ребенку предложить творческие задания: придумать свою мелодию на заданный текст; напеть несложный мотив в определенном жанре (марш, вальс); передать грустное или веселое настроение. Детям нравится такая игровая форма как музыкальные вопросы и ответы. "Что ты хочешь кошечке?" -"Молочка немножечко". И в своих ответах дети должны найти разнообразные и выразительные интонации - жалобные, просительные, сердитые и т.д. Эта работа подводит постепенно к импровизации на заданный текст (иногда состоящий из одной фразы), а затем пение в определенном жанре: марш - плясовая - колыбельная. Дети с увлечением импровизируют, и это творчество приносит им радость. Усвоив способ песенных импровизаций, дети охотно применяют его и в своих играх.

Игровое творчество наиболее доступно и любимо детьми. Инсценируя любимую песню, дети сами распределяют роли, стараются по-своему изобразить действие.

Танцевальное творчество проявляется в умении детей комбинировать знакомые элементы танца, создавать собственные движения, ппростой танец. Дети прислушиваются к музыке и по-своему варьируют знакомые движения. Ребенок интуитивно испытывает потребность в движениях под музыку, поэтому так важно развивать у него начальные формы таких проявлений.

Индивидуальная работа с детьми организована в нашем дошкольном учреждении в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время.

На индивидуальных занятиях, как правило, разучиваются и закрепляются вокальные партии, сольные танцевальные номера с отработкой сложных элементов танца и т.д. Часто ведется работа с подгруппами(3-4 человека). Особенно действенна индивидуальная работа с детьми с ярко выраженными недостатками в поведении: неорганизованных, робких или излишне подвижных. С нашей помощью дети преодолевают неуверенность и стараются справиться с поставленной перед ними задачей.

Методы и приемы, применяемые в работе над развлечениями, требуют от музыкального руководителя понимания сущности музыкально-эстетического воспитания детей, ответственности стоящей перед ним задачи. Очень важный метод - наглядно-слуховой. К нему относятся: показ иллюстраций, сиди- и видеокассеты, показ воспитателя или музыкального руководителя, т.е. предложение ребенку образа и способа исполнения( пение песни, ее фрагментов, исполнение движения танца).

Следующий метод - словесный, обращенный к сознанию ребенка, углубляющий его сопереживание художественного музыкального образа, придающий ему осмысленность, убеждающий в его правдивости. Ведь слово педагога помогает ребенку понять идею и содержание музыки, убеждают в верности ее восприятия.

И третий - художественно-практический метод. В его основе -музыкальная творческо-исполнительская деятельность. Она дает ребенку возможность проверки правильности музыкального восприятия и художественной мысли в активной разносторонней и самостоятельной деятельностиНаглядно-слуховой, словесный и художественно-практический методы в процессе работы взаимосвязаны. Этого требует специфика художественно-эстетического воспитания и связанного с ним обучения, в которых чувство и мысль, эмоциональный и сознательный компоненты представляют единство, обеспечивающее ребенку осмысливание и силу сопереживания музыкальных образов. Обогащая восприятие и вызывая соответствующие эмоции, наглядность не может быть использована в отрыве от поясняющего образного слова, раскрывающего идею и содержание произведения, воздействующего на сознание и воображение. Практическая деятельность позволяет ребенку на основе возникших эмоций и мысли проявить свое творческое отношение к художественному образу в деятельности, выразить его в песни, выразительных и танцевальных движениях так, как он осмыслил, понял, почувствовал.

Применение каждого из указанных методов и их сочетание в каждом отдельном случае зависит от конкретных педагогических задач, содержания и сложности музыкального произведения, учета возраста, уровня общего и музыкального развития детей, степени усвоения ими музыкального материала, проявления интереса, индивидуальных особенностей ребенка.

В процессе усвоения некоторыми знаниями, умениями и навыками ребенок постепенно подводится к большей самостоятельности. В связи с этим в процессе практической деятельности музыкальный руководитель использует и другие методы, позволяющие ему влиять на содержание и характер деятельности детей, учитывая при этом степень овладения ими материалом.

Обучая и вовлекая ребенка в самостоятельные действия, учитывая их возрастающую активность, большие возможности, музыкальный руководитель предлагает детям образец и способ выполнения(пение песни, ее фрагментов, исполнение движения танца). Это является методом прямого воздействия. В других случаях применяется метод опосредованного воздействия на самостоятельную деятельность детей. При этоммузыкальный руководитель поясняет, направляет деятельность ребенка, уточняет эмоциональную характеристику игрового образа, побуждает ребенка к большой выразительности движений.

С детьми старшего дошкольного возраста музыкальный руководитель в основном пользуется методом проблемного воспитания и обучения, особенно побуждающего и развивающего у детей самостоятельные поиски решений для выполнения творческих заданий.

В творческой поисковой деятельности у ребенка развиваются познавательные способности, появляется интерес к выполняемой им игровой роли, к характеристике данного образа, стремление к правдивому воспроизведению его в движении.

Главным помощником музыкального руководителя, как на занятии, так и в подготовке к праздникам и развлечениям является воспитатель. Работа музыкального руководителя с воспитателями по подготовке праздника или развлечения заключается в поддержании постоянного контакта, обсуждении деталей программы, уточнении последовательного хода праздника и совместных действий всех его участников. Очень важно в данной работе совместное планирование воспитателя и музыкального руководителя, т.е.: вместе составляют перспективный план вечеров развлечений, распределяют индивидуальную работу с детьми. При составлении программы развлечения музыкальный руководитель согласовывает с каждым воспитателем вопрос о распределении музыкальных заданий в его группе: для каждого ребенка, небольших групп, а также для всей группы в целом. Вместе с воспитателем музыкальному руководителю необходимо заинтересовать маленьких слушателей предстоящим представлением, в беседе с ними выяснить отношение каждого к героям сказки. Особое внимание уделяется анализу сюжета игры, разбору действий и поступков персонажей пьесы, их сравнительным характеристикам. Очень ответственный момент в подготовке досуга -распределение ролей. А роли бывают и простыми, и более сложнымиУровень развития детей не одинаков, поэтому каждый ребенок должен получить роль в соответствии со своими способностями. И эти способности ребенка музыкальный руководитель выявляет и устанавливает тоже с помощью воспитателя. Именно воспитатель должен создать в коллективе детей дружескую атмосферу, где царило бы взаимопонимание, потому что очень важно, чтобы ребенок в процессе работы не испытывал напряжения и страха перед неудачей.

Со временем творческая активность детей возрастает. Детей увлекает участие в спектаклях, игра ролей сказочных персонажей. И здесь именно воспитатель должен использовать любые моменты в жизни группы для упражнения детей в различном интонировании слов (радостно, удивленно, грустно, громко, быстро, медленно). Так у детей развивается мелодико-интонационная выразительность и плавность речи.

Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально-дидактические игры. Роль воспитателя в данных играх велика: он направляет ее ход, следит за взаимоотношениями играющих, сохраняет самостоятельный и творческий характер игровой деятельности детей. В младших группах воспитатель не только организовывает игры с детьми, но и сам становится активным участником.

Для того, чтобы развить в детях самостоятельность, умение творчески мыслить, применять знания, полученные на музыкальных занятиях, воспитатель сам должен знать музыкальный репертуар, объем умений и навыков своей группы. Поэтому в начале учебного года намечается план работы музыкального руководителя с воспитателями по развитию музыкальной деятельности детей (приложение №1). Воспитатель также принимает активное участие в оформлении зала к празднику, изготовлению декораций, костюмов и атрибутовУспех художественно-эстетического воспитания ребенка зависит от постановки воспитания в семье. Именно в семье, ее традициях кроются истоки музыкального дарования ребенка. В семье завершается процесс закрепления приобретенного в саду. Это значит, что за формирование художественно-эстетического вкуса ребенка несут ответственность воспитатель, музыкальный руководитель и родители. Родители должны осознать цель и задачи музыкального воспитания их детей, быть знакомы с методикой работы, приемами и средствами, способствующими выработке тех или иных навыков, и понять роль единых требований в развитии музыкальных способностей каждого ребенка. Мы стремимся создать условия для ежедневной информированности родителей о музыкальной деятельности детей в саду. С этой целью нами составляются в начале учебного года планы по музыкальному просвещению родителей. Планы утверждаются на педсовете детского сада.

Формы работы с родителями разнообразны. Они включают в себя проведение бесед и консультаций, организацию специальных лекций, докладов на родительских собраниях, оформление стендов. На родительском собрании проводится знакомство с программой детского сада по музыкальному воспитанию, где раскрываются задачи, формы и методы работы по развитию творчества детей, их самостоятельной музыкальной деятельности. Родители помогают в приобретении детских музыкальных инструментов, участвуют в оформлении помещения, изготовлении костюмов и атрибутов к праздникам, оказывают помощь в проведении концертов и праздников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительные общеобразовательные программы художественно - эстетической направленности по развитию творческих способностей у детей 3-5 лет, 5-7 лет

Дополнительные платные услуги предоставляются в целях выполнения социального заказа семьи, а также привлечения средств из дополнительных источников финансирования. В соответствии со своими уставными...

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности по развитию творческих способностей у детей 6-7 лет «Бумажные превращения»

laquo;Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше м...

Программа художественно – эстетической направленности по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста "Вдохновение"

Цель программы: Художественно – эстетическое развитие детей, через использование нетрадиционной техники пластилинографии....

«Роль художественно-эстетического воспитания в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста"

Из опыта работы. Какую роль играет художественно - эстетическое воспитание в развитии творческих способностей....

Проект по художественно-эстетическому направлению «Развитие художественно-творческих способностей посредством использования нетрадиционной техники рисования» детей старшего дошкольного возраста

Актуальность. «Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка» На современном этапе развития...

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности по развитию творческих способностей у детей 3-4 лет «Волшебная бумага»

laquo;Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше м...

Карты педагогической диагностики индивидуального развития ребенка к дополнительной общеобразовательной программе художественно-эстетической направленности по развитию творческих способностей детей от 6 до 7 лет

Для реализации диагностики по дополнительной общеобразовательной программе художественно-эстетической направленности по развитию  творческих способностей у детей 6-7 лет «Бум...