ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ 6 – 7 ЛЕТ К РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ НА ОСНОВЕ МУЗЫКИ
методическая разработка (музыкально-ритмическое занятие, подготовительная группа) по теме

Первым педагогическим условием приобщения детей 6 – 7 лет к русской национальной культуре является специальный отбор музыкальных произведений, позволяющий дошкольникам воспринимать и передавать русскую музыку в практической деятельности.

Отбор содержания музыкальных произведений включает следующие основания: простота и яркость музыкального образа, доступность содержания музыкальному восприятию детьми, выразительность музыкального языка, возможность передачи русского образа в музыкальной деятельности, нравственно–этическая направленность содержания музыкальных произведений.

Такое содержание обеспечивает широкую ориентированную основу приобщения детей 6 – 7 лет к русской национальной культуре.

Вторым педагогическим условием приобщения детей 6 – 7 лет к русской национальной культуре является организация воспитательного процесса: разработка системы мероприятий по данной теме, которая включала в себя следующие направления:

- ознакомление детей с русскими народными песнями и с музыкальными произведениями русских композиторов;

- организацию совместную с педагогом и самостоятельной музыкальной деятельности детей на основе полученных знаний о русской музыке;

- создание условий реализации полученных детьми представлений о русской музыке в творческой практической деятельности.                                   Для организации воспитательно-образовательного процесса мы использовали разнообразные методы и приемы как репродуктивного, так и проблемно - поискового  характера. Для творческого проявления детей, связанного с отображением усвоенного содержания русской музыки в свободной деятельности, использовались методы самостоятельной работы дошкольников.

Для реализации данного педагогического условия создавались широкие возможности для воспроизведения содержания музыкальных произведений детьми в деятельности: речевой, изобразительной, игровой; проявления умений и творческих стремлений в создании русского образа в музыкальной деятельности; развития самостоятельности у детей и элементов творчества.

Учебно – методическая разработка показала , что процесс приобщения детей 6 – 7 лет к русской национальной культуре идет успешно при условии активной позиции ребёнка в отражении усвоенного содержания русской музыки, что является третьим педагогическим условием. Активная субъективная позиция ребёнка в приобщении детей 6 – 7 лет к русской национальной культуре обеспечивается включением детей в целостный процесс освоения содержания, наличием анализа и поиском средств выразительности русского образа, развитием у детей умений отражать содержание русской музыки в деятельности.

Проведённая научно – методическая разработка выявила возросший интерес к русской музыке,  значительные изменения в знаниях, умениях и представлениях о русской национальной культуре у детей 6 – 7 лет, о чём свидетельствуют суждения детей, содержание рисунков детей (почти все рисунки содержат русский мотив: образы героев русских народных сказок, содержание русских песен и т.п.), а также их высказывания по содержанию своих рисунков.       

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  «Центр развития ребёнка - детский  сад №116» г. Сыктывкара

                                                                                   

                                                                                 

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Педагогические условия приобщения детей 6 – 7 ЛЕТ                 К РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ на основе музыки

                                                                                Разработчик:                                                                                    

Грегер Татьяна Георговна

                                                                                

Сыктывкар 2013 г.

Содержание Введение………………………………………………………………………….3

I. Теоретические основы проблемы приобщения детей 6 – 7 лет к русской национальной культуре……………………………………………………....5 

II. Особенности освоения детьми 6 – 7 лет русской национальной культуры на основе музыки…………………………………………………..9 III. Педагогические условия приобщения детей 6 – 7 лет к русской национальной культуре на основе музыки…………………………..14      Заключение……………………………………………………………………...20Список литературы…………………………………………………………….22 Приложения  


                                          Введение

Ничто не напоминает так прошлого,

как музыка; она не только напоминает

нам его, но и вызывает его, подобно

теням тех, кто дорог нам, оно

появляется, окутанное таинственной

 и меланхолической дымкой…

Анна Сталь

                Проблемы исторической культуры, воспитания и формирования подрастающего поколения особо актуальны на современном этапе развития общества. Сейчас эти проблемы привлекают всеобщее внимание, так как игнорирование народных основ воспитания, испытанных на практике, традиций народной педагогики привело к тому, что в России в течение десятилетий сформировалось поколение, не знающее своей родной истории и культуры.        

                Важное  значение в жизни человека занимает музыка и музыкальная деятельность. В дошкольном возрасте именно музыка наиболее непосред-ственно воздействует на приобщение к культурным ценностям. В  этот  период жизни ребенок эмоционально  открыт, у него преобладает восприятие  окружающего мира. Музыка познается ребенком как источник  положитель-ных эмоций, который расширяет его  жизненный опыт, стимулирует к активной  деятельности.

                Обращение к народным истокам, к классическим и народным  произведениям в воспитании  и  развитии  детей на  сегодняшний день стали традиционны для практики дошкольного воспитания. В последние годы  классические произведения и произведения народного творчества стали предметом особенно пристального внимания  педагогов. В дошкольных  учреждениях проводятся  праздники и развлечения, театрализованные постановки, где широко используют  русскую музыку.

Вопросом роли национальной культуры в воспитании и обучении уделяли и уделяют внимание многие выдающиеся педагоги прошлого и настоящего времени.                                                                        К.Д.Ушинский связывал понятия национальная и народная. Он подчёркивал, что у каждого народа должна быть своя система воспитания, построенная соответственно его интересам, развивающая и укрепляющая в детях ценнейшие психологические черты и моральные качества: патриотизм и национальную гордость.

Продолжателями идей К.Д.Ушинского о народности в воспитании являются Е.Н. Водовозова, Е.И. Тихеева, Л.К. Шлегер, М.Х. Свентицкая, А.П. Усова и многие другие.

Общие теоретические основы подхода к проблеме воспитания ребёнка средствами национальной культуры принадлежат Н.К.Крупской. Она, ориентируя воспитателей на расширение детского кругозора, указывала, что основной источник впечатлений дошкольников – их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут.

Мнение Н.К.Крупской подтверждают в 50-е годы Е.И.Радина, Р.И.Жуковская, М.И.Богомолова и другие.

Национальная культура и, в частности, народное музыкальное искусство, несёт в себе огромные возможности для воспитания у детей патриотических чувств, формирование у них таких сложных чувств и отношений, как любовь к Родине, родному краю, к городу, где он родился и живет, к родной природе, к национальным ценностям. Об этом говорят труды педагогов – музыкантов  О. П. Радыновой, Н. Ветлугиной и др.; психолога Б.Теплова и др.                                                                        Особенностью музыки является то, что она может с огромной непосредственностью и силой передавать эмоциональное состояние человека, все богатство чувств и оттенков, существующих в реальной жизни.

         Отражая жизнь и выполняя познавательную роль, музыка воздействует на человека, воспитывает его чувства, формирует вкусы, интересы. Он находит в музыке отзвуки того, что пережил, прочувствовал. Имея широкий диапазон содержания, музыка обогащает эмоциональный мир слушателя [14, с.138].

Глубокие разработки, связанные с ролью народной музыки, осуществлены искусствоведами М.А.Некрасовой, Т.С.Семеновым, К.А.Макаровым, и культурологами Б.Н.Путиловым, В.Е.Гусевым, Б.В.Асафьевым, О.М.Фрейденберг.

Но проблема взаимосвязи влияния педагогических  условий  на приобщение детей 6 – 7 лет к русской национальной культуре посредством музыки не достаточно освещена в научной литературе. Вследствие этого мы и видим актуальность в  разработке и изучении  педагогических условий приобщения детей 6 – 7 лет к русской национальной культуре на основе музыки.                                                                                                 

I. Теоретические основы проблемы приобщения детей 6 – 7 лет к русской национальной культуре

        Многовековая история музыки донесла до наших дней огромное художественное достояние, которое, оказывая большое воздействие на человека, всегда являло собой фактор обогащения образа его мыслей и чувств, облагораживания окружающего его культурного ландшафта [11, с.5].         С младенчества ребёнок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему окно в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро, которое несут нам сказочные герои: Василиса Прекрасная, Илья Муромец, Иван – Царевич. Сказки волнуют, увлекают ребёнка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает самым важным богатством трудолюбие, дружбу, взаимопомощь [8, с.50]. Загадки, пословицы, поговорки формируют начала любви к своему народу, к своей стране [8, с. 50].                                                                 Дети, становясь взрослыми, воспроизводят тот тип культуры, который прививается им в дошкольном учреждении. Таким образом, дошкольное учреждение выступает как учебно – воспитательное учреждение, обеспечивающее трансляцию культуры, к которой принадлежит ребёнок.                 Внимательные наблюдения за детьми, изучение их возрастных особенностей, интересов позволяют сделать вывод, что старший дошкольник обладает большим количеством знаний, а его интересы связаны часто не только с настоящим, но и с будущим [8, с. 49].                                                Вся система воспитания дошкольника направлена на формирование у него основ ценностного отношения к миру, развитие стремления активно действовать в нём, беречь всё живое и созданное руками человека, эмоционально откликаться на события жизни, чувства и переживания других людей. Из этого складываются те первоосновы духовности, гуманизма, творчества, которые получат своё дальнейшее развитие на следующих ступенях системы непрерывного воспитания и образования личности.                        Культура является одним из определяющих факторов воспитания личности и центральным звеном, обеспечивающим непрерывность образования [3, с.6].                                                                                        «Всё, что окружает нас, - писал Л.С.Выготский, - и что сделано рукой человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы – всё это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении» [9, с.5].                                                                                        Современный подход к сущности культуры неразрывно связан с качественной характеристикой всех сторон человеческой деятельности, которая рассматривается как социальная форма движения материи, способ существования общества и отдельной личности (В.Бичев, О.Г.Дробницкий, А.Г.Харчев и др.).                                                                                        Это определение соответствует принципу деятельностного подхода к изучению личности.                                                                                        Понятие «деятельность» раскрывает С.Л.Рубинштейн, говоря, что деятельность человека – это не реакция на внешний раздражитель, «стимул», не просто «делание», а переход «субъекта в объект». Введение понятия «деятельность» позволило объединить в единый предмет изучение поведения и сознания и выдвинуть тезис о единстве сознания и деятельности. Принцип деятельностного подхода к изучению личности, сформированный С.Л.Рубинштейном, означает то, что психические процессы рассматриваются не сами по себе, а внутри более широкого контингента взаимоотношений человека с окружающим.

По утверждению А.Н.Леонтьева, деятельность понимается как «психическая и физическая активность человека, которая регулируется осознанной целью», то есть ребёнок в практической или познавательной (психической) деятельности будет усваивать общечеловеческий опыт, заключённый в знаниях и способах деятельности [3, с.9].                                        Таким образом, положения отечественных психологов доказывают, что развитие личности идёт через присвоение общественно-исторического опыта. Национальная культура, как составная часть общечеловеческой культуры, воплощённая в материальных и духовных ценностях, осваивается личностью в активной созидательной деятельности [3, с.10].        Вопросам роли национальной культуры в воспитании и обучении ребёнка уделяли и уделяют внимание многие выдающиеся педагоги прошлого и настоящего времени.                                                        К.Д.Ушинский связывает понятия национального и народного. Автор подчёркивает, что у каждого народа должна быть своя система воспитания. Педагог требовал обучения на родном языке, так как «в языке удовлетворяется весь народ, вся его родина».                                                        Продолжателем идей К.Д.Ушинского о народности в воспитании является Е.Н.Водовозова, которая рекомендует знакомить детей с окружающим миром, близким им, осуществлять обучение детей родному языку, - всё это делать в разумной деятельности для ребёнка [3, с.11].        Традиции К.Д.Ушинского и Е.Н.Водовозовой были продолжены в работах Е.И.Тихеевой, Л.К.Шлегер, М.Х.Свентицкой.                                Общие теоретические основы подхода в проблеме воспитания ребёнка средствами национальной культуры принадлежат Н.К.Крупской. Она рекомендует «с малых лет воспитывать этот интернациональный дух; надо, чтобы ребёнок с колыбели, как говорят, с молоком матери его всасывал, … ибо впечатления раннего детства кладут отпечаток на дальнейшее воспитание и развитие человека».                                                        Мнение Н.К.Крупской подтверждают в 50-е годы Е.И.Радина, Р.И.Жуковская, А.П.Усова, М.И.Богомолова и другие, которые отмечают возможность и необходимость воспитания «чувства привязанности, интереса к родному краю, живого участия в событиях детской жизни именно в дошкольные годы».                                        

Сейчас общество постепенно стало понимать, что приобщение детей дошкольного возраста к культуре своего народа способно вернуть людей на круг национального, традиционного бытия и самосознания, возродить нравственность и подтвердить высокую культуру своего народа.

        Благодаря тому, что музыка представляет собой временной вид искус-ства, она обладает возможностью передавать смену настроений, пережива-ний, динамику эмоционально – психологических состояний. Каждое музы-кальное произведение имеет, таким образом, некую «чувственную программ-му» (термин психолога В.Г.Ражникова), разворачивающуюся во времени [13, с.39].

                Слушая музыку, написанную в разное время, люди получают представление о различных способах выражения чувств и мыслей, существовавших в каждой эпохе. Поэтому мы можем говорить о ее большом познавательном значении [15, с.137]. 

        В первые месяцы жизни малыши реагируют на характер музыки. Постепенно, в процессе овладения различными видами музыкальной деятельности (восприятие, исполнение, творчество, музыкально-образовательная деятельность), необходимо развить в детях все лучшее, что заложено от природы. На основе разнообразных природных задатков развить общие и специальные музыкальные способности, склонности к определенным видам музыкальной деятельности.

Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие музыки, но и посильное детям исполнительство, основанное на опыте восприятия,- пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения.                                                                        В каждом виде исполнительства дети выполняют посильные самостоятельные и творческие задания, которые способствуют развитию их воображения, фантазии, уверенности в себе, в своих силах.

Основными задачами музыкального воспитания детей дошкольного возраста  являются следующие:

- развить музыкальные и творческие способности детей с учетом возможностей каждого ребенка с помощью различных видов музыкальной деятельности;

         - сформировать начала музыкальной культуры, способствовать формированию общей духовной культуры.

Их успешное решение зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от качества используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности, применяемых в работе с детьми и т. д. 

                Важно  отметить, что  на первых этапах обучения в подготовительной группе используются в качестве приемов отдельные фрагменты музыкальных произведений. Эти действия формируются вначале как пробующие, направленные на воспитание интереса  к народной  музыке. Постепенно количество произведений увеличивается, педагог стремится  расширить интересы детей. Использование в обучении музыкальных произведений готовит к приобщению детей 6 – 7 лет к русской национальной культуре, которое организуется музыкальным руководителем и воспитателем в подготовительной к школе группе.                                                                


II. Особенности освоения детьми 6 – 7 лет русской национальной культуры на основе музыки

В эксперименте участвовало 20 детей подготовительной группы МАДОУ «ЦРР – д/с № 116» г. Сыктывкара.  Данный детский сад является ресурсным центром по художественно – эстетическому воспитанию дошкольников.                                                                                        Цель диагностики: Выявить особенности интереса, представлений, умений детей 6 – 7 лет отражать русский образ в музыкальной деятельности.        Задачи диагностики:                                                                                1. Выявить особенности интереса детей 6 – 7 лет к русской национальной культуре на основе музыки;                                                        2. Выявить особенности представлений детей 6 – 7 лет о русской национальной культуре и русской музыке;                                                        3. Выявить уровни умений детей 6 – 7 лет отражать русский образ в музыкальной деятельности;                                                                         4. Проанализировать особенности развивающей среды в ДОУ по проб-леме приобщения детей 6 – 7 лет к русской национальной культуре.                        Для выявления особенностей интереса детей 6 – 7 лет к русской национальной культуре мы использовали методику выбора Л.Д.Вавиловой.                 Детям предлагалось три ситуации выбора.                                                Ситуация №1: «Выбор песни».                                                                Детям предлагалось выбрать песню, которую хотелось бы спеть и почему?                                                                                                        1. Русская народная песня «Во поле берёза стояла»;                                        2. Немецкая народная песня «Августин»;                                                3. Украинская народная песня «Бульба».                                                        Ситуация №2: «Выбор народного музыкального инструмента».                1. Дудочка (русский народный инструмент);                                                2. Губная гармошка (немецкий народный инструмент);                                3. Рожок (украинский народный инструмент).                                                После выбора задавался вопрос: «Почему ты выбрал именно этот музыкальный инструмент?»                                                                                Ситуация №3: «Выбор народного танца».                                                Детям предлагалось выбрать народный танец и пояснить свой выбор.         Предлагались:                                                                                        1. Русский народный танец «Субботея»;                                                        2. Немецкий народный танец «Лендлер» (вальс);                                        3. Украинский народный танец «Коло».                                                        Каждая ситуация предлагала три выбора:                                                Первый выбор – русской народной песни, русского музыкального инструмента и русского танца как яркий, предпочтительный, максимальный оценивался в 3 балла (высокий уровень);                                                                Второй выбор детей – русской народной песни, русского музыкального инструмента и русского танца - недифференцированный, непостоянный оценивался в 2 балла, равнялся среднему уровню;                        Третий выбор – русской народной песни, русского музыкального инструмента и русского танца - отсутствие предпочтения к русскому национальному объекту, оценивается как минимальный и равен низкому уровню.                                                                                        Высокий уровень – интерес к русской музыке устойчивый, яркий, постоянный, ребёнок отдаёт предпочтение русской народной песне, русскому народному танцу, русскому народному инструменту. Свой выбор ребёнок мотивирует.                                                                                Средний уровень – интерес к русской музыке неустойчивый, недиффе-ренцированный, непостоянный. Свой выбор ребёнок мотивирует иногда.                Низкий уровень – ребёнок не проявляет интереса к русской музыке, его не привлекают движения русского народного танца, инструменты. Ребёнок пассивен при выполнении задания.                                                                 Для решения второй задачи – выявления особенностей представлений у детей 6 – 7 лет о русской национальной культуре и русской музыке был использован метод устного опроса, включающий две серии вопросов.                        Первая серия вопросов выявляла представление детей о русской национальной культуре.                                                                        Детям задавались следующие вопросы:                                                        1. Назови русские народные праздники;                                                        2. Назови русские народные сказки;                                                        3. Назови героев русских народных сказок;                                                4. Назови русские народные игры.                                                Вторая серия вопросов выявляла представления детей о русской музыке.                                                                                                         Детям задавались следующие вопросы:                                                        1. Каких русских композиторов ты знаешь? Назови.                                        2. Какие русские песни у тебя любимые?                                                        3. Каких ты знаешь русских певцов – солистов?                                4. Какие русские народные инструменты ты слышал и видел?                        5. Перечисли движения русского танца.                                                         Ответы оценивались следующим образом:                                                3 балла – ответ ребёнка полный, по объёму включающий 4 – 6 названий русских объектов, развёрнутый, правильный;                                        2 балла – ответ неполный, по объёму включающий 1 – 3 названия русских объектов, ребёнку необходимы наводящие вопросы;                                1 балл – ответ детей неправильный или отсутствует.                                        Характеристика уровней представлений детей о русской музыке:                Высокий уровень – ребёнок имеет чёткие, полные представления о русской национальной культуре: о музыке, о праздниках, о певцах, о композиторах и их творчестве. Ребёнок аргументирует свой выбор;                        Средний уровень – ребёнок имеет недостаточно дифференцированные представления о русской национальной культуре, русской музыке, о людях, связанных с музыкальной деятельностью. Во время ответа нуждается в наводящих вопросах взрослого;                                                                        Низкий уровень – ребёнок не имеет представления о русской национальной культуре, русской музыке, о людях, связанных с музыкальной деятельностью. Свой выбор не аргументирует.                                                 Для решения третьей задачи – выявить особенности умений детей 6 – 7 лет отражать русский образ в музыкальной деятельности был использован метод творческих заданий.                                                                                1 задание. «Передай образ героя русской сказки через движения танца». Детям предлагалось изобразить Ивана – Царевича (мальчикам) или Василису Прекрасную (девочкам) с помощью танцевальных движений, учитывая особенности русского характера героев сказок.                                        2 задание. «Передай звуки русского леса». Детям предлагалось, используя русские народные инструменты, передать звуки тёмного леса и его жителей.                                                                                                         3 задание. «Передай образ русского героя в песне». Детям предлагалось спеть народные попевки «Уж как шла лиса», «Заинька - зайка», передавая национальный характер героев русской народной сказки «Заюшкина избушка».                                                                                        Анализ заданий проводился по следующим параметрам:                        1. Умение «войти» в образ героя выразительно;                                        2. Умение импровизировать в танце, в пении, в игре на музыкальных инструментах;                                                                                                3. Использование русского мотива в деятельности детей;                                4. Отношение к заданию.                                                                        Характеристика уровней:                                                        Высокий уровень (3 балла) – ребёнок передаёт характер героя, используя средства выразительности; умеет импровизировать; передаёт русский образ; с интересом относится к выполнению заданий.                                Средний уровень (2 балла) – ребёнок передаёт характер героя, используя одно из средств выразительности; недостаточно умеет импровизировать и передавать русский образ в деятельности. Заинтересован в выполнении задания, но не проявляет самостоятельности, активности.                Низкий уровень (1 балл) – ребёнок может войти в образ предполага-емого героя; не может или отказывается импровизировать во всех видах музыкальной деятельности; не может использовать русский образ в деятельности; не выполняет задания или выполняет без желания.

        Общий уровень развития детей в области русской национальной культуры и музыки складывается из особенностей интересов, представлений и умений детей отражать русский образ в музыкальной деятельности.                        Характеристика уровней развития детей 6 – 7 лет в области                               русской национальной культуры и русской музыки:                        Высокий уровень – интерес устойчив, ребёнок целенаправленно отдаёт предпочтение русской музыке, его привлекают танцы, русские инструменты. Ребёнок имеет представление о русской музыке, композиторах и их творчес-тве, о русских певцах. Точно передаёт характер и действия русского героя, используя различные средства выразительности в пении, движениях, игре на инструментах; импровизирует, проявляет творчество в выполнении заданий. Устанавливает причинные связи. Активен. Самостоятелен.                                        Средний уровень – интерес к русской музыке не устойчив,         ребёнка привлекают музыкальные инструменты, движения русского танца, русских песен, но выбор свой не мотивирует. Встречаются неточности в ответах; представления о русской музыке, о русских композиторах и певцах поверхностные. Ребёнок при передаче образа героя, его характера использует одно из средств выразительности. К работе относится добросовестно, но не проявляет творчества.                                                                                        Низкий уровень – ребёнок не проявляет интереса к русской музыке. Представления о музыке, о русских композиторах и певцах отсутствуют. Передача характера и действия героя из-за отсутствия представлений и умений вызывает затруднения. Отношение к выполнению задания недобро-совестное, не проявляет к нему желания и интереса.                                                По итогам вводной диагностики был проведён обобщённый анализ полученных данных, который позволил сделать следующие выводы о том, что детей, имеющих высокий уровень знаний о русской национальной культуре и умений в музыкальной деятельности не выявлено, 65 % детей имеют средний уровень представлений и творческих умений в музыкальной деятельности, 35% детей имеют низкий уровень представлений и творческих умений в музыкальной деятельности. Следовательно, с детьми данной возрастной группы необходима специальная работа по развитию детей в области русской национальной культуры и музыки.        

        В формировании творческих умений детей 6 – 7 лет огромное значение имеет состояние предметно – развивающей среды. Для выявления особеннос-тей развития среды в ДОУ по проблеме приобщения детей 6 – 7 лет интереса к русской национальной культуре можно использовать следующие методы: анализ предметно – игровой среды, анализ педагогической документации, анализ содержания работы ДОУ с родителями.                                                        Анализ предметно – игровой среды группы ДОУ позволил выявить наличие разнообразных предметов для развития детей в музыкальной деятельности.                                                                                        Анализ педагогической документации (перспективное и календарное планирование) воспитателя показал, что не учитывается в практике ДОУ проблема приобщения детей 6 – 7 лет к русской национальной культуре, о ней даются лишь частичные сведения, русская музыка недостаточно внедряется во все виды детской деятельности.                                                Анализ содержания работы ДОУ с родителями по воспитанию у детей интереса к русской музыке проводился посредством анкетирования родите-лей (Приложение 1), что позволило выявить их недостаточную осведомлённость в вопросах русской национальной культуры.                                 Обратимся к разработке методики приобщения детей 6 – 7 лет к русской национальной культуре на основе музыки.                                                                                                                                                                                                                                                                 


III. Педагогические условия приобщения детей 6 – 7 лет к русской                                       национальной культуре на основе музыки                        Нами была разработана программа «Музыкальное воспитание» для дошкольников на основе русского музыкального искусства, состоящая из трёх этапов:                                                                                                I этап – формирование интереса и представлений детей 6 – 7 лет о русской национальной культуре.                                                                II этап – развитие у детей 6 – 7 лет умений самостоятельно отражать русский образ в музыкальной деятельности.                                                III этап – развитие у детей 6 – 7 лет творческой самостоятельности и активности в музыкальной деятельности.                                                 Данная программа включает русскую народную музыку, музыку русских композиторов, игры, движения, русские народные инструменты (Приложение 2).                                                                                        Цель программы: Приобщать детей 6 – 7 лет к ценностям русской национальной культуры средствами музыки.                                                        Программа «Музыкальное воспитание» предусматривает следующий музыкальный репертуар:                                                                                - Русские народные песни и игры;                                                                - Музыкальные произведения русских композиторов;                                - Музыка для движений и игры на народных инструментах;                        - Развлечения с целью развития творческих умений отражать русский образ в музыкальной деятельности.                                                                Были разработаны формы организации: творческие встречи, занятия, экскурсии, которые способствовали реализации содержания русских музыкальных произведений и образ Василисы – героини русских сказок. Введение данного образа помогло логически объединить все этапы и содержание учебно – методической разработки в увлекательную целостную систему.                                                                                        Методика встреч предусматривает ознакомления с особенностями русского края, песенным и танцевальным фольклором, народными инструментами через русскую музыку.                                                                Взрослый человек, несущий русские черты, приближает дошкольника к различным составляющим русской национальной культуры. Образ Василисы становится своеобразным посредником передачи содержания русского музыкального образа.                                                                                         Всего разработано 12 встреч с Василисой. Таким образом, в результате данной учебно – методической разработки дети будут осваивать содержание, развивать самостоятельность, инициативу, творчество, активность, развиваться духовно.                                                                                        Обратимся к поэтапной технологии приобщения детей 6 – 7 лет к русской национальной культуре.                                                

I этап предусматривает 4 доминантных занятия.                         Первая встреча - беседа – концерт «Народная колыбельная», которая познакомила детей с русскими народными колыбельными песнями. Дети слушали русские народные колыбельные песни в исполнении взрослых, приобщались к творчеству русского народа. Через разучивание русских народных колыбельных песен воспитывается интерес к русским песням, закрепляются знания детей, полученные в ходе беседы.                                         Вторая встреча – беседа – концерт «Колыбельные русских компози-торов» познакомила детей с вокальными и инструментальными колыбель-ными П.И.Чайковского, А.К.Лядова, А.Т.Гречанинова, А.С.Аренского. Через слушание колыбельных песен русских композиторов в исполнении взрослых у детей формируются представления о творчестве композиторов – классиков. Через музыкально – дидактическую игру «Музыкальный волчок» у детей закрепляются знания о русских народных песнях и песнях русских композиторов.                                                                                                Третья встреча – «Путешествие в мини – музей музыкальных инстру-ментов» предусматривает экскурсию детей в музей инструментов, созданный в детском саду. Дети познакомились с музыкальными инструментами, с их внешним видом, устройством, тембром звучания, историей возникновения. Через музыкально – дидактическую игру «Угадай, на чём я играю?» у детей развивалось тембровое чувство, воспитывалось желание играть на русских музыкальных инструментах и интерес к русской музыке.                                        Четвёртая встреча – «В гостях у русских композиторов» познако-мила детей с различными вариантами бытования народных песен и их обработками в исполнении знаменитых певцов (Н.Бабкиной, Н.Кадышевой, Л.Руслановой, Е.Шавриной и др.). Через занятие «Русские композиторы о России» детей познакомили с композиторскими песнями о нашей Родине.                 С интересом прошло развлечение «Вечер русских сказок», где дети с удовольствием инсценировали русские народные сказки, вспоминали героев сказок.                                                                                        Развитие творческих умений отражать музыкальный образ в деятель-ности практического характера решалось на  II этапе. Данный этап преду-сматривал также четыре встречи, продолжая предыдущую работу с детьми.                Пятая встреча – «Василиса любит танцевать» развивала у детей умение двигаться ритмично под музыку.         Дети вместе с Василисой разучивали движения русских танцев и хороводов в занятии «Давай станцуем». Через дидактическую игру «Угадай движение русского танца» дети смогли показать творческие умения.                                                         Через домашнее задание «Как танцевали наши бабушки» дети познако-мились с новыми движениями русского танца. Одна из бабушек научила детей танцевать русский народный танец «Барыня», а с другой дети танцевали кадриль. В ходе знакомства у детей воспитывался интерес и умение передавать музыкальный образ в движениях русского танца.                        Шестая встреча – «Василиса любит петь» развивала умения детей петь русские народные и композиторские песни с желанием, любовью, передавая выразительно характер, образ героя песни, её содержание. Для расширения знаний и умений детей было организовано посещения концерта «Песенная Русь», где дети смогли приобрести аудио кассеты и CD – диски для слушания и исполнения песен.         Для закрепления песен и развития желания исполнять их, было проведено занятие «Я пою родные песни». Все дети после занятия рассказывали о том, что с удовольствием поют русские песни дома. Дидактическая игра «Музыкальная лесенка» также благоприят-ствовала закреплению знакомых русских песен.                                                 Очень весело прошло празднование «Масленицы», где дети с удовольствием исполняли народные песни, водили под них хороводы, с желанием играли на музыкальных инструментах, играли в русские народные игры, приобщаясь к русской национальной культуре и русским традициям.                Седьмая встреча – «Василиса любит играть на музыкальных инстру-ментах» развивала творческие умения отражать русский образ в игре на музыкальных инструментах. Для  обучения детей игре на музыкальных инструментах по одному и в ансамбле было проведено занятие «Заиграй мой инструмент». Через посещение концерта группы «Балалайка» дети расширили свои знания и умения в способах игры на музыкальных инструментах. Для закрепления знаний и расширения умений была проведена беседа «Русские народные инструменты вчера, сегодня и завтра» и дидактическая игра «Узнай, как использовался инструмент раньше». Под впечатлением данной работы был оформлен альбом «Музыкальные инструменты русского народа», где использовались не только иллюстрации, фотографии, но и рисунки детей. В ходе такой работы у детей развивалось желание и умение передавать, отражать музыкальный образ в игре на инструментах.                                                                                Восьмая встреча – «Василиса любит играть в русские народные игры» развивала умения детей отражать русский образ в игровой деятельности. Через беседу «В какие игры играли наши бабушки» у детей расширялись знания о русских народных играх. Особенно понравилась детям игры «Коршун», «Ловишки», «Козёл», «Горелки» и др. На праздновании Масленицы дети играли также в свою любимую игру «Гори – гори ясно», в которую наши предки играли на проводах зимы, прыгая через костёр. Для закрепления правил знакомых детям русских игр была проведена дидакти-ческая игра «Узнай по правилам игру». Выяснилось, что почти все дети знают правила игр и умеют использовать их в игровой деятельности. С целью расширения знаний детей о народной игрушке была организована экскурсия в национальный музей на выставку «Народная игрушка». Детей заинтересовали игрушки, с которыми играли бабушки и дедушки.                         Для того, чтобы познакомить детей с современными русскими играми и развить их умения в игровой деятельности было проведено занятие «Рус-ские игры сейчас», игры, с которыми дети познакомились на этом занятии дети с удовольствием использовали на празднике «Мы играем целый день». Всё это позволило перейти на третий этап формирующего эксперимента.                 III этап – развитие у детей творческой самостоятельности и активности в отражении русского образа в музыкальной деятельности. Этот этап предусматривал четыре встречи, как продолжение работы.                                   Девятая встреча – «Мы поём и играем» выразительную передачу детьми русского образа героя через инсценирование русских народных песен и песен русских композиторов, хороводов и игр. Дети самостоятельно инсценировали русские народные песни «Ой, вставала я ранёшенько», «Как у наших у ворот» и т.д. Через занятие «Жил – был русский народ» дети и взрослые занимались совместной творческой деятельностью, передавая образ, дети использовали мимику, жесты, пантомимику, выразительные движения. Помогла в данной работе проведённая ранее дидактическая игра «Придумай образ русского героя и передай в песне или игре», где дети сами создавали определённый образ. Под впечатлением такой работы был проведён праздник « Вот моя Россия», где дети в полной мере проявили свои творческие умения, фантазию в передаче русского образа и пели, играли, веселились от души.                                                                                         Десятая встреча – «Мы танцуем русские пляски» развивала у детей умение самостоятельно придумывать небольшие танцевальные композиции. Для этого детей вводили в выполнение двигательных творческих заданий «Передай в движениях образ Василисы, Ивана – Царевича, Бабы – Яги и других героев русских сказок». Для вовлечения детей в музыкально – двига-тельное творчество использовали игру «Узнай русский образ героя через двигательное творчество», где дети были активными создателями образов. Даша К. самостоятельно придумала танцевальную композицию «Мечта Василисы» на музыку народной песни «Ласточка». Образ Василисы полу-чился ярким, выразительным, а движения лёгкими, плавными. Дети в данном образе увидели, как девушка идёт по лесу, здороваясь с лесными жителями. Василиса грустит по милому дружку. Для помощи в передаче образа был оформлен альбом «Герои сказок русского народа», который дети очень любили рассматривать. В ходе знакомства с героями сказок и формирования умений самостоятельно передавать русский образ в танцевальной деятель-ности дети приобщались к русской культуре.

        С интересом прошло развлечение «Ярмарка», где дети с удовольствием исполняли народные песни, водили под них хороводы, с желанием играли на музыкальных инструментах, играли в русские народные игры, приобщаясь к русской национальной культуре.                                                                 Одиннадцатая встреча – «Мы играем на русских народных инструментах» развивала умение детей импровизировать на музыкальных инструментах, развивала музыкальные способности и творчество детей. Для этого было проведено занятие «Матушка Россия» и дидактическая игра «Узнай жителей тёмного леса по голосу». Дети самостоятельно подбирали музыкальный инструмент, похожий по звукоподражанию или образу на кукушку, медведя, сороку, волка, зайца и т.д. Для расширения умений детей в звукоизвлечении на музыкальных инструментах было организовано посещение детьми концерта народного оркестра в Колледже искусств. Дети с удовольствием посетили мини – музей музыкальных инструментов, сами с удовольствием рассказы-вали про инструменты и показывали как на них играть.                                                                                        Итоговая встреча – «Веселится наш народ, всех на праздник зовёт» с участием Василисы закрепляла представления детей о русской музыке, упражняла в творческих умениях отражать русский образ в музыкальной деятельности, способствовала приобщению детей 6 – 7 лет к русской национальной культуре. Мероприятие проводилось в форме музыкального праздника «Пусть звучит моя Россия», где дети проявили свои умения и представления о русской музыке. Дети пели народные и композиторские песни, играли на музыкальных инструментах, плясали, играли, веселились от души. На празднике проводился конкурс – «Мы ищем таланты» и в конце праздника Василиса вручила детям призы за умения и знания детей о русской музыке, за творческие проявления в музыкальной деятельности и любовь к национальной культуре и традициям родной земли.                                                Таким образом, поэтапная учебно – методическая разработка способ-ствует приобщению детей 6 – 7 лет к русской национальной культуре на всех этапах работы и позволяет детям проявлять свой творческий потенциал. Цели трёх этапов, посвящённые приобщению детей 6 – 7 лет к русской националь-ной культуре, были реализованы.                                                        Обратимся к этапу заключительной диагностики.                                        Результаты этапа  заключительной диагностики                                Цель этапа – выявить изменения уровня приобщения детей 6 – 7 лет к русской национальной культуре.                                                                В соответствии с целью определены задачи:                                                1. Выявить особенности интереса детей 6 – 7 лет к русской         национальной культуре на основе музыки;                                                        2. Выявить особенности представлений детей 6 – 7 лет о русской национальной культуре и русской музыке;                                                        3. Выявить особенности умений детей 6 – 7 лет отражать содержание русской музыки в творческой деятельности;                                                4. Сравнить результаты вводной и заключительной диагностики.                        Нам необходимо было узнать: получили ли дети представления о русской национальной культуре и русской музыке, появился ли у них активный интерес к русской музыке, умеют ли дети использовать свои знания в деятельности, проявляют ли творчество.                                         На этапе заключительной диагностики  использовались методики, аналогичные методикам вводного этапа диагностики: «Методика выбора», «Метод устного опроса», «Метод творческих заданий».                                        Первая часть этапа заключительной диагностики, направленная на выявление особенностей изменения интереса детей 6 – 7 лет к русской национальной культуре на основе музыки показала, что большинство детей по итогам первой части этапа заключительной диагностики находятся на высоком уровне развития.                                                                                Анализ ответов детей на серии вопросов, направленных на выявление представлений детей 6 – 7 лет о русской национальной культуре и русской музыке свидетельствует о динамике знаний детей в области русской музыки.                                                                                Анализ умений детей 6 – 7 лет отражать русский образ в музыкальной деятельности также свидетельствует о динамике детей в данной области.                                                                                                 По итогам заключительной диагностики был проведён обобщённый анализ полученных данных о развитии интересов, представлений, умений детей в области русской национальной культуры.                                        

На основе результатов диагностики можно констатировать, что этап заключительной диагностики показал положительный итог работы, проведённой на этапе применения технологии по приобщению детей 6 – 7 лет к русской национальной культуре в практику.                                         

Заключение

В результате проведённой работы были выделены три группы педагогических условий.                                                                                Первым педагогическим условием приобщения детей 6 – 7 лет к русской национальной культуре является специальный отбор музыкальных произведений, позволяющий дошкольникам воспринимать и передавать русскую музыку в практической деятельности.

Отбор содержания музыкальных произведений включает следующие основания: простота и яркость музыкального образа, доступность содержания музыкальному восприятию детьми, выразительность музыкального языка, возможность передачи русского образа в музыкальной деятельности, нравственно–этическая направленность содержания музыкальных произведений.

Такое содержание обеспечивает широкую ориентированную основу приобщения детей 6 – 7 лет к русской национальной культуре.

Вторым педагогическим условием приобщения детей 6 – 7 лет к русской национальной культуре является организация воспитательного процесса: разработка системы мероприятий по данной теме, которая включала в себя следующие направления:

- ознакомление детей с русскими народными песнями и с музыкальными произведениями русских композиторов;

- организацию совместную с педагогом и самостоятельной музыкальной деятельности детей на основе полученных знаний о русской музыке;

- создание условий реализации полученных детьми представлений о русской музыке в творческой практической деятельности.                                Для организации воспитательно-образовательного процесса мы использовали разнообразные методы и приемы как репродуктивного, так и проблемно - поискового  характера. Для творческого проявления детей, связанного с отображением усвоенного содержания русской музыки в свободной деятельности, использовались методы самостоятельной работы дошкольников.

Для реализации данного педагогического условия создавались широкие возможности для воспроизведения содержания музыкальных произведений детьми в деятельности: речевой, изобразительной, игровой; проявления умений и творческих стремлений в создании русского образа в музыкальной деятельности; развития самостоятельности у детей и элементов творчества.

Учебно – методическая разработка показала , что процесс приобщения детей 6 – 7 лет к русской национальной культуре идет успешно при условии активной позиции ребёнка в отражении усвоенного содержания русской музыки, что является третьим педагогическим условием. Активная субъективная позиция ребёнка в приобщении детей 6 – 7 лет к русской национальной культуре обеспечивается включением детей в целостный процесс освоения содержания, наличием анализа и поиском средств выразительности русского образа, развитием у детей умений отражать содержание русской музыки в деятельности.

Проведённая научно – методическая разработка выявила возросший интерес к русской музыке,  значительные изменения в знаниях, умениях и представлениях о русской национальной культуре у детей 6 – 7 лет, о чём свидетельствуют суждения детей, содержание рисунков детей (почти все рисунки содержат русский мотив: образы героев русских народных сказок, содержание русских песен и т.п.), а также их высказывания по содержанию своих рисунков.                                                         

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Список литературы:

1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении /  Под ред. Щукиной. М., Просвещение, 1984;

2. Антонов Ю. Е., Левина Л. В., Розова О. В., Щербакова И. А. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей. – М.: АРКТИ, 2003;                                                                                                3. Вавилова Л.Д. Использование элементов национальной культуры в воспитании и подготовке детей к школе и в дошкольном учреждении: методическое пособие к курсу «Дошкольная педагогика». – Сыктывкар: КГПИ, 1994;                                                                                           4. Вавилова Л. Д. Педагогические условия приобщения детей к национальной культуре в дошкольных учреждениях РК. – СПб., 1993;                                               5. Волкова Л.А. Времена года. Весна. Материал для занятия или развлечения в подг. к школе группе // Музыкальный руководитель. – М. – 2006. - №3. – С. 26-28;                                                                                                                       6. Волкова Л.А. Времена года. Лето. Материал для занятия или развлечения в подг. к школе группе // Музыкальный руководитель. – М. – 2007. - №4. – С. 10-12;                                                                                                            7. Волкова Л.А. Времена года. Осень. Материал для занятия или развлечения в подг. к школе группе // Музыкальный руководитель. – М. – 2007. - №6. – С. 9-10;                                                                                                                            8. Воспитание нравственных чувств у дошкольников: книга для воспитателя детского сада / Под ред. А.М.Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989;                       9. Выготский Л.С. Педагогическая психология/ Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991;                                                                                         10. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2005;                                             11. Мельникас Л. Экология музыкальной культуры. – М.: Композитор, 2000; 12. Методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. для уч-ся пед. уч-щ / Под ред. Н.А.Ветлугиной. – М.: Просвещение, 1989;                                               13. Орловская Т. Интернациональное и патриотическое воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1986. - №2. – С. 8 – 9;                  14. Радынова О.П. Баюшки – баю: Слушаем и поём колыбельные песни. – М.: ВЛАДОС, 1995;                                                                                                                        15. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. – М., 2000. 

       Приложение 1                                                                                                                                          Анкета для родителей:                                                 1. Как вы думаете, нужно ли знакомить детей с русской народной музыкой?

2. Как вы думаете, нужно ли знакомить детей с русской классической   музыкой?

        3. Что интересного вы можете рассказать ребёнку о русской музыке?

        4. Занимаетесь ли Вы какой-либо творческой деятельностью? Если да, то какой?                                                                                                5. Чем вы любите заниматься с ребёнком в свободное время?        

        6. Имеете ли вы дома аудио – и видеозаписи с музыкой?        

        7. Есть ли среди них русская народная музыка?        

        8. Есть ли среди них классическая музыка?                                                Спасибо.       

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        


Приложение 2

Содержание научно – методической разработки по приобщению детей 6 – 7 лет к русской национальной культуре                        

№ п/п

Название встреч

Программные задачи

Содержание

Последующая работа

I этап. Формирование интереса и представлений детей 6 – 7 лет о русской культуре.

1.

Беседа – концерт «Народная колыбельная»

1. Познакомить детей с рус-скими народными колыбель-ными песнями;                              2. Воспитывать отзывчивость на музыку, пение, доступные пониманию детей произведе-ния русского народа.

Беседа «Народная колыбельная».            Слушание колыбельных песен, исполнение песен взрослыми.                                                  Цель: Расширить представления детей о жанре русских народных колыбельных, различных их видах.                                 Расширение словаря: колыбельная песня, народная песня.

Разучивание русских народных колыбельных песен: «Как в высоком терему», «А баю, бай», «Баю, баюшки, баю», «Сон и Сониха».                        Цель: Закрепить русские народные колыбельные песни. 

2.

Беседа – концерт «Колыбельные русских композиторов»

1. Познакомить детей с вокальными и инструменталь-ными колыбельными П.И.Чайковского, А.К.Лядова, А.Т.Гречанинова, А.С.Аренского;                               2. Воспитывать любовь и уважение к России через русскую народную музыку и музыку русских композиторов;                              3. Развивать музыкальные способности.

Беседа «Жанр колыбельной в творчестве русских композиторов».                                      Слушание колыбельных песен русских композиторов, исполнение песен взрослыми.  Цель: Формировать у детей представления о творчестве композиторов – классиков на примерах вокальных и инструментальных колыбельных.                                                        Расширение словаря: русский композитор, вокальная и инструментальная музыка, певец, певица.                                                      

Слушание русских народ-ных песен и песен рус-ских композиторов в исполнении русских певцов - солистов.       Музыкально – дидакти-ческая игра «Музыкаль-ный волчок».                         Цель: Закрепить знания о русских народных песнях и песнях русских композиторов.                      Развлечение «Посиделки у Василисы».                    

3.

«Путешествие в мини - музей музыкальных инструментов»

1. Знакомство с музыкаль-ными инструментами: их внешним видом, устройством, тембром звучания, историей возникновения;                             2. Воспитание любви и интереса к русской музыке и музицированию на русских музыкальных инструментах;        3. Закрепление знаний о различных группах инструментов: о духовых, струнных смычковых, струнных щипковых, мембранных, самозвучащих.

Занятие: «Вот как мы играем».                            Цель: Познакомить детей со звучанием народных инструментов, их строением, воспитывать желание играть на них.                  Инструменты: балалайка, домра, гусли, гармоника, баян, аккордеон, рожок, жалейка, ложки, трещотка, бубен.                                     Расширение словаря: русские народные инструменты, названия инструментов.              

Посещение мини – музея музыкальных инструмен-тов.                                         Беседа об истории возникновения, устройстве и тембрах звучания инструментов.      Музыкально – дидактическая игра: «Угадай, на чём я играю?».                         Цель: Развивать чувство тембра у детей.                                            

4.

«В гостях у русских композиторов»

1. Познакомить детей с раз-личными вариантами бытова-ния народных песен и их обработками, сравнивать обработки одной мелодии, сделанные разными компози-торами ;                                       2. Воспитывать чувство патриотизма;                                 3. Развивать культуру слушания музыки.                  

Занятие «Русские композиторы о России».        Цель: Познакомить с произведениями русских композиторов о России.                        Расширение словаря: обработка, вариант.        Занятие «Ох уж эти сказки».                               Цель: Познакомить детей со сказками – операми русских композиторов: М.И.Глинки «Руслан и Людмила», Н.К.Римского – Корсакова «Снегурочка», «Садко», «Сказка о царе Салтане».

Слушание русских народных песен и песен русских композиторов в исполнении русских певцов - солистов.        Цель: закрепить знания детей о русских народных песнях, о творчестве русских композиторов и русских певцов.        Развлечение «Вечер русских сказок».                   Цель: Познакомить детей с героями русских народных сказок.      

II этап. Развитие у детей 6 – 7 лет умений самостоятельно отражать русский образ в музыкальной деятельности.

5.

«Василиса любит танцевать»

1. Учить детей русским танцевальным движениям;                   2. Воспитывать любовь и интерес к русской музыке и русским танцам;                           3. Развивать умение двигаться ритмично под музыку.    

Разучивание танцевальных движений русских танцев и хороводов.                               Занятие «Давай станцуем».                                   Цель: Учить ритмично и легко исполнять движения русского танца.                                    Расширение словаря: движения русского танца.

Дидактическая игра: «Угадай движение русского танца».                    Домашнее задание: «Как танцевали наши бабушки».                             Цель: Познакомить детей с новыми движениями танца.

6.

«Василиса любит петь»

1. Учить детей петь русские народные песни и песни русских композиторов с желанием и любовью;                  2. Воспитывать уважение к песенному творчеству русского народа;                           3. Развивать музыкальные способности.

Посещение концерта «Песенная Русь».             Цель: Расширить знания детей о песенном творчестве русского народа.                               Занятие: «Я пою родные песни».                        Цель: Закрепить песни, разученные детьми.       Расширение словаря: филармония, певец, ансамбль.

Организация музыкаль-ного уголка в группе.           Приобретение аудио-кассет и CD – дисков с русскими народными песнями в исполнении русских певцов и произведениями русских композиторов.                                        Дидактическая игра: «Музыкальная лесенка».     Цель: Закрепление знакомых русских песен.       Развлечение «Масленица».

7.

«Василиса любит играть на музыкальных инструментах»

1. Учить совместному музицированию взрослого и ребёнка на музыкальных инструментах;                               2. Воспитывать уважение к русской музыке, делание использовать её инструментарий;                           3. Развивать чувство ритма, тембровое чувство, умение играть по одному и в ансамбле.                        

Занятие «Заиграй мой инструмент».                  Цель: Учить детей играть на музыкальных инструментах по одному и в ансамбле.             Посещение концерта группы «Балалайка».                                                  Цель: Расширить знания детей о способах игры на музыкальных инструментах.                Беседа: «Русские народные инструменты вчера и сегодня».                                                  Цель: Расширить знания детей об истории русского инструментария.                                  Расширение словаря: дуэт, трио, квартет, дивертисмент, историческое прошлое, способы игры,                                              

Дидактическая игра: «Узнай, как использовался инструмент раньше».             Цель: Закреплять знания детей об историческом прошлом музыкальных инструментов.                       Оформление альбома: «Музыкальные инстру-менты русского народа».      Приобретение русских народных детских музы-кальных инструментов.       Создание фольклорной группы, пошив костюмов.

8.

«Василиса любит играть в русские народные игры»

1. Учить детей передавать русский образ в играх;                 2. Учить детей соблюдать правила игры;                               3. Развивать у детей наблюда-тельность, подвижность, чест-ность, память, внимание в процессе игры;                             4. Развивать у детей желание организовывать русскую игру;     5. Воспитывать уважение к детской русской игре.

Беседа: «В какие игры играли наши бабушки».                                                              Цель: Расширить знания детей о русских народных играх.                                                   Экскурсия в национальный музей на выставку «Народная игрушка».                          Цель: Расширить знание детей о народной игрушке.                                                                Занятие: «Русские игры сейчас».                   Цель: Расширить знания детей об играх, в которые играют до сих пор.                                Расширение словаря: национальный музей, народная игрушка, русские народные игры.

Пополнение игрового уголка масками, элемен-тами костюмов русских игр, атрибутами.                    Дидактическая игра: «Узнай по правилам игру».                                    Цель: Закрепить правила игр.                                         Праздник игр: «Мы играем целый день».      

III этап. Развитие у детей 6-7 лет творческой самостоятельности и активности в музыкальной деятельности.

9.

«Мы поём и играем»

1. Владеть элементарными певческими навыками;                2. Чисто интонировать мелодию песен в удобной тональности;                                 3. Выразительно передавать русский образ героя через инсценирование русских народных песен и песен русских композиторов, хороводов и игр.

Занятие «Жил – был русский народ».                      Цель: Совместная творческая деятельность детей и взрослых.                                                 Самостоятельное инсценирование детьми песен, хороводов, игр.                                         Самостоятельное создание детьми русского образа в играх – драматизациях.                             Расширение словаря: русский образ, инсценирование.

Цель: Передача чувств, образов и впечатлений в рисунках.                               Праздник «Вот моя Россия».                                        Дидактическая игра: «Придумай образ русского героя и передай в песне или игре».                Цель: Самостоятельное создание детьми русского образа в музыкальной деятельности.

10.

«Мы танцуем русские пляски»

1. Владеть определённым объёмом танцевальных движе-ний и исполнять их достаточ-но точно;                                        2. Самостоятельно придумы-вать небольшие танцевальные композиции;                                 3. Поощрять индивидуальные творческие проявления детей в движениях русского танца;           4. Выразительно передавать русский образ в танцевальном творчестве.  

Творческая встреча с детским ансамблем танца «Солнышко».                                              Цель: Совместная творческая деятельность детей и гостей.                                                        Самостоятельное выполнение детьми двигательных творческих заданий.                    Вовлечение детей в музыкально – двигательное творчество через передачу русского образа Василисы, Ивана – Царевича.                                                               Экскурсия в Национальную галерею «Герои русских сказок».                                                    Цель: Расширить знания детей об образах русских героев с целью самостоятельной передачи их в танцевальной деятельности.       Расширение словаря: детский ансамбль танца «Солнышко», герои русских сказок, импровизация, национальная галерея.

Дидактическая игра: «Узнай русский образ героя через двигательное творчество».                          Цель: Самостоятельное создание образа.                    Домашнее задание: Создать в движениях танца образ любого героя русских сказок.                      Цель: Вовлекать в музыкально – двигатель-ное творчество.                    Оформление альбома: «Герои сказок русского народа».                                 Развлечение «Ярмарка».

11.

«Мы играем на русских народных инструментах»

1. Узнавать звучание русских народных инструментов;            2. Исполнять несложную мелодию и ритмический рисунок по одному и в ансамбле;                                       3. Поощрять стремление детей импровизировать на музыкаль-ных инструментах;                       4. Развивать музыкальные способности и творчество.

Посещение концерта народного оркестра в Колледже искусств.                                               Цель: Расширение знаний о звукоизвлечении на русских инструментах.                                    Занятие «Матушка Россия».                                 Цель: Развитие умений импровизировать на музыкальных инструментах.                               Посещение мини – музея музыкальных инструментов.                                                        Цель: Развивать желание играть на русских инструментах.                                                        Расширение словаря: звукоизвлечение, звуки тёмного леса.

Дидактическая игра: «Узнай жителей тёмного леса по голосу».                   Цель: Закрепление чувства ритма, тембра.         Музыкальный конкурс: «Сочини и воспроизведи звуки тёмного леса».            Цель: Закрепление умения импровизировать на музыкальных инструмен-тах.                                          

12.

«Веселится наш народ, всех на праздник зовёт»

1. Развитие у детей музыкаль-ного восприятия и эмоцио-нальной отзывчивости на русскую музыку;                          2. Воспитание у детей интереса к русской музыке;           3. Развитие творчества во всех видах музыкальной деятельности.

Участие в фестивале детского творчества «Радуга».                                                               Цель: Воспитывать у детей интерес к русской музыке.                                                     Экскурсия в театр оперы и балета.                        Цель: Поддержание интереса к русской музыке.                                                                   Занятие: «Что умеем вам покажем».                  Цель: Развитие творчества во всех доступных детям видах музыкальной деятельности.                                                          Расширение словаря: артисты оперы и балета, фестиваль «Радуга».

Участие детей в город-ском фестивале детского творчества «Радуга».                               Рассматривание фотогра-фий сцен из различных опер и балетов в фойе театра.                                      Конкурс «Мы ищем таланты».                                  Цель: Выявление талантливых детей, развитие способностей.        Праздник «Пусть звучит моя Россия».

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по приобщению детей к истокам русской национальной культуры

Перспективный план по приобщению детей к истокам русской национальной культуры для детей старшей группы....

Развитие художественного творчества и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в ходе специально организованного образовательного события. Тема: «Приобщение детей к истокам русской национальной культуры «Куколка тряпичная».

Презентация к сообщению - Развитие   художественного  творчества и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в ходе специально организованного образовательного события.Тема:...

Развитие художественного творчества и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в ходе специально организованного образовательного события. Тема: «Приобщение детей к истокам русской национальной культуры «Куколка тряпичная».

Развитие   художественного  творчества и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в ходе специально организованного образовательного события.Тема: «Приобщение детей к...

Проект по приобщению детей к истокам русской национальной культуры «Куколка тряпичная – игрушка отличная» (старший дошкольный возраст, познавательно-творческий)

- формирование у детей 5-6 лет интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной народной куклы;- создание своей коллекции (мини-музея) тряпичных кукол. изготовленные совместно ро...

"Приобщение детей к истокам русской национальной культуры посредством организации комплексной образовательной деятельности в ДОУ."

Статья для воспитателей, где обобщается опыт работы по приобщению дошкольников к истокам русской национальной культуры....

Педагогический проект Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством организации комплексной образовательной деятельности в ДОУ

Педагогический проектПриобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством организации комплексной образовательной деятельности в ДОУ...