Игра- средство познания дошкольников
статья (музыкально-ритмическое занятие) по теме

Баталова Ольга Леонидовна

«Игра – средство познания дошкольников».

 

«Игрушки, игры – одно из самых сильных        воспитательных средств в руках общества».

Никитины Л. и Б.

 

         Тенденция в современной педагогике – активизировать процесс музыкально-эстетического воспитания через творчество дошкольника. Это обусловлено объективными факторами: высокой ролью творчества в познании мира; необходимостью всестороннего развития личности; природной активностью ребенка, требующей творческой деятельности, близкой и хорошо знакомой ему с детства.

          Наиболее привлекательной деятельностью детей в дошкольном возрасте является игра. Игра – оптимальное психолого-педагогическое средство, которое позволяет всесторонне влиять на развитие детей от самых элементарных до самых сложных процессов.

            По мнению педагогов-новаторов Л.А. и Б.П. Никитиных игровую деятельность можно рассматривать как мощный инструмент открытия и шлифовки многих человеческих способностей, и в первую очередь способность познать себя, окружающий мир, развитие навыков взаимодействия с людьми, а также профилактики некоторых негативных состояний и проявлений.

            Дети от природы любознательны и полны желания познавать. Проявления творчества характерны для ребенка с самого раннего возраста, так как творчество – норма детского развития. Творческий процесс тренирует и развивает память, мышление, активность, наблюдательность, целеустремленность, логику, интуицию. В музыкальном творчестве ведущую роль играет синтез эмоциональной отзывчивости и мышления, абстрактного и конкретного, логики и интуиции, творческого воображения, активности, способности принимать быстрое решение и мыслить аналитически. “Музыкальное творчество детей – самый действенный способ их развития”. (Б. В.Асафьев)

             Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию,  воображение.

 В своей работе использую разные игры: пальчиковые, логоритмические, дидактические, хороводные, коммуникативные, игры со словом, с пением, игры на развитие психических процессов, игровые импровизации и др. Музыка в игре выражает переживания, придает особую выразительность, заставляет целеустремленнее, интенсивнее и полнее воспринимать окружающий мир. Музыка усиливает эмоциональную сторону игры, погружает ребенка в мир сказочных персонажей, знакомит с народными традициями. Все это углубляет восприятие и понимание музыкального произведения, помогает сформировать музыкально-ритмические и двигательные навыки, наполняет игры интересным содержанием, а в итоге формирует творческую личность.

            Раннему развитию малышей способствует поступенность движения: от простого к сложному.

            Так, в работе над эмоциональностью и выразительностью движений, начиная с младшего возраста, дети учатся понимать и передавать образы игрушек, животных путём изображения их внешних действий, эмоционально откликаясь на музыкальное произведение, побуждающее творческую активность (изобразить зайчика, медведя, петушка и т.д.).

            Малыши с удовольствием играют в логоритмические и пальчиковые игры. Кинестетические импульсы, идущие от пальцев, способствуют развитию долговременной памяти: слова прочно и надолго запоминаются детьми. Игры с пальчиками обычно весёлые, поэтому вызывают у детей положительные эмоции. А это отражается на стремлении ребенка с удовольствием повторять песенки, потешки, сопровождая мимикой, жестами, выразительной речью, демонстрировать их родным и знакомым. Положительные эмоции на музыку, образное слово, действие, контакт со взрослым (телесный и эмоциональный) чрезвычайно важны для развития ребенка, его здоровья – духовного и физического.

            В среднем возрасте учимся понимать и передавать эмоциональное состояние, настроение, внутренний мир героев (зайчик – весёлый, грустный, больной и т.д.) в соответствии с характером прослушанной музыки. Обучать выразительности движений лица и тела помогает знакомство с пиктограммами, изображающими разные эмоциональные состояния. Для того, чтобы дети лучше понимали эмоции, настроения, жесты других людей использую этюды «Дурно пахнет», «Спящий котенок», игры «Попробуем», игры-шутки «Ты почему расплакался?»

             В старшем дошкольном возрасте дети учатся моделировать игру, т.е. согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр, соотносить свою деятельность с общественными нормами поведения. Например: «Нарядим елку», «Возьми и передай другому» – дети мимикой и жестами изображают действия с воображаемыми предметами.                                      Моделирование игровых композиций начинаем с обыгрывания стереотипных ситуаций, закрепленных в бытовой культуре как известные обряды и традиции. Например, празднование домашних праздников – дни рождения, Новый год; игры, имеющие опору на опыт детей и дающие богатую пищу для воображения «За стеклом», «Картина», «Фруктовый сад», в которых особенно поощряю вариативность, самостоятельность, фантазию.

Детское творчество в непосредственно образовательной деятельности представляет собой познавательно-поисковую музыкальную деятельность, связанную с самостоятельными действиями, с умениями оперировать знаниями, навыками, применять их в ранее неизвестных условиях и обстоятельствах. Детям необходимо творить и переживать, чтобы помнить. «Я слышу и забываю. Я вижу и помню долго. Я делаю и понимаю». ( Китайская народная мудрость). Поэтому уделяю большое внимание творчеству детей в различных видах музыкально-художественной деятельности: при слушании музыки, пении, игре на музыкальных инструментах, в музыкально-ритмических движениях

         Совместное музицирование – игра в оркестре, в ансамбле – прекрасно решает многие психологические проблемы общения: застенчивый ребенок, участвуя в таком музыкальном действе, чувствует себя в центре жизни; а творческий ребенок – проявляет свою фантазию на деле. В творческом коллективе дети учатся проявлять терпение, выдержку, взаимопонимание и уважение. Шумовой оркестр – это игра в оркестр, которая активизирует восприятие детей, помогает почувствовать себя причастным к творчеству.

В разделе «Восприятие музыкальных произведений» детям не сообщаю название пьесы, а предлагаю, прослушав, определить характер произведения и попытаться назвать его. Воображение у ребят, как правило, яркое, живое и «музыкальные картинки» они слушают с удовольствием. Свои ощущения изображают в рисунках или в танцевальных зарисовках, отражающих настроения, навеянные прослушанной музыкой.

Эмоционально-выразительная активность, любознательность, интерес к новому позволяет каждому ребенку раскрыться в сюжете. Играя в предложенном сюжете, ребенок переживает в действии воспринимаемое и изучаемое, познает все изнутри, постигая и суть, и терминологию.

Приобщая детей к музыкальному искусству, способствующему творческому развитию ребенка, прибегаю к активной музыкальной деятельности – пению. В игровых вокальных  импровизациях дети с удовольствием изображают пение сказочных персонажей, игрушек, любимых героев. Выступая с собственной мелодией, дети даже недостаточно владеющие своим голосом, чувствуют себя увереннее, потому что не бояться спеть ее неверно. «Спой как собачка, как кошечка, как дюймовочка и т.д.»

Часто использую хороводные игры и игры с пением. Они способствуют развитию певческих навыков, выработке высокой культуры общения между детьми, воспитывают выдержку, чувство меры, выносливость, внимание к окружающим, их настроению, доброжелательность, приветливость.

Хороводные игры способствуют развитию ориентировки в пространстве, умению выполнять различные перестроения. Всё это дает возможность вслушиваться в музыкальное произведение, в его настроение, слышать смену частей музыки и менять движения, действовать выразительно и пластично.     Музыкальное произведение, в котором ясно выступают музыкальные характеристики различных персонажей, вызывают у детей стремление и готовность действовать. Дети начинают обсуждать, что должен делать каждый персонаж, как двигаться – и самостоятельно распределяют роли.

Игра является оптимальной моделью ролевого взаимодействия взрослого и ребенка. При этом позволяет включать в обыгрывание любое содержание. В процессе игры развивается, прежде всего, способность к вербальному и невербальному общению, что так важно для дошкольников. Когда в  игры, наравне с детьми, играют взрослые, это вызывает у детей чувство гордости за своих родителей, желание им подражать, общаться с ними, обсуждать общие интересы; способствует их сближению и поднятию авторитета взрослых в глазах детей.

           «Сорадование – это и награда за найденное решение, и стимул к будущим победам» (Б. Никитин). Поэтому всегда рекомендую родителям игры на развитие коммуникативных навыков, игры на развитие эмоциональности и выразительности движений, речи.    Совместные действия взрослых и детей решают многие задачи и проблемы общения. Застенчивый ребенок становится участником общего дела; неуправляемый подчиняется единому, строгому замыслу; одаренный воплощает свои творческие фантазии. При формировании эмоциональной сферы ребенка, его душевного здоровья становится ощутимой ценность каждого в общем деле, и дети чувствуют это.

Согласна с мнением Л. и Б. Никитиных, что важно не мешать развитию ребенка, а понимать, не давить на детей, а создавать условия для дальнейшего их развития, ориентируясь на самочувствие и желание ребят действовать и придумывать свои игры, поощряя самостоятельность. Педагогическая ценность игры очевидна: углубляются знания и в области речи, и в музыке; легче устанавливается рабочая дисциплина; образовательная деятельность проходит интереснее; воспитывается внимание и, что не маловажно, личность ребенка раскрывается, становится свободнее, мысль его работает самокритичнее, к ошибкам товарищей он начинает относиться терпимее, становится благожелательнее. Все это способствует сплочению детского коллектива и повышению усвоения материала. «Игра – это ключ в организации воспитания ребенка» (Б. Никитин)

 Ребенок творит ради радости. И эта радость есть особая сила, которая питает его. Радость собственного преодоления и успеха в труде способствует приобретению веры в себя, уверенности в своих силах, воспитывает целостную, творческую личность.

             “Каждый, кто хоть немного ощутил в какой-либо сфере искусства радость творчества, будет в состоянии воспринимать и ценить все хорошее, что делается в этой сфере, и с большей интенсивностью, чем тот, кто только пассивно воспринимает”. (Б. В. Асафьев.)                                                          Именно в условиях игры перед ребенком открывается путь в мир фантазии, творчества, находчивости, изобретательности, где он не скован почти никакими ограничениями.

 

Список литературы:

1.  Архистратиг «Развитие творческих способностей детей на уроках музыки через различные виды деятельности», 2011.

2.  Астафьев В. «Собрание сочинений», Красноярск, «Офсет», 1997г.

3. Никитин Б. П., Никитина Л. А. Мы, наши дети и внуки. – 3 изд. доп. – М.: Мол. Гвардия, 1989, - 303 с.

4. Никитин Б. П. Развивающие игры. – 2 изд. – М. Педагогика, 1985. – 120 с.

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Дидактическая игра – способ познания дошкольниками окружающего мира"

Игра для детей - это  учеба, труд, серьезная форма воспитания, способ познания окружающего....

Экспериментальная деятельность как средство познания дошкольником окружающего мира

В ФГОС ДО одним из важнейших направлений развития ребенка названо познавательное развитие (п.2.6.). Оно предполагает, в частности, формирование познавательных действий, первичных представлений об объе...

План по самообразованию «Экспериментальная деятельность как средство познания дошкольником окружающего мира»

Потребность в новых впечатлениях и знаниях является одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста. Эта потр...

Отчет по самообразованию «Экспериментальная деятельность как средство познания дошкольником окружающего мира»

       «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать и я пойму»...

Экспериментальная деятельность как средство познания дошкольником окружающего мира

Ребенку дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. На этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ор...

"Дидактическая игра- средство познания"

Данный материал помагает педагогам ДОУ систематизировать практический материал, с учётом современных образовательных технологий.Представленный комплекс дидактических игр "Размышляй-ка" предн...

Консультация для воспитателей: Дидактическая игра – средство развития дошкольников 3 – 7 лет. «Строительные игры»

Консультация для воспитателей: Дидактическая игра – средство развития дошкольников 3 – 7 лет. «Строительные игры»...