МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ «ЦВЕТНЫЕ ЗВУКИ ПРИРОДЫ»
методическая разработка по музыке по теме

Зорина Марина Геннадьевна

Учебно-методическое пособие по ознакомлению дошкольников с нотной грамотой, развитию звуковысотного слуха, музыкальной памяти и восприятия, цветного видения звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalno.docx30 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

«ЦВЕТНЫЕ ЗВУКИ ПРИРОДЫ»

Введение

Наглядные подобия - эффективное средство познания объективной действительности. Наглядность не только облегчает познавательную деятельность детей, но и организует их восприятие, внимание, активизирует процессы запоминания и мышления.

К таким наглядным пособиям можно отнести музыкально-дидактические игры, которые обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них самостоятельность, инициативу, способность к восприятию, раз линию основных свойств музыкального звука.

Музыкально-дидактические игры «Цветные звуки природы» - эффективное средство формирования и моделирования звуковысотных отношений, интонационного богатства музыкального языка.

Толчком к созданию этих игр послужил постоянный интерес к цветоощущениям, цветомузыке, музыкальной сенсорике.

          Согласно теории Юнга-Гельмгольца, зрительное ощущение возникает вследствие некоторого фотохимического процесса, возникающего в коре головного мозга, и который в свою очередь при созерцании цвета стимулирует нервное возбуждение. Ощущение черного цвета возникает, когда ни одно из цветоощущающих веществ не возбуждается вовсе. Возбуждение всех цветоощущающих веществ вызывает-ощущение: белого цвета.

На первой стадии филогенетического развития зрение было ахроматическим /черно-белым/, затем произошла дифференциация, и зрение стало дихроматическим, т.е. наш глаз стал различать синие и желтые цвета. На последней стадии развития дихроматическое зрение сделалось трихроматичесю т.е. глаз стал различать еще: красный и зеленый. С этой точки зрения, явление цветослепоты /дальтонизм/ есть возврат к второй-стадии развития глаз.

Как показали опыты JI.А.Шварц, раздражение глаза тем или иным цвет может повлечь за собой повышение чувствительности к другому цвету в 2-3 раза на срок до получаса. Подобную сенсибилизацию можно использовать для развития и коррекции цветоощущения.

Каждый цвет определенным образом воздействует на человека. Действие цветов обусловлено, с одной стороны, непосредственным физиологическим влиянием их на организм, а с другой стороны - ассоциациями, которые цвета вызывают на основе предшествовавшего опыта. Некоторые цвета возбуждают, другие, напротив, успокаивают нервную систему. Еще И.В. Гете отмечал действие цветов на настроение и делил цвета на:

а) возбуждающие, оживляющие, бодрящие,

б) порождающие печально-беспокойное настроение.

К первым он относил красно-желтые, ко вторым – сине-фиолетовые. Промежуточное место он отводил зеленому цвету, который способствует /по Гете/ состоянию спокойной умиротворенности. Известную роль в этом эмоциональном воздействии цветов играют, по-видимому и ассоциации: голуб ассоциируется с цветом голубого неба, зеленый - с зеленью, зеленовато-голубой - с водою, красный - с огнем и т.д.

Цвета производят определенное физиологическое воздействие на человеческий организм и я, надеюсь, что эти музыкально- дидактические игры, в основе которых лежит теория цветоощущения и восприятия, послужат благодарной почвой для обеспечения развития музыкальных способностей: музыкального и цветного слуха, звуковысотности, музыкального творчества, а также своеобразной психофизиологической коррекцией состояния ребенка.

  • Разработанная Г. Гельмгольцем теория была впервые предложена Т. Юнгом в 1802 г. и получила дальнейшее развитие в ионной теории - П. П. Лазарева.
  • Филогенетическое развитие соответствует онтогенетическому развитию ребенка.

ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

"ЦВЕТНЫЕ ЗВУКИ ПРИРОДЫ"

Эти игры формируют музыкально-сенсорное восприятие, память, внимание, творческое мышление: соотношение цвета и звука, звука и величины, звучание цвета в Природе, что в свою очередь развивает музыкальный слух, звуковысотной музыкальный вкус, цветное видение музыки. Они даются по системе постоянно, усложняющихся заданий на запоминание, домысливание, воображение.

На первом этапе при помощи цветового спектра /радуга/ ребенок знакомится с нотками в соотношении: цвет - звук - название нотки с использованием придуманной сказки для более эффективного запоминания./ "СемьЯ"/. Усваивает понятия, символы: цвет-звук, звуки в Природе, цветное звучание Природы. / "Музыкальная радуга", "Музыкальная полянка"/.

На втором этапе ребенок знакомится с принципами взаимодействия: цвет – звук, высота звука - расположение в пространстве. /"Музыкальные ступеньки", "Музыкальная пирамида"/.

На третьем этапе - сложение цветных звуков, трансформация в простейшие песенки, сочинительства с названием нот. /"Цветное пианино"/. Заключительный этап - использование цветных нот для игры на музыкальных инструментах. /"Цветные нотки"/.

Цель: Развитие базисных представлений об окружающем мире, понятий: цвет, звук, музыкальный звук, цветные звуки и их звучание в Природе.

Задачи:

  • Развитие у ребенка познавательного интереса, желания и потребность узнать новое.
  • Развитие музыкально-сенсорного восприятия, памяти, воображения, мышления.
  • Развитие наблюдательности, интереса к познанию явлений окружающего мир через музыку, звуки, цвет и их соотношением.
  • Развитие эмоциональности посредством сенсибилизации.
  • Развитие базисных представлений об окружающем мире, понятий: цвет, звук, музыкальный звук, звуковысотность, цветные звуки и их звучание в Природе.
  • Развитие музыкальности, музыкального вкуса, музыкального творчества.
  • Коррекция психофизиологического состояния ребенка, духовного здоровья.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по использованию музыкально-дидактических игр. Работу по технологии музыкально-дидактических игр "Цветные звуки Природы" можно начинать с младшего возраста дошкольного детства с постепенным усложнением в старшем возрасте.

Музыкально-дидактическая игра: СемьЯ

Цель: Развитие базисных представлений об окружающем мире, понятий: цвет, звук, музыкальный звук, цветные звуки к их звучание в Природе. Стимульный материал: конверт с разноцветными кружочками. Каждому цвету соответствует имя нотки: красный - "до", желтый - "ре", зеленый - "ми", голубой - "фа”, синий - "соль", фиолетовый - "ля" и белый - "си".

Ход игры: педагог с помощью сказочного сюжета знакомит детей с разноцветной семьей. Например: "Жили-были две нотки /черная и белая. Целыми днями они сидели дома н смотрели из окна ма серое небо с огромными темно-серыми облаками. Им было очень грустно... Но вот грянул гром, вспыхнула молния и сильный дождь забарабанил по стеклу, оставляя сильно бегущие струйки воды. И так продолжалось около часа пока небо не посветлело и не появилось солнышко. Оно так ярко и pадостно сияло, освещая капельки дождя, оставленные на стекле.

"Посмотри на себя в зеркало, - воскликнула черная нотка, -какая ты разноцветная!"

"А что случилось, - спросила белая нотка, - ведь ты не говорила мне об этом раньше?"

"Но это случилось только сейчас, когда солнышко осветило капельки дождя, а они, словно бриллианты, оставили отражение на тебе", - пояснила черная нотка.

Из одной белой нотки получилось семь разноцветных, которые радостно сияли своим ярким цветом. Так родилась веселая разноцветная СемьЯ. 

Примечание: В игре участвует педагог и группа детей. Знакомство с цветными нотками желательно сопровождать звуками на любом музыкальном инструменте.

Музыкально-дидактическая игра «Музыкальная радуга»

Игра "Музыкальная радуга" - состоит из карточки с изображением радуги и капельки дождя на палочке для двигательных манипуляций.

Игра развивает музыкально-сенсорное восприятие, память, а также формирует: понятия: цвет - звук - звуковысотность на примере природного явления.

Игровые задания:

  • Назвать звуки по имени в соответствии с цветом, манипулируя капелькой по радуге.
  • Проговорить или пропеть всю гамму по порядку сниву-вверх и сверху-вниз
  • Определить высоту звука по принципу: высота звука соответствует высоте цвета на радужном спектре./желательно использовать параллельно игру на любом музыкальном инструменте/
  • Сочинить простейшую мелодию с названием звуков, манипулируя капелькой.

Задание №1 - мл. возраст

Задание №2,3,4, - ст. возраст

Музыкально-дидактическая игра: "Музыкальная мозаика”.

 Игра "Музыкальная мозаика" - состоит из карточки с изображением нотного стана и цветных нот.

Цель: Развитие музыкально-сенсорной памяти, формирование пространственных представлений и познавательного интереса.

Игра развивает музыкально-сенсорное восприятие и память, способствует развитию ассоциативных зон головного мозга, что в свою очередь развивает пространственное восприятие и мышление, также способствует развитию понятий и представлений: выше, ниже, под, над, между /квазипространственных отношений/, музыкального слуха и звуковысотности.

Игровой материал: Образец, на котором цветные нотки расположены на линеечках, набор цветных нот и чистый нотный стан.

  • Игровые задания: Нотки убежали.
  • Предложить ребенку по образцу вернуть нотки в свои домики.
  • Назвать нотки по имени, ориентируясь по цвету.
  • Проговорить и пропеть гамму вверх и вниз.
  • Разместить нотки на свои места по памяти.
  • Выложить простейшую мелодию или просто разноцветные бусы.

Примечание: Игра проводится с участием взрослого и самостоятельно все задания для детей старшего возраста проводятся исключительно по желанию.

Музыкально-дидактическая игра: "Музыкальные ступеньки”

Игра «Музыкальные ступеньки» состоит из карточки с изображением цветных ступенек и цветных нот.

Цель: Развитие музыкально-сенсорного восприятия, внимания, памяти, а также формирование понятий и представлений: Звук- цвет- звуковысотность- пространство.

Игра позволяет с помощью тактильно-двигательных, зрительных и слуховых ощущений включаться в процесс познания музыкальных звуков и их отношений между собой.

Игровой материал: Карточки с несколькими видами раскрашенных и нераскрашенных ступенек, набор разноцветных нот и универсальная нотка на палочке для манипуляций.

Игровые задания: Нотки разбежались, нужно вернуть их на места.

  • Вариант №1 - предлагается детям с помощью взрослого, а затем самостоятельно по образцу расположить нотки на ступеньки, ориентируя по цвету. Каждая нотка имеет свою ступеньку: красная нотка ставится на красную, желтая на желтую и т.д.
  • Вариант №2 /усложненный/ - предлагается детям расположить нотки на цветные ступеньки и назвать их по имени, определить какой цвет пропущен, найти сбежавших ноток и поставить их на свои ступеньки /пользоваться образцом или, но памяти/.
  • Вариант №З /усложненный/ - предлагается детям сначала по образцам затем по памяти расположить нотки на свои ступеньки с проговариванием их имен. Выкладывание нот желательно сопровождать игрой на музыкальном инструменте.
  • Назвать или пропеть гамму снизу-вверх и сверху-вниз.
  • Определить звуки по высоте по принципу: чем выше ступенька, тем выше звук и наоборот.
  • Сочинить простейшую мелодию или спеть знакомую попевку, манипул ноткой на палочке.

Примечание: Игра проводится с педагогом и самостоятельно по желанию: детей.

Музыкально-дидактическая игра: "Музыкальная полянка"

Игра «Музыкальная полянка» состоит из карточки с изображением цветной полянки, где нарисованы цветочки и палочки в виде бабочки для манипуляций.

Цель: Развитие музыкально-сенсорного восприятия, памяти, воображения, мышления, а также формирование понятий и представлений: цвет, звук, звук-высота, соотношение величины цветочков и высоты звуков Игра устанавливает необычные связи музыкальных звуков с Природой. Эти необычные соотношения цвета, звука, высоты звука и величины цветочков ребенок усваивает в процессе игры с помощью наглядно-действенных манипуляций.

Игровой материал: Карточка зеленого цвета с разноцветными цветочками разной величины, соответствующими высоте звуков и бабочка на палочке для манипуляций.

Игровые задания:

  • Манипулируя бабочкой, назвать звук по цвету.
  • Проговорить либо спеть гамму с названием нот снизу-вверх и сверху-вниз.
  • Сочинить простейшую мелодию с названием нот или пропеть знаком манипулируя бабочкой по цветочкам.
  • Определить высоту звука в соответствии с величиной цветочка: большой цветочек - низкий звук /послушать этот звук на инструменте маленький цветочек - высокий звук /сравнить звуки по звучанию/.

Примечание: Игра состоят из двух вариантов: 1 - цветочки расположены в соответствии с высотой звуков, 2 - /усложненный/ цветочки рассыпаны по полянке. На первоначальном этапе игра проводятся с участием взрослого, затем самостоятельно. Задание №1 - мл. возраст, задания № 2,3,4 - ст. возраст.

Игра развивает музыкально-сенсорное восприятие, память, воображение, способствует усвоению, таких понятий и представлений, как: цвет-звук, звук-высоты соотношение величины цветочков и высоты звуков, устанавливает необычные с зи музыкальных звуков с Природой. Эти необычные соотношения цвета, звука, высоты звука и величины цветочков ребенок усваивает в процессе игры, с помощью наглядно - действенных манипуляций.

Музыкально-дидактическая игра «Музыкальные ступеньки»

"Музыкальные ступеньки" 5, 6, 7 - ми ступенные лесенки - игра состоит из нескольких        вариантов и представляет собой карточки с несколькими видами раскрашенных        и  не раскрашенных ступенек        с разноцветными нотками и универсальной ноткой для наглядно-действенных манипуляций.

Игра развивает музыкально-сенсорное восприятие и память, способствует усвоению представлений: цвет - звук - звуковысотность - пространство. Позволяв помощью тактильно-двигательных, зрительных и осязательных ощущений включая в процесс познания музыкальных звуков и их отношений между собой.

Игровые задания:

Вариант №1 - предлагается детям с помощью взрослого, а затем самостоятельно по образцу расположить нотки на ступеньки, ориентируясь по цвету. Каждая нотка имеет свою ступеньку: красная нотка ставится, на красную ступеньку, желтая на желтую и т.д. Ступеньки также пронумерованы и имеют важное значение для каждой нотки в дальнейшем.

Вариант №2 /усложненный/ - предлагается детям расположить нотки на цвет ступеньки и назвать их по имени, определить какой цвет пропущен, найти сбежавших ноток и поставить их на свои ступеньки/для начала игры пользоваться  образцом, затем по памяти/.

Вариант №3 /усложненный/ - предлагается детям сначала по образцу, а затем по памяти расположить нотки на свои ступеньки с проговариванием их названий "Все нотки разбежались, нужно вернуть их на свои места". Выкладывание нот желательно сопровождать игрой на металлофоне.

  • Предложить детям назвать или пропеть гамму снизу-вверх и сверху-вниз.
  • Определить звуки по высоте по принципу: чем выше ступенька, тем выше звук или чем длиннее- ступенька, тем ниже звук.
  • Сочинить простейшую мелодию с названием звуков, манипулируя универсальной ноткой.
  • По схеме варианта №2 вспомнить знакомые песенки-распевки, манипулируя универсальной ноткой.
  • По схеме для распевок вспомнить и спеть знакомые песенки-распевки.
  • Сочинить простейшую мелодию с названием нот, манипулируя универсальной ноткой.

Игра "Музыкальная пирамида" - состоит из двух вариантов. На первом варианте ступеньки раскрашены и обозначены по номерам, он послужит как образец.

Во втором варианте ступеньки не раскрашены. Для манипуляций послужит универсальная нотка на палочке.

Игровые задания:

  • Предложить детям вернуть нотки на свои ступеньки, используя образец или по памяти. Установление нотки сопровождать игрой на металлофоне.
  • Проговорить или пропеть гамму с названием нот вверх и вниз.
  • Сравнить нотки по звучанию: выше-ниже.
  • Пропеть знакомые песенки, используя манипуляции ноткой на палочке.
  • Сочинить простейшую мелодию с названием нот, манипулируя палочкой.

Задание № 1,2 - мл. возраст.

Задание № 2,3,4,5 - ст. возраст.

"Музыкальные ключи" - представляет собой нотный стан с музыкальными ключами, голубой и синей нотками.

Игра развивает музыкально-сенсорную память и познавательный интерес. Состоит из двух вариантов: 1-й - нотный стан, где живет скрипичный ключ, ключ "соль" синего цвета, 2-й - нотный стан, где живет басовый ключ, ключ "фа" голубого цвета.

Игровое задание: по образцу, а затем по памяти ключи ставятся на свои места.

Игра "Музыкальная мозаика" - состоит из образца: цветные нотки расположенные на нотном стане, соответственно каждая нотка имеет свое место /домик/ на линейке и между линейками. Вторая карточка, т.е. нотный стан чистый: нотки убежали.

Игра развивает музыкально-сенсорную память, формирует пространственные представления и познавательный интерес.

Игровые задания:

  • Предложить ребенку по образцу разместить нотки в свои домики.
  • Назвать нотки по имени.
  • Проговорить или пропеть всю гамму вверх и вниз.
  • Разместить нотки на свои места по памяти.
  • Выложить простейшую знакомую мелодию.

Задание №1 - ср. возраст.

Задание №2,3,4,5 - ст. возраст.

Игра "Цветное пианино" - состоит из карточки, изображающей пианино в цвете, каждый звук-цвет имеет свою проекцию на клавишах пианино. Эту игру желательно давать в сочетании с игрой "Музыкальная мозаика". Например: звук "до" /красная нотка/ на нотном стане расположен на первой дополнительной линейке, а на клавиатуре его проекция слева от оранжевой маленькой клавишей. Звук "ре" /желтая нотка/ расположен под первой линейкой, а на клавиатуре между маленькими: оранжевой и лимонной, и т.д.

Игра развивает музыкально-сенсорное восприятие и память, способствует развитию ассоциативных зон головного мозга, что в свою очередь развивает пространственное восприятие и мышление, также способствует развитию понятий и представлений: выше, ниже, под, над, между /квазипространственных отношений/ музыкального слуха и звуковысотности.

Игровые задания:

  • Предложить ребенку назвать звуки, ориентируясь по цветным клавишам.
  • Рассказать, где живут нотки на нотном стане, и где их проекция на пианино.
  • Проговорить или пропеть звуки гаммы вверх и вниз, манипулируя универсальной ноткой.
  • Проиграть знакомые песенки, манипулируя ноткой на палочке.
  • Сочинить простейшую мелодию с названием звуков.

Задания для ст. возраста.

Игра "Музыкальная матрешка" и "Балалайка" - состоит из карточки с изображен матрешки и балалайки, а также нотки на палочке для наглядно-действенных манипуляций.

Игры для закрепления знаний о музыкальных звуках.

Игровые задания для детей старшего дошкольного возраста

  • Назвать звуки в соответствии с цветом, манипулируя ноткой, вверх и вниз.
  • Спеть знакомую песенку с названием нот или сочинить простейшую мелодию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально - дидактическая интерактивная игра "Музыкальные инструменты"

Музыкально - дидактическая интерактивная игра "Музыкальные инструменты"  для детей старшего дошкольного возраста направлена на закрепление знаний о различных группах музыкальных инструментов...

Музыкально - дидактическая интерактивная игра "Подбери картинку"

Музыкально - дидактическая интерактивная игра "Подбери картинку"  для детей старшего дошкольного возраста направлена на развитие представлений о различном характере музыки...

Музыкально-дидактическая (авторская) игра "Солнечные лучики"

Музыкально-дидактическая (авторская ) игра "Солнечные лучики" для тетей старшего дошкольного возраста....

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «НЕВЕРОЯТНОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ ЗВУКА»

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «НЕВЕРОЯТНОЕ   ПРИКЛЮЧЕНИЕ ЗВУКА»...

Цикл интерактивных музыкально-дидактических игр " Музыкальная угадай-ка" (Природа и музыка)

Моё дидактическое пособие является инновационным дополнением к программе О. П. Радыновой "Музыкальные шедевры"Музыка:  http://natali1972kuznetco.wixsite.com/masonry-layout-ru/blank-11...

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ «ЦВЕТНЫЕ ЗВУКИ ПРИРОДЫ»

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ«ЦВЕТНЫЕ ЗВУКИ ПРИРОДЫ»...

"Угадай музыкальный инструмент" музыкально -дидактическая видео игра для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Играем дома в музыкальные игры!Музыкальное образование предполагает всестороннее развитие ребенка, а если он получает его в игровой форме, то эта двойная польза для ребенка.В игре ребенок познает мир,...