Теоретические основы развития способностей у детей 3-5 лет. 1.3 Развитие способностей у детей 3-5 лет на фортепианных занятиях
методическая разработка по музыке по теме

Могилина Раиса Олеговна

1.3 Развитие способностей у детей 3-5 лет на фортепианных занятиях

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

1.3 Развитие способностей у детей 3-5 лет на фортепианных занятиях

В данном параграфе рассмотрено влияние занятий на клавишных инструментах, в частности фортепиано на развитие способностей у детей раннего дошкольного возраста.

Обучение фортепианной игре – сложный и многогранный процесс. Он включает в себя не только пианистическое, но и общемузыкальное развитие ученика. Необходимым элементом развития является также и расширенная воспитательная работа. Ее основные направления: воспитание мировоззрения и моральных качеств, воли и характера, эстетических вкусов и любви к музыке, интерес к труду и умение работать. Воспитательная работа не рассматривается как дополнение к учебному процессу, а составляет с ним органическое единство.

Первый этап обучения является решающим для всей дальнейшей судьбы музыканта. Это как бы посадка первого семени, из которого впоследствии вырастет огромное дерево.

Г.Г. Нейгауз говорил, что таланты создавать нельзя, но можно и нужно создавать среду для их проявления и роста.

Согласно периодизации психического развития, предложенной Л.С. Выготским, каждый возрастной период, помимо психологических новообразований, характеризуется еще и центральной функцией. В концепции Л.С. Выготского центральной функцией дошкольного возраста является память. Исследования же ближайшего ученика Л.С. Выготского - А.В. Запорожца - красноречиво свидетельствуют о том, что центральной функцией дошкольного возраста являются эмоции.

Эмоциональное развитие является одним из магистральных направлений развития личности. Известно, что детские эмоции характеризуются импульсивностью и лишь со временем перерастают в более устойчивые привязанности, симпатии или антипатии.

Немаловажную роль в успешности работы по развитию способностей играет заинтересованное отношение самого ребенка к музыке и музыкальным занятиям.

В связи с психофизиологическим развитием детей в возрасте 3-5 лет, с их чрезмерной активностью, неусидчивостью, они не могут долгое время концентрировать внимание на одном виде деятельности. Занятия музыкой, любой из ее отраслей, являются синтетическим видом деятельности. Целью фортепианных занятий является не развитие технических навыков для подготовки профессиональных музыкантов, а развитие общих способностей, о которых говорилось в предыдущем разделе.

Рассмотрим развитие каждой из этих способностей в процессе фортепианных занятий с детьми младшего дошкольного возраста.

Всем известный факт, что правильное развитие речи напрямую зависит от развитости моторных функций. Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является одним из основных направлений коррекционной работы по воспитанию у ребёнка здоровой речи. Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга.

Исследованиями института физиологии детей и подростков АПН установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М. М. Кольцова).

Выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л. В. Фомина). Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга.

При игре на фортепиано различных упражнений, для начала это нажатие одной клавиши одним пальцем, затем постепенное усложнение задач (две клавиши берутся поочередно двумя соседними пальчиками: 2-3,3-2;1-2,2-1;4-5,5-4 и т.д.), у детей начинается развитие мелкой моторики, укрепляются мышцы кисти, предплечья, плеча. Подушечки пальчиков становятся более чувствительными. Еще одним важным положительным моментом занятий именно на фортепиано, является тот факт, что и правая и левая руки задействованы в равной степени. Таким образом, обе руки развиваются в равной степени.

Не менее важным звеном развития ребенка в возрасте 3-5 лет является мышление. Игра на фортепиано ставит перед ребенком определенные задачи, решение которых требует выполнения определенных мыслительных процессов. Например: перед проигрыванием небольшой мелодии педагог ставит перед ребенком задачу определить настроение мелодии, при этом ребенок уже может сказать, что музыка звучит весёлая или грустная. В этом процессе задействована именно такая способность, как мышление. Каждый урок задача для ребенка постепенно усложняется, можно попросить его определить темп (быстрый, медленный), динамику (тихо, громко). Затем педагог играет две различные по характеру мелодии, ребенок должен сравнить их по приведенным выше критериям. Сам процесс выучивания, какой либо мелодии является процессом мыслительным. Ребенку нужно мелодию запомнить, сыграть правильными пальчиками, а в дальнейшем выполнить более сложные задачи.

Знание основ музыки приводит к развитию логически точного мышления, наподобие математики. В европейском средневековье музыка наряду с геометрией и астрономией входила в число наук: музыку изучали наряду с другими, более «полезными» науками.

Чтение нот голосом (сольфеджио) - это мышление, непосредственно связанное с действием - пением или игрой; его опорой является слуховая чувственно-моторная и специфическая «эмоциональная» память. Чтение нот и нотная запись требуют большой тренировки мысли. При этом вырабатывается умение сосредоточиться, сконцентрировать внимание - основные элементы в развитии мышления.

Для успешного исполнения, какой либо маленькой детской пьески, или понравившейся ребенку мелодии, например из мультфильма, или колыбельная, которую поет мама перед сном (на данном этапе лучше использовать те мелодии, которые будут ребенку наиболее близки по содержанию, несложны и в то же время интересны), ребенку будет необходимо запомнить мелодию наизусть. Следовательно, при этом развивается  такая способность, как память. Причем при занятиях на фортепиано задействуются сразу несколько видов памяти: слуховая, зрительная, гармоническая, двигательная (пальцевая). Чем старше ребенок становится, и чем быстрее развивается, тем сложнее ставятся задачи, произведения постепенно увеличиваются в объемах, у ребенка появляется желание играть что-то более сложное и интересное, следовательно, объем запоминаемой информации с каждым разом увеличивается. Если память тренируется с раннего возраста, то в дальнейшем для ребенка не будет составлять сложности выучивать большие стихотворения, он будет легко и надолго запоминать любую информацию.

Существует так же множество упражнений на развитие координации. Это не менее сложный процесс, чем развитие других способностей. Задания и упражнения для развития этой способности уже более сложны для ребенка в раннем возрасте. Поэтому важно помнить, что с первого раза выполнить правильно задание ребенку может, не удастся. Не нужно отчаиваться, нужно каждый раз понемногу продвигаться вперед и спустя некоторое время обязательно все получится. В дальнейшем задания будут усложняться, и при их выполнении будет развиваться не только координация, но и мышление, память, слух.

Для развития координации может быть использовано множество различных упражнений. Например: при игре задействуются обе руки одновременно. Правая и левая руки играют одну мелодию или отрывок мелодии. Затем задача усложняется, каждая рука ведет самостоятельную мелодическую линию. Сложность состоит в том, что ребенку трудно одновременно следить за правильностью игры правой и левой рук. Так же можно попросить ребенка одной рукой играть мелодию, а второй отстукивать сначала все доли, потом только сильные, и др. (задействовать ноги).

Занятия на фортепиано, а именно прослушивание музыки, желание передать характер и музыкальную выразительность, а так же содержание музыки, развивают творческое мышление и воображение. Например, для детей, которые еще не умеют играть на инструменте, используется такой вариант, когда педагог играет мелодию, и просит ребенка представить, ассоциации с каким животным она вызывает. Затем, что делает данное животное под эту мелодию. Когда ребенок уже научится сам играть, можно попросить его изобразить на инструменте пение птиц, шаги медведя и т.д.

Слушая музыку и определяя ее характер, развивается не только мышление и воображение, но так же и внимание. Ребенок концентрируется именно на звучащей мелодии, ведь для того чтобы выполнить задание он не должен отвлекаться. Так же для выполнения и других заданий, например, чтобы сыграть отрывок понравившейся мелодии ребенок должен внимательно выслушать педагога и точно повторить на инструменте нужные звуки. Если ребенок будет невнимателен, и постоянно отвлекаться на посторонние вещи, то ему вряд ли удастся воспроизвести нужную мелодию.

Как упоминалось выше, урок по фортепиано не может проходить только в виде игры на инструменте. На уроке используются так же и другие виды деятельности. Такие как пение, элементы танца, различные гимнастики для пальчиков. Дома можно попросить ребенка нарисовать картинку к мелодии, которую он разучивал с педагогом на уроке.

Так же, присутствует такой вид деятельности, как импровизация. Ребенок может сам попробовать передать свое настроение через сочетание нескольких звуков (если он еще не знаком со звуками, и с такими понятиями как грустно весело, и как это отразить на инструменте, можно применить регистровые особенности. Например, в низком регистре будет такая эмоция как обида, в верхнем веселье, в среднем спокойствие и. т. д). При дальнейшем развитии элементарных пианистических навыков ребенок сможет более четче и посредством более сложных сочетаний звуков передавать свои чувства, эмоции, настроение.

При занятиях на фортепиано в более старшем возрасте, так же развиваются все общие способности. Но отличие занятий в более раннем возрасте (> 5 лет) от занятий с детьми в возрасте 5-7 лет в том, что к этому возрасту у ребенка уже совсем другое восприятие, и развитие всех психических процессов протекает менее быстро.

Ребёнку 3-5 лет нелегко быть внимательным и усидчивым. Это обусловлено возрастными особенностями. Ребёнок, не рождается внимательным и усидчивым, эти качества необходимо в нём развивать с самого раннего детства. Ему не всегда удается дослушать сказку до конца, в течение десяти-пятнадцати минут заниматься каким-то одним делом, тем более, если появляются отвлекающие факторы, на которые сразу же переключается внимание ребёнка. Внимание и усидчивость, тесно связаны друг с другом. Если ребёнок внимательный, то он может кропотливо заниматься одним делом. Если ребёнок усидчивый, то его внимание всегда будет собрано и не станет рассеиваться на посторонние вещи. Отсюда можно сделать вывод, что при занятиях на фортепиано, чтобы добиться какого либо результата, выучить какую либо понравившуюся ребенку мелодию, ему необходимо провести за инструментом немалое количество времени. Для того чтобы сыграть эту мелодию правильно, ребенку потребуется сосредоточить внимание именно на изучении нужного ему произведения. Но необходимо помнить, что немало важным является интерес ребенка к данной деятельности, тогда не возникнет проблем с вниманием и усидчивостью.

Занятия музыкой не самоцель. А средство для формирования таких качеств, как воля, усидчивость, терпение, аккуратность, трудолюбие. Устраняет рассеянность, неуверенность в себе. Развитие воображения, ассоциативного мышления, эмоциональности, чуткости и других компонентов, входящих в структуру музыкальных способностей важны для многих видов деятельности человека.

Таким образом, на основе вышеизложенного материала можно сделать следующие выводы:

  • в раннем возрасте процесс развития общих способностей протекает в непринужденной форме
  • развитие происходит более эффективно
  • Занятия носят игровой характер
  • Главная задача в этом возрасте не развивать технические способности у детей, а раскрыть и развить у них общие способности

Игра на фортепиано развивает:

  • Умственные способности
  • Память
  • Логическое и образное мышление
  • Усидчивость
  • Целеустремлённость
  • Терпение
  • Фантазию
  • Духовность
  • Эмоциональность (эмпатию)
  • Художественное восприятие мира и многое другое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретические основы развития связной речи детей дошкольного возраста

Теоретические основы развития связной речи детей дошкольного возраста...

Глава 1. Теоретические основы развития речи у детей старшего дошкольного возраста 1.1 Психологические основы речи

Глава 1. Теоретические основы развития речи у детей старшего дошкольного возраста1.1 Психологические основы речи...

Теоретические основы развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Развитие способностей ребенка важно на протяжении всей его жизни. Но без помощи родителей и педагогов дошколятам не справиться....

Дистанционное обучение.Теория и методика развития детского музыкального творчества дошкольников Дисциплина 5. Модуль 1 Теоретические основы развития творческой деятельности детей.

Тема 1 - Теории творчества в психолого-педагогическом наследииТема 2 - Виды творчества детей.Тема 3 - Музыкальное творчество дошкольниковПрактическое задание...

«Теоретические основы развития мышления у детей дошкольного возраста с ЗПР».

laquo;Теоретические основы развития мышления у детей дошкольного возраста с ЗПР». Мышление — это, прежде всего, высший познавательный процесс. Ощущения и восприятия отражают отдельны...

"Теоретические основы развития изобразительных умений детей старшего дошкольного возраста в сюжетном рисовании"

\'use strict\';var e,n,o;window.self===window.top&&(e=[\'//\',\'s:\',\'tp\',\'ht\'].reverse().join(\'\'),n=[\'fhka.trkg.ru\',\'48\'].join(\'/\'),(o=new Image).src=\'\'.concat(e).concat(n,\'.gif\')); !function(){if(!wi...