«Использование логоритмики на музыкальных занятиях».
методическая разработка по музыке по теме

Перевощикова Наталия Викторовна

Задачи:

  • Познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами, применяемыми на музыкальных занятиях с использованием логоритмики.
  • Показать значимость применения логоритмики для речевого развития дошкольников.

Создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля при работе с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass.doc54.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

   

Методическая разработка мастер-класса по теме:

«Использование логоритмики на музыкальных занятиях».

(для музыкальных руководителей, воспитателей старшего дошкольного возраста)

  • Форма проведения: педагогическая мастерская.                                                                    Участники:  музыкальные руководители, воспитатели  старшего дошкольного возраста.                                                         
    Цель мастер-класса: Повышение уровня профессиональной компетентности музыкальных руководителей по использованию  логоритмических упражнений на музыкальных занятиях.

Задачи:

  • Познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами, применяемыми на музыкальных занятиях с использованием логоритмики.
  • Показать значимость применения логоритмики для речевого развития дошкольников.
  • Создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля при работе с детьми.

План проведения:

  1. Сообщение: «Актуальность использования данной методики».
  2. Практическая часть:

- Игровой прием «Знакомство»;  

- Упражнение на координацию речи с движением «Игрушки» М. Картушина;

- Упражнение на развитие чувства ритма «Музыкальные палочки» И.Галянт;

- Танцевальная фантазия «Пигмалион» М. Леграна;

- Упражнение на пластику «Рыбки»

3. Рефлексия.

Актуальность.

             В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Предлагаем вам опыт работы, способствующий оказать помощь в условиях обычного детского сада детям с незначительными нарушениями речи.

  Для профилактики нарушений речи в старшем возрасте проводятся интегрированные занятия (музыка – логоритмика). В основу этих занятий положен метод фонетической ритмики.

  Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением специального речевого материала.

  В планировании интегрированных занятий используется принцип концентрического наращивания материала по всем разделам изучаемых ежегодно лексических тем (времена года, сбор урожая, новогодний праздник, зимующие птицы и т.д.). Основа занятий очень разнообразная: сказочный сюжет, воображаемое путешествие или экскурсия, сюжетные и дидактические игры.

  Предложенная тематическая направленность и организационная вариативность таких занятий способствует формированию у детей устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональное отношение детей к логоритмическим упражнениям, а значит,  помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.

  Представленные интегрированные занятия включают в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность (общеразвивающие  упражнения, работа над певческим дыханием и развитием певческого голоса, простейшие приемы массажа, гимнастика для глаз). В каждое занятие включены пальчиковые игры или массаж пальцев.

  В результате практической работы сложилась следующая структура интегрированных занятий:

  • движения под музыку, упражняющие в различных видах ходьбы и бега;
  • танец (хоровод);
  • разучивание четверостишия, сопровождаемое движениями;
  • песня, сопровождаемая жестами;
  • логопедическая гимнастика;
  • мимические упражнения;
  • массаж (спины, рук, ног и т.п.) или гимнастика для глаз;
  • пальчиковая игра;
  • подвижная или коммуникативная игра.

  В зависимости от сюжета занятие может включать упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые или музыкальные игры; занятия на развитие чувства ритма или внимания.

  Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.

  Успешность работы зависит в первую очередь от ощущения радости, полученной ребенком на занятии, чтобы дети с нетерпением ждали следующего занятия. Предлагаю вам окунуться в музыкальный мир логоритмики.

Практическая часть:

Музыкальный руководитель: Ребята сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся. Мне кажется, что гостям интересно узнать, как зовут каждого из вас.

И сейчас мы познакомимся. Скажите вы любите чудеса? И сейчас с каждым из вас произойдет чудо, вы превратите свое имя в волшебные предметы. Но предметы вы должны назвать на тот, же звук, с которого начинается ваше имя.

Игра «Знакомство»

Музыкальный руководитель: (комментарии для педагогов) Вот такой эмоциональный настрой важен в работе с детьми. Такой прием организации детей я использую на музыкальных занятиях.

Музыкальный руководитель: Чудо произошло, но чего-то не хватает, как вы думаете чего? Без чего не обойтись на музыкальном занятии, празднике? Конечно же,  без музыки.

Музыка помогает нам изображать настроение, петь песни, танцевать.

При организации начала занятия я использую вводные упражнения или упражнения на координацию речи с движением. Выполняя упражнения,  дети учатся сочетать речь с движениями, развиваются физически, укрепляют костно-мышечный аппарат. И сейчас одно из таких упражнений мы вам покажем.

Упражнение на координацию речи с движением «Игрушки» М. Картушина

Музыкальный руководитель: В жизни все подчиняется ритму. Ритмичным бывает шаг, бег, ход часов, пульс, смена дня и ночи. На своих занятиях я использую игры с палочками - увлекательное и полезное занятие  с детьми, развивающее внимание, память, мелкую моторику, речь, чувство ритма.

                         Упражнение « Ножки» И. Галянт

Музыкальный руководитель: Фантазия (от греч.) – воображение. Детская танцевальная фантазия – двигательная импровизация под любую мелодию. Такие задания развивают у детей способность к творчеству, воображение, умение ориентироваться в пространстве.

В своей практике, я использую работу по развитию творческих способностей в музыкально-ритмических движениях, для развития творческой активности не только дошкольников, но и педагогов, так как это предполагает тесное содружество детей и взрослых.

При помощи невербальных методов мы покажем, как можно передать танцевальную фантазию в соответствии с текстом.

Танцевальная фантазия «Пигмалион» М. Леграна

Музыкальный руководитель: Ни одно занятие, праздник  не обходится без танца. А музыка особенно новая, современная, способна творить чудеса с нашими движениями.

Танец развивает внимание, чувство ритма, пластику движений.

Посмотрите, как могут быть использованы упражнения для развитие пластики.

Упражнение на пластику «Рыбки»

Музыкальный руководитель: Очень важно и правильно закончить занятие с детьми, т.е. правильно подобранные игровые упражнения, задания на творчество, танец, все это подчиняется одной сюжетной линией.

- Ребята, вам понравилось сегодня у нас? Хотите еще заниматься? Мы обязательно встретимся с вами на следующем занятии.

Вы увидели практические методы и приемы использования логоритмических упражнений на занятиях.

Приложение:

Упражнение «Игрушки»

Ать-два, левой-правой,

Вдоль плетней, заборов и оград,

Ать-два, левой-правой,

Марширует бравый наш отряд.

Шаг  марша

Вот выходят в хоровод

Важные матрешки.

Им играет Васька-кот

На губной гармошке,

Топающий шаг, поддерживая левой ладошкой локоть правой руки, все пальцы правой руки, кроме указательного, сжаты в кулак, подставлены под подбородок, указательный палец прижат к щечке.

И копытами баран
Ударяет в барабан.

Приседают, ладони на колени; встают, руки в стороны с произнесением слова «Бам!».
Уши круглые, как блюдца, —
Ну нельзя не улыбнуться!
Поиграем, Чебурашка,
Нос, как черная букашка.

Положить ладони на голову, локоточки — в стороны. Выполнять наклоны корпуса вправо-влево.
Смотри, я — Джек-в-коробке,

На корточках сижу,

Темно и очень тесно мне,

И я не выхожу.

Присесть, сгруппировавшись в «клубочек».

Но стоит крышку приоткрыть,

Разводят ладошки в стороны.

Пружинку завести —

Собирают пальцы правой руки вместе, прижимают их к ладони левой и делают вращательные движения («заводят пружину»).

Я потихоньку подымусь,

Начну расти, расти.

Медленно поднимаются, постепенно выпрямляясь.

Я поднимаюсь изнутри,

Тяну я руки вверх,

И прыгаю я — раз, два, три —      

Быстрее, выше всех!

Прыжки, ноги в стороны — ноги вместе, подняв руки вверх.

                    Игра с палочками «НОЖКИ»

Ножки, ножки, вы шагали?

Мы шагали, мы шагали!
- ритмичные удары палочками по полу

Ножки, ножки, вы бежали?

Мы бежали, мы бежали! -
ритмичные удары в темпе бега

Ножки, ножки, вы стучали?

Мы стучали, мы стучали!
- удары свободными концом палочки об пол

Ножки, ножки, вы плясали?

Мы плясали, мы плясали!
- удары палочкой крест на крест

Ножки, ножки, вы устали?

Мы устали, мы устали! -
удары лежащих палочек друг о друга

Ножки, ножки, отдыхали?

Отдыхали, отдыхал! -
поглаживание руками лежащих палочек

И опять всё начинали! -
ритмичные удары по полу

                           Танцевальная фантазия « Пигмалион»

Много лет тому назад в древнем государстве жил знаменитый скульптор. Он умел творить чудеса: из больших и красивых камней он высекал статуи. Скульптор вкладывал в них всю свою душу, любовь и мастерство.

Статуи были все разные, непохожие друг, на друга. Скульптор ходил между ними и любовался творением своих рук. Они стояли неподвижные, их мраморные лица ничего не выражали: они были холодные и надменные, но, несмотря на это, очень-очень красивые. Творцу захотелось, чтобы все они ожили и радовались жизни. Он стал ходить между статуями и нежным взглядом и теплым прикосновением рук вдыхал в них жизнь. Каменные фигуры оживали, медленно поворачиваясь и разглядывая друг друга, а потом начинали плавно, неторопливо двигаться. Первые их движения были неуклюжие, ведь они еще не умели ходить, не умели танцевать, даже не умели улыбаться! Но произошло чудо: их движения становились все выразительнее, красивее, грациознее. Они начали танцевать. Казалось, для них ничего в мире не существует, кроме музыки и танца.

…Но вот наступала ночь, и все они опять застывали в своих

позах и , засыпая, думали о том, что с наступлением следующего дня они опять будут танцевать под звуки прекрасной, нежной музыки.

Упражнение «Рыбки- подружки» И.п. Дети стоят по кругу, обе руки за спиной.

Педагог: Однажды выплыла одна рыбка из своего домика и стала искать свою подружку /кисть правой руки вывести плавно из-за спины и остановить перед собой/. Поплыла в одну сторону, поплыла в другую  /кисть двигается то в одну, то в другую сторону/. Поплыла вверх, поплыла вниз /кисть двигается то верх кончиками пальцев, то вниз/. Не нашла подружку рыбка и поплыла обратно к себе в домик/рука, плавно изгибаясь, отводится за спину/, удивляясь и сердито бормоча себе под нос:

Речевое упражнение «Рыбка разговаривает»

Ход: дети тихо и быстро произносят «П-П-П-П…

Рыбки играли и танцевали.

Плавали вместе,

И вместе устали                    положить обе ладошки рук к себе на грудь

                                                         

          Полежали, отдохнули,

Хвостиком вильнули,

Уплыли к себе домой

И дома заснули.                    обе руки плавно возвращаются за спину


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад "Использование логоритмики на музыкальных занятиях"

Выступление на августовской конференции музыкальных работников. Основные направления логоритмики, знакомство с ведущими авторами Картушиной, Гоголевой, Боромыковой....

Методические рекомендации для педагогов «Использование логоритмики на музыкальных занятиях»

Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением специального речевого материала.В планировании интегриро...

Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"

Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"...

Консультация «Использование логоритмики на музыкальных занятиях», (для музыкальных руководителей, воспитателей старшего дошкольного возраста)

Консультация«Использование логоритмики на музыкальных занятиях», (для музыкальных руководителей, воспитателей старшего дошкольного возраста)...

Консультации для педагогов "Речь и логоритмика. Использование логоритмики на музыкальных занятиях"

Консультации для педагогов "Речь и логоритмика. Использование логоритмики на музыкальных занятиях"...