Роль музыкально-дидактических игр в развитии детей
методическая разработка по музыке (старшая группа) на тему

Минкова Тамара Семеновна

Музыкально-дидактические игры, разнообразные по задачам и содержанию, способствуют формированию у детей умения слушать музыку , различать высоту, тембр, силу и длительность звука, планомерно развивает высотный  и ритмический, динамический и тембровый слух. А музыкальный слух, в свою очередь, позволяет детям проявить себя в самостоятельной музыкальной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muz-dedakt_igry.docx29.6 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкально - дидактические игры в развитии детей.

                                                                        Т.С. Минкова

Музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

ГБДОУ д/с № 12  компенсирующего вида   Петроградского района СПб

Важно с самого раннего возраста развивать музыкальные способности детей, совершенствовать музыкальный слух. Большую помощь в обучении, сенсорном воспитании детей, в решении задач их гармонического развития оказывают музыкально-дидактические игры

         В чём же  ценность  дидактических  игр  и  пособий? А ценность этих игр в том, что они доступны детскому  пониманию, вызывают  интерес и  желание участвовать в них. Основное назначение дидактических игр и пособий – формирование  у  детей  музыкальных  способностей; в доступной игровой  форме помочь разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, что составляет  основу музыкально-сенсорных способностей. Поэтому мой выбор пал на использование музыкально-дидактический игр в работ

 Музыкально-дидактические игры, разнообразные по задачам и содержанию, способствуют формированию у детей умения слушать музыку, различать высоту, тембр, сиу и длительность звука, планомерно развивают высотный и ритмический, динамический и тембровый слух. А музыкальный слух, в свою очередь, позволяет детям проявить себя в самостоятельной музыкальной деятельности.

Многообразные задачи, которые детям приходится решать в  музыкально - дидактических играх, требуют от них не только умственных, но и волевых усилий – организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры, подчинять свои интересы интересам коллектива, развивают внимание, находчивость, инициативу. Таким образом,  музыкально-дидактические игры – это одно из средств обучения на музыкальных занятиях и в быту. Они являются хорошей основой к созданию условий самостоятельной деятельности дошкольников.

Дети с ранних лет проявляют эмоциональную отзывчивость, если материал доступен и интересен, поскольку малыши обладают непроизвольным вниманием. Весь процесс обучения надо организовать так, чтобы он воздействовал на чувства и интересы детей. Методика работы строится на игре. Этому требованию отвечают музыкально-дидактические игры, которые дают возможность в игровой форме активизировать умственные процессы, развивать музыкальный слух, воспитывать нравственные качества личности.

      Цель работы заключалась в том, чтобы помочь детям активно войти  в мир  музыки, стимулировать  развитие  музыкально-сенсорных  способностей, научить  различать свойство музыкального  звука с помощью наглядно-слухового и наглядно-зрительных методов музыкального воспитания.

           Цель работы определила и поставила следующие задачи:

1)  Раскрыть значение музыкально-дидактических пособий и игр, обследовать методы их воздействия на развитие музыкально-сенсорных способностей;

2) Совершенствовать формы и методы обучения в процессе использования музыкально- дидактических игр в различных видах музыкальной деятельности.

3)  Наработать музыкально- дидактический материал и использовать его в учебно-педагогическом процессе;

4)  Проанализировать полученные результаты.

Методика использования музыкально-дидактических игр и пособий:

Учить детей различать звуки по высоте и воспроизводить звуки, контрастные по высоте, я начинаю с младшей группы. На первое занятие приношу небольшую лесенку и, дотрагиваясь до первой ступеньки, говорю: «Вот это – ступенька низкая, на ней живет большая  птичка, она поет низким голосом» Пропеваю на звуке до первой октавы «чик-чирик». Дети слушают, а затем поют то же самое вместе со мной. Отрагиваюсь до верхней ступеньки, замечаю, что это высокая ступенька и на ней живет маленькая птичка. Она поет высоким голосом, пропеваю «чик-чирик» на звуке до второй октавы. Дети также повторяют звукоподражание вместе со мной. Работая над игрой, начинаю варьировать ее Птички прячутся, их не видно, но слышно пение. Пропевала в разной последовательности « чик-чирик» на до второй и на до первой октавы, а дети должны были отгадывать, какая птичка поет; если отгадывали правильно, то прилетала соответствующая птичка, и ребенок ставил ее на нужную ступеньку.

В процессе музыкально слухового развития детей наглядность играет важную роль. Ввела музыкально-дидактическую игру «Где мои детки» На фланелеграфе  расположила нарисованные фигурки больших и маленьких птиц. Сказала: «В одном дворе жила курица с цыпленком, гусь с гусенком и большая птица с маленьким птенчиком. Вдруг подул ветер, да такой сильный, что все мамы растеряли своих птенчиков.Первой стала звать своего малыша «мама-курица». Я прпеваю звукоподражание «ко-ко-ко» на ноте фа первой октавы, прошу  детей пропеть то же самое, продолжаю рассказ:»Услышал свою маму маленький цыпленок и запищал тоненьким голосом «пи-пи-пи». Пою на ноте до второй октавы, дети повторяют за мной. Таким же образом находят мамы и остальных птенчиков.

Интересный сюжет, игровой момент всегда заинтересовывают ребенка, что способствует активизации слухового внимания, улучшению качества пения. Например, при разучивании песни «Петушок»  предлагала детям по их желанию роль большого или маленького петушка.Интерес к образу сказывался на качестве пения. Продолжая систематически, последовательно работать над развитием музыкального слуха , варьировала музыкально-дидактические игры, стремилась подвести детей к самостоятельному решению игровых действий.После того, как малыши научились различать и имитировать голоса животных и птиц , их детенышей и птенцов, я провела программную игру  Н.А. Ветлугиной « Чей домик» Дети очень легко справлялись  с заданием, мяукали, как  маленький котенок и как большой кот.

  Важный момент при работе над интонацией – найти яркое сравнение для звука: «Дотянемся голосом до солнца, до стаи журавлиной, до листочка на верхней ветке дерева, голос блестит как елочная игрушка, звенит как капель с крыши, голосок взлетает вверх, как птичка к небу». Для различения динамических оттенков, развития чувства ритма, звуковысотного звука, направления мелодии я использую постоянно на занятиях следующие дидактические игры: «Громкая и тихая музыка», «Определи по ритму», «Море», «Где мои детки», «Угадай-ка», «Музыкальное лото», «Музыкальный букварь», «Угадай колокольчик» и другие.

. Играя в дидактическую игру «Зашифрованная песня», дети учатся узнавать песню по ритмическому рисунку.  Для запоминания текста и определения ритма я использую мнемотехнику. Например, поем распевку «Андрей-воробей» по карточке.

                 II             II I      II I        II I

    

                Андрей            воробей                не гоняй                голубей

Еще для работы над ритмом я использую игру «Ритмослоги» - это красочные картинки с изображением животных и птиц.

ёж

ут

ка

пе

ту

шок

по

ро

сё

нок

1 слог                2 слога                                  3 слога                                 4 слога

Играя в «Ритмослоги», можно выложить с помощью картинок любую мелодию.

Последовательность  в работе соблюдалась и в средней и в старшей группе группах. Дети уже на слух определяли направление мелодии и ее скачки, выкладывали на фланелеграфе кружочками рисунок мелодии, сопровождая задание пением и игрой на металлофонах. Чтобы определить высоту звуков,  дети пропевали попевку,показывая рукой долгие и короткие звуки, а затем длинными и короткими полосками выкладывали на фланелеграфе ритмический рисунок песенки и проигрывали ее на музыкальных инструментах.

Для развития звуковысотного слуха у детей шести лет , формирования у них ладотонального слуха, ощущения и нахождения тоники использовала музыкально-дидактические игры из музыкального букваря Н.А.Ветлугиной, а для развития внимания, музыкальной памяти-разнообразные игровые приемы. Наглядный, занимательный материал способствовал лучшему развитию поставленных задач.

  Любимой игрой стала игра «Узнай песенку», когда на фланелеграфе выкладывается длинными и короткими полосками ритмический рисунок знакомой песни. Ддети должны отгадать ее название. Проверяя умение каждого ребенка самостоятельно определить попевку по ритмическому рисунку . я всем детям раздала карточки на которых

Проводимые музыкально-дидактические игры позволили сделать вывод о своеобразии музыкального развития каждого ребенка и соответственно корректировать содержание музыкальных занятий. В результате  проделанной  работы  было  выявлено:

*  Слуховое внимание детей стало более организованным;

* Улучшилась реакция на высокие и низкие звуки, а также на определение       инструментов по тембру и динамическому звучанию;

*  Стал более точным ритм, и  не только в хлопках, но и в передаче его в игре на детских инструментах.

  Таким образом, музыкально-дидактические  игры  и пособия соединяют в себе различное сочетание методов музыкального воспитания (образно-игровая форма). Применение разнообразных упражнений позволяют  поддерживать у детей интерес к деятельности, осуществлять ее более интересно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль музыкально-дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста

Методическая разработка "Роль музыкально-дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста"...

Роль музыкально-дидактических игр в музыкальном воспитании детей.

1 слайд. Музыкальное воспитание имеет важное значение в эстетическом и нравственном становлении личности ребенка. В процессе восприятия музыки у ребенка развивается познавательный интерес, эстетически...

Музыкально-дидактические игры -как средство развития детей дошкольного возраста.

Содержание данной статьи может быть использовано в работе музыкального руководителя....

Консультация музыкального руководителя "Роль музыкально-дидактических игр в самостоятельной деятельности детей"

Музыкальная игра, как и любая другая, таит в себе большие педагогические возможности....

"Роль музыкально - дидактических игр в музыкальном развитии детей" . Консультация для воспитателей

Консультация для воспитателей "Роль музыкально – дидактических игр в музыкальном развитии детей"...

семинар для воспитателей "роль музыкально-дидактических игр в музыкальном развитии детей дошкольного возраста"

Важной задачей музыкального воспитания детей является развитие у них музыкальных способностей. Эта задача реализуется и в самостоятельной деятельности, когда по желанию и инициативе самих детей возник...

Роль музыкально-дидактических игр в музыкальном воспитании детей с ОВЗ

Актуальность применения музыкально-дидактических игр и упражнений в музыкальном воспитании детей с ОВЗ заключается в музыкально-сенсорном развитии и воспитании дошкольников в определённой системе, с у...