План-конспект открытого урока "Откуда берётся звук?"
план-конспект занятия по музыке (средняя группа) по теме

Жесткова Ксения Борисовна

Занятие-исследование по предмету "Оркестр"

Направленность: Музыкальная

Возраст детей: 5 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-orkestr.docx19.07 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                Тема: «Откуда берётся звук»

                Форма: Занятие-исследование, способствующее развитию творческих навыков учащихся, раскрытию личностных качеств детей.

                Цель: Познакомить детей с принципами образования и улавливания музыкальных звуков.

                Задачи:

  1. Развитие тонкого тембрового, а через него и звуковысотного слуха.
  2. Изучение звуковых свойств различных материалов и предметов из них (деревянных, металлических).
  3. Приобретение разностороннего опыта звуковых ощущений.
  4. Исследование различных способов получения звука и приобретение учащимися навыков игры на музыкальных инструментах.
  5. Развитие чувства ритма.
  6. Развитие наблюдательности и фантазии.
  7. Воспитание интереса к звучащему миру.

                Материалы и оборудование: Магнитофон и музыкальные записи, Деревянные и металлические музыкальные инструменты, будильник, стаканы, бутылка с водой, железная крышка от кастрюли, деревянные кубики, шуршащие бумажки, заводная механическая игрушка, иллюстрация деревянной резьбы.

                Ход занятия:

                I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ   МОМЕНТ.

                Педагог: Давайте сейчас посидим в тишине,

                            Так тихо, как будто бы это во сне.

                             Услышим тогда, как звучит тишина,

                             Хоть кажется нам, что она не слышна.

                II. ПОСТАНОВКА  ЦЕЛИ  И  ТЕМЫ  УРОКА.

        … Удивителен мир звуков, окружающих нас: вот мяукает кот и тонко позванивает хрусталь, таинственно шуршат под ногами листья и радостно смеются малыши, визжит тормозами машина и тихо шуршит книжка.

                Жизнь была бы страшно скучной,

                Если б жизнь была беззвучной.

Как прекрасно слышать звук:

Шум дождя и сердца стук!

Мы кричим, смеёмся, дышим,

Мы слова и мысли слышим,

Слышим даже тишину…

Как гуляет кот по крыше,

Как шуршат за стенкой мыши,

Волки воют на Луну.

Мир без звуков был бы грустный,

Серый, скучный и «невкусный»!

Игра «Слушаем и воображаем».

                Дети закрывают глаза и садятся в круг, в центре которого педагог достаёт из «волшебной» корзины различные звучащие предметы: громко тикающий будильник, стеклянный стакан и звенит им, железную крышку от кастрюли, деревянные кубики, шуршащие бумажки, заводную механическую игрушку, переливает воду из стакана в стакан, музыкальный треугольник, бубенцы, колокольчики, музыкальную тарелку. Дети, не открывая глаз, стараются отгадать, что звучало.

                После игры проводится беседа:

                - Все ли звуки были одинаковые? (Нет).

                - А были среди них похожие? (Да).

                - Все ли эти звуки мы можем услышать в музыке? (Нет).

                - Где ещё мы можем услышать некоторые из этих звуков? (Звон крышки от кастрюли, переливающуюся воду – на кухне, деревянные кубики, заводную игрушку – дома).

                Педагог: Таким образом, звуки бывают музыкальные (которые мы можем услышать в различных музыкальных произведениях, использовать в музыкальном оркестре) и не музыкальные (которые мы слышим в повседневной жизни – на улице, дома).

                III. ВВЕДЕНИЕ  НОВОГО  МАТЕРИАЛА.

  1. Знакомство с деревянными звуками.

                Педагог:    Деревянный звук какой?

                               Он стучащий и сухой,

                               Тёплый и трескучий,

                               Тихий и гремучий.

                Давайте посмотрим вокруг, какие предметы в классе могут издавать деревянный звук? Со временем обыкновенные музыкальные звуки переселились в деревянные музыкальные инструменты: ложки, рубель, коробочки, клавесы, которые вначале были обыкновенными деревянными вещами: ложками ели, рубель служил стиральной доской, клавесы были палочками, а коробочки – шкатулками. Самое замечательное превращение произошло с деревянными поленьями – они стали клавишами изящного и красивого деревянного музыкального инструмента – ксилофона. Дети слушают музыкальную запись –  звучание ксилофона (см. Приложение 1). Затем педагог демонстрирует детям музыкальные деревянные инструменты, предлагает на них поиграть. Дети самостоятельно изучают инструменты, пробуя поиграть на них по-разному, стараясь «найти» звуки, которые в них живут.

                Игра «Палочка – стучалочка».

                Дети садятся в круг, берут в каждую руку по деревянной палочке. Вместе с педагогом повторяют слова и движения.

Тук-тук-тук-тук – это что за звук? –

Деревянный это звук – тук-тук-тук-тук!

Тук-тук-тук-тук – это что за звук? –

Дятел жил в дупле пустом, дуб долбил, как долотом.

Тук-тук-тук-тук – это что за звук? –

Деревянный молоточек подбивает наш каблук.

Тук-тук-тук-тук – это что за звук? –

В дверь к нам кто-то постучался – вот откуда этот звук!

                Упражнение «Деревянные узоры».

                Педагог демонстрирует детям иллюстрацию деревянной резьбы. Обращает их внимание на то, какими необычными и затейливыми они могут быть. Затем детям предлагается придумать и сыграть свой «деревянный» узор на ксилофоне по очереди. Во время игры на инструменте, остальные дети «рисуют» руками в воздухе тот узор, который играет ребёнок на ксилофоне.

                2. Знакомство с металлическими звуками.

                Педагог:    У металла гулкий звук,

                               Не похож совсем на стук –

                                Он бывает и трубящий,

                                И призывный, и бренчащий!

                С металлическими звуками проще всего познакомиться на кухне, здесь есть целый оркестр: ложки, кастрюли, сковородки, крышки от них, металлические банки и т.д. Это очень шумные «особы», они не любят разговаривать тихо: их яркий, призывный голос с кухни разносится по всей квартире. Металлические звуки из бытовых вещей переселились сначала в самые простые музыкальные инструменты: бубен, тарелки, бубенцы, металлофоны, а затем и во многие концертные. Дети слушают запись музыкального произведения, в котором используется игра на металлических инструментах (металлофонах) (см. Приложение 2). Затем педагог демонстрирует детям различные металлические музыкальные инструменты, предлагает на них поиграть. Дети самостоятельно изучают инструменты, пробуя поиграть на них по-разному, стараясь «найти» звуки, которые в них живут.

                Упражнение «Озвучиваем стихи».

                Дети на различных металлических музыкальных инструментах исполняют аккомпанемент к стихотворению Д.Хармса «Весёлый старичок»:

                                                            Жил на свете старичок маленького роста,

                                                            И смеялся старичок чрезвычайно просто:

1-я группа (бубенцы):                   Ха-ха-ха, да хе-хе-хе,

2-я группа (молоточки):              Хи-хи-хи,

3-я группа (тарелки):                   Да бух-бух,

4-я группа (бубны):                       Бу-бу-бу, да бе-бе-бе.

5-я группа (треугольники):          Динь-динь-динь,

ВСЕ:                                              Да трюх-трюх!

                Возможны различные варианты исполнения: дети театрализуют это стихотворение, ищут смешные интонации, сочетая их с забавной мимикой; Вначале детьми просто исполняется на инструментах метрический пульс, затем можно вставить звуковые импровизации между двустишьями (дети произвольно играют на инструментах ровно столько по времени, сколько декламировался текст).

                Игра «Колокольцы-бубенцы»

                Дети встают в круг, каждому ребёнку педагог даёт в руки маленький колокольчик. Выбирается ведущий, который стоит в центре круга с завязанными глазами. Дети бегут по кругу и поют потешку (см. Приложение 3). Затем останавливаются, и по безмолвному знаку педагога только один ребёнок из круга начинает звонить в свой колокольчик. Водящий пытается найти его звуку. Игра повторяется со сменой ведущего.

                IV. ОБОБЩЕНИЕ.   ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

                Педагог: Итак, ребята, с какими звуками мы сегодня познакомились? А как вы думаете, могут эти звуки жить рядом, по соседству, в одном музыкальном произведении? Давайте попробуем сыграть оркестр, используя деревянные и металлические звуки.

                Педагог по усмотрению делит детей на две группы, раздаёт одной группе деревянные инструменты, другой – металлические. Дети «украшают» музыку (см. Приложение 4) по очереди – сначала одна группа, затем другая.

                V. ИТОГ  УРОКА.

                Педагог: Дети, понравился вам сегодняшний урок? Какие звуки были сегодня у нас гостями на уроке? Какие вещи, музыкальные инструменты издают эти звуки? Различаются ли эти звуки между собой? Чем? Где дома, на улице мы слышим эти звуки? Вы были большие молодцы! Мне очень приятно, что вы так хорошо работали сегодня на уроке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект итогового открытого занятия "Мои друзья", I-ая младшая группа

"Мастер-класс" показала педагогам нашего города, занятия проводились в первой младшей группе....

План-конспект на тему: Конспект открытого занятия по развитию лексико-грамматических средств языка.

Конспект  открытого интегрированного занятияпо  развитию лексико-грамматических  средств  языка по  мотивам  сказки  К. И. Чуковского  «Федорино  горе...

конспект открытого логопедического занятия на тему "Весна" план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

конспект открытого логопедического занятия на тему "Весна"план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме...

План - конспект индивидуального открытого занятия с ребёнком с ОВЗ по теме: «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

План - конспект индивидуального открытого занятия с ребёнком с ОВЗпо теме: «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»Цель: познакомить с домашними животными. Задачи:   Коррекционно-образовате...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...