Коррекционная работа музыкального руководителя МБДОУ
консультация (музыкально-ритмическое занятие, старшая группа) на тему

Шеленговская Эллина Анатольевна

Коррекционная работа по воспитанию и обучению дошкольников с нарушениями речи включает ежедневное проведение фронтальных и индивидуальных занятий , осуществление преемственности в работе логопеда , воспитателя и музыкального руководителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionnaya_rabota_muzykalnogo_rukovoditelya_mbdou.docx19.82 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Коррекционная  работа  музыкального руководителя  с детьми

 с нарушением речи

Музыкальный руководитель МБДОУ №1

                                                                              Шеленговская Эллина Анатольевна

Коррекционная работа по воспитанию и обучению дошкольников с нарушениями речи включает ежедневное проведение фронтальных и индивидуальных занятий , осуществление преемственности в работе логопеда , воспитателя и музыкального руководителя.

В начале учебного года при проверки музыкальных способностей вновь поступивших детей отмечается , что многие из них не поют , а говорят.

Некоторые дети не справляются  с  пропеванием  звука , плохо запоминают тексты песен , их названия , названия музыкальных произведений для слушания , недостаточно согласовывают движения с музыкой , пением . словом . затрудняются в передаче ритмического рисунка.

Перечисленные особенности детей отражаются на специфике проведения музыкальных занятий.

В связи с этим  широко используется ряд упражнений  :

  1. Для развития основных движений
  2. Мелких мышц  руки
  3. Активизации внимания
  4. Воспитания музыкального ритма
  5. Ориентировки в пространстве
  6. Развития «мышечного чувства»

Особое внимание уделяется танцевальным движениям. Сюда включаются пляски под пение , хороводы , игры с пением .

Интересны для детей музыкально – дидактические игры , которые способствуют развитию фонематического слуха и внимания , ритмические игры с заданиями на ориентировку в пространстве , упражнения на различение музыкальных звуков по высоте , на подстройку голосов к определенному музыкальному звуку , распевки  на автоматизацию тех звуков , которые дети изучают на логопедических занятиях.

В первые месяцы проводятся игры на детских музыкальных инструментах ( ударных и шумовых ).

Слушание музыки рекомендуется начинать со знакомства с контрастными произведениями ( например , « Клоуны» Д.   и «Болезнь куклы» П. Чайковского и т. д.) или с произведениями , объединенными общим замыслом ( например , сказка « Что приснилось Жене»).

Детям с недоразвитием речи следует вовремя оказать помощь , исправить дефекты звукопроизношения к началу обучения в школе.

Для получения хороших результатов обязательно взаимодействие всех педагогов МБДОУ и родителей.

В будущем хотелось бы проводить специализированные  логоритмические  занятия для детей с нарушением речи , начиная с 3-х  до 7 лет под руководством старшего научного сотрудника Института коррекционной педагогики РАО , канд. педагогических наук ; Картушиной  Марины Юрьевны (« Логоритмика для малышей» :Сценарии занятий с детьми 3-4 лет.-М.:ТЦ Сфера, 2005.-144 с.(Программа развития.) , «Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет».-М.:ТЦ Сфера , 2005.-208с.-(Логопед в ДОУ), «Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет».- М.:ТЦ Сфера , 2006.-192 с. – ( Логопед в ДОУ ).

Основополагающий принцип проведения занятий – взаимосвязь речи , музыки и движения .Именно музыка является организующим  и руководящим началом . Восприятие речи и музыки осуществляется единой анализаторной системой , поэтому недостатки речевой системы восприятия можно компенсировать с помощью музыкального восприятия.

Логоритмические  занятия направлены на развитие всех компонентов речи , слуховых функций , речевой функциональной системы , двигательной сферы , ручной и артикуляционной моторики , памяти , внимания , познавательных процессов , творческих способностей детей , воспитывают  нравственно -  эстетические и этические чувства.

На логоритмических занятиях решаются следующие задачи :

  1. Активизация высшей психической деятельности  через развитие слухового и зрительного внимания
  2. Развитие слухового и зрительного внимания
  3. Увеличение объема памяти
  4. Развитие двигательного и артикуляционного  праксиса
  5. Развитие соматопространственной ориентации зрительно-моторных координаций
  6. Формирование двигательных навыков          

Логоритмическое занятие включает следующие элементы :

  1. Логопедическую (артикуляционную) гимнастику-комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата , рекомендованных Т.Буденной , О. Крупенчук , Т.Воробъевой
  2. Чистоговорки для автоматизации и дифференциации всех звуков
  3. Пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики , поскольку речь формируется под влиянием импульсов , идущих от рук
  4. Упражнения под музыку на развитие общей моторики
  5. Вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него
  6. Фонопедические упражнения по методу В.Емельянова для укрепления гортани привития речевого дыхания
  7. Песни и стихи , сопровождаемые движениями рук , для развития плавности и выразительности речи , речевого слуха и речевой памяти
  8. Музыкально – ритмические игры с музыкальными инструментами , развивающие чувство ритма
  9. Музыкальные игры , способствующие  развитию речи ,внимания , умению ориентироваться в пространстве

10.     Упражнение  на развитие мимических мышц для развития       эмоциональной сферы , воображения и ассоциативно – образного мышления

  11.  Коммуникативные игры и танцы для развития динамической  стороны общения

12. Упражнения на развитие словотворчества , расширение активного словаря детей

Автор М.Ю. Картушина  рекомендует проводить логоритмические занятия  1 раз в неделю. На занятии должна быть атмосфера радости и доброжелательности .

Главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный  подход  к каждому ребенку , учитывающий его возрастные , психофизиологические и речевые возможности.

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио музыкального руководителя МБДОУ - детского сада компенсирующего вида №1 Нестеренко Натальи Игоревны

Музыкальный руководитель детского сада – это особая профессия. Мы должны всё уметь делать: играть на музыкальном инструменте, петь, плясать, рисовать, шить, сочинять стихи,  писать сценарии...

Опыт работы музыкального руководителя МБДОУ детский сад № 9 г.Славянска-на-Кубани Гричан Юлии Викторовны на тему: «Приобщение дошкольников к народной культуре посредствам музыки»

Опыт работы музыкального руководителя МБДОУ детский сад № 9 г.Славянска-на-Кубани Гричан Юлии Викторовны на тему: «Приобщение дошкольников к народной культуре посредствам музыки»...

Обобщенный опыт работы музыкального руководителя МБДОУ д/с о/в № 9 Гричан Юлии Викторовны ""

Приобщение дошкольников к народной культуре посредствам музыки...