Коррекционная работа музыкального руководителя МБДОУ
консультация (музыкально-ритмическое занятие, старшая группа) на тему
Коррекционная работа по воспитанию и обучению дошкольников с нарушениями речи включает ежедневное проведение фронтальных и индивидуальных занятий , осуществление преемственности в работе логопеда , воспитателя и музыкального руководителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionnaya_rabota_muzykalnogo_rukovoditelya_mbdou.docx | 19.82 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Коррекционная работа музыкального руководителя с детьми
с нарушением речи
Музыкальный руководитель МБДОУ №1
Шеленговская Эллина Анатольевна
Коррекционная работа по воспитанию и обучению дошкольников с нарушениями речи включает ежедневное проведение фронтальных и индивидуальных занятий , осуществление преемственности в работе логопеда , воспитателя и музыкального руководителя.
В начале учебного года при проверки музыкальных способностей вновь поступивших детей отмечается , что многие из них не поют , а говорят.
Некоторые дети не справляются с пропеванием звука , плохо запоминают тексты песен , их названия , названия музыкальных произведений для слушания , недостаточно согласовывают движения с музыкой , пением . словом . затрудняются в передаче ритмического рисунка.
Перечисленные особенности детей отражаются на специфике проведения музыкальных занятий.
В связи с этим широко используется ряд упражнений :
- Для развития основных движений
- Мелких мышц руки
- Активизации внимания
- Воспитания музыкального ритма
- Ориентировки в пространстве
- Развития «мышечного чувства»
Особое внимание уделяется танцевальным движениям. Сюда включаются пляски под пение , хороводы , игры с пением .
Интересны для детей музыкально – дидактические игры , которые способствуют развитию фонематического слуха и внимания , ритмические игры с заданиями на ориентировку в пространстве , упражнения на различение музыкальных звуков по высоте , на подстройку голосов к определенному музыкальному звуку , распевки на автоматизацию тех звуков , которые дети изучают на логопедических занятиях.
В первые месяцы проводятся игры на детских музыкальных инструментах ( ударных и шумовых ).
Слушание музыки рекомендуется начинать со знакомства с контрастными произведениями ( например , « Клоуны» Д. и «Болезнь куклы» П. Чайковского и т. д.) или с произведениями , объединенными общим замыслом ( например , сказка « Что приснилось Жене»).
Детям с недоразвитием речи следует вовремя оказать помощь , исправить дефекты звукопроизношения к началу обучения в школе.
Для получения хороших результатов обязательно взаимодействие всех педагогов МБДОУ и родителей.
В будущем хотелось бы проводить специализированные логоритмические занятия для детей с нарушением речи , начиная с 3-х до 7 лет под руководством старшего научного сотрудника Института коррекционной педагогики РАО , канд. педагогических наук ; Картушиной Марины Юрьевны (« Логоритмика для малышей» :Сценарии занятий с детьми 3-4 лет.-М.:ТЦ Сфера, 2005.-144 с.(Программа развития.) , «Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет».-М.:ТЦ Сфера , 2005.-208с.-(Логопед в ДОУ), «Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет».- М.:ТЦ Сфера , 2006.-192 с. – ( Логопед в ДОУ ).
Основополагающий принцип проведения занятий – взаимосвязь речи , музыки и движения .Именно музыка является организующим и руководящим началом . Восприятие речи и музыки осуществляется единой анализаторной системой , поэтому недостатки речевой системы восприятия можно компенсировать с помощью музыкального восприятия.
Логоритмические занятия направлены на развитие всех компонентов речи , слуховых функций , речевой функциональной системы , двигательной сферы , ручной и артикуляционной моторики , памяти , внимания , познавательных процессов , творческих способностей детей , воспитывают нравственно - эстетические и этические чувства.
На логоритмических занятиях решаются следующие задачи :
- Активизация высшей психической деятельности через развитие слухового и зрительного внимания
- Развитие слухового и зрительного внимания
- Увеличение объема памяти
- Развитие двигательного и артикуляционного праксиса
- Развитие соматопространственной ориентации зрительно-моторных координаций
- Формирование двигательных навыков
Логоритмическое занятие включает следующие элементы :
- Логопедическую (артикуляционную) гимнастику-комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата , рекомендованных Т.Буденной , О. Крупенчук , Т.Воробъевой
- Чистоговорки для автоматизации и дифференциации всех звуков
- Пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики , поскольку речь формируется под влиянием импульсов , идущих от рук
- Упражнения под музыку на развитие общей моторики
- Вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него
- Фонопедические упражнения по методу В.Емельянова для укрепления гортани привития речевого дыхания
- Песни и стихи , сопровождаемые движениями рук , для развития плавности и выразительности речи , речевого слуха и речевой памяти
- Музыкально – ритмические игры с музыкальными инструментами , развивающие чувство ритма
- Музыкальные игры , способствующие развитию речи ,внимания , умению ориентироваться в пространстве
10. Упражнение на развитие мимических мышц для развития эмоциональной сферы , воображения и ассоциативно – образного мышления
11. Коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения
12. Упражнения на развитие словотворчества , расширение активного словаря детей
Автор М.Ю. Картушина рекомендует проводить логоритмические занятия 1 раз в неделю. На занятии должна быть атмосфера радости и доброжелательности .
Главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребенку , учитывающий его возрастные , психофизиологические и речевые возможности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Снова праздник к нам пришел» Сценарий семейного праздника ко дню пожилого человека для детей старшей группы. Автор: Дьячкова Ольга Владимировна - музыкальный руководитель МБДОУ детский сад " 82 "Сказка" г. Волжского Волгоградской области
Совместное творчество детей, родителей и педагогов - источник эффективного взаимодействия....
Портфолио музыкального руководителя МБДОУ - детского сада компенсирующего вида №1 Нестеренко Натальи Игоревны
Музыкальный руководитель детского сада – это особая профессия. Мы должны всё уметь делать: играть на музыкальном инструменте, петь, плясать, рисовать, шить, сочинять стихи, писать сценарии...
Опыт работы музыкального руководителя МБДОУ детский сад № 9 г.Славянска-на-Кубани Гричан Юлии Викторовны на тему: «Приобщение дошкольников к народной культуре посредствам музыки»
Опыт работы музыкального руководителя МБДОУ детский сад № 9 г.Славянска-на-Кубани Гричан Юлии Викторовны на тему: «Приобщение дошкольников к народной культуре посредствам музыки»...
Обобщенный опыт работы музыкального руководителя МБДОУ д/с о/в № 9 Гричан Юлии Викторовны "Приобщение дошкольников к народной культуре посредством музыки"
Приобщение дошкольников к народной культуре посредством музыки...
Обобщенный опыт работы музыкального руководителя МБДОУ д/с о/в № 9 Гричан Юлии Викторовны ""
Приобщение дошкольников к народной культуре посредствам музыки...
Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста « Мама и весна» Составитель: Московкина Евгения Александровна Музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад»№ 67 города Барнаул
Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста...
Сообщение из практики работы «Влияние театрализованной деятельности на развитие эмоционально- чувственной сферы дошкольников» педагога МБДОУ детский сад №61 Шудровой Л.А., музыкального руководителя МБДОУ детский сад №61 Пугачевой Т.А.
«Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок…»...