"Коррекционная ритмика как средство развития личности ребенка с ЗПР"
статья по музыке (старшая группа) по теме

В данной статье говориться о проблемах детей задержкой психического развития ,и как с помощью коррекционной римитки можно им помочь.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида

№ 307 Красноармейского района города Волгограда

Коррекционная ритмика как средство развития  личности ребенка с ЗПР

Подготовила музыкальный руководитель Айвазян К. А.

ВОЛГОГРАД 2013

Коррекционная ритмика как средство развития личности ребенка с ЗПР

« Музыкальная ритмика»- система педагогических средств, направленных на организации музыкальной деятельности детей дошкольного возраста.

Музыка, движение и слово – это « три кита» лежат в основе ритмики

По мнению К. Орфа, именно ритмическая сторона должна стать начальной ступенью музыкального воспитания человека.  

В наш детский сад в группу с ЗПР приходят дети из разных дошкольных учреждений. Важным этапом в коррекционной работе с такими детьми является первоначальное психолого-педагогическое обследование. Оно помогает выстроить прогноз решения как коррекционных, так и других задач, учитывая разноуровневое развитие детей, их индивидуально-психологические особенности.

Характерные для детей с задержкой психического развития особенности нервно-психического склада, своеобразие деятельности, поведения и личностных реакций, эмоционально-волевая незрелость хорошо поддаются коррекции. Овладевая разнообразными движениями на музыкальных занятиях, дети совершенствуют двигательные навыки, у них развивается мышечное чувство, пространственная ориентировка и координация, улучшается осанка, повышается жизненный тонус. Музыкально-ритмическая деятельность способствуют формированию четкости, точности, движений, что положительно сказывается на учебной деятельности дошкольников.

Степень развития музыкально-ритмических и двигательных способностей детей нами оценивается по 6 уровням: критический, низкий, ниже среднего, средний,

выше среднего, высокий.
Обследование проводится по следующим параметрам: музыкальность, координация и ловкость движений, чувство ритма, объём двигательных навыков и творчество.
Результаты обследования на начальном этапе оказались довольно низкими. Это связано с особенностями развития детей с ЗПР: слабое внимание, память; не развита эмоционально-волевая сфера; задачи развития  эмоциональной-волевой,  познавательной и двигательной сферы присутствуют практически на всех занятиях, но реализуются они в определённой последовательности. Так, например, на занятиях с психологом дети знакомятся с различными эмоциями , а затем применяют и закрепляют умения в этюдах на занятиях К. Р. Часть  же задач входит в той или иной степени в занятия каждого педагога в коррекционного детского сада. У детей  почти отсутствует чувство ритма; дети плохо ориентируются в пространстве и не могут чётко координировать свои действия .В первую очередь, данную проблему мы решаем на музыкально-ритмических занятиях. Они имеют специфическую структуру. К традиционным разделам мы добавили упражнения коррекционного плана.


Структура музыкально-ритмического занятия.

  1. Ритмическая разминка.
  2. Упражнения на активизацию внимания, памяти и воображения.
  3. Упражнения, регулирующие мышечный тонус
  4. Этюд, для развития выразительности мимики.
  5. Упражнения для развития речевых и мимических движений.
  6. Упражнения на координацию речи. Движения
  7. Релаксационное  упражнение под музыку

Из-за отсутствия воображения, дети не могут себя творчески проявить.

Предложенная структура очень гибкая. Её разделы я варьируем в зависимости от того, как строится занятие, учитывая форму его проведения и тематику. Важно отметить, принцип чередования напряжения и расслабления во время занятия, что необходимо детям с ЗПР из-за особенностей их физического и психического развития.  Другой важной составляющей этой части занятия являются разнообразные игры, двигательные и психологические этюды. Они решают сразу несколько задач снятие двигательной нагрузки и мышечного напряжения и выполнение роли связки при переходе от одного вида деятельности к другой. По такому же принципу построена и предложенная структура.

Таким образом, коррекционная ритмика является эффективной и адекватной формой проведения занятия при работе с детьми с задержкой психического развития, построенного на сочетании музыки, движения и слова.
Говоря о значении ритмики, можно показать использование её элементов во всех разделах музыкально-ритмического занятия. Так, например, в разделе «Слушание музыки», в целях активизации внимания и увеличения объёма восприятия, мы используем приём оркестровки, а также приём сопровождения восприятия музыкально-двигательными реакциями. А в разделе «Пение» используем приёмы логопластики с целью лучшего запоминания слов, а также приём дирижирования, с помощью которого руки детей становятся плавными и свободными, а движения передают ритм, длительности, динамику и характер песен.

.

Приложение:

Старшая группа:

Упражнение «Вот такие звери».

Цель: развитие слухового внимания, выполнения подражательных движений.

На ознакомительном этапе дети с помощью педагога подбирают движения, характерные для данного животного и соответствующие характеру музыкальных отрывков. При необходимости педагог показывает движения. В дальнейшем педагог предлагает детям выполнять знакомые подражательные движения, меняя их со сменой музыки. Педагог может выбрать персонажи, знакомые детям , по своему усмотрению и на разных занятиях их менять.

Упражнение «Запомни своё место в колонне»

Цель: развитие зрительной памяти и ориентировки в пространстве.

И. П. Дети стоят в колоне. Педагог предлагает им запомнить своё положение в колонне. Звучит музыка маршевого характера. Дети двигаются в колонне маршевым шагом. При сене музыки разбегаются врассыпную. На музыку марша они вновь должны выстроиться в колонну в том же порядке и продолжить шаг .

Упражнение «Слушай хлопки».

Цель: развитие способности программировать свои действия на основе условных сигналов и устойчивости, концентрации внимания.

И. П. Играющие идут по кругу или в свободном направлении. Когда педагог хлопает а ладоши один раз, дети останавливаются и принимаю позу «аиста», если ведущий хлопает два раза, играющие должны принять позу «лягушки», на три хлопка играющие возобновляют ходьбу. В этом упражнении вместо хлопков можно использовать удары по бубну.

Подготовительная группа

Игра «Разведчик»

Цель: развитие наблюдательности и памяти, умения ориентироваться в пространстве.

В зале расставлены стулья в произвольном порядке. Педагог предлагает детям поиграть в «разведчиков». Он объясняет им: «Чтобы (командиру)» провести отряд, необходимо запомнить  путь (разведчика)

Игра «Загадочный ритм»

Цель: развивать  концентрацию внимания и слуховую память.

Оборудование : деревянные палочки или кубики.

Все сидят в кругу. Педагог задаёт метрическую пульсацию в одном из размеров 2/4 или 3\4 , далее передаёт палочки ребёнку, который повторяет пульсацию и исполняет свою ритмическую фигуру в заданном размере. Далее палочки передаются следующему ребёнку. Его задача – повторить, и присоединить свою ритмическую фигуру и т. д.

Игра «Телефонная линия»

Цель: Помогать групповому взаимодействию, развивать осязательную чувствительность.

Дети сидят в ряд, один за другим. Ведущий ладонью прохлопывает ритмический рисунок по спине сидящего сзади. Его задача – передать этот ритмический рисунок дальше по цепочке, ориентируясь только на свои ощущения. Последний ребёнок, кому передано сообщение, должен его озвучить.

Список литературы:

Коррекционная ритмика. Комплекс практических материалов и технология работы с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР / М. А. Касицына, И. Г. Бородина. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.- 216с. – ( Психолога – педагогическое сопровождение детей с ЗПР в условиях детского сада).

Интернет ресурс

http://detmusik.nm.ru/Nachinaushim/Ritm.html

http://33.doutuapse.ru/delimsja-opytom/po-specialistov/muzykoterapija-v-korekcionoi-rabote-s-detmi-s-zaderzhkoi-psihicheskogo-razvitija-v-ramkah-sovmestnoi-dejatelnosti-pedagoga-psihologa-i-muzykalnogo-rukovoditelja-dou.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль коррекционной ритмики в формировании гармоничной, социально адаптированной личности ребенка с нарушением зрения

В статье представлен опыт коррекционной работы по музыкальному воспитанию детей с нарушением зрения. Раскрыто значение и результативность применения занятий коррекционной ритмико...

Выпускная квалификационная работа на тему : " Развитие ориентировки в пространстве у старших дошкольников с нарушением зрения средствами коррекционной ритмики"

Человеку для успешной деятельности, для адаптации в обществе необходимо умение ориентироваться в пространстве.Формирование ориентировки в пространстве - одна из важнейших сторон умственного развития р...

Организация комплексного музыкального коррекционно-развивающего обучения и воспитания дошкольников с нарушением интеллекта средствами коррекционной ритмики

Из Сборника материалов I Всероссийской заочной электронной научной конференции «Педагогика новаторства в XXI веке» (ГОУ ВПО «Свеверо-Восточный государственный ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ «Коррекционная ритмика как средство развития личности ребенка с ЗПР»

КОНСУЛЬТАЦИЯ                        Тема   «Коррекционная ритмика как сред...

Презентация "Коррекционная ритмика как средство развития личности ребенка с ЗПР"

Презентация на тему "Коррекционная ритмика как средство развития личности ребенка с ЗПР"...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Коррекционная ритмика как средство гармонизации личности ребенка"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Коррекционная ритмика как средство гармонизации личности ребенка"...

Коррекционная ритмика как средство развития личности ребёнка с ЗПР

laquo; Музыкальная ритмика»–система педагогических средств, направленных на организациимузыкальной деятельности детей дошкольного возраста.Музыка, движение и слово – это « три...