«Музыкальная игра как средство развития творческих способностей дошкольников»
статья по музыке по теме

Фомина Людмила Николаевна

Основная идея опыта работы - развитие творчества детей во всех видах музыкальной деятельности. Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать. Главное в моей деятельности -это совместное творчество с детьми . Детское музыкальное творчество-это гимн импровизации, потому что все дети умеют импровизировать. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnaya_igra_kak_sredstvo_razvitiya.docx18.91 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Музыкальная игра как средство развития творческих способностей дошкольников»

 

Создавшаяся сегодня социально-экономическая ситуация не позволяет поднять на должную высоту культурный уровень развития общества, развития творческой личности человека. В настоящее время культурное наследие утратило свою ценность, обнищал духовный мир людей. Мои наблюдения показывают, что у современного ребенка, который живет в непростых условиях музыкального социума, исчез интерес к классической музыке, к фольклору, ослабло стремление к творческому проявлению. Поэтому возникает целый ряд противоречий:

-возросшее внимание общества к музыкальной культуре, к проблеме детского творчества не всегда воспринимается современными семьями воспитывающих детей дошкольного возраста. Музыкальная среда, которая окружает детей дома, ограничивается только развлекательной музыкой. Только некоторые родители создают дома все условия для развития музыкально-творческих способностей детей, большинство же родителей полагают, что никакое творчество их детям не нужно, в жизни оно не пригодится.

-повышенное внимание общественности к воспитанию творческой личности современного человека, но отсутствуют телепередачи творчески развивающего характера, дети знакомятся с «засоренным» эфиром. Творческих потенциал детей зависит от той базы знаний, которые они приобретают в образовательных дошкольных учреждениях. Музыка, как средство художественно-эстетического воспитания формирует «творчество» как качество личности. Поэтому проблема музыкального творчества, над которой я работаю актуальна и современна. Исходя из противоречий, мною была определена основная идея.

Основная идея опыта работы - развитие творчества детей во всех видах музыкальной деятельности. Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать. Главное в моей деятельности -это совместное творчество с детьми . Детское музыкальное творчество-это гимн импровизации, потому что все дети умеют импровизировать. Ранее мною обобщался опыт по теме: «Развитие песенных и творческих способностей детей дошкольного возраста».В настоящее время продолжаю работать над этой проблемой. И обобщаю опыт по теме: «Музыкальная игра как средство развития творческих способностей дошкольников».

Целью данной работы является развитие творческих способностей детей на основе музыкально-игрового творчества. Для достижения цели я определила следующие задачи:

-развивать творческое воображение(образные высказывания о музыке, проявления творческой активности);

-побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской и творческой деятельности;

-развивать природную музыкальность детей и первоначальные навыки музицирования, способность к спонтанному творческому поведению;

-побуждать дошкольников к различным проявлениям творчества: в музыкально ритмических движениях, ритмопластике, дирижировании, певческих импровизациях, игре на детских музыкальных инструментах;

-создать предпосылки к формированию творческого мышления.

Исходя из вышеуказанной темы - преобладающий вид деятельности в моей работе -музыкально-игровое творчество. Музыкальные игры таят в себе большие возможности для творческих проявлений детей. Действия персонажей подсказываются изобразительным характером пьес. Инсценировка песен связана с их содержанием. Дети увлекаются сюжетом и возможностью активно самим играть, с удовольствием ищут средства для передачи образов.

По мнению О.С.Газмана, в игре у детей возникает три цели:

-Первая цель -удовольствие от игры-«Хочу».

-Вторая цель -выполнять правила игры-«Надо».

-Третья цель -творческое выполнение игровой задачи-«Могу».

Таким образом складывается основной механизм игры: «Хочу! Надо! Могу!»,влияющий на личность ребёнка и процесс формирования у него функций саморегуляции и самоконтроля.

Музыкальная игра имеет следующие задачи:

1.Коррекционные:

-развитие слухового, зрительного, тактильного   восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойства голоса(высоту, темп, динамику, ритм),координации движений и нормализация их темпа и ритма;

-формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движения.

2.Оздоровительные:

-укрепление сердечно -сосудистой, двигательной систем, костно-мышечного аппарата;

-развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной;

-развитие «мышечного чувства»(способности снимать эмоциональное и физическое напряжение);

-развитие быстроты двигательной реакции

3.Образовательные:

-обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;

-развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;

-формирование умственных умений и действий.

4.Воспитательные:

-воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной культуры;

-эстетическое отношение к окружающему;

-развитие чувств, эмоций высшего порядка.

5.Развивающие:

-познавательную активность;

-устойчивый интерес к действованию;

-саморегуляцию и самоконтроль;

-Внимание, память ,мышление;

-Ориентировку в пространстве.

Все игры имеют свои побудительные мотивы, определенные способы действий игровой замысел, игровой материал, правила.

По форме проведения игр подразделяются на:

-статические(стоя или сидя, развивают собранность, помогают снять мышечное напряжение, сохранять равновесие тела, быстро выполнять двигательные действия без физических усилий);

-игры с движением(развивают волевую сферу, быстроту реакции на звуковой раздражитель, формируют коммуникативные способности);

-речедвигательные игры(развивают вокально-слуховую и двигательно-слуховую координацию, нормализуют процессы регуляции темпа и ритма);

-ритмические игры(направлены на усвоение музыкальной речи, интонационную выразительность звука, слога ,фразы, предложения ,части и всего законченного музыкального и речевого настроения с помощью двигательных упражнений под музыку);

-игры-загадки(развивают логическое мышление, сообразительность ,стремление ребёнка к осознанным умственным и практическим действиям);

-игры-забавы(побуждают к творческой активности, инициативе, развивают зрительное восприятие посредством укрепления зрительной мышцы и зрительного нерва, формируют творческие способности);

-игры-песни(развивают функции голосообразования и свойство голоса, способствуют развитию звукообразования, дикции, дыхания);

-игры-шутки(активизирут слуховое восприятие, формирую фонетических слух, и все стороны музыкально-слуховых представлений);

-артикуляционные игры(укрепляют мышцы языка, зева, губ, щёк, голосовых связок, активизируют подвижность верхней и нижней челюсти).

Заинтересованное отношение к творческому процессу в музыкальной игре выражается в следующих показателях:

-увлеченность музыкально-игровой деятельностью;

-степень осознания творческого замысла;

-инициатива и самостоятельность творческого поиска при выполнении творческих заданий;

-оригинальность в воплощении творческого замысла в выборе средств его воплощения;

-адекватность творческих проявлений характеру музыкально-игрового образа;

-умение привлекать к творческому процессу музыкальный и жизненный опыт;

-степень законченности и художественность воплощения творческого замысла.

При отборе содержания музыкальных игр важно использовать художественные музыкальные произведения, в которых ярко прослеживается интонационная и ритмическая выразительность, эмоциональная амбивалентность, динамичность развития музыкального образа, его привлекательность для ребёнка.

Форма протекания музыкально-игровой деятельности ребёнка определяется ее типом (воспроизводящая или творческая деятельность).Воспроизводящая деятельность представляет собой упражнения ,в процессе которых дети упражняются в каком-либо умении - например, в игре на детских музыкальных инструментах. В творческой деятельности дети сочиняют, подбирают по слуху мелодии, наигрывая их на металлофоне, придумывая новые танцевальные движения, варианты игры или театрально-игровую сценку, т.е. они ищут свои варианты и способы действий. Для творческой деятельности характерны такие организационные формы, как:

а) сюжетно-ролевые игры;

б) игра  -импровизирование на детских музыкальных инструментах;

в) песенные и танцевальные импровизации;

г)театрализованные представления импровизационного характера.

Однако в исполнительской деятельности дети зачастую комбинируют элементы воспроизводящих и творческих действий и используют такие формы, как:

а)игра с пением;

б)музыкально-дидактические игры, дополненные собственными вариантами;

в)сюжетно-ролевые игры (музыкальные игры- сказки, истории, концерт и прочее);

г)театрализованные представления с включением элементов импровизации (спектакль-игра);

д)импровизированные развлечения, построенные детьми на основе известных вариантов телепередач, мультфильмов и прочего;

е)импровизированные ансабли и оркестры.

Исследователи подчеркивают, что все игры объединены музыкой. Музыка в них-главный герой.

Итоги наблюдений, осуществленных в процессе исследования, позволяет мне сделать выводы о позитивных результатах проведенной мною работы.

*Дети научились самостоятельно импровизировать мелодии на заданный текст, сочинять их в ритме польки, марша.

*Дети проявляют творчество в выразительном исполнении песен различной тематики и характера ,импровизируют в соответствующих ситуациях повседневной жизни.

*У ребят появилось желание самостоятельно придумывать игры и проводить их со сверстниками и малышами.

*Дети творчески передают действия персонажей в сюжетных играх, образных украшениях и этюдах.

*С удовольствием выполняют творческие задания.

*С помощью родителей изготавливают дома нетрадиционные шумовые инструменты, импровизируют на них


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальный фольклор - как средство развития творческих способностей дошкольников

Детский фольклор — это произведения самих детей, усвоенные традицией; произведения традиционного фольклора взрослых, перешедшие в детский репертуар; произведения, созданные взрослыми специально для де...

Музыкальный фольклор - как средство развития творческих способностей дошкольников.

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности...

Консультация на тему: "Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей дошкольников"

В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождение и расцвета культурных традиций народов. Занятия, в которых используется фольклор, име...

Консультация для педагогов «Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей дошкольников»

Консультация на тему: «Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей дошкольников»...

Консультация для воспитателей «Музыкальный фольклор — как средство развития творческих способностей дошкольников »

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность подстерегающая наше общество сегодня - не в экономических реформах, не в смене политической систе...

Консультация на тему «Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей дошкольников»

 Русский народный фольклор - это кладезь народной мудрости! Пословицы, поговорки, загадки, считалки, дразнилки, небылицы, заклички, русские народные песни, календарные песни, кол...