Театральная деятельность в воспитании детей старшего возраста.
статья по музыке (старшая группа) на тему

Мурадян Светлана Левановна

  Сегодня, когда по -иному, широко и фундаментально, решается проблема образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед всеми, кто ее решает - а это , в первую очередь, педагоги ГДОУ, - непоколебимой остается идея приобщение детей с самого ранненго возраста к художественной литературе.Именно художественное ( а нередко и позновательное) произведение позволяет ребенку познакомиться с окружающей действительностью,удовлетворить свои позновательные интересы,научиться видеть себя в тесной связи с другими людьми.Дети не выносят однообразия и скуки, остро ощущают фальшь в изображении действительности,предпочитают веселых неунывающих героев.И театрализованная постановка в этом смысле как нельзя лучше подходит для занятий в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatr.deyat_.st_.gr_.docx22.62 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

          ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ        ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

      В  ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ     СТАРШЕГО   ВОЗРАСТА

      Основа  театрализованной  деятельности  -  реализация  государственного  стандарта  дошкольного  образования  на  основе выбранной программы.       Театрализация         выделена      в   отдельное      направление  педагогического процесса, тем самым она получила статус  специфически          детского      вида     деятельности,        который  обязательно        должен        осваивать       дошкольник,         т.    к.  театрализация            ограничена          для        ребёнка         (это  действительная  форма деятельности,  на 90%  состоящая  из  игр) и имеет уникальный развивающий потенциал.       В  душе  каждого  ребёнка  таится  желание  свободной  театрализованной          игры,     в  которой      он    воспроизводит  знакомые         литературные           моменты.         Именно         игра  активизирует   память   и   образное   восприятие,   развивает  воображение         и   фантазию,       совершенствует         речь.    Для  развития        выразительной          речи      просто       необходимо  создание   условий,   в   которых   каждый   ребёнок   мог   бы передать  свои  эмоции,  чувства,  желания  и  взгляды  как  в  обычном        разговоре,      так    и    публично,       не    стесняясь  слушателей.       Воспитательные  возможности           театрализованной  деятельности        огромные:      её   тематика      не   ограничена   и  может удовлетворить любые интересы  и желания ребёнка.  Участвуя  в  ней,  дети знакомятся  с  окружающим  миром  во  всём     его   многообразии         через    образы,     краски,     звуки,  музыку,      а   умело    поставленные        воспитателем        вопросы  побуждают         думать,     анализировать,        делать     выводы       и  обобщения.

      В   процессе   работы        над   выразительностью   реплик  персонажей,   собственных   высказываний   активизируется  словарь   ребёнка,   исполняемая   речь   особенно   с   другим  персонажем        ставит     нашего      маленького       артиста     перед  необходимостью чётко, ясно,  понятно изъясняться. Именно        поэтому       театрализованная          деятельность  позволяет        решать       многие        педагогические          задачи,  касающиеся         формирования         личности       ребёнка.      Она    -  неисчерпаемый  источник развития  чувств,  переживаний  и  эмоциональных  открытий.  В  результате  ребёнок  познаёт  мир  как  умом,  так  и  сердцем,  выражая  своё  отношение  к  добру  и  злу;  познаёт  радость,  связанную  с  преодолением  трудностей       общения,       неуверенности        в   себе.    Большое  значение  театрализованная  деятельность  имеет  у  робких  детей.   Именно   через   игру   они   могут   преодолеть   свою  неуверенность в себе.

      Над внедрением программы Н.  Ф.  Сорокиной  "Театр -  творчество - дети" я  начала с младшей группы с детьми 3  -  года жизни.       Для  условий  театрализованной  деятельности,  прежде  всего  были  созданы  условия  такие,  как  уголок  ряжения,  пальчиковый          театр,     плоскостной         театр,      театр     на  фланелеграфе.    В    совместной       деятельности        с   детьми  приёмом  аппликации изготовили театр картинок по сказке  "Репка".  Также были представлены театр игрушек и би-ба­ бо.

      В  младшей  и  средней  группах я  использовала  старые  резиновые       игрушки,       т.   к.  они     обладают       основными  требованиям,  предъявленными к игрушкам этого возраста:  типичность   и   условность   образа.   И   за   счёт   резиновых  игрушек           значительно           увеличилось            количество  персонажей.  Но  также  я  заметила,  что  дети  любят  играть  мелкими   игрушками,   которые   приятны   на   ощупь,   чем  подобные       игрушки       из   твёрдых      и  жёстких       пластмасс.  Поэтому  это  навело  меня  на  мысль  использовать  также  в  театрализованной           деятельности          -    игре      плюшевые  игрушки.       В    младшей        группе     уголок      решения       былрасширен за счёт костюмов  героев  сказок  "Курочка Ряба",  "Колобок",  "Репка",  "Кот и лиса".

      В     средней       группе       я     внесла      костюмы         для  театрализованно         -   игровой   деятельности         с   элементами  русского       народного       стиля.     Также      оформила        уголок  образцами  русского  народного  прикладного искусства.

      В   старшей   группе   был         пополнен   уголок   решения  костюмами из других сказок  "Три дровосека",  "Крылатый,  мохнатый,  да  масляный",  "Заюшкина  избушка",  "Красная  Шапочка"        и  др..   Были     изготовлены        верховые       куклы,  куклы-марионетки,            с   большим        удовольствием          дети  принимали  участие  в  изготовлении  пальчикового  театра,  декораций к сказкам,  при изготовлении масок -  "оригами",  настольного театра из конусов.       Совместили  нашу  любимую  "рваную"  аппликацию  и  настольный        театр    конической       формы.      Таким      образом  помимо      игр   драматизаций         широко      используется   театр  игрушек,      би-ба-бо,     театр    из   ложек      в  художественно­ творческой         деятельности          в    познавательно-речевом  развитии,  в  математическом,  экологическом,  использую  в  режимных   моментах.           Всё   это   помогает   в   решении   не  только  основных задач,  но  и  воспитанию    эмоциональной  отзывчивости, вызывает у детей положительные эмоции.

       Таким  образом,  были  созданы  условия  для  развития  творческой        активности        детей      в   театрально-игровой  деятельности        и    в   содержании,        работе,      учитывались  

возрастные условия детей.       Содержание  занятий  в  младшем  возрасте  включает  в  себя знакомство с литературными произведениями, беседу  поясняющую,           выясняющую           понимание         содержания,  рассматривание          иллюстраций,        формирование          простыхбразно-выразительных              умений       (уметь       имитировать  характерные движения сказочных персонажей).

      В комплексах утренней гимнастики - физкультминут­ ках - я часто включала такие упражнения как:

                   "Походим, как мишка".

                   "Пробежим, как мышка".

                   "Попрыгаем, как зайчики".

А  имитационным  движениям  я  обучала  детей  младшего  возраста  в  играх  с  движениями,  используя  малые  формы  фольклора:

                   "Петушок, петушок, золотой гребешок".

                   "Зайка серый умывается".

                   "Мишка косолапый по лесу идёт" и т.д.  

Организовывала  также  и  игры  -  путешествия  на  машине  (корабле, самолёте).

                   "Загудел паровоз и вагончики повёз".

                   "Мы едем, едем, едем в далёкие края".

                   "По морям, по волнам".

      В  "дальние страны" дети брали самых лучших друзей  из игрушек, а на "остановках" это могло быть что угодно -  остров,  лес,  поляна,  горы,  море,  река  и  т.  д.,  изображали  

то,  что  они  видели,  слышали   "понарошку".  Эти   игры  -  имитации  помогают в  развитии  общих движений  (ходьба,  бег,  прыжки),  координации,  а  также  помогает  развитию  

простейших  имитационных  движений,   а  сколько   много  радости доставляет малышам.

      В  средней  группе  я  усложнила  задачу,  например,  во  время       утренней        гимнастики         и     физкультминутках  использовались            элементы          художественно-образных  выразительных            средств        (интонация,          мимика         и  пантомима).        Например:        дети     читали      хором      стишок   "Вышли  мышки  как-то  раз..."  С.  Маршака,  одновременно  

превращаясь   в       "мышек",   используя   все   выразительные средства  (жесты,  мимика,  интонация).  Все  жесты  должны  совпадать с текстом.

      У   детей   старшей   группы   задача  усложнилась   ещё  больше.  Мы  старались усовершенствовать художественно  -  образные       исполнительские          умения.     Например:        игра  "Угадай  героя".  Дети  по  желанию  задумывают  героя  из  сказки  и  показывают  его  с  помощью  мимики  и  жестов.  Остальные дети должны отгадать кто это.

      В   старшей   группе  я   предлагала  игру   "Что   бы   это  могло      быть?",     в   которой      кирпичик       превращается         в  коробку   конфет,        книгу;    шарик   -     в  яблоко,     цыплёнка,  

мыльный        пузырь;     палочка      -  в   соломинку,       карандаш,  указку.      В    работе       над     выразительностью           речи      я  использовала        игру     -  упражнение:        "Как     лиса    скажет  

"здравствуй"  медведю,  которого  боится;  лисе  -  подружке;  зайцу,  которого хочет съесть?"  "Какой должен быть голос  у   Машеньки,        которая     просит     печку,     речку,    яблоньку  

помочь   ей?"   Играя   в   эти   игры   дети   учатся   не   только  громко,  тихо  и  шёпотом  произносить  слова,  но  и  менять  интонацию.       Важнейшим   источником   развития   выразительности  детской  речи,  который  необходим  для  театрализованной  деятельности,        являются      произведения         художественной  литературы и устного народного творчества, в том числе и  малые      фольклорные          формы       (пословицы,        поговорки,  загадки,   потешки   и   т.   д.).   Например,   после   слушания  сказок   "Козлятки   и   волк",   "Кот,   петух   и   лиса"   можно  предложить детям повторить песенки действующих лиц.       Уже  в  младшей  группе  важно  обращать  внимание  на  образный         язык      сказок,      рассказов,       стихотворений,  

привлекать        детей     к   повторению        запомнившихся           им  отдельных        слов,    выражений,       песенок,      персонажей.        С  самого  начала  необходимо  учить  детей  слушать  сказки, рассказы,  стихи,  а также  следить  за развитием действий  в  сказке, сочувствовать положительным героям.

      В    средней     группе      я  уже     старалась      фиксировать  внимание  детей  не  только  на  содержание  литературного  произведения,          но     и    на     некоторых         особенностях  литературного         языка     (образные       слова     и   выражения,  некоторые   эпитеты   и   сравнения).   После   рассказывания  сказок  я  стала  учить  детей  отвечать  на  самые  простые  вопросы  по  художественной  форме.  Отвечая  на  вопросы,  ребёнок      начинает      думать,      размышлять,         приходить       к  выводам.          Начинает           замечать         и       чувствовать  

художественную форму произведения.      В   старшей   группе   я   учила   детей   при   восприятии  

содержания          литературных           произведений           замечать  выразительные           средства.      Дети      учились        правильно  называть жанры литературных произведений  и  некоторые  

специфические  особенности  каждого  жанра.  При  анализе  сказок я старалась, чтобы дети почувствовали их глубокое  идейное  содержание,  учились  отличать  положительное  от  

отрицательного.         Обращала        внимание      детей     на   слова,  которыми       автор     характеризует       и   самих     героев,    и   их  поступки.            Также   детям   в   старшей   группе   было   предложено  придумывание            сказок        с     другим        концом         или  самостоятельное          сочинение        сказки      или     рассказа      с  любимыми героями.       Последовательность  и  усложнение  содержания  тем  и  сюжетов,         избранных         для      театрализованных            игр,  определяется   требованиям   программы                 воспитания.       Так  дети    3-го    года    жизни     знакомились        с   литературными  произведениями,           учились        воспринимать          небольшие  сказки,     потешки      без    наглядного       пособия,     следить      за развитием  действия,   понимать   содержание,   отвечать  на  вопросы воспитателя.

      Дети      4-го    года    жизни      учились       разыгрывать        с  помощью         воспитателя        знакомые        сказки,      используя  плоскостные           фигурки,         игрушки.         В      результате  проведённой  работы  дети  4-го  года  жизни  уже  в  первой  половине  учебного  года  используют  в  самостоятельных  играх     элементы       драматизации:         с   помощью        игрушек  разыгрывают         элементы       из   любимых         сказок     "Репка",  "Колобок",       "Курочка   Ряба".       Ведут   простые   диалоги   с  помощью театра "би-ба-бо".

      Дети      5-го    года    жизни      познакомились          с   более  сложным  видом  театра  -  это  марионетки,  были  показаны  куклы     с   "живой   рукой".       Познакомились          с  верховыми  куклами,        основу       которых        составляет        деревянный  стержень  -  гашет.  Но  прежде  чем  ребята  начали  работать  на  новой  сцене,  им  была  дана  возможность  поиграть  и  разыгрывать        простейшие        сценки     с   куклами,        основу  которых       составляла      деревянная       ложка.      Театр     ложек,  являясь       упрощённым           вариантом         представления          с  участием       верховых        кукол,     помогает       детям     освоить  

приёмы кукловождения.      Дети  с  удовольствием  включались  в  игру  с  новыми  

игрушками.  С  удовольствием  придумывали  каждый  свой  сценарий  и  разыгрывали  его  перед  другими  ребятами,  а  чтоб     никому      не   было     обидно,      возможность        быть     и  

автором, и исполнителем была дана каждому.

      Также        совместно         был       поставлен        спектакль  "Крылатый,        мохнатый        да   масляный".       Дети     играли     в   "театр",  где  каждый  одевал  костюм  и  маску  по  желанию.  В разучивании ролей участвовали все дети, чтобы   никому  не  было  обидно,  все  по  желанию.  Дети  вспоминали  наши  старые   игры-упражнения:   сказать,   как   мышка  (птичка), показать,      как    может      ходить     что-то     круглое      (блин),  показать,   как  воробей   носит  дрова  и  т.   д.   и  т.   п.   Так  постепенно   игра   -   драматизация   стала   превращаться   в  инсценировку.

      В  моей группе  было  много детей,  которые  поступили  в  младшую  группу  с  отставанием  в  развитии  активной  речи.     Теперь       у    многих       детей      речь     значительно  улучшилась,        обогатился       словарь,     дети    стали     активно  использовать           в      своей       речи       существительные,  прилагательные,  глаголы,  наречия,  предлоги.  В  пересказе  литературных  произведений  используют  интонационную  выразительность           речи.     Большинство          детей       стали свободней        в    речевом       обращении         к    сверстникам, воспитателям.       Дети      5-го    года    жизни      охотно      откликаются        на  предложение   послушать   книгу,   рассказать  услышанное,  участвовать  как  в  совместной,  так  и  в  самостоятельной  игре.       Дети       совершенствуют            умение         совместно  организовывать  игру  -  драматизацию,  постановку  своих  сценариев.  Пробуют  свои  силы  в  пении  и  танцах  в  своих  маленьких        постановках,       которые      придумывают          сами. Изготавливают            атрибуты          к     своей        игре       как  

самостоятельно,  так и  с родителями,  билеты,  программки,  афиши,  костюмы.  Был  создан  макет  зрительного  зала,  по  которому дети знакомились с его устройством; зрительное  место,  ложа,  оркестровая  яма,  сцена.  Дети  познакомились  с   театральными  профессиями:  декоратор,  гримёр,  артист,  композитор.

      Во     время     занятий      дети    постепенно        узнавали      о куклах на   гашете,      марионетки,       би-ба-бо.      Дети    посещали        со  своими  родителями  театральные  постановки,  после  чего  рассказывали         свои      впечатления         своим      товарищам,  приносили        рисунки,       билеты,      программки,         открытки  артистов.  Очень  полюбили  театральный  альбом,  который  был создан совместными усилиями.

    Большую         помощь       и   поддержку        нам     оказывали  родители.        Они      активно       е  представления  с  участием  всей  семьи.  Водили  детей   на  театральные   представления   (кукольный  театр,  драматический           цирк).      принимали          участие       при  изготовлении  костюмов;  разучивании  ролей  "артистами";  разучивали  с  детьми  приёмы  кукловождения;  принимали  активное   участие   в   создании   декораций.   Устраивались домашние  представления  с  участием  всей  семьи.  Водили детей на театральные представления различных        видах    искусств:      балет    -   это   где    артисты  (балерины)  танцуют  под  музыку;  опера  -  это  где  артисты  (певцы)  поют;  кукольный  театр  -  это  где  артисты  могут  быть  как за ширмой,  так  и  без  неё,  главные  герои  -  куклы на   гашете,      марионетки,       би-ба-бо. Таким        образом,       у     детей  воспитывалась  любовь  и  интерес  к  музыке,  литературе  и  театрализованному искусству.       Занимаясь  с  детьми  театром,  я  ставила  перед  собой  цель     сделать     жизнь      воспитанников         в   детском       саду  интересной        и   содержательной,         наполнить        её   яркими  впечатлениями,            интересными            делами,         радостью  творчества.       Я    стремилась        к    тому,     чтобы      навыки,  полученные         в   театрализованных          играх,     дети    смогли  использовать        в  повседневной        жизни.     А   также,     чтобы  ребята       через     театральную          деятельность         получали  всестороннее        развитие.     Таким      образом,      постепенно       у  детей  развивается  театральная  игровая  деятельность,  что  способствует         развитию        творческой        самостоятельной  художественной  деятельности в детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружковая работа по театральной деятельности (старший дошкольный возраст)

Необходимая документация для ведения кружковой работы: пояснительная записка и график работы, программные задачи и умения детей, перспективный план, мониторинг, табель посещаемости....

Семинар-Практикум «Связь нетрадиционной техники изобразительного искусства Каракулеграфии с театральной деятельностью в дошкольном возрасте».

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ   ТЕМА:  «Связь нетрадиционной техники изобразительного искусства Каракулеграфии с театральной деятельностью в дошкольном возрасте».   СЛАЙД 1. Осуществление в ...

Современное образование "теория и практика" Использование ИКТ в развитии театральной деятельности старшего дошкольного возраста.

Описанный мною педагогический опыт заключается в создании условий для развития творческих способностей детей в театрализованной деятельности с использованием современных информационно-коммуникационных...

Театральная деятельность дошкольников среднего возраста. Сказка "Теремок"

План проекта в средней группе на 2015-2016 год. Тема:«Театральная деятельность дошкольников среднего возраста. Сказка "Теремок""...

Развитие эмоций через театральную деятельность детей дошкольного возраста.

Развитие эмоций посредством театрализованной деятельности.1 слайд. Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию опыт своей работы по развитию эмоциональной сферы ребенка через теат...

Театральная деятельность в дошкольном возрасте

театральная деятельность в дошкольном возрасте...