Роль музыкального воспитания в эмоциональном развитии дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
статья по музыке по теме

Малинина Ульяна Владимировна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_muzykalnogo_vospitaniya.odt25.04 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:


Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад № 49

Невского района Санкт-Петербурга

Доклад

Роль музыкального воспитания в эмоциональном развитии дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

подготовила

музыкальный руководитель

Малинина Ульяна Владимировна

Санкт-Петербург 2014

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на неё. Чувства придают особую окраску и выразительность всех сторон жизни ребёнка, поэтому эмоции, которые испытывает ребёнок, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении.

По мнению исследователей развитие психических функций и личности ребенка проявляется у детей в интеллектуальной, поведенческой и эмоциональной сферах. При этом эмоциональный компонент в дошкольном возрасте является ведущим (Л. И. Божович, Л.С.Выготский, С. Д. Дерябо, И. Э. Куликовская и др.).

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в практике работы с детьми дошкольного возраста не всегда уделяется достаточное внимание эмоциональному развитию ребенка в отличие от его интеллектуального развития. Сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Её необходимо развивать. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других.

Таким образом, развитие эмоций ребенка в дошкольном возрасте, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных задач воспитания. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, актуальна.

У детей с интеллектуальной недостаточностью уровень развития эмоциональной сферы снижен, осознание, и понимание ими основных эмоций происходит со значительными трудностями, преодоление имеющихся трудностей будет наиболее эффективно при использовании на коррекционно-развивающих занятиях специально подобранного музыкального репертуара.

Упоминание о целительном и коррекционно-развивающем воздействии музыки уходит корнями в древние времена. Виднейшие учёные Пифагор, Аристотель, Платон указывали на лечебное и профилактическое воздействие музыки. Они считали, что музыка устанавливает пропорциональный порядок и гармонию во Вселенной, в том числе нарушенные в человеческом теле. Было замечено, что музыка, прежде всего её основные компоненты - мелодия и ритм, изменяет настроение человека, перестраивает его внутреннее состояние.

В Средние века практика музыкальной психотерапии была связана с теорией аффектов, которая изучала воздействие различных ритмов, мелодий и гармоний на эмоциональное состояние человека. Устанавливались различные отношения между темпераментом пациента и предпочтением им того или иного характера музыки. "Меланхолики любят серьёзную, не прерывающуюся грустную гармонию. Сангвиники, благодаря лёгкой возбудимости кровяных паров, всегда привлекаются танцевальным стилем. К таким же гармоническими движениям стремятся и холерики, у которых танцы приводят к сильному воспалению желчи. Флегматиков, трогают тонкие женские голоса. [13]

В педагогике большое значение уделяется музыке, поскольку известно, что музыка обладает особыми выразительными средствами, возможностью непосредственно выражать эмоции, музыка оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние, развивает у ребенка чувство прекрасного. Под влиянием музыки ребенок способен включаться в многообразные контакты с окружающим миром, полнее раскрывать свои способности (Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева).

Целью музыкального воспитания является овладение детьми музыкальной культурой, развития музыкальности. Под музыкальностью специалисты подразумевают умения и навыки, необходимые для музыкальной деятельности. Это умение слушать музыку, слухоречевое координирование, точность интонирования, умение чувствовать характер музыки и адекватно реагировать на эмоциональные переживания, воплощённые в ней; умение различать такие средства музыкальной выразительности, как ритм, темп, динамические оттенки.

В работе с детьми дошкольного возраста с нарушением интеллекта музыкальное воспитание является частью системы коррекционно-педагогической работы, поскольку решает, как собственно музыкальные, так и коррекционно-развивающие задачи. Под влиянием музыки ребенок может полнее раскрыть свои способности, проявить возможности, активизировать свои познавательные способности ( Е. А. Екжанова, Н. М. Соколова , О. П. Гаврилушкина, Е. А. Стребелева).

Музыкальное воспитание направлено на развитие у детей с нарушением интеллекта способности эмоционально, адекватно воспринимать музыку различного характера, на формирование слухового внимания и сосредоточения, музыкального слуха, на привлечение детей к различным видам музыкальной деятельности (пению, танцам, музыкально-дидактическим и хороводным играм, игре на детских музыкальных инструментах).

По мнению исследователей, музыка должна сопровождать ребенка не только на специально организованных музыкальных занятиях, но и в повседневной жизни. В практике работы с детьми дошкольного возраста музыку необходимо использовать в различные режимные моменты: во время самостоятельной игровой и продуктивной деятельности детей, перед сном, при организации на занятиях динамических и релаксационных пауз и др. Элементы музыкально-ритмических занятий широко используют, и другие специалисты в процессе индивидуальной и подгрупповой работы, в том числе в работе по коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы ребенка с нарушением интеллекта.

Программой воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта выделены основные направления и задачи коррекционно-развивающей работы на музыкальных занятиях.

Можно выделить следующие направления:

  • -слушание музыки;
  • пение;
  • музыкально-ритмические движения и танцы;
  • игра на элементарных музыкальных инструментах;
  • театрализованная деятельность (Л Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина, А. Зарин, Н. Д. Соколова и др.).

Результаты изучения О. П. Гаврилушкиной особенностей музыкального развития детей с нарушением интеллекта показали, что музыкальное воспитание является одним из важнейших путей коррекционного воздействия на детей данной категории. Было выявлено, что особенности музыкального развития дошкольников с нарушением интеллекта проявляются как в восприятии музыки, так и в пении, в музыкально-ритмических движениях.[5]

Коррекционные возможности музыкального искусства в различных его сочетаниях по отношению к ребёнку с нарушениями проявляются, прежде всего, в том, что оно выступает источником позитивных переживаний ребёнка, рождает новые креативные потребности и способы их удовлетворения, обеспечивает формирование музыкальной культуры и осуществление коррекции отклонений в познавательной, эмоционально-волевой и личностной сферах, создаёт условия для социальной адаптации.

Так как дети с интеллектуальными проблемами затрудняются в адекватном словесном обозначении переживаемой ситуации, на первый план выходит эмоциональное общение, язык чувств.

Музыка, как самый эмоциональный из всех видов искусств, близка впечатлительной натуре ребёнка, и в этом заключается сила её воспитательного воздействия. Под влиянием музыки развивается художественное восприятие ребёнка, богаче становятся переживания. Нет детей абсолютно равнодушными к музыке, следовательно, она поможет любому ребёнку разобраться в своих и чужих переживаниях, сравнивая некоторые музыкальные впечатления с основными эмоциональными представлениями, оценивающими личностные качества человека.

Дошкольный период - это период накопления музыкальных впечатлений, интенсивного музыкального восприятия, развития эмоциональной сферы и творческого воображения. Ребёнок должен осознать, что между мыслями, чувствами и поведением существует связь и что эмоциональные проблемы вызываются не только ситуациями, но и их неверным восприятием. Накоплению музыкальных впечатлений помогает, прежде всего, слушание музыки, благодаря чему создаётся музыкально - эмоциональная среда для развития чувств, а также и коррекции нарушенной эмоционально-волевой сферы. [3]

Музыка является мощнейшим средством воспитательного воздействия. Под влиянием музыки развивается эстетическое восприятие ребёнка, богаче становятся его переживания, его эмоциональное восприятие действительности. Музыка должна сопровождать ребенка не только на специально организованных музыкальных занятиях, но и в повседневной жизни. В работе с детьми музыку необходимо включать в различные режимные моменты: во время самостоятельной игровой и продуктивной деятельности детей, перед сном, при организации на занятиях динамических и релаксационных пауз и др. Необходимо использовать элементы музыкально-ритмических занятий в процессе индивидуальной и подгрупповой работы специалистами с целью развития эмоционально-волевой сферы ребенка с нарушением интеллекта.

В работе с детьми с нарушениями интеллекта музыка может быть использована как эффективное средство в развитии эмоциональной сферы ребёнка. Для целенаправленной, системной работы необходимо определиться, что брать за основу, на какие эмоции опираться. Существует несколько классификаций эмоций. Одной из них, наиболее удобной для практических целей, является классификация Т.А.Данилиной, В.Я. Зедгенидзе и Н.М. Стёпиной, которая основана на фундаментальных эмоциях: радость, страх, гнев, грусть. Остальные эмоции, согласно этой теории, являются производными.

На занятии по развитию и изучению эмоции радости важно использовать классические произведения, как: И.Штраус «Сказки Венского леса», П.И.Чайковский из увертюры «Щелкунчик» - «Марш», «Трепак-русский танец». Также можно взять знакомые мелодии из мультфильмов: «Песенка Красной Шапочки», «Песенка Винни-Пуха», «Весёлый ветер» И.Дунаевского.

На занятии по развитию и изучению эмоции страха важно использовать классические произведения, как: Клод Дебюсси «Разговор ветра с морем», П.И.Чайковский из увертюры «Щелкунчик» - «Битва». Также можно взять знакомые мелодии из мультфильмов: «Пиф-паф ой-ой- ой».

На занятии по развитию и изучению эмоции гнева, злости важно использовать классические произведения, как: М.П.Мусоргский «Баба-яга», Д. Кабалевский «Злюка», «Плакса», «Ревушка», С.Слонимский «Марш Бармалея». Знакомые мелодии из мультфильмов: «Песня пирата», «Песня кота Матвея».

На занятии по развитию и изучению эмоции грусти, печали важно использовать классические произведения, как: К. Брейбург- В.Леви «Волны покоя» из цикла «Млечный сад», Ф.Миллер «Этюд», П.И.Чайковский «Болезнь куклы», С.Слонимский «Пасмурный вечер», С.Прокофьев «Вечер». Знакомые мелодии из мультфильмов: «У пони длинная чёлка», «Песня Тортиллы».

       Работа по развитию эмоциональной сферы ребёнка с использованием музыки должна проводиться в системе и комплексно всеми специалистами. Первые занятия должны быть ознакомительными, затем на каждом занятии можно знакомить и развивать определённую эмоцию, создавая каждому ребёнку возможность непосредственно выражать эмоции, проявлять свои способности, активизировать свои двигательные и познавательные умения.

Основными методами и приёмами работы, которые должен использовать специалист в работе с детьми являются

  • наглядно-слуховой (исполнение педагогом песен, игра на музыкальном инструменте, использование грамзаписи);
  • зрительно-двигательный (показ игрушек и ярких картинок, раскрывающих содержание песен; показ взрослым действий, отражающий характер музыки; показ танцевальных движений);
  • совместные действия ребёнка со взрослым;
  • подражание действиям взрослого;
  • жестовая инструкция.

При использовании игр с музыкальным сопровождением на коррекционно-развивающих занятиях необходимо соблюдать ряд условий:

  • регулярность проведения игр;
  • доступность музыкального материала детьми (по форме и содержанию);
  • выразительность предлагаемых музыкальных произведений (яркость и жанровая определённость);
  • повторяемость предлагаемого материала на всех видах занятий.

При использовании музыки и игр с музыкальным сопровождением в коррекционно-развивающей работе необходимо включать и работать комплексно по развитию музыкально-ритмических движений, пантомимике, театрально-игровой деятельности. При использовании музыки на коррекционно-развивающих занятиях и в процессе проведения режимных моментов с детьми необходимо учитывать, что музыка является мощным терапевтическим средством, позволяющим улучшить эмоциональное состояние ребёнка, снизить негативные проявления в эмоциональной и поведенческой сферах.

Благодаря музыке ребята - «оживают», начинают выражать себя, как индивидуальность формирующейся личности. Хотя этот процесс длительный, и требует не один год. Сама музыка благотворно влияет на всех детей, но в зависимости от настроения. Музыка - одних успокаивает, кто возбуждён и расторможен, других заставляет «пробудиться» от пассивности и безразличия. Этим можно сказать, что музыка действует на всю структуру личности ребёнка и имеет свои результаты.

Успешность коррекционной работы по музыкальному воспитанию зависит от тщательного планирования этой деятельности на основе предварительного комплексного диагностического обследования детей. Музыкальное воспитание может быть направлено как на развитие и коррекцию эмоциональную сферы, так и познавательных психических функций детей. Музыка, используемая на занятиях для исполнения или слушания, подбирается с ориентировкой на определённый возраст. Однако дети играют и поют не только произведения, созданные специально для них: музыкальный репертуар, доступный детям, гораздо шире. Ознакомление детей с музыкой, сочинённой не специально для их возраста, значительно обогащает кругозор, оказывает положительное воздействие на развитие интеллекта, позволяет постепенно расширять представление о музыкальной культуре. Для занятия с детьми предпочтительнее отбирать произведения, отличающиеся простотой образного музыкального языка, определённостью музыкальной идеи, четкостью музыкальной формы, широким использованием изобразительных, танцевальных, звукоподражательных элементов.

Необходимо выделить главные моменты:

обучение должно строиться на основе потенциальных возможностей ребёнка и его сохранных способностей, чем раньше мы начинаем использовать в своей работе специальные музыкальные занятия с целью коррекции эмоционально-волевой сферы, тем быстрее преодолеваем психопатоподобные расстройства ребёнка с нарушением интеллекта.

Список использованной литературы

  1. Бочкарёв Л.Л. Психология музыкальной деятельности. М.: ИП РАН,1997.
  2. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ. - М.: Айрис-пресс, 2004.
  3. Катаева А.А., Стебелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учебник для студентов педагогических вузов. - М.; Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998.
  4. Евтушенко И.В., Специфические условия формирования музыкальной культуры умственно отсталых детей / И.В. Евтушенко // Социально-гуманитарные знания. - 2007. №1.
  5. Программа воспитания и обучения умственно отсталых детей дошкольного возраста / Под ред. О.П.Гаврилушкиной, М. Просвещение, 1991. )
  6. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство. - СПб.: Речь, 2003.
  7. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. - М.: АРКТИ, 2000.
  8. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е.А. Медведева, Л.Н. Комиссарова, Г.Р. Шашкина, О.Л. Сергеева; Под ред. Е.А. Медведевой.-М.: Издательский центр"Академия", 2002.
  9. Петрушин В.И., Музыкальная психотерапия: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999.
  10. Программа воспитания и обучения умственно отсталых детей дошкольного возраста / Под ред. О.П.Гаврилушкиной, М. Просвещение, 1991.
  11. Семенина Е. Музыка: воспитание души //Дошкольное воспитание. - 2007.-№1.
  12. Элькин В.М. Целительная магия музыки. Гармония цвета и звука в терапии болезней. - СПб.: «Респекс», 2000.
  13. Готсдинер А.Г. Музыкальная психология. М.,1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изобразительная деятельность как средство психического развития дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

Взгляды ученых на необходимость занятий изобразительной деятельностью дошкольников с ЗПР....

"Двигательное развитие детей дошкольного возраста. Роль музыкального воспитания в двигательном развитии дошкольников."

Двигательное развитие детей дошкольного возраста. Роль музыкального воспитания в двигательном развитии дошкольников....

" Роль музыкального воспитания в речевом развитии дошкольников" ( консультация для родителей)

Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию интересный материал, который можно разместить в родительском уголке....

Проект "Сенсомоторное развитие дошкольников с интеллектуальной недостаточностью - взаимодействие педагогов и родителей".

Педагогический проект "Сенсомоторное развитие дошкольников с интеллектуальной недостаточностью - взаимодействие педагогов и родителей"  - представляет собой опыт работы в группе "Особый ребёнок"....

Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников с интеллектуальной недостаточностью...

Презентация "Роль сенсорного воспитания в развитии дошкольников с интеллектуальной недостаточностью"

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешностью ум...