Влияние сказки на разностороннее развитие и нравственно-эстетическое воспитание дошкольников через все возможные виды театрализации.
статья по музыке (младшая группа) по теме

Скориченко Ольга Михайловна

Влияние чтения сказок детям на их полноценное личностное развитие. Формирование самостоятельности детей в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 16_marta_mama_-2.docx27.22 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Влияние сказки на разностороннее развитие и нравственно-эстетическое воспитание дошкольников через  все возможные виды театрализации.

         Сказка является воспитательным воздействием на развитие дошкольников. Этот жанр доступен детям с раннего возраста, он понятен и близок по содержанию. Первые уроки воспитания, уроки общения со сказкой неоценимы в саморазвитие.

Первые познания всегда имеют огромное значение. В них сила первоначального открытия. Быть может, ребёнок ещё недостаточно сделал, чтобы осмыслить первопричины открывающихся ему в книге премудростей жизни, но он способен многое почувствовать и пережить сердцем. Именно детство – самый активный период накопления опыта предыдущих поколений, опыта, отражённого мудростью таланта народа. Уроки общения со сказкой в детстве неоценимы. Любая книга – источник саморазвития.

Книга приходит к ребёнку вместе со сказкой. Сказка – первая ступенька восхождения на гору знаний. Как говорил Корней Чуковский, сказка есть самая здоровая пища – не лакомство, а насущный и очень питательный хлеб. Сила необыкновенного влияния сказки в особом мире иллюзии, поражающем воображение детей, потрясающем и увлекающем их сверхъестественными и всё же реально существующими превращениями. Именно сказка первой воспитывает дивную способность волноваться чьим-то горем, радоваться чьей-то победе, переживать за кого-то, как за себя, то есть воспитывает доброту и человечность. Ребят увлекает в сказке обязательная победа добра над злом.

Театрализованные занятия в дошкольном образовательном учреждении всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Это – конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. «В процессе этого сопереживания, - как отмечал психолог и педагог, академик Б. М. Теплов, - создаются определённые отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые». Таким образом, театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии, то есть способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место», - утверждал Б. М. Теплов. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребёнка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

Сказка – наиболее древний жанр литературного творчества; художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера, в котором сюжет, порождённый действительностью, окрашен элементами фантастического вымысла. Существуют фольклорные литературные сказки, издавна бытовавшие как распространённый жанр устного народного творчества, а также литературные сказки, созданные писателями в качестве самобытного литературного произведения. Также сказкам мы обязаны за детские переживания, за огромный букет эмоций. Являясь психическим отражением жизненного смысла явлений и ситуаций, эмоции проявляются в форме непосредственного «сиюминутного» пристрастного переживания, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. В науке известны возникающие при эмоциях выразительные движения и физиологические сдвиги в организме (изменения в работе сердца, дыхания, пищеварения, желёз внутренней секреции и т. д.), влияние эмоций на познавательные процессы (на восприятие, внимание, память, мышление и др.). В эмоциях человека своеобразно выражается отношение к условиям и задачам его деятельности, ко всему тому, что он познаёт и делает, что происходит вокруг.

Сказка - первый жанр развернутого литературного повествования, доступный детям с раннего возраста. На протяжении дошкольного детства сказка выступает одним из основных источников познания и освоения окружающего мира. Нравственный опыт, накопленный и отшлифованный человечеством на протяжении тысячелетий, ребенку необходимо усвоить всего за несколько лет. И сказка играет в этом исключительную роль. Ее содержание определяется представлениями о нравственных идеалах, о добре и зле, воплощенных в образах положительных и отрицательных героев. В конечном счете, добро в сказке торжествует, положительные герои одерживают верх над силами зла и несправедливости. Это создает для ребенка эмоционально положительный жизненный фон, формирует оптимистичное восприятие мира. Сказки с их чудесами и волшебными превращениями наиболее созвучны мироощущению ребенка. Они передают нравственные понятия не в виде сухого издания, а в яркой, увлекательной, ясной по смыслу и забавной форме. В то же время они знакомят ребенка со сложной и противоречивой жизнью, раскрывают существенные явления и закономерности действительности. Обогащая социальный опыт ребенка, сказки воспитывают эстетическое отношение к природе, к человеку, к труду и творчеству.
Воспитательное воздействие сказки определяется тем, что она прежде всего воздействует на чувства ребенка, эмоционально окрашивая назидательное содержание. Слушая сказку, ребенок в воображении идентифицирует себя с положительными героями, живет их благородными чувствами, соучаствует в их подвигах. Родителей должно насторожить, если сопереживание ребенка связано с отрицательными персонажами: обычно это свидетельствует о каком-то психическом неблагополучии.
Жизнь современного ребенка насыщена сложными играми и видеофильмами, и сказке в ней остается все меньше места. Тем более, что многие родители, считая сказки наивными и примитивными, стараются сосредоточить внимание ребенка на более полезных, с их точки зрения, занятиях. Не следует, однако, забывать, что формирование социальной и нравственной зрелости - одна из важнейших задач воспитания. И поэтому нельзя недооценивать сказку, являющуюся не только средством развлечения, но и воспитательным инструментом.

Сказки помогают решить ряд задач в воспитании дошкольников. Направлений бесконечное множество. Это может быть и географическое путешествие, и возвращение в историческое прошлое, воспитание внимания, чувства справедливости, патриотизма, чувства нравственных и эстетических качеств. Одна из главных задач взрослого – это не только познакомить ребёнка с текстом, но и вынести урок из прочитанного. Не зря существует поговорка: «Сказка ложь, да в ней намёк; добрым молодцам урок». Взрослый помогает ребёнку понять этот намёк, проанализировать прочитанное. Сказка учит детей распознавать добро и зло, сравнивать поступки героев. Конкретный сюжет ставит ребёнка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая малышу возможность выбора собственной позиции, учит сопереживать. Развести в стороны хорошие и плохие поступки, явления – значит сделать ещё один шаг в формировании доброты, пусть пока даже на уровне представлений.  Трудно отрицать роль сказок в воспитании правильной устной речи. Тексты расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной, логической речи. Помогают понять переносное значение фразеологизмов и пословиц. Сказки расширяют кругозор малыша, его представление о народных традициях и обрядах. Сказка помогает развивать в ребёнке мышление, воображение. Учит отличать фантазию от реальной жизни. Воображение очень полезно и важно для дошкольника: оно делает его жизнь индивидуально-творческой, неповторимой, нестандартной. Неоценимую важность влияния сказки подтверждают высказывания великих писателей:

Сотни лет накапливался этот аромат в незаметных и неведомых душах человеческих. В русских душах, незаметно цветших и неведомо отцветавших на равнинах нашей родины. Сотни и тысячи лет этому отстою национального духовного опыта, укрытого и развёрнутого в русских народных сказках». И. Ильин.    

 «Подлинную историю трудового народа нельзя знать, не зная устного народного творчества». «Сказка открывала передо мною просвет в другую жизнь, где существовала и, мечтая о лучшей жизни, действовала какая-то свободная, бесстрашная сила». М. Горький.

 «Слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» А. С. Пушкин.

 «У сказки есть счастливая возможность перелетать через пропасти, охватывать бесконечные пространства, сталкивать различные времена, сочетать самые крупные вещи с вещами самыми маленькими, преодолевать непреодолимые препятствия. Если сказка потеряет свой великий оптимизм, она сразу лишится всего: и мудрости, и чувства справедливости, и дара воображения и предвидения». С. Я. Маршак

 «…Русские сказки – без сомнения заслуживают большего внимания: они – память давно минувшего, они – хранилище русской народности». Н. А. Некрасов

СКАЗКИ: 

Время появления основных сюжетов неустановимо. В масштабах человеческой культуры - очень давно. Передаются от старшего поколения младшему в виде «пакета» с основными зафиксированными сюжетами. Могут служить матрицами и практически наверняка служат источниками информации при образовании основных форм поведения и жизненных сценариев. Большинство основных сюжетов имеют несколько (обычно много) вариантов, из которых в данной местности или стране принят только один. Соответственно каждый конкретный ребенок узнает, как правило, один вариант сюжета. Работают преимущественно на бессознательном уровне. В жизни конкретного человека степень проявленности, а также выбор между заранее подготовленными действиями («сценарными ходами») зависит от конкретных событий, и, таким образом, - а возможно, иногда и напрямую - от работы сознания.  Являются, возможно, самой устойчивой формой передачи информации в культуре. Подавляющая часть их ровесников - мифов, законов, даже моральных принципов и технических приспособлений - сегодня в первоначальном виде живут в лучшем случае в специально изучающих их науках, но не в живой культуре. Из такого сравнения можно вывести следующую метафору: так же как родители, сами того не подозревая, начиняют детей своими генами и таким образом программируют построение их тел, они позже начиняют тех же детей сказками, передавая таким образом - опять-таки, совершенно не намеренно - способы поведения, ценности, убеждения и в конечном итоге жизненные сценарии.

Многие психологи и педагоги отмечают, с каким упорством дети требуют повторения сказки с теми же деталями и подробностями, без изменения малейших мелочей, даже интонации при рассказывании. Дети в отношении сказок довольно долго остаются консервативными. Ребенку хочется, чтобы сказка рассказывалась теми же словами, что и в первый раз, ему приятно эти слова узнавать, усваивать в первоначальной последовательности, испытывать, как и при первой встрече с ними, те же чувства и в том же порядке. По мнению Б. Беттельхайма, это стереотипное поведение дает ребенку уверенность, что и на этот раз все кончится хорошо. В сказках противоборствуют лишь чрезвычайно сильные и очень слабые, невероятно храбрые и невыносимо трусливые герои, великаны и карлики. В восприятии и оценках литературных произведений детьми также преобладают полярности, "белые" и "черные" тона. Вот почему "детям нужны сказки", ведь в лучших своих образцах они, по словам В. А. Жуковского, нравственно чисты и не оставляют после себя "дурного, ненравственного впечатления". Благодаря сказкам у ребенка вырабатывается способность сопереживать, сострадать и сорадоваться, без которой человек не человек. Ибо цель сказочников — "воспитывать в ребенке человечность — эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радости другого, переживать чужую судьбу как свою".

Язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна "В некотором царстве, в некотором государстве..." или "В те далекие времена, когда животные умели разговаривать...", и ребенок уже покидает реальный мир и уносится в мир своих фантазий, стимулируемых сказкой. Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем.
           Стиль сказки также понятен ребенку. Ребенок еще не умеет мыслить логически, и сказка никогда не утруждает ребенка какими-то логическими рассуждениями. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Сказка предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается, незаметно для себя усваивая жизненно-важную информацию.
           Сказка ставит и помогает решить моральные проблемы.
В педагогике для определения речевой деятельности, имеющей ярко выраженную эстетическую направленность, принят термин «художественно-речевая деятельность детей». По своему содержанию это деятельность, связанная с восприятием литературных произведений и их исполнением, включающая развитие начальных форм словесного творчества (придумывание рассказов и сказок, загадок, рифмованных строк), а также образности и выразительности речи.  Воспитатель формирует у детей умение воспринимать литературное произведение. Слушая рассказ (стихотворение и др.), ребенок должен не только усвоить его содержание, но и пережить те чувства, настроения, которые хотел передать автор. Важно также учить детей сопоставлять прочитанное (услышанное) с фактами жизни. Часть программных произведений дети должны выучить наизусть (стихотворения, малые фольклорные жанры), часть – уметь передавать близко к тексту (пересказывать). Кроме того, ребенок овладевает способами исполнения ролей в инсценировке, в игре-драматизации по литературным сюжетам. Одна из важных задач — формировать самостоятельность детей в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности, развивать их творческие способности. Театрализованной деятельностью начинаем заниматься с детьми с ясельного возраста. Сюда входят потешки и их обыгрывание, а также обучение воспитателем маленьких детей пальчиковым играм. Для чего нужен пальчиковый кукольный театр? Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Чем выше двигательная активность маленького ребенка, тем лучше развита его речь. Такая же связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствуют формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Необходимо побуждать у малышей интерес к произведениям художественной литературы, развивать умение вслушиваться в звуки, чувство ритма и эмоциональную выразительность голоса.

Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Игры для детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки.

Огромное значение в детских образовательных учреждениях нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра. Они повышают общую культуру ребенка, развивают речь, пластику, творческую самостоятельность: игровую, песенную, танцевальную импровизацию, расширяют и активизируют словарь детей. Чтобы передать образ, детьми широко используется мимика, жесты, позы, пластика тела.

Разучивание текста, распределение ролей, тесное сотрудничество взрослого и ребенка с каждой возрастной группой индивидуально. В ясельной и первой младшей группе обыгрывание потешек и пальчиковый театр, минимум движений, изображающих персонажа. Со второй младшей группой формируем простейшие образно-выразительные умения (например, имитируем характерные движения сказочных животных); начинаем широко использовать мимику, жесты, пантомимику. В средней группе обучаем элементам выразительности, заучиванию небольших ролей, учим правильно использовать интонацию, закрепляем приемы дыхания. В старшей и подготовительной группах развиваем творческую самостоятельность передачи образа всеми ранее использованными видами деятельности.

Занятие театрализованной деятельностью невозможно без искреннего интереса и увлеченности как со стороны взрослых, так и со стороны детей. Все дети талантливы. Задача педагога раскрыть талант каждого ребенка, дать ему поверить в себя, почувствовать свою успешность. Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Входя в образ, ребенок играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение. Занятия театрализованной деятельностью формируют у детей эстетический вкус, развивают коммуникативные качества. Перенеся сказку на «подмостки», дети испытывают гамму человеческих чувств и настроений: доброты, милосердия, восхищения, жалости, иронии, сострадания и любви.

В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый "банк жизненных ситуаций", поэтому очень важно, чтобы осознание "сказочных уроков" начиналось с раннего возраста, с ответа на вопрос: "Чему нас учит сказка?". В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии: через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные вопросы взрослого побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщать. Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие воспитательные задачи, касающиеся формирования выразительной речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий.

Любовь к театру становится не только ярким воспоминанием детства, но и ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире. Коллективная театрализованная деятельность целостно воздействует на личность ребенка: раскрепощает его, вовлекает в действие, заставляя быть самостоятельным, развивает все ведущие психические процессы, создает условия для социализации, помогает в адаптационный период, корректирует коммуникативные отклонения, укрепляет чувство значимости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Воспитание нравственно-эстетических привычек старших дошкольников через театрализованную деятельность".

Тема: Воспитание нравственно-эстетических привычек старших дошкольников через театрализованную деятельность.Задачи:  1.Формирование у детей эстетического вкуса.2.Учить интонацией передавать...

Консультация для родителей «Влияние развития речи на умственное воспитание дошкольников»

Приобщая ребенка к совместному труду по дому, на огороде, в саду, вы разговариваете с ним: «Здесь мы посадим огурчики…», «На этом кустике вызреет малина». Общаясь, вы помогаете, чтобы слова «обрели пл...

"Формирование нравственно-эстетических качеств детей через знакомство с видом декоративно-прикладного искусства "вытынанка" (из опыта работы).

«Истоки творческих способностей и дарования детей -    на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли…Другими словами: чем ...

Роль сказки в разностороннем развитии старших дошкольников

Роль сказки в разностороннем развитии старших дошкольников Воспитание дошкольников средствами сказки – это сложный педагогический процесс, но, тем не менее, в...

Опыт работы на тему: «Роль сказки в речевом развитии и нравственно духовном воспитании дошкольников»

В своей работе,я делюсь опытом по  теме " Роль сказки в речевом развитии и нравственно духовном воспитании дошкольников". Рассказываю,что сделали родители,какую помощь оказали,чем...