"Особенности слушания музыки детей старшего дошкольного возраста"
методическая разработка по музыке (подготовительная группа) на тему

Фролова Татьяна Юрьевна

Статья рекомендована  педагогам  ДОУ и родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_slushaniya_muzyki2.docx20.12 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ  ПЕДАГОГОВ  ДОУ.

ОСОБЕННОСТИ  СЛУШАНИЯ  МУЗЫКИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

     В старшем дошкольном возрасте продолжается и углубляется работа по слушанию музыки. Оно выступает как раздел занятия, методический прием работы или как самостоятельное занятие. Восприятие детей этого возраста становится более осознанным, управляемым. Чувства, вызываемые музыкой, носят более дифференцированный характер. Развивается произвольная память, внимание.Дети  замечают сходство музыкальных произведений одного жанра, сопоставляют знакомые произведения по их образному содержанию, характеру звучания. Появляется заинтересованность музыкальным произведением, устойчивость переживаний и чувств. Значительные сдвиги наблюдаются в мышлении детей: происходит переход от наглядно – действенного к наглядно – образному мышлению. Внимание детей уже более устойчиво, поэтому они могут слушать довольно сложные произведения.

     Речь детей достаточно развита, они способны высказывать свои суждения о музыке, пользоваться различными терминами, определениями. Глубже и богаче становятся их эстетические переживания – дети живо и эмоционально реагируют на исполнение произведений педагогом, на звучание музыки в записи.

     В процессе слушания музыки старшими дошкольниками педагог сремится:

  1. Приучать детей с вниманием слушать музыку, все свои эмоции выражать после слушания;
  2. Воспитывать интерес к вокальной и инструментальной музыке;
  3. Прививать интерес к слушанию народной, классической и современной музыки в исполнении солистов, хора, интсрументальных ансамблей разных составов, оркестра;
  4. Приучать запоминать произведения по вступлению и заключению, по мелодии, отдельным фразам, частям;
  5. Развивать умение различать характер музыки, средства музыкальной выразительности, высказывать суждения о них; различать двух- и трехчастную форму, песенный, танцевальный, маршевый жанры;
  6. Развивать умение сравнивать произведения по сходству и контрасту;
  7. Вызывать желание неоднократно слушать любимые произведения.

   Произведения, презназначенные для слушания детям старшего дошкольного возраста, отражают разнообразную гамму чувств, настроений, многочисленные, но доступные детскому восприиятию события и явления окружающей действительности.

     Вокальная музыка по-прежнему занимает основное место. Инструментальная становится более разнообразной по образному содержанию, сочетанию средств музыкальной выразительности.

     В основе развития музыкального восприятия лежит выразительное исполнение произведений педагогом или слушание музыки при помощи технических средств обучения, а также умелое использование слова, игрушек, картинок, предметов прикладного искусства. Словесные методы становятся более развернутыми,способствующими углубленному восприятию музыкальных произведений.

     Широко используется жизненный опыт детей, новые произведения ассоциируются с уже знакомыми. В процессе анализа музыкальных произведений требования к детям постепенно повышаются. Во время беседы  о прослушанной музыке педагог побуждает дошкольников к самомтоятельным высказываниям. Беседы, в которых дети усваивают, уточняют и углубляют необходимые сведения о музыке, проводятся с использованием сравнений, сопоставлений музыкальных произведений, с постепенным введением новых понятий. Педагог побуждает детей связывать характер музыки с содержанием образа, выраженным в ней настроением, добивается более развернутых высказываний, оценочных суждений о прослушанном. Иногда перед слушанием музыкального произведения необходимо сочинить кототкий, образный рассказ.

     Активному  участию детей в анализе музыкального произведения способствуют вопросы педагога об их характере, средствах музыкальной выразительности, форме, содержании. Вопросы должны быть четко сформулированы, заинтересованность детей, побуждать к оценочным суждениям и их  аргументации.

     Для того, чтобы углубить впечатления детей, педагог следит за эмоциональной окрашенностью своей речи. Если говорить о музыке тусклым,  будничным языком, то проводимая работа не достигнет цели. Перед исполнением произведения очень хорошо заинтересовать детей поэтическим словом – фрагментом стихотворения или текста песни.

     К словесным приемам также относятся пояснения и уточнения. Например, перед слушанием пьесы «Клоуны» Д. Кабалевского педагог поясняет ее название. Говорит о том, что клоуны – это артисты цирка. На следующем занятии педагог вспоминает с детьми. Какую новую музыку они слушали ранее, и уточняет ее содержание словами: «Вот как весело и задорно прыгают и кувыркаются  клоуны! А кто такие клоуны?» Педагог  обращает внимание детей на характер музыки, а дети высказывают свои впечатления об услышанном и называют пьесу. Все пояснения, уточнения, дополнения ддолжны быть тесно связаны с непосредственным восприятием самой музыки.

     Помимо исполнения всего музыкального произведения, можно проиграть наиболее характерные отрывки из него, но ни в коем случае не на первом занятии. Это делается тогда, когда произведение уже знакомо детям.

     Наблюдение – весьма важный прием воспитательной работы, используемый педагогом при слушании музыки. Раскрывая содержание музыки, педагог по-прежнему опирается на имеющийся у детей запас жизненных представлений. Иногда специально организует наблюдения над теми или иными явлениями. Так, перед тем, как дать послушать  пьесу «Рыбка», желательно понаблюдать за движениями рыбок в аквариуме в уголке природы.

     Процесс знакомства детей старшего дошкольного возраста с музыкальными произведениями, как и в младшей группе, включает три этапа. Педагог  не предлагает сразу полный разбор произведения, а последовательно подводит детей к усвоению музыкального материала. На каждом последующем занятии дети усваивают новые сведения и уточняют полученные ранее. Так дети постепенно приучаются анализировать музыкальные произведения, чувствовать их разнохарактерность, выделять средства музыкальной выразительности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему: «Использование ИКТ в непосредственной образовательной деятельности по музыке детей старшего дошкольного возраста»

Статья является изложением опыта работы с дошкольниками старшего возраста. В отчёте упоминаются методические разработки авторского материала музыкально-дидактических игр по развитию певческих навыков ...

Статья "Интегративная функция использования элементов песочного искусства на этапе слушания музыки в старшем дошкольном возрасте"

Использование элементов песочного искусства на этапе слушания музыки на музыкальных занятиях в старшем дошкольном возрасте...

Анализ раздела «Слушание музыки» детей старшего дошкольного возраста в комплексных и парциальных программах

Доминирующее место в программе «Музыкальные шедевры» занимает методика развития у детей музыкального восприятия во взаимосвязи с формированием творческих навыков выражения своих впечатлени...

Конспект интегрированной ООД по слушанию музыки для старшего дошкольного возраста «Ах, вы, сени»

Интегрированное занятие по слушанию музыки для старшего дошкольного возраста «Ах, вы, сени»...