« Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством обучения элементарному музицированию »
методическая разработка по музыке на тему

Кленовая Елена Владимировна

 

       Методическая разработка

 

« Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством обучения элементарному музицированию »

 

 

 

 

 

                                                         Кленовой Елены

                                                          Владимировны,

                                                          музыкального руководителя

                                                          МБДОУ- детский сад                

                                                          комбинорованного вида   

                                                         № 11  «Земляничка»

                                                          г.Клинцы

                                                          Брянской области.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodichka_klenovoy.doc215.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

       Методическая разработка

« Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством обучения элементарному музицированию »

                                 Кленовой Елены

                                                          Владимировны,

                                                          музыкального руководителя

                                                          МБДОУ- детский сад                

                                                          комбинорованного вида    

                                                         № 11  «Земляничка»

                                                          г.Клинцы

                                                          Брянской области.

                                                         

                             

СОДЕРЖАНИЕ.

Введение. _____________________________________________________ стр. 3

ГЛАВА 1.

Теоретический анализ современной педагогической литературы по обучению детей  элементарному музицированию. _________________ стр. 5

ГЛАВА 2.

Содержание работы по развитию творческих способностей старших дошкольников посредством обучения элементарному

музицированию. _______________________________________________ стр. 8

ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ.

Первый год обучения. _________________________________________ стр. 13

Второй год обучения. __________________________________________ стр. 18

Заключение. __________________________________________________ стр. 22

Библиография. _______________________________________________ стр. 24

Приложение № 1. _____________________________________________ стр. 25

Приложение № 2. _____________________________________________ стр. 26

Приложение № 3. _____________________________________________ стр. 40

Приложение № 4.______________________________________________ стр. 41

Приложение № 5.______________________________________________ стр. 42

Приложение № 6.______________________________________________ стр. 51

Приложение № 7.______________________________________________ стр. 52

Приложение № 8.______________________________________________ стр. 53

Конспекты занятий. ___________________________________________ стр. 54

Введение.

                     

                                                                « Влияние музыки на детей благодатно,

                                                                   и чем раньше они начнут испытывать

                                                                   его на себе, тем лучше для них ».

                                                                                                            В.Г.Белинский.

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, является одной из актуальных педагогических проблем, что предполагает ее широкое и всестороннее осмысление, а так же диктует необходимость детального изучения вопроса о возможности реализации основных концептуальных положений на уровне содержания и организации воспитательного процесса. На современном этапе развития общества все более ощутимым становится противоречие между быстрым техническим прогрессом и недостаточным развитием гуманитарной сферы. Кризис духовности, приводящий ко многим негативным последствиям коренится в недостатках системы образования. Все ускоряющееся развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация ведут к активному развитию рационально-логического мышления в ущерб развитию мышления эмоционально- образного. Поэтому творческое начало становится все более ценным качеством, позволяющим человеку проявить свою индивидуальность.

 Традиционное общественное мнение считает наукоемкие предметы наиболее важными, первостепенными дисциплинами, необходимыми детям. При этом музыка, рисование, хореография – то есть дисциплины эстетического цикла, способствующие развитию эмоционально-образного мышления, - остаются на втором плане. Данные предметы рассматриваются как развлекательные, дополняющие основной цикл.

Сегодня, когда общество начинает осознавать важность гуманитарной сферы, современное отечественное образование находится на переломном этапе, меняется его парадигма. Наряду с приоритетом знаний провозглашается личностный подход к детям, эмоционально-творческое отношение к  миру.

Базовая культура человека, фундамент всех видов мышления закладываются в дошкольном возрасте. Именно тогда формируются основы эстетического воспитания, т. к. в этот период мозг и весь организм человека наиболее восприимчивы к новому. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста стимулирует раннее творческое развитие, направленное на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, творчески самостоятельно действовать, приобщать тем самым к различным видам музыкальной деятельности.

С развитием общей музыкальности у ребят появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение. Переживания детей приобретают своеобразную эстетическую окрашенность.

Музыка непосредственно воздействует на чувства ребенка, формирует его моральный облик, а также влияет на общую культуру поведения. Чередование различных заданий, видов деятельности ( пение, слушание музыки, игры на инструменте, движения под музыку) требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, проявления волевых усилий.

Способности ребенка развиваются в процессе активной музыкальной деятельности, обладают специфическими возможностями воздействовать на ребенка в целом.

Есть и другая сторона этой деятельности. Музыкальное воспитание и обучение не только духовно воздействует на детей, но и укрепляет их физические силы. Музыка создает жизнерадостное настроение, повышает тонус мышц, активизирует деятельность всего организма. Все это протекает на фоне эмоциональных переживаний, когда ребенка охватывает ощущение радости, душевного подъема, восхищения и изумления. Музыка как бы управляет его настроением. Появляется стремление к самостоятельным действиям, радостное предчувствие того, что и он может создать что-то хорошее и нужное, как-то по-особому выразить свои чувства. Музыкальное развитие идет по возрастающей линии. Это переход от непроизвольных откликов на музыку к эстетическому отношению к ней, от импульсивных стремлений петь, двигаясь под музыку к выразительному исполнению; от смутных приятных ощущений восприятия музыкальных звуков к эмоциональному и сознательному слушанию произведений. Общество стремится сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе и музыкальное наследие. На основе переживания, осознания красоты музыкального произведения ребенок приближается к эстетическому восприятию. Он развивается через познание культурного наследия и должен воспитываться так, чтобы быть способным его приумножать.

Одним из наиболее важных средств восприятия музыки и развития слуха является собственное музицирование детей. Актуальность этой темы подчеркивает программа модернизации педагогического образования до 2010 года, предусматривающая переосмысление содержания музыкального воспитания. Современное понимание проблемы музыкального обучения детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе принципа деятельности и творческой игры.

Обучение через творчество – не элитарный изыск, а всеобщая образовательная необходимость, в нем заложены возможности, которые мы обязаны развивать. Именно этот вид деятельности принципиально важен, так как делает весь процесс приобщения ребенка к музыке осознанным. Проблема заключается лишь в том, что в России практически не учат любительскому музицированию. Отдав ребенка в 4-5 лет в музыкальную школу, мы обрекаем его на многие годы систематического тяжелого труда, а если у ребенка нет яркого таланта, этот труд почти непосилен.

Наблюдая за детьми на занятиях, во время проведения творческих игр, я заметила, что они интересуются шумовыми инструментами, с помощью барабана, погремушек, выполняют несложные ритмы. Но что меня особенно потрясло – это желание детей играть на фортепиано. Дети сами строили из кубиков пианино, ставили книжку, которая выполняла роль нот, и играли.

Я подумала, как помочь детям превратить игру в реальность, отчетливо понимая, что любое музицирование предполагает хотя бы минимальное овладение элементами музыки. Тем более что не каждый родитель может позволить своему ребенку посещать музыкальную школу. Статистические данные нашего города говорят о том, что только 7% детей поступают учиться в музыкальную школу после окончания детского сада и в основном это дети, родители которых хотят чтобы их ребенок играл на каком-либо инструменте. А сколько детей действительно музыкально-одаренных не могут обучаться в музыкальной школе.  Анализируя знания и умения детей за последние годы,  выявился недостаточный уровень  знаний музыкальных понятий, терминов, импровизационных способностей, поэтому я решила, помимо музицирования более углубленно обучать детей элементам музыкального языка. Проблемы музыкального воспитания детей показали необходимость работы в данном направлении.  Поиски выхода из этой ситуации шли в разных направлениях. С одной стороны я решила изучить опыт педагогов и их программы, а с другой стороны решила создать свою систему работы, которая была бы специально адаптирована к условиям детского сада и возрасту детей.

Поставив перед собой цель – привить навыки творческого музицирования, я определила задачи, которые помогли бы мне в осуществлении этой цели:

  1. Выявить и обосновать условия, способствующие развитию творческих способностей старших дошкольников.

  1. Выявить основное направление развития творческих способностей старших дошкольников в процессе занятия музицированием.

  1. Разработать модель развития  творческих способностей путем музицирования.

  1. Развить импровизационное мышление, метроритмическое чувство и социально-коммуникативные качества.

ГЛАВА 1.

Теоретический анализ современной педагогической литературы по обучению детей элементарному музицированию.

Тема «Музицирования» разрабатывалась и совершенствовалась на протяжении многих лет. В те времена, когда не было телевизоров, магнитофонов и радио, домашнее музицирование было одним из главных развлечений. Поэтому элементарные основы музыкальных знаний имели практически все дети из богатых образованных семей. После революции музыкальное образование стало общедоступным. Инициатором обучения игре на музыкальных инструментах уже в 20-е годы стал известный музыкальный деятель и педагог Н. А. Метлов. Ему принадлежит идея организации детского оркестра. Первыми инструментами для детей в 30-е годы были ксилофон и металлофон. При обучении детей игре на этих инструментах пользовались цифровой системой записи нот. В союзе с мастерами и умельцами В.Рахматуллиным, В. Бодровым и др. Н. А. Метлов в 1941-1942гг. создал металлофон с точной и устойчивой настройкой, чистым и приятным звучанием.

На современных ксилофонах и металлофонах изображаются названия звуков и их расположение на нотном стане. В своей книге « Музыка – детям» Н. А. Метлов дает подробные методические рекомендации по использованию, настройке, последовательности обучения детей игре на музыкальных инструментах, описание приемов игры на каждом из них,  приводит примеры готовых инструментовок для детского оркестра. В последствии разработкой этих вопросов методики занималась Н.А.Ветлугина.

В своей книге « Музыкальный букварь» Н.А.Ветлугина ставит конкретную цель, направленную главным образом на развитие музыкального слуха и подготовку детей к обучению по нотам. Задача музыкального букваря – ввести ребенка в мир музыки, воспитывать эмоциональное и осознанное отношение к ней. Приобщение к музыке происходит успешнее, если у детей развивать способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные образы. Постепенно накапливаемый запас любимых произведений закладывает первоначальные основы музыкального вкуса.

«Музыкальный букварь» отличается широким музыкально – эстетическим подходом, структура его соответствует задаче последовательного развития детей.

Очень актуальна книга Н. Г. Кононовой « Обучение дошкольников игре на музыкальных инструментах», в которой она рассказывает о своей работе, об организации и проведении музыкальных занятий, на которых малыши не только поют и танцуют, но и занимаются с различными музыкальными инструментами, получают первые навыки игры на них. В этой книге представлен материал, который может творчески использовать каждый музыкальный руководитель, учитывая возможности и способности своих воспитанников.

В учебном пособии А. Артоболевской « Первая встреча с музыкой», говорится об этапах обучения игре на фортепиано, знакомстве детей с клавиатурой, гимнастикой и постановкой рук, и все это из ее собственного опыта.

О. П. Радынова в « Музыкальном пособии для дошкольников» предлагает методику обучения детей игре на музыкальных инструментах тремя способами:

1. Обучение игре по цифрам наклеенным около каждой пластины металлофона, и записи мелодии в цифровом обозначении (до-1, ре-2, ми-3 и т. д.).

2. Цветовая система – удобна для быстрого овладения детьми игрой на инструменте. Определенное цветовое обозначение закрепляется за каждым звуком ( ля - красным цветом, соль – зеленым и т. д.)

3. Игра по слуху – наиболее развивающий и эффективный способ обучения. Этот способ требует постоянного развития слуха, серьезной слуховой подготовки. Он побуждает детей прислушиваться к звукам мелодии, сравнивать их, различать по высоте.

Система музыкального воспитания, созданного немецким композитором Карлом Орфом построена на элементарном музицировании, где ведущую роль занимает ритм и музыкально-ритмическое воспитание. Упражнения основаны на метрической структуре слова, речи, мелодико-интонационном произнесении, характере звучания. Во главе воздействия на ребёнка в этой системе находится музыкально-театрализованная игра, в которой гармонично объединены пение, речь, жест, танец  игра на музыкальных инструментах. Речевые упражнения, мелодекламация, различные творческие задания способствуют как развитию  чувства ритма, так и творческому началу в деятельности детей.

На основе принципов музыкальной педагогики Карла Орфа создана программа «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т. Э. Тютюнниковой, которая успешно прошла апробацию во многих садах и учебно-воспитательных комплексах г. Москвы. Эта программа сочетается с достижениями отечественной детской музыкальной педагогики. Монография Т. Э. Тютюнниковой является первым в России исследованием, посвященным проблемам начального музыкального обучения на основе творческой игровой деятельности учащихся. В ней автор, анализируя большое количество новейших зарубежных источников и опыт известных педагогов, интегрирует существующий мировой опыт в области музыкально-творческого обучения, делая его достоянием широкой педагогической практики. Подход автора отличается системностью изучения структуры и механизмов музыкально-творческого обучения, его принципов и приемов. Проблема рассмотрена со многих позиций - философской, культурологической, психологической, социальной, методической.

Главное и самое важное на занятиях “Орфикой” - это атмосфера, которая создается особым качеством общения равных партнеров - детей и педагога. Это общение с полным правом можно назвать игровым. Возможность быть принятым окружающими без всяких условий позволяет ребенку проявлять свою индивидуальность. “В этой игровой форме не все участники должны делать то же, что остальные, но каждый…со своим личным опытом участвует в игре”. Своеобразная ритуализация (повторяющаяся структура занятия) помогает детям быстро ориентироваться в новом материале, быть уверенными, создавать образы, творить, помогать другим участникам и радоваться их успехам и удачным находкам. Здесь в них верят, любят и поддерживают. При включении элементов системы творческого развития Карла Орфа в музыкальную  деятельность, отмечается положительная динамика у всех детей: наблюдается повышение активности, креативности, уровня саморегуляции, развитие эмоционально-личностной сферы, расширение коммуникативных навыков. Орфовская система музыкального воспитания полностью построена на развитии творческих способностей, навыков ребенка («Учимся, делая и творя»).

Л.Н. Алексеева является автором программно - методического пособия «Игровое сольфеджио для детей 4-5 лет», которое очень доступно и постепенно вводит детей в метроритм, стимулирует детский интерес и желание заниматься, развивает чувство ритма. Данная методика основана на игровых заданиях, включает в себя использование детского фольклора, классической и современной музыки, которая близка детям по восприятию.

Основными видами деятельности на занятиях элементарным музицированием являются активные формы: пение, игра на детских музыкальных инструментах, речевые упражнения и движение («пластический жест»). Программа органично вписывается  в раздел по музыкальному воспитанию в детском саду, который предполагает обучение игре на музыкальных инструментах. Занятия по данной программе развивают чувство ритма, прививают навык ансамблевого музицирования, способствуют развитию любви и интереса к музицированию, создают предпосылки к формированию творческого мышления детей.

Музыкально-ритмические движение являются синтетическим видом деятельности. Они развивают и чувство ритма, и музыкальный слух, и двигательные способности, а также психические процессы,  лежащие в их основе. Такой программой является «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной. В основу  программы вошли идеи швейцарского музыканта и педагога Эмиля Жака Далькроза и его последователей. Данная программа «…является музыкально-ритмическим психотренингом для детей и педагогов, развивающим внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, направленных также на развитие музыкальности и эмоциональности, творческого воображения, фантазии, способности к импровизации в движении под музыку, что требует свободного и осознанного владения телом» (А. И. Буренина).

Во многих современных программах по воспитанию дошкольников одной из главных задач ставится развитие музыкальных способностей во всех видах музыкальной деятельности.

Так программа « Гармония», созданная К. В. Тарасовой и Т. В. Нестеренко, нацеливает на развитие музыкально – сенсорных и интеллектуальных способностей.

В программе «Ладушки», разработанной музыкальными руководителями                И. М. Каплуновой и И. А. Новоскольцевой, представлен план работы по музыкальному воспитанию детей 3-7 лет. Он подразумевает всестороннее музыкальное воспитание и образование без углубления в какой либо раздел. Основной задачей является введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой. Как считают авторы, это главная задача для детей всех возрастных групп, поскольку она не дает ребенку чувствовать себя не компетентным в том или ином виде деятельности. Одним из главных принципов в работе с детьми является создание непринужденной обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно, раскрепощено.

Программа « Детство» ориентирует педагога на вовлечение ребенка в процесс общения с музыкой на основе различных видов музыкальной деятельности: восприятия, творчества, исполнительства. Важная задача программы – побудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включиться в творческую деятельность.

Таким образом, анализ исследований педагогов по проблеме развития творческого музицирования позволяет сделать вывод о важности работы с дошкольниками в данном направлении  и наметить содержание и методику взаимодействия с детьми           (приложение № 1), а так же определить задачи необходимые решать с помощью музицирования.

Задачи развития творческих способностей старших дошкольников посредством  обучения элементарному музицированию:

 1. Выявить особенности и возможности музыкальной  деятельности в формировании творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста;
               2. Определить сущность и структуру специальных компонентов творческих способностей к музицированию, их природу и соотношение с общими компонентами творческих способностей, проявляющимися в любом виде творческой деятельности;
               3. Разработать содержание, формы и методы, способствующие наибольшей эффективности формирования творческих способностей, и апробировать их в ходе практической деятельности;
              4. Определить педагогические условия успешного формирования творческих способностей у старших дошкольников посредством элементарного музицирования:

  •  создание условий, предоставление шанса каждому ребенку для поиска и выявления   индивидуальных для него способов общения с музыкой;
  •   творческое развитие его природной музыкальности;
  •   высвобождение первичной креативности, создание условий для спонтанных    творческих проявлений;

ГЛАВА 2.

Содержание работы по развитию творческих способностей старших дошкольников посредством обучения элементарному музицированию.

Задача музыкального руководителя – приобщать детей к тому, чтобы они прониклись эмоциональным содержанием музыки. Они поют, слушают музыку, играют на детских музыкальных инструментах.

Для многих детей игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только для индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.

Изучив множество программ и пособий я решила, разработать свою систему работы с детьми дошкольного возраста 5-6 лет, с учетом возможностей и условий нашего дошкольного учреждения.

Разрабатывая систему мероприятий, основной ориентир был направлен на детей, увлеченных этим занятием. Особенно ярко проявляли себя музыкальные дети – те, которые имели явную склонность к музыке, и кроме того являлись хорошими организаторами. Владея каким-либо музыкальным опытом, умея исполнять то, что хотят, ребята чувствовали непринужденно. Их самостоятельные действия становились активными и изобретательными, они чувствовали, что способны порадовать окружающих.

Продумывая неоднократно план своего занятия, я понимала, что оно должно быть эмоционально разнообразным и основываться на непроизвольном проявлении детей, так как оно более плодотворно, активно способствует легкому усвоению материала. Конкретное планирование, распределение материала зависит от конечной цели занятий, концентрирующих на общей музыкальной подготовке или нацеливание на создание концентрирующего оркестра. Очень многое, в том числе и скорость продвижения зависит не только от детей, но и от возможностей и настойчивости педагога. Принцип « от простого к сложному» должен сохраняться на всех этапах  и во всех видах работы. На нем основаны и порядок ведения инструментов, и связь обучения игре на них с другими аспектами музыкальной подготовки.

Выбор репертуара для оркестра детских музыкальных инструментов основывается, прежде всего, на детских песнях и танцах, произведениях композиторов- классиков и современных авторов для детей, народных песнях и плясках. Критериями при отборе, в первую очередь, служат художественные достоинства материала, его яркость и разнообразие, но в тоже время и доступность его для понимания детей, а так же соответствие исполнительским возможностям маленьких оркестрантов.         

Со многими музыкальными инструментами детей знакомят на музыкальных занятиях с учетом возрастных особенностей дошкольников, а с другими же инструментами, которые используются в оркестре, ансамбли ложкарей, отдельных небольших ансамблях, во время индивидуальных занятий. Обучение на них  осуществляется так же в свободное от занятий время. В процессе обучения детей ирге на музыкальных инструментах используют попевки. Они помогают развить у детей мелодический слух, чувство ритма, голос, способность сравнивать и различать звуки по высоте и тембру. Такая работа вызывает у детей интерес к занятиям, расширяет их музыкальные впечатления, способствует творческой активности.

 Как удержать внимание детей на протяжении 25 - 30 минут, занимаясь при этом серьезными учебными проблемами? Главным помощником является здесь быстрый темп занятия, не оставляющий места однообразию и скуке. 8 -10 заданий на текущем занятии – нормальный рабочий темп, удобный для детей. Заниматься многим понемногу  - один из важных принципов организации занятия. Из своей работы я выявила, что задание не должно длиться более 2-3 мин., максимум 5. Поддерживанию интереса детей способствует общий игровой характер занятия. Детям нужно чаще говорить : « Мы сейчас будем играть и придумаем что-нибудь интересное». Это не только снимает все психологические зажимы, но и настраивает детей на нужную волну. Веселые тексты для речевых упражнений, забавные песенки – вот мои неизменные помощники. Когда детей речетативно спрашивать: « Куда же в самой деле задевались мои ноты?», дети, подражая взрослому,  отвечают так же речитативом.

Таким образом были определены требования к занятиям музицированием :

 

  • Систематичность – два специальных занятия в неделю;
  • Небольшое количество детей на занятии – максимум 10 человек;
  • Достаточность оснащения учебного процесса.

Приобщение к музыке наиболее естественно происходит в активных формах совместного музицирования ( игра на детских музыкальных инструментах, пения и движения), которое должно составлять фундамент для музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Следует подчеркнуть ярко выраженный игровой характер деятельности. На начальном этапе, поставив перед собой цель – привить навыки творческого музицирования, я выделила главные на тот момент  задачи:

  • Помочь детям в эстетической игре войти в мир музыки;
  • Ощутить и пережить ее чувственно;
  • Создать предпосылки к формированию творческого мышления;
  • Способствовать практическому усвоению музыкальных знаний.

Кроме главных задач я поставила сопутствующие задачи:

  • Воспитывать потребности в музицировании;
  • Знакомить  с отдельными произведениями классической музыки на практике (соучастие в исполнении);
  • Развивать навыки общения и соучастия, контактности, доброжелательности, взаимоуважения;
  • Формировать качества, способствующие самоутверждению личности, самостоятельности и свободы мышления, индивидуальности восприятия.

Осуществить поставленные задачи оказалось возможным на основе комплексного развития музыкальности у детей ( навыков элементарного музицирования, эффективного развития метроритмического чувства, тембрового, интонационно-речевого и ладового слуха).Чтобы успешно реализовывались воспитательно – образовательные задачи в области музыкального развития детей необходимо тщательное планирование. Без планирования очень затрудняется работа. Начиная работу по музицированию я разработала перспективное планирование на 2 года, а так же продумала конкретный план работы с родителями и воспитателями и распланировала его по месяцам (приложение № 2, 3).

Создала свою структуру занятий по музицированию:

  • Знакомство с инструментами и оркестром.
  • Элементарная музыкальная грамота.
  • Подготовительные упражнения.
  • Игра в оркестре.
  • Творческие задания.

Элементарное музицирование в моей работе представлено как взаимосвязь по трем направлениям: учебное, творческое, концертное. И именно по этим трем направлениям (на основе Орфовской теории) я создала пути развития музицирования с учетом своих возможностей и условий (приложение № 4).

Работа по этой системе предполагает качественно иные подходы к обучению детей. Главной задачей является не просто учить и направлять учебный процесс, а жить на занятиях вместе с детьми, помогать им, радоваться их успехам.

С первых же минут передо мной стояла задача найти правильную эмоциональную волну в общении с детьми. Это должно быть легкое непринужденное общение доставляющее взаимное удовольствие детям и взрослым. Дети на моих занятиях не испытывают дискомфорта и страха. Они естественны, раскованны и искренне увлечены всем происходящим. На занятии нет места скуке и однообразию, зато всегда желанные гости – фантазия и выдумка.

Я пришла к выводу, что маленькие дети должны учиться легко, и как педагог понимаю, что всегда лучше только заглянуть в новое, слегка к нему прикоснуться, поднять вверх на пол кирпичика, чем вызвать неуверенность детей чрезмерно трудным заданием, потерять их внимание и интерес.

             При этом нужно помнить о качестве. Любое упражнение, задание, должно выполняться, имитироваться детьми точно, а не приблизительно. Нельзя объяснять неудачи детей их не музыкальностью,  а скорее ошибками педагога в выборе сложности задания для конкретной группы. Необходимо приспосабливать методику к детям, а не детей к методике. С этой психологической ступеньки начинается путь в страну детского творчества, рождается атмосфера сотрудничества, когда педагог вместе с детьми, для них, а не над ними. Интерес и радость познания необходимы чтобы дети были счастливы. Развитию познавательного интереса способствует такая организация обучения, при которой ребенок действует активно, решает вопросы проблемного и творческого характера. Только при активном отношении к обучению у детей побуждается интерес к искусству. Огромную роль в организации этих задач наличие различных инструментов и их использование в процессе работы с учетом возможностей детей и их возрастом.

Музицирование – это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ребенку музыкальных инструментах. Хочу еще раз подчеркнуть мысль о взаимопроникновении всех видов музыкальной деятельности в процесс музицирования.

Так музицирование тесным образом связано со слушанием музыки, вокально-хоровым исполнением, импровизацией.

Вот как в процессе музицирования проявляются действия детей. Прежде всего я знакомлю их с различными инструментами, называю их, исполняю какую-либо мелодию, обращаю внимание на тембровую окраску каждого инструмента (звенящую у металлофона, нежную у треугольника, звучную у аккордеона).

            Объясняю расположение высоких и низких звуков, показываю приемы игры. Эти требования не сложны, однако действия ребенка должны быть направлены на правильное и точное их выполнение.

            Дети прислушиваются к воспроизводимым звукам, контролируя себя слухом, зрением, движением рук, стараются не допускать ошибки. Действия играющего могут быть воспроизводящими и творческими. В первом случае мелодический строй, ритм, песенка и т. д. воспроизводятся точно. Во втором – по слуху : начинают с разных звуков (транспонируют), импровизируют собственные мелодии. На занятии я объясняю детям, что когда звучит музыка, шуметь и разговаривать нельзя, она любит тишину и внимание. Творческое музицирование я считаю самым важным. Музицирование дает возможность и шанс каждому ребенку выразить себя: придумать интонацию, изменить придуманное, сыграть, показать его в различных движениях, украсить жестом и т.д.

             Концертное музицирование – исполнение музыки детским ансамблем совместно с педагогом является одной из самых любимых форм музицирования. Оно доставляет им большую радость и эстетическое удовольствие. Для этого вида музицирования я выбираю детскую классическую музыку, которую специально аранжирую. Мало художественная музыка не вызовет у детей ярких впечатлений и чувств.

 

Аранжировка классической музыки должна отвечать следующим требованиям :

  • Подчеркивать красоту музыки.
  • Соответствовать по сложности возрастным возможностям детей.
  • Основываться на базовых партитурах и их усложненных вариантах.

ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ.

Первый год обучения.

Главная задача года, которую я ставила перед собой, дать детям представления о коллективных формах музицирования и активном их участии в этом процессе (донотный период). Вся работа этого периода имеет форму устного музицирования. Разучивание и исполнение исполняемых моделей, происходит на слух. Детьми используются в основном шумовые инструменты. Важнейшее внимание я уделяю метроритмическому воспитанию.

            Средства, используемые в работе с детьми – музыка, речь, движение. Изучение музыкальной грамоты в донотный период происходит различными методами        (приложение № 4), наиболее эффективно в том случае, если опирается на музыкально-слуховые представления, приобретенные ранее в процессе слушания музыки, пения, ритмических игр. Наглядные средства, приемы развития творческой инициативы способствуют успешному применению метода ладовой сольмизации. Очень часто на занятиях использую картины, иллюстрации, простейшие ритмические упражнения, применяю ритмические слоги( обозначающие различные длительности). Прохлопывая ритмический рисунок, ребенок одновременно произносит вслух ритмические слоги, с помощью которых прочнее закрепляются соотношения различных длительностей. Таким образом, в развитии чувства ритма участвует все наше тело, в том числе и мышечно- голосовой аппарат.

  Вырабатывая у детей чувство ритма я зачитываю стихотворение :

Слушай, слушай, различай

Звук короткий и протяжный,

Чувство ритма развивай,

Это очень, очень важно!

Все для нас вокруг привычно

Каждый звук для нас не нов,

Но послушай, как ритмично

Ходит маятник часов:

Тик-так! Тик-так! Тик-так!

Вот суворовцы шагают

По широкой мостовой.

Маршировке помогает

Барабанный четкий бой:

Раз-два! Раз-два! Раз-два!

               Использую в своей работе музыкально- дидактическую игру: « Ритмическое лото».

Цель игры – развивать чувство ритма у детей старшего дошкольного возраста.

В первый год я знакомлю детей с такими понятиями: акцент, сильная и слабая доля, темп, размеры, длинные и короткие звуки, длительности, мажор, минор, название и расположение нот. Для знакомства с нотами и их расположением на нотном стане готовлю специальные учебные картины и карты-схемы. Очень важно чтобы дети знали расположение нот и их название. Для этого применяю специальные упражнения.

В октябре:                                                             Дождик (весной):

Ля,соль,фа,фа,ми,ми,ре.                                      Ля,ля,ля,ля,соль,соль,ля.

Плачет осень в октябре.                                      Льется дождик на поля.

Сыплет листья во дворе.                                     Дождик, дождик, лей сильней,

Ля,соль,фа,ми,ре.                                                 Станет травка зеленей.

Зима:                                                                       Пляшут зайцы:

Ля,си,до,до,си,си,ля.                                             Соль,фа,ми,ре,до,до,ре.

Снег ложится на поля.                                          Пляшут зайцы на горе.

На деревья и дома.                                                 Под горою пляшет ёж.

Это к нам пришла зима.                                        У него кафтан хорош.

С помощью таких упражнений дети быстро запоминают названия нот.

Чтобы занятие было эффективным и дети с интересом воспринимали трудный материал, я преподношу его в виде игры: рассказываю сказку о лесной музыке. Сказка знакомит детей с расположением нот и закрепляю их названия. Каждая нота –это птичка, которая живет в своем гнездышке(домике). Рассматривая картину « Лесные птички», дети зрительно воспринимают расположение нот и твердо запоминают их название.

На занятиях использую стихи о нотах, выучиваем стихи написанные Н.Я.Френкелем, а затем сами называем нотки и придумываем вместе с детьми четверостишья. Например, рассказывая о ноте ДО, я говорю:

Есть у каждой ноты дом,

Где живешь ты, нотка ДО.

Здесь на маленькой скамейке,

На добавочной линейке.

Сразу же показываю, какое место нота ДО занимает на нотном стане, проигрываю ее на муз.инструменте, прошу детей пропеть этот звук. Показываю им, на какой пластинке металлофона и на фортепиано находится нота ДО.

Дети проигрывают маленькую песенку на этой ноте. Таким же образом усваиваются и другие ноты. Затем задания усложняются. Проигрывая маленькие фразы какой либо песенки дети слушают, отхлопывают ритм. Обращаю внимание что данная песня начинается с такой ноты. Например: песенка « Ходит зайка по саду» - с ноты соль. Все дети вначале пропевают песенку с названием нот, показываю рукой долгие и короткие звуки. Вызываю желающего выполнить это задание самостоятельно. Затем один ребенок выкладывает на фланелеграфе нотами эту песенку, учитывая долгие и короткие звуки, а другой играет ее на металлофоне, а все остальные поют песенку глядя на фланелеграф или нотный стан.

Для изучения нот я изготовила нотный стан, который устанавливаю перед детьми, с выложенной на нем песенкой. Использую нотные таблицы, яркие картинки для фланелеграфа – все это помогает мне в довольно сложной работе (см. приложение № 5). Часто использую на занятиях придуманные мною музыкально – дидактические игры.

Например:  игра « Птички на проводе».

Цель игры: дать понятие о звуковысотном  расположении нот.

Ход игры: Три воробья сидели  на проводе и грелись на солнышке (прикрепить на фланелеграф птиц). Наконец, им надоело сидеть и они стали прыгать провода на провод и петь свои песенки. Первый воробей перелетел на провод повыше, у него получилась вот такая песенка (выкладываю ноты на нотном стане). Второй воробей перелетел со второго на четвертый и обратно на первый, получилась вот такая песенка (выкладываю ноты на нотном стане). Третий воробей перелетел на третий провод, а затем вернулся на четвертый и у него получилась самая красивая песенка (см. приложение № 5).

Любимой музыкально – дидактической игрой стала « Узнай песню по ритму».

Вначале я выкладываю на фланелеграфе или нотном стане песню нотными знаками (из музыкального букваря Н.А.Ветлугиной), а дети отгадывают, что это песня. Такая игра помогает активизировать внимание всех детей, даже самых робких и не смелых.

Выкладываю задание и смотрю на детей, как они сосредоточено пытаются отгадать название песни. Потом игра перерастает в самостоятельное творчество, появляются ее новые варианты. Один ребенок проигрывает на металлофоне свой ритмический рисунок, а другой выкладывает его нотными знаками, пингвинчиками, божьими коровками и т.д. на фланелеграфе, а остальные дети следят за правильностью выполнения задания. Такая игра интересна детям. Каждый старается придумать различные варианты ритмических попевок, а к ним сочинить интересную историю или сказку. Позже эта игра широко используется детьми в самостоятельной музыкальной деятельности.

Отличным упражнением для развития музыкального слуха и чистоты интонирования является музыкально – дидактическая игра « Домик кузнечика». Играю звуки тонического трезвучия вверх или вниз, дети повторяют за мной на слог «ля». Вначале это упражнение давалось с трудом. Тогда на фланелеграфе я выложила ноты ДО, МИ, СОЛЬ, и рассказала что нота ДО – это домик кузнечика, и он прыгает с цветка на цветок. Позже я предложила сыграть на фортепиано последовательно ДО,МИ,СОЛЬ и спеть. Такая игра понравилась детям (см.приложение). в дальнейшем упражнение « Небо синее» дети играли на металлофоне, а сыграв, сказали мне, что получилась очень грустная песенка. Я была удовлетворена тем. Что дети заметили разницу между мажорным (веселым трезвучием) и минорным (грустным). Так мы перешли к обучению мажора и минора в музыке.

             Очень заинтересовала детей сказка, которую я придумала сама. Эта сказка про бегемотика, который жил в зоопарке и любил, когда соловей пел ему песенки. Но однажды соловей улетел, и бегемотик очень расстроился, что не мог услышать его пение. Когда же кенгуру принес конверт и распечатал его, там были написаны ноты той песенки бегемота. После этого ему пришлось выучить и научиться различать все ноты. Эта музыкальная сказка помогает запоминанию нот, с каждой ноткой связано определенное животное. На последующих занятиях мы пробовали драматизировать эту сказку. Я убедилась, что дети запомнили этот материал лучше, т.к. он был игровой.

Эффективную помощь в работе над нотной грамотой, в развитии интереса к изучению музыкальных терминов и понятий оказали мне игры: « Нотный дом », « Ну-ка, отгадай», « Мастерская нот», « Кто первый назовет?», « Живые нотки». Яркость этих игр привлекает внимание детей, они несут в себе общую цель - за счет разнообразного дидактического материала поддерживать интерес к музицированию.

Так у нас появился  поезд, где в вагончики мы вставляли все выученные ноты и знаки. Дети с удовольствием наклеивали свои фотографии в вагончики и рисовали, ярко оформляя наш поезд.

              Использование на занятиях физ. минуток определяется практической необходимостью дать детям кратковременный отдых. Содержание физ. минуток я не планирую в плане, но продумываю их тщательно, у меня имеется несколько комплексов.       (например: « Раз, два - выше голова и т. д.», « Руки к носу- это так и т.д.»)

              Иногда я включаю магнитофон, и дети в зависимости от характера мелодии выполняют танцевальные движения( ветра, листья, и т.д.) душевное состояние отраженное в музыке – это способность решать очень многое. На своих занятиях я пользуюсь приемом исполнения музыки движением, жестом. Это помогает ребятам ощутить протяженность фразы, почувствовать в пульсации характер того или иного произведения, показать особенности развития, развертывания музыки, а так же проявить себя в творческом поиске. Я обращаю внимание, насколько выразительны жесты ребят, отвечают ли они характеру музыки. Движение, пластика, жест очень помогают при игре на инструменте.

   

 Обучение музицированию неразрывно связано со слушанием музыки. Умение слышать музыку и размышлять о ней, я воспитываю в ребятах во всех видах деятельности. Во время игры на инструменте требуется наибольшее внимание, сосредоточенность и напряжение, когда они выступают в роли соучастников. Поэтому на протяжении всего занятия я побуждаю детей чувствовать и осознавать характер музыки, выражать его в своей деятельности, только тогда приобретенные навыки и умения пойдут на пользу музыкальному развитию ребенка.  

Для поддержания у детей интереса к этой работе были организованы вечера развлечений, в которых принимали участие родители: « Ежик и бабочки» (театр игрушек),    «Загадки Королевы Гармонии», «Звуки, звуки, слышим вас, не уйдете вы от нас».

 В течение года велась работа  с родителями по вопросу «Подготовка детей  к обучению на фортепиано, аккордеоне, скрипке» на родительских собраниях, индивидуальных беседах. Вниманию родителей предлагались выставки педагогической литературы по теме « Обучение детей  игре на музыкальном инструменте», неоднократное анкетирование, был организован « Вечер вопросов и ответов».

В мае месяце была проведена диагностика. Я убедилась, что в результате такой системы работы уровень музыкального развития детей значительно повысился. Обучение музыкальной грамоте подготовило их к  осмысленному восприятию музыкального произведения.

Второй год обучения.

Цель второго года – приобщать детей к музыке через музицирование, содействуя их творчеству.

Обучение второго года знакомит детей с записью высоты и длительности звуков. Я даю детям графическое представление от общего направления мелодического движения

( вверх- вниз). Знакомлю с понятием гамма, тоника, трезвучие, октава, канон, продолжаю работу по обучению у детей чувства ритма, используя для этого более сложную музыку. Добиваюсь умения отличать ритмический пульс и сильную долю в музыке различного темпа и характера. Продолжаю развивать интонационный слух в речевых упражнениях, учу петь не сложные попевки со словами и названием нот. В музыкальных тетрадях дети прописывают ноты, а так же учатся писать паузы, длительности, ключи. Это способствует еще лучшему запоминанию.

Кроме выше сказанного второй год обучения – это профессиональное обучение детей игре на фортепиано. Это серьезная, трудоемкая работа. Начиная работу, я, прежде всего, стараюсь не отпугнуть детей чем-то слишком серьезным или скучным, особенно на этом этапе мне помогают сказки, а так же музыкальные игрушки. Переходя к профессиональному обучению, следует в первую очередь стараться как можно легче и понятнее преподносить ребенку необходимые знания, но вместе с тем работать над воспитанием воли к труду, а целью труда, его стимулом должно быть стремление ребенка ощутить результаты своей работы.

По результатам диагностики я наметила план работы на второй год, с учетом возраста детей и их знаний. Уже в начале года было определено, что построенные занятия должны быть нетрадиционными, игровыми, с использованием разных видов деятельности.

       Это поможет сделать занятия динамичными, интересными, поможет предупредить утомление детей. Каждое занятие должно дополнять другое и включать в себя несколько задач:  

  • Обучающую задачу ознакомительного характера.
  • Развивающую задачу
  • Практическую задачу.

Вся работа построена на наглядном материале, т.к. при обучении дошкольников в силу их наглядно-действенного мышления наглядность необходима.

С развитием мышления ребенка меняется характер наглядных средств( модели, схемы, графика).

Игра на металлофоне способствует развитию у детей мелодического слуха, ритма и музыкальной памяти. Первоначальное обучение проводится на занятии, а затем во время индивидуальной работы с детьми. Большое значение уделяется правильной посадке детей во время игры. Обеспечивается свобода корпуса и рук. Показ сопровождается объяснением. В ходе игры на инструменте дети самостоятельно изображали большой и маленький колокольчик, прыжки воробушка и удары дятла. После того, как дети почувствовали, что звуки металлофона могут быть низкими и высокими, громкими и тихими, долгими и короткими и выражать различные образы, мы начинаем игру несложных песенок на одном звуке из музыкального букваря Ветлугиной. Сначала знакомим детей с попевкой, показывая увеличенную иллюстрацию, затем поем всей группой и индивидуально. С самого начала учим точно воспроизводить ритм. Для этого предлагаем прохлопать ритмический рисунок попевки используя различные ударные инструменты. Дети передают ритм на, бубне, кубиках, музыкальных молоточках. При этом учим согласовывать свои движения с движениями товарищей, чтобы не обгоняли и не опережали, и не отставали.

Практическое обучение детей игре на фортепиано.

Начиная обучение игре на фортепиано, я знакомлю детей с клавишами, придумывая при этом короткие игры, беседы. Например:« Клавиши друзья».Множество звуков таится в удивительном инструменте фортепиано и оживает при нажатии клавиш: сколько клавиш, столько разных голосов, из которых можно сложить любую мелодию. Чтобы клавиши у тебя стройно звучали, сначала нужно подружиться с ними, запомнить их голоса и имена. Вправо ( ребенок обычно знает где у него правая и левая рука) эти голоса звучат все тоньше, выше; а влево_ все ниже. Эти ноты вам всем хорошо знакомы  (повторяем до, ре, ми, и т.д.), на каждой восьмой белой клавише они снова повторяются. Чтобы лучше запомнить эти имена, дети проговаривают стишки « до, ре, ми, фа, соль, ля, си – едет зайка на такси», и  сверху вниз: « до, си, ля, соль, фа, ми, ре – ест морковное пюре».

Клавиши отличаются друг от друга расположением и цветом : между белыми есть черные, которые чередуются две – три, и снова две – три. Объясняю, что такое « диез», и « бемоль». Закрепляю обучение этих сложных музыкальных терминов с помощью музыкально – дидактической игры « Музыкальный поезд».

              Сделать клавиатуру более близкой и понятной, может помочь известная детская песенка « Чижик». Я говорю ребятам: «Послушайте, если мы сыграем МИ, а потом ДО, то получится, будто вы назвали ЧИ-ЖИК». Вызываю ребенка и предлагаю ему сыграть самому: МИ-ДО. Можно так  «позвать чижика» по всему инструменту. Найти и посчитать сколько раз – предлагаю детям (ищет и отвечает: 7 раз), тогда я объясняю, что первого чижика можно позвать слева. Там его зовет низкий голос – БАС. Второго чижика – голос потоньше. Предлагаю подумать - чьи это голоса. Самый верхний голос справа звучит как голос маленькой птички. И все таки всюду можно узнать чижика( дети придумывают сами, что вверху чижика зовут птицы, внизу – медведи, львы, тигры). Здесь я снова повторяю о высотном расположении звуков, ребенок должен точно усвоить, что вправо – выше, а влево – ниже.

            Предлагаю вспомнить, где находится нота ФА (слева от трех черных клавиш). За ФА следует СОЛЬ. Предлагаю послушать: ФА-СОЛЬ, ФА- СОЛЬка. Вызываю ребенка и прошу поискать все фасольки на фортепиано( ребенок ищет и считает). Подобные задания помогают детям охватить все пятьдесят две белых и тридцать шесть черных клавиш, они должны стать хорошо знакомыми ребенку.

Далее следует показать, что от ДО до следующей ДО будет семь белых клавиш( играю). Вот это расстояние :от одной клавиши ДО до другой, называется октавой. Так появляется понятие о октаве.

После того, как заканчивается знакомство с клавиатурой, я занимаюсь, как говорят, постановкой рук. Педагог должен научиться делать это незаметно, ненавязчиво, в большей степени при помощи своих рук.

              Сказав ребенку, что его руки должны быть свободными, гибкими. До первого

прикосновения к клавишам я занимаюсь с детьми несколько минут гимнастикой.                                                           Вот примерно так, проходит эта гимнастика:

1 упражнение:  Встать прямо, опустить руки свободно вниз, слегка нагибаясь при этом вперед. Ребенок начинает покачивать руками на встречу друг другу, то скрещивая. То разводя руки в стороны. Одновременно с этим наклон увеличивается, а затем постепенно выпрямляясь, возвращается в исходное положение. Это упражнение называется « шалтай – болтай».

2 упражнение:  Маятник – раскачивать вначале одной, потом другой рукой взад, вперед.

3 упражнение: Развести руки в стороны, а потом дать рукам свободно упасть вперед.

Начинающим я предлагаю делать эти упражнения ежедневно перед занятием. Эти упражнения я провожу прямо у инструмента. « Лепку» рук я начинаю с первой минуты занятий у инструмента и считаю, что педагог не может без этого обойтись. Никакими словами нельзя передать ребенку желаемое и необходимое состояние рук, чем собственной рукой. Я беру кисть ребенка, добившись чтобы она была свободной, и затем кручу руку у запястья, как колобок из теста. Раскручивать колобок надо несколько минут, после этого кисть у детей становится гибкой. Дети, привыкая к этому упражнению, с удовольствием им занимаются. Еще одно необходимое упражнение, чтобы рука приобрела форму купала. Я кладу освободившуюся кисть ребенка на резиновый мячик, чтобы рука, полежав на мячике, приняла форму свода, стала обтекаемой, как купол.

Так постепенно я перехожу к серии занятий над пальцами. В этот период перед педагогом стоит самая ответственная, самая трудная и решающая задача : создать руки ребенка. С первого прикосновения к клавишам необходимо сделать их гибкими, свободными, естественными.

 В своей работе я стараюсь как можно скорее предоставить возможность самим исполнять простенькие пьески, несущие в себе привлекательный для их восприятия музыкальный образ. Для этого несколько занятий отвожу периоду, когда ребенок играет доступные мелодии одним третьим пальцем. На этом этапе обращаю внимание детей не только на то какие ноты он берет, но и как они звучат под его руками. Освоенными с помощью гимнастики приемами и особым вниманием к рукам  мы начинаем основной этап -  игра несложных музыкальных произведений:  «Василек», «Два кота», «Колыбельная», и т. д.

 Немаловажное значение отводится работе с родителями в этот момент. Анкетирование показало, что все дети проявляют интерес к музицированию, охотно делятся с родителями своими успехами. Многим родителям необходима была моя консультация по этому вопросу, многие подумали о том, чтобы продолжить обучение в музыкальной школе.

Я глубоко убеждена, что второй год является решающим для всей дальнейшей судьбы ребенка. Это как бы посадка первого семени, из которого в последствии вырастет огромное дерево.    

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

« Таланты создавать нельзя, но можно и нужно создавать среду для их проявления и роста».

                                                                                              Г.Г.Нейгауз.

Этими мудрыми словами я руководствуюсь в своей работе. Музыке необходимо учить в раннем возрасте всех детей независимо от того, откроется ли в ребенке к шести годам музыкальная одаренность. Именно в этом возрасте легче всего  приобщить ребенка к музыке, чтобы она стала близкой и понятной ему на всю жизнь. Ведь в 6 лет ребенок не только начинает познавать то, что его окружает, но испытывает желание подражать пробовать свои силы во всем, что он накопил и воспринял. В своей работе я обращаюсь прежде всего к педагогам и родителям, кто согласен со мной, что не следует бояться отнимать детство у ребенка (как это считают другие), к тем кто понимает преимущество обучения с дошкольного возраста, и конечно , к тем, кто искренне любит музыку и уверен в ее необходимости для каждого человека.

Очень важно, и это пожалуй, наиболее трудно, - вводить  занятия музыкой в жизнь ребенка естественным путем, нисколько не отрывая его от привычной детской жизни и тем более не вытесняя из детского бытия ничего, что кажется ребенку приятным и необходимым. Трудовые обязанности ребенок узнает позже, в положенный срок , а сначала я открываю ему чудесную, загадочную страну музыки, помогаю полюбить ее.

Я считаю, что большую роль в обучении ребенка музицированию играет домашнее окружение. Счастлив тот ребенок, у которого есть родные, горящие энтузиазмом, не смотря на собственную загруженность работой, стремящие помочь своему ребенку, преодолеть встретившиеся затруднения. Мама, папа, бабушка если они любят музыку и любят ребенка, могут стать незаменимыми помощниками в деле обучения. Только с такой помощью музыка становится для ребенка самой жизнью, а не одним из занятий. В своей работе я часто привлекаю родителей. Ребенок постепенно привыкает к ответственному выполнению для него работы под непосредственным контролем взрослого. Ребенок гордится тем, что он уже как взрослый выполняет домашнее задание. Устраивая родительские собрания, я объясняю родителям в чем преимущество состоит игры на музыкальных инструментах. Приглашаю их на индивидуальные занятия, где каждый может увидеть своего ребенка в другом ракурсе. Очень ярко проявили себя ребята в игре на детских музыкальных инструментах во время утренника 8 Марта. Они подготовили для мам и бабушек  большой праздничный концерт. В программу были включены выступления детского оркестра и индивидуальная игра на фортепиано. Мамы, не раз слышавшие игру своих детей, в этот день по особому восприняли ее, как музыкальный подарок. Поэтому считаю, что игра в ансамбле, а так же индивидуальное музицирование на праздниках играет немаловажную роль. После таких праздников ребята долго живут впечатлениями от него, вспоминают и повторяют понравившиеся им выступления.

Помимо этого работа с родителями по данному вопросу не завершена и планируется следующим образом:

  • Проведение консультаций по теме: « Значение музицирования в жизни ребенка».
  • Проведение ряда открытых мероприятий для родителей.
  • Организация беседы за круглым столом.
  • Оформление и размещение в уголке для родителей папки – передвижки «советы юному музыканту».
  • Проведение родительского собрания с выступлением детей.

(вариативность форм работы с родителями см. приложение № 6)

Опираясь на результаты диагностики за прошедшие годы в данном направлении, на результаты контрольных занятий текущего года, можно сделать следующие выводы :  

  • Повысился уровень музыкального развития детей.
  • Повысилась творческая активность, инициатива.
  • Улучшились приемы звукоизвлечения на различных музыкальных инструментах.
  • Закреплен навык игры на фортепиано.
  • Дети овладели нотной грамотой.

 Моя система работы является адаптированной и модифицированной. Она приспособлена к условиям работы детского сада. Я применяю комплексный подход в выборе традиционных и нетрадиционных методов и форм работы. Особенность моей системы состоит в том, что она предназначена для обучения категории всех детей в детском саду. Наряду с общими целями формирования музыкальной культуры и приобретение исполнительских навыков , главной целью системы по обучению музицированию детей является развитие их творческих способностей. Эффективность реализации цели, развития творческих способностей  детей, определяется выбором четкой методической последовательности учебного процесса и согласованности мер педагогического воздействия с индивидуальными особенностями каждого ребенка.

Моя система работы предполагает использование таких методов и форм музыкального воспитания, которые носят развивающий характер, побуждают детей к проявлению творческой активности, но наряду с этим предусматриваются конкретные задачи, требования, репертуар и ожидаемый результат на каждом этапе обучения. Этапы определены в соответствии с возрастом и годами обучения.

В своей работе я  использую два основных метода:

  • метод активизации творческих проявлений, подразумевающий направляемое педагогом детское творчество, создание ситуаций для него;
  • метод моделирования музыкального языка, позволяющий показать и дать почувствовать ребенку ритмические и звуковысотные отношения, динамику, тембр, форму, фактуру. (подробно см. приложение № 7)

Взаимодействие с дошкольниками строится посредством использования приемов  побуждения, предложения, совместного поиска, наблюдения, помощи.

Обучение элементарному музицированию осуществляется в следующей последовательности:

  • хлопки, движения под музыку (притопы, шлепки);
  • ознакомление со звучащими самодельными и орфовскими инструментами;
  • творческое исследование тембро-динамических возможностей орфовских и самодельных инструментов с помощью таких приемов: показ педагога («дирижер»); импровизационная игра детей; вопросы, стимулирующие к изобретательности («Как еще можно поиграть на инструменте?»);  свободный обмен инструментами по желанию детей;
  • разучивание музыкальных произведений с опорой на музыкально-слуховые представления дошкольников о средствах выразительности (создана система упражнений, направленных на освоение ребенком за инструментом каждого из средств музыкального языка);
  • формирование представления о мажорном и минорном ладах, их выразительных возможностях.

Эффективным средством привлечения детей к элементарному музицированию и развития у них умения импровизировать являются игры: «Я маленький композитор», «Эхо», «Тутти-фрутти», речевая интонационная игра с инструментами «Осенины, осенины»,  импровизационно-двигательная игра «Веселые шляпы» и др.; озвучивание фольклорных произведений, стихотворений, сказок, потешек, дразнилок, считалок, песен

Обучение элементарному музицированию осуществляется в разных формах работы:

  • на занятиях кружка «Музицирование на орфовских инструментах»;
  • частично на разных видах музыкальных занятий;
  • в музыкально-дидактических играх;
  • в индивидуальной и самостоятельной музыкально-эстетической деятельности.

(подробно см. приложение № 8)

  БИБЛИОГРАФИЯ.

  1. А.Артоболевская « Первая встреча с музыкой», 1989г.
  2. Ю.Б. Алиев « Методика музыкального воспитания детей от датского сада до

            начальной школы», 1998г.

  1. С. Бублей « Детский оркестр», 1989г.
  2. Н.А. Ветлугина « Музыкальный букварь», 1989г.
  3. Л.Н. Комисарова « Наглядные средства в музыкальном воспитании

            дошкольников», 1986г.

  1. Н.Г.Кононова « Обучение дошкольников игре на детских музыкальных    

           инструментах», 1990г.

  1. Н. Кончаловская « Нотная азбука»,1978г.
  2. Н.А.Метлов « Музыка – детям», 1985г.
  3. О.П.Радынова « Музыкальное воспитание»,1998г.
  4. Л.А.Барейбойм « Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа»,1978 г.
  5. Видмер М. «Музыка - танец - игра. Модель художественно ориентированной

          “педагогики многообразия”,  журнал  «Вестник педагогического общества  

            Карла Орфа», №11, 2002.

  1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании /Е. А. Медведева и

           др.- М., 2001.

  1. Журнал « Музыкальный руководитель» № 3 за 2004г.
  2. Т. Лучкер «Карл Орф – грани таланта», газета «Детский сад со всех сторон»                        

           №3, 2002 г.

  1. Т. Лучкер «Музыкальный Букварь», газета «Детский сад со всех сторон»                        

           №3, 2002 г.

  1. В. Ильин «Тихая песня о главном», газета «Детский сад со всех сторон»                        

            № 17, 2002 г.

  1. Л. Филякина «Ритмы и мелодика», газета «Детский сад со всех сторон»                        

           № 46, 2003 г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Совершенствование физических качеств, развитие творческих способностей старших дошкольников посредством использования нетрадиционного физкультурного оборудования"

В опыте работы предложены возможности использования нетрадиционного физкультурного оборудования для совершенствования физических качеств и развития творческих способностей старших дошкольников. Матери...

Опыт работы "Совершенствование физических качеств, развитие творческих способностей старших дошкольников посредством использования нетрадиционного физкультурного оборудования"

Данный опыт посвящен повышению интереса старших дошкольников к непосредственно образовательной деятельности, сохранению и укреплению здоровья детей, развитию их физических качеств и выработки у них ус...

Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством техники росписи ткани - батик

планирование работы со старшими дошкольниками по росписи ткани - батик...

Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством художественно-продуктивной деятельности

Данный материал на тему "Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством художественно-продуктивной деятельности" использовался на методическом объединении воспитателей.Презентация с...

«Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством техники оригами» (из опыта работы)

Как быстро летит время. И наши дети почти на пороге школы.Согласно ФГОС  ДО,  у выпускника  детского  сада  к  поступлению  в  школу должны  быть...